Существующиеподходыкполитико-географическомурайонированиютерриторииЕвропы.Сложности,связанныесрайонированием
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Простейшийвидполитико-географическойструктурыгосударствапредставленадминистративно-территориальнымделением(АТД),котороеформируетсяэволюционно,подвоздействиеммножествафакторов-этнических,конфессиональных,исторических,экономических.АТДестьулюбогогосударства,дажекарликовыегосударстваимеютадминистративноеделение.Темболее,самыебольшиестраныотличаютсяхорошоразработаннойсеткойАТД,имеющейдавнююисторию.

Существуют различные типы политических районов. Гомогенные (“обычные”) районы выделяются с помощью анализа распространения одной политической характеристики или явления. По определению они однородны. Это могут быть ареалы преимущественного голосования за определенную партию или районы с разной степенью популярности этой партии.

Синтетические районывыделяются через целую систему признаков. При их выделении во внимание принимается множество параметров, из которых выводится синтетическая качественная характеристика. Например, это может быть региональная политическая культура, которая определяется с помощью сложного анализа политических процессов и голосований. Этот подход был развит Г.Алмондом и С.Вербой.

Особый подход в районировании позволяет выделять функциональные районы, которые также называют узловыми. В отличие от гомогенных, эти районы могут быть внутренне неоднородными. Однако они характеризуются определенным функциональным единством и внутренней организацией, т.е. представляют собой единую систему со своим центром (центрами) и связями.

Таким образом, есть несколько подходов к политико-географической структуре государства:

а) административно-территориальное деление;

б) государство как группа политических районов, выделяемых по различным признакам (частные примеры - электоральная, геополитическая структуры государства);

в) отдельные районы в пределах государства с особыми политическими явлениями и характеристиками (зоны политических рисков, стратегически важные территории, районы доминирования оппозиционных настроений и т.п.);

г) государство как функциональная система, т.е. совокупность центров и линий коммуникации, представляющих собой его несущую основу.

Вполитико-географическойструктурегосударствазаложенывнутренниепротиворечия.Характернойдлямногихстранпроблемойстановитсярегионализм,“младшийбрат”сепаратизма:административныеединицыстремятсякбольшейавтономии,внихформируютсярегиональныебюрократии,появляютсясобственныелидеры,ихстолицыстановятсяцентрамиполитическойактивности,вкоторыхвыступаютзаобособление,населениетерриторийначинаетпредпочитатьрегиональнуюсамоидентификациюобщенациональной.Регионализмособеннохарактерендлямногонациональныхстран,гдеончастопревращаетсявсепаратизм.Однакоэтоявлениеможетсуществоватьивмононациональныхгосударствах,преждевсеговтех,длякоторыххарактернывнутренниеисторическиеграницыиэтнографическаянеоднородность(так,вХорватиирегиональныедвиженияестьвДалмациииИстрии).

Центральныевласти,естественно,воспринимаютрегионализмкакугрозутерриториальнойцелостностистраны.ИхреакциейчастостановитсяизменениесеткиАТД,целькоторого-подавлениерегионализмачерезуничтожениесамихадминистративныхединиц,тяготеющихкобособлению.Однаизвозможныхтехнологий-введениедробногоАТД,т.е.максимальноеизмельчениеадминистративныхединиц,чтоподразумеваетихослабление,уменьшениеэкономическогопотенциалаиподавлениеамбиций.Используетсяипростоеизменениеадминистративныхграниц,спомощьюкоторого,например,обеспечиваетсячисленноедоминированиегосударствообразующегоэтносавмаксимальномчислерегионовчерезприсоединениеновыхтерриторийсзаведомолояльнымцентрунаселением.Или,напротив,изсоставапотенциально“мятежных”провинций“навсякийслучай”выводятсястратегическиважныерайоны.

Однаковсовременноммирепрямоеподавлениерегионализмавстречаетсявсереже.Многиегосударства,вособенностивЕвропеидутпопутиавтономизациисвоихотдельныхтерриторий.Например,вБельгии,длякоторойхарактерныисторическиепротиворечиямеждуфламандскойиваллонскойобщинами,созданытрирегиональныхправительства-вФламандии,ВаллониииБрюсселе,истранафактическиразделенанатричасти.ТакжевИспаниистарыепровинции,отражавшиепоселенческуюструктуру,сгруппироваливавтономныеобласти,совпадающиесисторическимиобластями(Астурия,Арагон,Андалусияидр.)ирайонамипроживаниянациональныхменьшинств(Каталония,СтранаБасков,Галисия).

Вдругихстранахнеидутпопутитотальногоделениястранынаавтономныерегионыидаютособыеправаотдельнымадминистративнымединицам.РасширенныеполномочияпредоставляютсяотдельнымокраиннымобластямИталии.НаибольшейавтономиейпользуетсяСицилия,правоспециальнойавтономииимеюттакжеСардиния,Трентино-Альто-Адидже(ЮжныйТирольсгерманоязычнымнаселением,котороеещенедавновыступалоссепаратистскимилозунгами),Фриули-Венеция-Джулияифранкоязычная область Валле-д’Аоста.


 

 


ТрадиционныемакрорегионыЕвропы–Средняя(Западная)Европа,СевернаяЕвропа,ЮжнаяЕвропа,ЦентральнаяЕвропа,Центрально-ВосточнаяЕвропа,ВосточнаяЕвропа.Неоднозначностьихвыделениясточкизренияполитическойгеографии.

 

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 214.