Государственное устройство стран Южной Европы и электоральные предпочтения населения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Португалия

Является парламентской республикой, роль президента в основном представительская. Правительство возглавляет премьер-министр, который, как правило, является лидером победившей на парламентских выборах пар-тии. Президент избирается на 5 лет, парламент – на 4 года.

Современная политическая система Португалии является следстви-ем «Революции гвоздик» — антифашистского переворота младшего и сред-него офицерства (Движение вооружённых сил) 25 апреля 1974 года, пере-росшего в демократическую революцию с активным участием леворадикаль-ных сил. «Революция гвоздик» свергла преемника Салазара Марселу Каэта-ну, открыла дорогу для предоставления независимости колониям Португалии (Ангола, Мозамбик, Восточный Тимор, Сан-Томе и Принсипи) и покончила с корпоратистским режимом «Нового государства».

На смену ему пришла новая Конституция Португалии 25 апреля 1976 года, провозгласившая Португалию не только демократической, но и социа-листической, республикой и ставившая целью достижение бесклассового общества. Впоследствии положения конституции неоднократно пересматри-вались (в том числе по требованию Европейского союза, членом которого Португалия является с 1986 года).

В Португалии действует многопартийная система. Однако основная политическая борьба происходит между двумя партия-ми: Социалистической (левоцентристской, 73 мандата на парламентских вы-борах 2011) и Социал-демократической (вопреки названию, правоцентрист-ской, 105 мандатов на парламентских выборах 2011). Союзником последней выступает Социально-демократический центр / Народная партия.

Заметно присутствие левых политических сил, также представленных в парламенте — Португальской коммунистической партии, состоящей в изби-рательной коалиции с Партией Зелёных, и Левого блока, образованного в ре-зультате объединения троцкистской Революционной социалистической пар-тии и экс-маоистского Народного демократического союза.

До 1976 территория Португалии была разделена на провинции. После административной реформы территория Континентальной Португа-лии разделена на 18 округов («диштриту»), которые делятся на 308 муници-пальных районов («конселью»), состоящих из приходов («фрегезия»). Ост-ровные территории (Азорские острова и Мадейра) имеют статус автономных регионов.

Около 94 % населения страны исповедует католицизм. Церковь отде-лена от государства, то есть, в частности, не получает никакой прямой фи-нансовой поддержки. Протестанты составляют около 1 % населения. В Лис-сабоне и в Порту есть иудейские общины, которые насчитывают в сумме примерно 200 тыс. жителей. По данным опросов, около 4,5 % считают себя атеистами.

Член НАТО (с 1949), ООН (с 1955), ОЭСР (с 1961), ЕС (с 1 янва-ря 1986), Содружества португалоязычных стран (с 1996). Входит

в Шенгенскую зону и зону евро. Участвует в Иберо-американских Самми-тах с 1991 года.

С XIV века особые, тесные отношения с Великобританией.

В северной Атлантике

Мадейра — c 1418

Азорские острова — c 1427

Гренландия (сейчас автономия Дании) — 1499—1500, претензии до 1535

Земля Корте-Реал — 1501-? (сейчас часть Канады)

Терра Нова (Ньюфаундленд) — 1501-?

Лабрадор — 1499—1500

Новая Шотландия — 1519-?

В Латинской Америке

Бразилия — 1500—1822

поселения в Уругвае

Сисплатина — 1808—1827

Колония-дель-Сакраменто — 1680—1777

Французская Гвиана — оккупация 1809—1817

Барбадос — 1536-?

В Африке

Западная Африка

эксклавы в Марокко: Сеута — 1415—1640; Танжер — 1471—1662; Агуш (Суира-Гедима) 1506—1525; Алказер-Кебир (Эль-Ксар-эль-Кебир) 1458—1550; Арзила (Асила) 1471—1550; 1577—1589; Азамор (Аземмур) 1513—1541; Мазаган (Эль-Джадида) 1485—1550; 1506—1769; Могадор (Эс-Сувейра) 1506—1525; Уадан — 1487 — середина XVI века; Сафин (Сафи) 1488—1541; Крепость Святого Креста мыса Ге (Агадир) 1505—1769

Аргуин, (ныне часть Мавритании) — 1455—1633

Зигиншор (сейчас в Сенегале) — 1645—1888

Португальский Золотой Берег (ныне Гана) — 1482—1642 Аккра — 1557—1578 Эльмина — 1482—1637

Крепость Иоанна Крестителя Ажуда (сейчас часть горо-да Уида, Бенин) — 1680—1961 Острова Зелёного мыса (сейчас Кабо-Верде) — 1462—1975 Португальская Гвинея (сейчас Гвинея-Бисау) — 1879—1974

Кашеу — 1640—1974 Бисау — 1687—1974

Экваториальная и Восточная Африка Португальская Западная Африка (Ангола) — 1575—1975 Португальское Конго (Кабинда) — сейчас эксклав Анголы — 1883—1975 Ферна́ндо-По́ и Аннобон (сейчас части Экваториальной Гвинеи) — 1474—1778 Сан-Томе и Принсипи — 1753—1975 Сан-Томе — 1470—1641; 1648—1975 Принсипи — 1500—1975 Остров Святой Елены — 1502—1659 Португальская Восточная Африка (сейчас Мозамбик) — 1498—1975 южная часть Мадагаскара — 1496—1550

Острова Святого Лаврентия — форпост 1498—1540 форпост на Маскаренских островах — 1498—1540 поселения в Кении: Малинди — оккупация 1500—1630; Момбаса — 1593—1729 поселения в нынешней Танзании: Килоа (сейчас Килва-Кисивани, Тан-зания) — 1505—1512; Занзибар — 1503—1698.

В Азии

Аравия и Персидский залив Аден (сейчас часть Йемена) — 1516—1538 Сокотра (сейчас часть Йемена) — 1506—1511 Бахрейн (Al Muharraq и Манама) — 1521—1602

Тарут — 1521?-1551? Жулфар (Рас эль-Хайма, сейчас часть ОАЭ) — 1515—1633? Либедиа (Бидья)) — 1623—1646? Хор Факкан (сейчас эксклав Шарджи, ОАЭ) — 1620-? Калба (сейчас эксклав Шарджи, ОАЭ) — 1624-?

Дибба-Аль-Хисн (сейчас эксклав Шарджи, ОАЭ) — 1624—1648

Курийят — 1515—1648

Bandar-e Kong — 1624?-? Al-Qatif/Qateef (сейчас частьСаудовской Аравии) — 1521—1529? Оман — 1508—1648 Маскат — 1515—1650 Сохар — 1507—1643

Qalhat/Galhat — 1515-?

Barka — 1515-?

Muttrah/Matrah — 1588—1648

As Sib — 1621?-?

Khasab — 1623-?

Madha — 1624-? опорные пункты в Персии: Gamru/Bandar Abbas — 1506—1615; Ор-муз — 1515—1622; Кешм — 1621—1622 Португальская Индия Гоа — 1510—1962 Диу — 1535—1962 Даман — 1559—1962 Бомбей/Мумбаи — 1534—1661 Каликут/Кожикоде — 1512—1525 Кочин/Kochi — 1500—1663 Лаккадивские острова (Лакшадвип) — 1498—1545

Baçaim/Vasai — 1535—1739

Cambay/Khambhat

Cannanore — 1502—1663

Chaul — 1521—1740

Chittagong — 1528—1666

Cranganore — 1536—1662

Dadra — 1779—1954

Hughli — 1579—1632

Nagar Haveli — 1779—1954

Machilipatnam/Masulipatnam — 1598—1610

Mangalore — 1568—1659

Negapatam/Nagapattinam — 1507—1657

Pulicat/Paliacate — 1518—1610

Coulão/Quilon — 1502—1661

Salsette — 1534—1737

São Tomé de Meliapore — 1523—1662; 1687—1749

Surat — 1540—1612

Tuticorin/Thoothukudi — 1548—1658 Мальдивские острова — 1518—1521; 1558—1573 Цейлон (сейчас Шри-Ланка) — 1597—1656/1658

Юго-Восточная Азия Малакка (сейчас часть Малайзии) — 1511—1641 Португальская Индонезия (ныне части Индонезии) Флорес (остров) — 1520—1636 Молуккские острова — 1522—1605 Макассар (о. Целебес) — 1512—1665 Острова Банда — 1512—1621 Западный Тимор — 1520—1640 Восточный Тимор (сейчас Тимор-Лешти) — 1520—1975 (формально до 1999) поселения в Китае: Макао — 1553—1999; Da João, Lapa, Montanha (ныне Hengqin) — XIX век — 1941; Острова возле Нинбо — 1533—1545 Децима/Дэдзима (сейчас часть Нагасаки, Япония) — 1571—1639

Греция

Унитарное государство, состоящее из 13 административных единиц – областей (Афон – самоуправление). В 1983 г. законодательно установлено, что вопросами местного значения ведают советы, избираемые населением путем прямых выборов.

По конституции 1975 г. в Греции существует парламентская форма правления. Главой правительства является премьер-министр – руководитель партии, имеющей большинство мест в парламенте. Правительство во главе с премьер-министром ответственно перед парламентом.

Законодательная власть принадлежит Палате депутатов, однопалатно-му представительному органу, который избирается путем всеобщих прямых выборов сроком на 4 года. В состав Палаты депутатов входит не менее 200 и не более 300 человек. Собирается палата один раз в год на очередную сес-сию, которая длится не менее 5 месяцев. В целях подготовки и изучения за-конопроектов и законодательных предложений в начале каждой сессии она образует из своих членов парламентские комиссии. Законодательная дея-тельность осуществляется в ходе пленарных заседаний.

Хотя допускается рассмотрение и принятие части законопроектов на секциях, число которых не может превышать 2. То, какие законопроекты мо-гут быть приняты на пленарном заседании, а какие передаются на рассмотре-ние секций, определяет Конституция. Президент должен ратифицировать за-конопроекты, принимаемые Парламентом, а президентское вето может быть преодолено (признано недействительным) абсолютным большинством голо-сов общего числа депутатов.

Глава государства – президент, который избирается парламентом сро-ком на пять лет и может быть переизбран еще на один срок. Президент наде-лен полномочиями объявлять войну и заключать договоры с другими стра-нами. Он назначает премьер-министра и по рекомендации последнего – дру-гих членов правительства. Президент может созывать специальные заседания парламента и распускать его по представлению правительства или по согла-сию Совета республики. В состав Совета входят премьер-министр, глава пар-ламентской оппозиции, спикер парламента и бывшие премьер-министры и президенты демократически избранных правительств.

Серия поправок, лишивших Президента ряда важных полномочий, бы-ла принята в марте 1986 г. Среди них было и право смещать Премьер-министра. Теперь распустить Парламент он может только в том случае, если отставка двух правительств подряд показывает отсутствие политической ста-бильности. Право провозглашать чрезвычайное положение передано Парла-менту.

Правительством осуществляется исполнительная власть, представлен-ная Премьер-министром и министрами (один или несколько из них могут быть назначены вице-премьерами). Правительство формируется партией, по-лучившей большинство мест в Парламенте. Премьер-министром становится лидер этой партии. В течение 15 дней с того момента, как он принесет прися-

гу, Правительство должно поставить вопрос о доверии перед Парламентом. Палата депутатов вправе «взять обратно свое доверие» Правительству или одному из его членов. Резолюция порицания может вноситься только через 6 месяцев после отклонения Палатой предшествующей резолюции. Резолюция порицания должна быть подписана по меньшей мере 1/6 частью депутатов.

Правительство проводит общую политику государства в соответствии с Конституцией и законами. Согласно положениям законов об ответственности министров, члены Совета министров и государственные секретари несут от-ветственность за упущения, совершенные при выполнении своих функций. Система органов власти в Греции основана на принципе децентрализации. Существуют органы местных властей первого и второго уровня и региональ-ная администрация. Местные власти первого уровня состоят из муниципали-тетов и общин, которые несут ответственность за решение местных вопро-сов. Общее число общин и муниципалитетов – менее 1000. Второй уровень местного управления – 51 префектура, возглавляемая префектурными сове-тами и префектами, которые с 1994 г. избираются непосредственно гражда-нами. Местные власти второго уровня решают более общие вопросы.

Тринадцатью регионами управляют генеральные секретари, которых назначает правительство. Генеральные секретари являются представителями правительства. Они поддерживают центральные государственные функции и службы, а также помогают правительству в разработке региональной поли-тики развития.

На политическом Олимпе современной Греции доминируют, по суще-ству, две большие партии, а именно ПАСОК (основано Андреасом Па-пандреу в 1974, председатель – Костандинос Симитис) и «Новая демократия» (основана Константиносом Караманлисом в 1974, председатель – Костас Ка-раманлис), которая является основной правой партией. Другие партии, пред-ставленные в греческом парламенте, – ККЕ (Коммунистическая партия Гре-ции председатель – Алека Папарига) и Сиаспизмос (Коалиция левых, предсе-датель – Николаос Констандопулос).

В 1967–1974 гг. деятельность политических партий в Греции была за-прещена, новые партии сформировались только после возвращения граждан-ского правительства к власти в 1974 г. После введения новой Конституции сложились две основные партии, сплоченные внутренней дисциплиной. Бла-годаря модифицированному принципу пропорционального представитель-ства они последовательно сменяют друг друга у власти. Влияние мелких пар-тий существенно ограничено.

В условиях подготовки к парламентским выборам после падения воен-ной диктатуры 3 сентября 1974 г было образовано Всегреческое социалисти-ческое движение (ВСД). Ее создатель Андреас Папандреу (сын бывшего премьер-министра, центриста Г.Папандреу) возглавлял в период диктатуры эмигрантское леворадикальное Всегреческое освободительное движение. ВСД выступило за участие трудящихся в управлении производством, повы-шение роли профсоюзов и местного самоуправления, за национализацию ве-дущих отраслей экономики. В области внешней политики социалисты требо-

вали выхода из НАТО, ликвидации американских военных баз. Небольшой процент голосов (14% голосов) на выборах 1974 г. дало ВСД возможность занять лишь третье место среди греческих партий. Но уже в 1981 г. социали-сты выиграли выборы (48% голосов и 172 места из 300). Андреас Папандреу возглавил греческое правительство.

Оказавшись у власти, ВСД стало проводить гораздо более умеренную политику, чем это следовало из его программных обещаний. Оно не настаи-вало больше на выходе из НАТО и Европейского Сообщества, отказалось от проведения широкой национализации. В целом, проведенные ею реформы не выходили за рамки социал-демократической политики.

Во второй половине 1980-х годов в стране произошло значительное ухудшение социально-экономической ситуации. Также удар по популярности ВСД нанесли многочисленные финансовые скандалы и обвинения в корруп-ции. Последовательно проиграв выборы в июне и ноябре 1989 г., в апреле 1993 г. (39–41% голосов) партия перешла в оппозицию.

Социалисты вернулись к власти в октябре 1993 г. в результате досроч-ных выборов. Теперь А. Папандреу проводил более умеренную политику, сочетая экономическую приватизацию с попытками сохранить элементы бла-госостояния. В 1996 тяжело больного Папандреу сменил на посту премьер-министра молодой технократ Константинос (Костас) Симитис. После смерти Папандреу Симитис встал также во главе партии ВСД. Социалистам удалось выиграть и последующие выборы: в 1996 они собрали 41,5% голосов (162 места), а в 2000 – 43,8% (158 мест).

Консервативная партия «Новая демократия» (НД) создана 4 октября 1974 г. на базе Национально-радикального союза. Являясь по существу пра-вой партией, тесно связанной с верхушкой имущих слоев страны, НД высту-пила за широкое развитие частной инициативы. В программных документах НД провозглашается приверженность свободной рыночной экономике, «ра-дикальный либерализм».

Одновременно она заявляла о необходимости контроля со стороны гос-ударства, прежде всего, за деятельностью монополий, и более равномерного распределения общественных благ. В области внешней политики НД провоз-глашала «органическую принадлежность Греции демократическому Западу», стремилась к развитию отношений с США и быстрейшему вступлению стра-ны в Европейское Сообщество. С марта 1997 г. лидер партии - К. Караманлис (племянник основателя НД). На выборах в апреле 2000 г. НД набрала 42,7% голосов и, получив 125 из 300 мест, осталась в оппозиции.

Коммунистическая партия Греции (КПП) - создана в 1918 г. В 1947-74 гг. находилась на нелегальном положении. В июле 1991 г. в партии произо-шел раскол, из нее вышло обновленческое крыло. В 1993 за коммунистов проголосовали 4,5%, в 1996 – 5,6%, а в 2000 – 5,5% избирателей. Партия име-ет 11 мест в парламенте.

Коалиция левых и прогрессивных сил (КЛПС) образована в 1989 г. на основе сотрудничества КПГ и ЭАР (Греческая левая партия). После выхода из нее Коммунистической партии Греции. Коалицией было принято решение

о преобразовании в единую партию левых сил. На выборах 1993 г. коалиция собрала 3% голосов, в 1996 – 5%, в 2000 – 3,2%.

Демократическое социалистическое движение (ДИККИ) – откололось от ВСД в 1995 г., занимает более левые позиции и провозглашает свою при-верженность «подлинным социалистическим ценностям». На выборах 1996, возглавленная Димитрисом Цовопасом, получила 4,4% голосов, в 2000 – 2,7% голосов.

Кроме основных, в Греции существуют также следующие партии и движения: «Политическая весна» (правая, откололась в 1993 г. от Новой де-мократии), Фронт радикальной левой (объединил партию «Новая левая» и троцкистскую Революционную рабочую партию; 0,1% голосов на выборах 2000), Экологическая альтернатива (зеленые), Воинствующая социалистиче-ская партия Греции (откололась от ВСД), Народный православный собор (ЛАОС) - правая националистическая партия, основана в 2000 г. Председа-тель - Г. Карадзаферис. По итогам состоявшихся в 2004 г. евровыборов лидер партии получил мандат евродепутата.

Профсоюзные объединения Греции: Всегреческое боевое профсоюзное движение трудящихся (ПАСКЕ), Единое профсоюзное боевое движение (ЭСАК), Демократическое боевое движение трудящихся (ДАКЕ). Большин-ство профобъединений входит во Всеобщую конфедерацию трудящихся Гре-ции (ВКТГ).

Мальта

Мальта — парламентская республика. Конституция Мальты принята в 1964 году с последующими поправками. Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из Президента и Палаты пред-ставителей, которая состоит из 69 депутатов. Члены избираются всеобщим голосованием на основе пропорционального представительства на 5 лет. Гла-ва государства — Президент. Исполнительная власть осуществляется прави-тельством во главе с Премьер-министром.

Политические партии и профсоюзы

Лейбористская партия Мальты — правящая партия, основанная в 1920 году.

Националистическая партия Мальты — основана в 1924 году.

Лейбористская и Националистическая являются двумя крупнейшими партиями Мальты и активно конкурируют за голоса избирателей на выборах в парламент. Остальные партии гораздо мельче и не представлены в парла-менте:

Прогрессивно-конституционная партия, основана в 1953 году.

Мальтийская партия центра, основана в 1961 году (до 1971 го-да называлась Христианско-рабочая партия).

Коммунистическая партия Мальты, основана в 1969 году.

Функционируют 40 профсоюзов, из них 28 входят в профсоюз неква-лифицированных рабочих. Крупнейшее профсоюзное объединение — Кон-федерация профсоюзов Мальты, основана в 1958 году.

Внешняя политика

В течение нескольких лет после обретения независимости (в 1964 го-ду) Мальта проводила политику тесного сотрудничества с Великобританией и другими странами НАТО. После побе-ды Лейбористской партии по её указанию был закрыт офис НАТО на Мальте, а также были прекращены походы Шестого флота США в страну. С 1992 от-ношения с НАТО возобновились. В 2004 Мальта стала членом ЕС.

Мальта является активным участником ООН, Содружества наций, Со-вета Европы, ОБСЕ и ряда других международных организаций.

В 1993 году Мальта была разделена на 68 местных советов (муниципа-литетов). Эти 68 местных советов являются основной формой местного са-моуправления и нет промежуточного уровня между местными советами и национальным правительством. Уровни в 6 округов (5 на главном острове) и в 3 региона (2 на главном острове) применяются в статистических целях

Основными языками Мальты являются мальтийский и английский, до-вольно широко распространён также итальянский.

Подавляющее большинство составляют мальтийцы (95,7 %), домини-рующая религия — католицизм (97,3 %).

Мальта, находясь между Африкой и Европой, является мостом для не-легальных иммигрантов. В последнее время количество африканского насе-

ления стремительно растёт наряду с другими иммигрантами (ливийцами, египтянами, марокканцами).

Мальта также является популярным местом эмиграции для пенсионе-ров из Великобритании и других европейских стран.

Пятая часть браков на Мальте в период с начала 2001 года по июнь 2006 года была зарегистрирована между мальтийцами и иностранными граж-данами. Из них первое место (22 %) занимают браки с россиянами: 140 маль-тийских мужчин взяли в жёны российских девушек, а 6 мальтиек вышли за-муж за россиян. Второе место занимают браки с марокканками, третье — с британками.

Сепаратизм в Южной Европе.

Успех движения за независимость и сила сепаратистских движений в целом сопровождаются серьёзными потрясениями в европейском геополитическом порядке. Подобные потрясения и следом за ними перекройки границ за последние сто пятьдесят лет, замечает аналитик, имело место каждые два-три поколения. Он выделяет здесь изменения в европейском балансе сил, вызванном объединением Бисмарком Германии и падением Османской империи, что привело в движение процессы, которые в 1878 году позволили небольшим странам, таким как Болгария, Сербия и Черногория, получить международное признание на Берлинском конгрессе. Движение басков в Испании превосходит по размаху любую сепаратистскую деятельность в Италии. Спектр баскского сепаратизма очень широк, объединяя политические силы от крайне правых до крайне левых.

Это связано с историей.

В XIX веке в Испании шла борьба между карлистами (абсолютистами) и либералами. Поскольку либералы стремились к униформизации страны, парадоксальным образом получилось так, что именно абсолютисты защищали старинные привилегии басков, Каталонии и других земель Испании. Поэтому баски поддержали карлистов и после того, как карлизм ушёл в небытие (а это произошло лишь в ХХ в.), правая часть баскского национального движения унаследовала от него тесные связи с католическим духовенством. Левая часть баскского политического спектра возникла в городах, ставших в начале ХХ в. индустриальными центрами — в первую очередь из Бильбао. Именно благодаря своему левому крылу баскские националисты, известные также как аберцале, выступили в Гражданскую войну на стороне Республики. А в 50-е гг. была создана печально знаменитая баскская террористическая организация ЭТА, в результате деятельности которой погибло больше 800 человек.

Страна Басков получила автономию лишь в 1978 г., после смерти Франко. Автономия эта очень широка — например, Страна Басков имеет свои полицейские силы, известные как эрзайнца. Однако среди них столь велик процент сочувствующих террористам, что МВД Испании не допускает их к базам данных Интерпола. В настоящее время ЭТА, как и многие другие нелегальные организации, продолжают действовать. Визитная карточка баскских аберцале — городские погромы (кале боррока) с разбиванием витрин, поджогом машин и нападениями на полицию. Существует также множество организаций, балансирующих на грани легальности и нелегальности. Некоторые из них — например, Батасуна — были запрещены, поскольку воспринимались как легальное крыло ЭТА.

В Испании, где традиционно очень значимо понятие «чистоты крови», баски, считающиеся потомками доиндоевропейского населения Европы, автоматически оказываются «самыми чистокровными».

Кроме Страны Басков, баски претендуют также на Наварру и два французских департамента. В Наварре, однако, они составляют не более трети населения, а баскская партия набрала в области 23%.

Баскские сепаратисты по-разному восприняли косовскую независимость. Если правые баски радостно поддержали косоваров, то левые баски заклеймили признание Косово как фальшивое и фашистское.

В Каталонии по этому вопросу царило большее единодушие. Каталонское правительство единодушно поддержало независимость Косово и потребовало признания его от Испании.

В настоящий момент Каталония — самая высокоразвитая провинция Испании, что дополнительно влияет на популярность идей о независимости, которые разделяет около трети населения (около половины населения — против). Каталонский язык понемногу оттесняет испанский на задний план. Однако каталонское движение куда более мирное, чем баскское — в настоящий момент каталонских террористических организаций нет.

Как и движение басков, каталонское уходит своими корнями в Средневековье. В настоящее время идёт смена научных доктрин — пишутся новые серьёзные труды, в которых полностью пересматривается история Пиренейского полуострова. Каталонская цивилизация рассматривается как равноправная кастильской, но угнетённая тираническими соседями. В монографиях речь идёт о каталонской дуге — от Валенсии до Сицилии. Однако каталонские националисты не претендуют на все эти земли. Их претензии простираются на «Каталонские страны» — земли собственно Каталонии, Валенсии, некоторых пограничных районов Арагона. где говорят по-каталонски, Северной Каталонии, то есть французского Руссильона, а также на Балеарские острова и город Альгер на Сардинии, где до сих пор говорят на каталонском диалекте.

В «Каталонских странах» эти идеи воспринимаются по-разному. Если на Балеарских островах их в целом разделяют (хотя в 70-е гг. существовало движение, призывавшее к независимости Балеарских островов), то в Валенсии каталонские притязания вызывают возмущение. Постоянные стычки между каталонскими и валенсийскими политиками привели к тому, что когда испанское правительство издало текст Европейской Конституции для референдума, то он был опубликован на испанском языке и языках автономных регионов: галисийском, баскском, каталонском и валенсийском. При этом переводы на каталонский и валенсийский языки были идентичными, но в начале одного было написано «каталонский язык», а в начале другого — «валенсийский».

Других серьёзных сепаратистских движений в Испании нет — а вот автономистские есть практически в каждом регионе.

Самое серьёзное из них — безусловно, галисийское. Интересно оно тем, что претендует на генетическое родство с кельтским миром — ещё более последовательно, чем Падания. Несмотря на то, что говорят галисийцы на романском языке, они участвуют во всех манифестациях, посвящённых кельтской культуре. Идёт активное развитие галисийского языка и самосознания. Многие приходят к выводу, что северные португальцы им ближе, чем испанцы. Действительно, культура Северной Португалии, как и галисийская, созвучна кельтскому миру. Вместе с тем за отделение от Испании выступает не более 1% галисийцев.

Региональные движения в Арагоне и Астурии сводятся к попыткам вновь заговорить на своих диалектах и осознать свою особость в культурном плане. В пяти кастильских регионах (Кантабрия, Кастилия-и-Леон, Мадрид, Ла-Риоха и Кастилия-ла-Манча) нарастает движение за объединение их в Великую Кастилию, которая могла бы составить монолитное ядро Испании. В Леоне наличествует даже сепаратистское движение, которое призывает к объединению земель средневекового королевства Леон (с присоединением к области Леон Саморы, Саламанки и даже португальской области Браганца). Однако на Астурию леонские сепаратисты не претендуют, хотя она тоже входила в королевство Леон — поскольку они предпочитают не ссориться с астурийцами.

Сильное автономистское движение имеется в Андалусии, где признание автономии Страны Басков и Каталонии вызвало массовые уличные протесты и демонстрации, которые привели, в конце концов, к признанию автономии Андалусии. Однако серьёзного движения за независимость в Андалусии нет.

В конце 70-х гг. существовало заметное сепаратистское движение на Канарских о-вах, которое поддерживалось из Алжира и основывалось на идеях о берберском единстве (большинство населения Канарских о-вов — этнические берберы). Однако в последние двадцать лет это движение никакой поддержкой среди местного населения не пользуется.

Испания претендует на Гибралтар, который с XVIII в. принадлежит Великобритании. Однако гибралтарцы большинством свыше 90% отвергли не только передачу Гибралтара Испании, но даже совместный англо-испанский сюзеренитет над спорной территорией. В свою очередь, Марокко претендует на испанские анклавы Сеуту и Мелилью, которые тоже предпочитают оставаться под испанской властью. Наконец, существует неразрешённый конфликт между Испанией и Португалией из-за города Оливенса, захваченного испанцами в эпоху наполеоновских войн. Впрочем, с момента вступления обеих государств в Евросоюз и Шенгенское пространство вопрос о принадлежности г. Оливенса потерял былую актуальность.

В течение двух последних десятилетий некоторые регионы Южной Европы часто становились наиболее опасными очагами напряженности на нашем континенте. Недавний глобальный финансовый кризис, с его первоначальным эпицентром в США, вызвал особенно глубокие экономические и социальные проблемы в ряде средиземноморских стран — членов ЕС и стал угрозой для евро, весьма заметного и важного символа европейской интеграции. Политические кризисы, социальные потрясения, вооруженное насилие и войны в Северной Африке и на Ближнем Востоке привели к увеличению притока в Европу из Северной Африки беженцев и людей, ищущих работу. К этому добавились многолетняя напряженность и конфликты в средиземноморском регионе Южной Европы. Это, в свою очередь, отрицательно повлияло на социальную стабильность и политический климат в балканских странах. Последовавшая затем политическая напряженность внутри государств — членов ЕС поставила под угрозу и работу Шенгенской системы — также одного из важнейших институтов европейской интеграции.

В отличие от 1990-1991 годов, потенциальные очаги напряженности в регионе Западных Балкан сегодня находятся под контролем международных наблюдателей, состоящих из миротворцев, иностранных войск, гражданского контроля, а два места де-факто являются протекторатами. Кроме того, страны региона получают значительную финансовую помощь и кредиты для своего развития. Существует также сеть вышеупомянутых региональных схем сотрудничества, в том числе по вопросам безопасности и обороны. Все это дает основания для умеренно оптимистичных ожиданий, что однажды Балканы станут зоной демократии, процветания и стабильности, а не регионом, потенциально опасным для всей Европы.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 473.