Общая характеристика хозяйства Европы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одним из самых важных центров мирового хозяйства является зарубежная Европа. Хозяйство Европы владеет 25% ВВП мира, а также составляет 15% мирового экспорта. Хозяйство Европейского региона очень многосекторное. Так 65% ВВП нематериальная сфера: связь, транспорт, торговля, финансовая деятельность, управление и услуги.

Такие города как Цюрих, Лондон, Франкфурт на Майне являются крупнейшими финансовыми центрами мира. Европа также колыбель мировой промышленности. На производство приходится более 30% ВВП региона. Сельское хозяйство фактически не развито, его доля составляет 5 % от ВВП страны.

Укреплению хозяйства содействует то, что все европейские страны входят в ЕС, а значит - сотрудничают между собой, обмениваются опытом и материально- технической базой, а также проводят совместную внешнюю политику.

Немаловажную роль в укреплении хозяйства играет Европейский Валютный Союз, который существует с 1999 года. Единая валюта, которая введена с 2002 года способствует экономическому процветанию стран.

Промышленность Европы

Около 20% мировой промышленной продукции принадлежит Европе. Ведущая отрасль промышленности машиностроение, оно занимает 35% всей продукции региона, а также 75% экспортируемых товаров. Автомобильная промышленность особенно развита в Германии и Франции.

Значительную долю ВВП составляет химическая промышленность. Великобритания и Германия являются основными центрами производства продуктов химической промышленности. Именно эти страны являются основными конкурентами США мирового лидера химического производства.

В Европе хорошо развито топливо - энергетическое хозяйство. Ведущее место занимает добыча газа, каменного, бурого угля, а также производство энергоресурсов. Львиная доля электроэнергии производится на ТЭС. В Норвегии, Швейцарии и Швеции расположены преимущественно ГЭС, во Франции и странах Прибалтики АЭС.

Черная металлургия особо развита в регионах, имеющих природные запасы сырья Греция, Франция, Италия, Великобритания. Основные центры лесной промышленности Франция, Австрия и Швеция. Легкая промышленность находится на высоком уровне за счет прилива дешевой рабочей силы из стран постсоветского пространства. Основные центры текстильного производства Испания, Италия и Португалия.

Аграрный комплекс

Европа обладает ограниченными ресурсами плодородных земель. Это не позволяет экспортировать товары сельскохозяйственного производства. Уровень продукции сельского хозяйства удовлетворяет только внутренние потребности населения.

Исключением является некоторая продукция животноводства и рыбной промышленности. Так, к примеру, Норвегия, Португалия и Исландия мировые лидеры рыбного экспорта. Европа крупный мировой экспортер молочных продуктов и мяса.

К сожалению, после завершения Второй Мировой войны некоторые развитые отрасли сельского хозяйства пришли в упадок и их не смогли поднять на должный уровень до сих пор.

Великобритания в прошлом крупный производитель шерсти и льна, фактически не изготовляет эту продукцию сегодня.

 

http://udik.com.ua/books/book-316/chapter-11295/

 

24. Относительное территориальное единство Европы не означает отсутствия каких-либо специфических географических районов внутри региона. Различия внутри Европы не столь контрастны, как, например, в Азии, но все же они существуют и позволяют выделить отдельные части, называемые субрегионами.

Наиболее часто встречается деление Европы на две части — Западную и Восточную, причем к последней относят, как правило, все бывшие социалистические страны. Внутри Западной Европы выделяют три специфические территории — Северную, Среднюю и Южную Европу. Отличия субрегионов друг от друга проявляются по-разному. Так, Северная и Южная Европа отличаются спецификой природных условий и ресурсов, особенностями населения. Средняя Европа выделяется масштабами и уровнем развития хозяйства. Восточная Европа имеет много общего в социально-экономическом и политическом развитии. Это самый большой по величине территории и численности населения субрегион, где располагаются такие крупные страны, как Россия и Украина (Понятно, что в этом случае учитывается лишь европейская часть России, включая Урал). Остальные три субрегиона вполне сравнимы по величине территории, но сильно отличаются численностью населения. Эти же данные позволяют сделать вывод о низкой плотности населения на севере и высокой — в средней части. Сравнение экономических показателей с данными о населении дает возможность сказать об относительно низком уровне развития экономики в Восточной Европе. Еще один вывод: хозяйство Восточной Европы имеет ярко выраженный индустриальный характер. Его доля в промышленном производстве в полтора раза больше по сравнению с показателями по валовой продукции. Конечно, экономическая ситуация в Восточной Европе быстро меняется и каждый год вносит определенные коррективы. Значительный спад в экономике, и особенно в промышленности, приводит к уменьшению доли Восточной Европы в европейском индустриальном производстве. Как и в других частях Европы, все большее развитие приобретает нематериальная сфера.

Страны Северной Европы занимают в основном полуостровные и островные территории, при этом их южная оконечность находится примерно на широте Москвы, а северное побережье представляет собой крайний север европейского региона. Жизнь северных стран издавна была тесно связана с морем (вспомните о викингах или норманнах). До сих пор море обеспечивает благополучие северных стран. Моря пока еще богаты рыбой, а на их шельфе найдены значительные запасы нефти и природного газа. Большое количество осадков и горный рельеф предопределили крупные гидроэнергетические ресурсы. Сохраняющиеся и культивируемые массивы хвойных лесов создают основу для развития современного лесного хозяйства и целлюлозно-бумажной промышленности.

На мировых рынках страны субрегиона выступают как поставщики разнообразной рыбной продукции, бумаги и пиломатериалов, энергоемкой продукции (благодаря дешевой гидроэлектроэнергии), различной молочной продукции. Как и прежде, большое значение сохраняет торговое судоходство — не случайно Норвегию называют «мировым морским извозчиком». Ее флот, один из самых крупных и современных в мире, работает в основном далеко от норвежских берегов, выполняя перевозки различных стран.

Средняя Европа выделяется не только в европейской, но и в мировой экономике — это один из главных ее центров. Какими-либо природными ресурсами страны субрегиона не выделяются. Исключение составляют бурый уголь, калийные соли и нефть. Средняя полоса с мягким климатом дает возможность заниматься сельским хозяйством.

В международных экономических отношениях страны Средней Европы отличают не только масштабы развития, но и доля в мировой торговле товарами и услугами. Среднеевропейские страны имеют довольно полный хозяйственный комплекс, включающий в себя мощную нематериальную сферу, современную индустрию и высокоинтенсивное сельское хозяйство.

Полуостровная Южная Европа, омываемая теплыми морями, располагает отличными рекреационными ресурсами и хорошими возможностями для субтропического земледелия. Не считая четырех крупных государств, здесь расположены и небольшие страны, часто называемые микрогосударствами.

В международном разделении труда у стран Южной Европы сложилась своя специализация: международный туризм (первое место в мире), экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин) или продуктов их переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви). Италия и Испания выделяются и продукцией машиностроения (например, автомобили).

Страны Восточной Европы переживают сложный период в своем развитии. Изменилась внешняя ориентация экономики восточноевропейских государств. Распались бывшие федеративные государства — СССР, Югославия и Чехословакия.

Потенциальные возможности для развития хозяйства достаточно хорошие: есть ресурсы для промышленности, благоприятные в целом условия для развития сельского хозяйства.

Переориентация на западные рынки изменила характер участия стран в международном разделении труда. Потеря рынка СНГ резко уменьшила экспортные возможности обрабатывающей промышленности. На западе находит сбыт сырье, дешевая сельскохозяйственная продукция и продовольствие.

25. Известно, что регионализм как независимое социокультурное, интел- лектуальное и политическое движение возник в Европе во второй поло- вине XIX в. и противостоял унификации всех сфер общественной жизни. Следует отметить, что Европа являет собой понятие, предполагающее относительную историческую проницаемость и подвижность границ. Сегодня эти границы являются особенно прозрачными, поскольку Европа все активнее проникает в окружающий мир. Такая Европа является достаточно хрупкой и уязвимой, однако не может оказаться от своей миссии в условиях глобализации пространства, децентрализации власти и фрагментации авторитета.

Вместе с тем, реализация принципов регионализма в Европе столкнулась с целым рядом кризисных и конфликтов ситуаций. Политический процесс во многих случаях приобретает регионально-национальноее измерение. Формирующиеся национальные движения выражают интересы «субгосударственных меньшинств», пытающихся защитить региональную идентичность в противостоянии процессам гомогенизации и механизмам «надзора» со стороны национальных государств. Подобные движения приобретали разнообразные формы, нередко доходя до политической стадии самовыражения.Таким образом, европейский регионализм может служить ору-дием слома современной системы «государств-наций».

Другой существенной проблемой европейского регионализм являются усиливающиеся межрегиональные различия. Так, в свое время, вскоре после создания ЕС и объявления им курса на регионализацию, чехи отказались платить за словаков, а словенцы – за македонцев, что соответственно привело к демонтажу бывших Чехословакии и Югославии. Сегодня итальянцы Севера отказываются платить за «негров Юга», и следует ожидать, что ЕС и Еврокомиссия должны осудить подобную позицию как антиевропейскую. Если в 1990-е годы вирус европейского национализма лежал в тени, то на рубеже 2000-х годов он все активнее пытается подчинить себе идею регионализма, угрожая базовым принципам построения ЕС.

Так или иначе, очевидно, что сегодня в рамках формирующейся общеевропейской конструкции невозможно выстроить единую модель государственно-территориального устройства. Федерация с множеством народов, как видно на примерах бывших СССР и Югославии, сформированные посредством насильственных методов и бывшие вполне функциональными в рамках авторитарных режимов, пришли к быстрому распаду вследствие произошедшей либерализации.

27. Европейский Союз имеет сухопутные границы с девятнадцатью государствами (не считая непризнанную Турецкую Республику Северного Кипра) в Европе, Африке и Южной Америке.Примерно две трети внешних границ Европейского Союза по тем или иным причинам могут считаться «проблемными», так как через них пролегают маршруты наркотрафика, нелегальной миграции и доставки различных видов контрабанды.в пограничной политике ЕС происходит непростой поиск баланса между интересами обеспечения безопасности «крепости Европа» и развитием взаимовыгодного сотрудничества со странами, находящимися за ее пределами.

В отличие от государств, Европейский Союз не имеет централизованной структуры по управлению пограничной политикой, также как и обеспечивающей ее проведение единой и разветвленной нормативно-правовой системы. Существующие нормы (среди которых особое место занимают Шенгенские правила) определяют в основном лишь общие и самые главные принципы пограничной политики. Поэтому, во многих случаях не имея достаточных возможностей постоянно и жестко контролировать работу пограничных, таможенных и других органов отдельных государств-членов, ЕС в значительной мере сделал ставку на стандартизацию пограничной политики таких государств и стран-кандидатов.

Серьезной проблемой, которую предстояло решить Европейскому Союзу, стало устранение пограничных и других барьеров между «старыми» членами ЕС и «новичками», уровень жизни в которых был и остается значительно ниже. После окончания «холодной войны» угроза военного противостояния в Европе ушла в прошлое, однако граница между враждебными военно-политическими блоками не исчезла бесследно, по сути дела трансформировавшись в рубеж между «богатым Западом» и «бедной Восточной Европой». Средние зарплаты населения по обе стороны данного рубежа могли различаться в 10 раз и более. Это создавало почву для широкомасштабной нелегальной миграции и расцвету других форм незаконной трансграничной активности (включая наркотрафик и транзитный трафик мигрантов из беднейших стран Азии и Африки).На «балканском маршруте» незаконного трафика мигрантов и наркотиков сложились сети преступных группировок, в которых заметную роль играют выходцы из южноевропейских стран. Занимающиеся трансграничными операциями крупные преступные группировки располагают опорными точками на путях прохождения трафика, хорошо поставленной разведкой, коррупционными связями в структурах власти, центрами изготовления поддельных документов в транзитных странах. Реакция ЕС на рост нелегальной трансграничной активности была стандартной: увеличение численности пограничных полицейских (в периоды обострения конфликтов на Балканах Австрия и Греция подключали к охране границы военных29), оснащение границ современным оборудованием и организационное реформирование систем пограничного контроля. Особое внимание Европейский Союз уделил содействию реформированию пограничной полиции в балканских странах: Албании, Боснии и Герцеговине, Македонии, Словении и Хорватии. Оказав этим странам финансовую (измеряемую в десятках миллионов долларов) и консультационную помощь в сочетании с политическим давлением, Брюссель в большей или меньшей степени смог побудить их к реформам. Последние наряду с ужесточением миграционного законодательства предполагали увеличение численности персонала пограничной службы, ее демилитаризацию (в Македонии) либо отказ от ее формирования из отставных военослужащих (Босния и Герцеговина), техническую модернизацию, борьбу с коррупцией и т.д.

Укрепление границ под давлением Европейского Союза чревато возникновением новых неудобств для путешественников и трансграничных бизнесменов. Не во всех случаях их положение облегчается из-за внедрения более совершенных организационных форм контроля и современного оборудования. Дорогостоящие сканирующие комплексы, позволяющие проверять грузы за считанные секунды, применяются только на нескольких главных направлениях, тогда как на остальных досмотр грузового транспортного средства по-прежнему может длиться часами или сутками. ЕС побуждает укреплять свои границы те государства, которые расположены на путях интенсивного трафика наркотиков и мигрантов. С одной стороны, это может косвенно способствовать укреплению взаимовыгодных отношений таких стран с ЕС, модернизации их правоохранительных систем (включая системы охраны границ). С другой стороны, оказываемое Брюсселем давление способно затруднить интеграцию пограничных пространств за пределами Европейского Союза и ужесточить пограничный контроль в соответствующих странах, наносящий ущерб интересам жителей приграничных территорий и трансграничных путешественников.

28. Роль исторических факторов при формировании сетки АТД лучше всего прослеживается в европейских государствах, где региональные структуры сложились еще в Средние века. Причем границы государств могли меняться, а вот региональные структуры при этом оставались достаточно консервативными: просто регионы переходили из рук в руки. Поэтому и возникло популярное представление о современной Европе как о "Европе регионов", где в основе региональной структуры лежат еще "феодальные" по своему генезису компактные территориальные ячейки — части современных государств. Поскольку с этими ячейками связаны традиции и идентичность населения, они стали естественной основой при формировании современных сеток АТД. Роль исторических факторов особенно заметна в таких странах, как Германия, Австрия, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Италия и др. Это заметно по названиям регионов, которые повторяют названия старых феодальных государственных образований, и отчасти по их границам. Великобритания (на территории Англии) и Ирландия делятся на старинные по происхождению графства, что тоже напоминает о Средневековье.

В Европе влияние сложившихся систем расселения на сетку АТД заметно в странах Центральной и Восточной Европы с менее продолжительной историей и размытостью исторического деления на провинции. Влияние демографических факторов на системы АТД заметно в Португалии и Скандинавских странах.

В Европе большинство национальных регионов в ХХ стали независимыми государствами.

Также отдельные регионы Испании, Великобритании, Бельгии, Германии, Швейцарии, вне зависимости от их политического статуса, являются национальными (этническими) территориями, сложившимися ещё в средние века. Самые известные из них – Каталония, Страна басков, Шотландия, Уэльс, Бавария. Это регионы – территория проживания соответствующих народов, с сильным национальным самосознанием, имеющие политическую автономию.

И в небольших унитарных мононациональных государствах, есть национальные территории, имеющие особый статус. Например, Аландские острова в Финляндии, где более 90% населения – шведы. Там имеется местное гражданство, местный парламент, единственный официальный язык.

В ряде унитарных государств Западной Европы ( Испания, Великобритания, Италия, Финляндия) исторические и национальные регионы имеют статус автономных. Самые известные из них - Страна басков и Каталония в Испании, Уэльс и Шотландия – в Великобритании. В странах СНГ также есть ряд национальных республик – Каракалпакстан в Узбекистане, Нахичевань – в Азербайджане ,Гагаузия – в Молдове.

Т.е. даже в унитарных государствах в отношении части регионов могут действовать принципы федерализма. А в крупных государствах политическое и экономическое самоуправление – необходимое условие эффективности управления, успешного развития регионов.

 

             29. География электоральных предпочтений в Европе  

Сев. Европа.

Финляндия.

Наиболее популярная партия – Финляндский центр (имеет 55 мест;24,7%;преимущественно центристская партия, насчитывает 233 тысячи членов, опирается на сельское население, средних и крупных предпринимателей в городах. Программа партии – поддержка экономической системы страны, основанной на предпринимательстве и частной собственности).

Вторая по популярности – Социал-демократическая партия Финляндии (53 места;24,5%; левая партия, около 65 тысячи членов. Опирается на рабочих, служащих с мелкими зарплатами, радикально настроенную интеллигенцию. Цель- создания социалистического государства).

Третья по популярности – Национальная коалиционная партия (40 мест;18,6%;правоцентристская, 45 тысяч членов. Придерживается принципов консерватизма, в экономике ратует за абсолют частной собственности и предпринимательства).

Швеция.

Лидирует Социал-демократическая рабочая партия Швеции (39,8 % мест в парламенте; левая партия; имеют прочные связи с рабочими, т.к. 90% рабочих состоят в профсоюзах).

Вторая по популярности – Умеренная коалиционная партия(15,2% мест; правая партия; электорат – традиционные буржуазные слои общества).

Норвегия.

Лидирует Норвежская рабочая партия(62 места; левая партия. Идеология – социал-демократизм)

Вторая по популярности – Партия прогресса (37 мест; правая партия;цель - создание рыночной экономики неолиберального толка; требует уменьшения количества иммигрантов в стране)

Третья – Хёйре (23 места; правая; выступает за общество свободы и рыночного хозяйства, за снижение налогов и защиту частной собственности).

Дания.

Лидирует – Венстре(52 места;29% голосов; левая; ратует за снижение налогов, за уменьшение влияния государства на экономику)

Вторая – Социал-демократическая партия (47 мест; левая; популярность среди населения постепенно падает, поддерживает членство Дании в НАТО и ЕС)

Исландия.

Лидирует правая Партия независимости

Таким образом, в Северной Европе электораты, отдают предпочтение левым партиям.

Южная Европа.

Португалия.

В Португалии действует многопартийная система. Однако основная политическая борьба происходит между двумя партиями: Социалистической (левоцентристской, 73 мандата на парламентских выборах 2011) и Социал-демократической (вопреки названию, правоцентристской, 105 мандатов на парламентских выборах 2011). Союзником последней выступает Социально-демократический центр / Народная партия.

Греция.

Лидирует – СИРИЗА(«Коалиция радикальных левых»;левая;145 мест;35,46% изибрателей; Программа предусматривает отмену режима строгой экономии, наложенного на Грецию странами Евросоюза)

Испания.

Правящей партией является Народная Партия(правоцентристы;свыше 700 тысяч членов)

Второй по популярности – Испанская социалистическая рабочая партия(левые;представляют интересы рабочего класса,цель-создать государство марксистской модели)

Италия.

Правящая партия – Демократическая партия Италии во главе с Маттео Ренци(левоцентристы;выступают за сохранение парламентской республики, светского характера государства,сокращение бюрократических процедур)

Таким образом, в Южной Европе избиратели предпочитают отдавать свои голоса левым партиям, однако доля правых так же велика.

Западная Европа.

Великобритания.

Правящая партия – Консервативная партия Великобритании(правоцентристы;331 место в Парламенте(50,9%),программа – снижение безработицы, реформирование банковской системы, поддержка курса фунтов стерлингов)

Вторая по популярности – Лейбористская партия(232 места в Парламенте(35,6%), левоцентристская, программа – поднять минимальный уровень минимальной почасовой оплаты, увеличить подоходный налог для богатых)

Франция.

Правящая партия – Социалистическая партия (279 мест в Нац. Собрании, 116 в Сенате;левоцентристы; помощь малым и средним предприятиям, поддерживать развитие высоких технологий, защищать и развивать те предприятия, которые уже находятся в общественной собственности, повысить налоги для богатых французов)

Нидерланды.

Самой популярной является правоцентристская партия Народная партия за свободу и демократию(40 мест в нижней палате,13 в верхней;получила 26,5% голосов, стремление к снижению налогов для предприятий и граждан, желание уменьшить государственное вмешательство в экономику, европейская интеграция, противостояние вступлению Турции в ЕС и жёсткая иммиграционная политика).

Второй по популярности является левоцентристская Партия труда(36 мест в нижней палате, 8 в верхней;24,8% голосов; стремление к высокому уровню социального обеспечения, к снижению стоимости медицинских страховок, а также относительно терпимое отношение к иммиграции)

Таким образом, в Западной Европе народ отдает предпочтение правоцентристам.

Центральная Европа.

Австрия.

Правящая партия – Социал-демократическая рабочая партия Австрии(56 мест в нижней палате, 24 в верхней;левые;политический курс партии следует рыночным тенденциям)

Вторая по популярности – Австрийская народная партия(47 мест в нижней, 25 в верхней;правая; Пользуется популярностью в основном у служащих (в том числе у большинства госслужащих), крупных собственников, фермеров.Идеология - Выступает за развитие частной инициативы, которую считает основным двигателем экономического развития и процветания)

Швейцария

Наиболее крупными партиями являются:

Швейцарская народная партия(58 в нижней палате,6 в верхней;правые)

Социал-демократическая партия(42 в нижней,9 в верхней;левоцентристы)

Христианско-демократическая народная партия(31 в нижней,15 в верхней;центристы)

Германия

Правящая партия – Христианско-демократический союз Германии(254 места в парламенте;центристы)

Таким образом, выбор избирателей между левыми,правыми и центристами не особо отличается.

Восточная Европа.

Польша.

Вторая по популярности– Гражданская платформа(138-нижняя палата,34-верхняя;правая;программа - реформа системы образования с предоставлением равных прав частным и государственным вузам. Недифференцированный подоходный налог (15 % для частных лиц)).

Правящая партия – Право и справедливость(235 в нижней, 61 в верхней;правая; Приверженцы партии «Право и справедливость» выступают за уменьшение налогового бремени, более либеральную экономику и активную государственную политику социальной защиты малоимущих.)

Румыния.

Правящая партия – Социал-демократическая(171 место в нижней палате;76 в верхней;левоцентристская)

Латвия.

Наиболее популярная партия – Социал-демократическая партия «Согласие»(24 места;левая)

Вторая партия- Единство(23 места;правоцентристская)

 

30. Экономико-географическая и политико-географическая дифференциация европейского пространства. Культурно-исторические субрегионы Европы. Особенности государственного устройства европейских государств.

 

Историко-культурные области (историко-этнографические области, ИКО) — территории, у населения которых в силу общности исторических судеб, социально-экономического развития и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые особенности. В Европе их выделено 2:

1. Западно-центрально европейское(Эта провинция охватывает разнообразные ландшафты: от холодных берегов Скандинавии и островов в Атлантическом океане до тёплых субтропиков Средиземноморья. Она ранее других вступила в эпоху промышленной революции и капитализма. В новое время здесь сложились общие европейские формы культуры, оказавшие влияние на судьбу других ИКО. Почти всё население принадлежит к большой европеоидной расе и говорит на индоевропейских языках)

2. Восточно-европейская(Восточно-европейская провинция занимает Восточно-Европейскую равнину от тундры и тайги побережья Ледовитого океана до тёплых степей на берегу Чёрного и Каспийского морей и гор Кавказа. Население Восточно-Европейской провинции относится в основном к большой европеоидной расе и говорит на индоевропейских языках)

В Европе за исключением Германии(Территориальная федерация),Австрии(территориальная федерация), Швейцарии(конфедерация), Бельгии(смешанная федерация), Боснии и Герцеговины(этническая федерация), все страны унитарные(Испания, Великобритания – децентрализованные).

В Европе так же расположено теократическое государство- Ватикан.

31. Географические границы и существующие подходы к их изучению (историко-географический, классификационный, функциональный, географо-политологический и т.п.).

Изучение государственных границ имеет богатые традиции. История человечества – это история войн, а большинство войн имело целью пересмотр границ.

Можно выделить несколько последовательно возникших теоретических подходов, которые можно условно назвать традиционными и постмодернистскими. Новые подходы применялись не вместо, а вместе со старыми, постоянно совершенствовавшимися. К числу традиционных подходов принадлежат историко-картографический, классификационный, функциональный и географо-политологический.

1. С конца 19-го века историко-географический подход становится одним из двух ведущих. В здесь основном происходит накопление эмпирических данных, картографирование экономических и социальных структур в приграничных регионах, исследования конкретных ситуаций. Основные достижения: появление представлений об эволюции границ и приграничных территорий в пространстве и времени; объяснение свойств и конфигурации границ соотношением сил между государствами; разработка и переоценка теории естественных границ. Основными авторами были Ж. Ансель (Франция), И. Боуман (США), Р. Хартшорн (США), Э. Бансе (Германия). На практике историко-географический подход находил применение в таких процессах: разграничение, делимитация и демаркация послевоенных границ в Европе; разграничение между колониальными державами в Азии и Африке.

2. 2. С начала 1950-х гг. доминирует функциональный подход. С его по-мощью проводятся исследования трансграничных потоков людей, товаров, информации, взаимовлияния границ и элементов природного и социального ландшафта. Разработаны модели трансграничных взаимодействий на разных пространственных уровнях и типология трансграничных потоков; проведено изучение границ как многомерного и динамичного социального явления; со-стоялась разработка концепции пограничного ландшафта и стадий эволюции приграничных территорий.

3. 3. С 1970-х гг. на первые позиции выдвигаются политологические под-ходы. В это время изучаются роли границ в международных конфликтах, ис-следуется взаимосвязь между особенностями границ и их ролью в иницииро-вании, эволюции и разрешении конфликтов; границы рассматриваются зача-стую как данность. На практике – урегулирование и разрешение пограничных конфликтов, восстановление и поддержание мира.

4. 4. С 1990-х гг. начинается время доминирования постмодернистских подходов.

· «Миросистемно-идентичностный» подход. Изучение границы про-водится на взаимосвязанных территориальных уровнях в зависимости от эволюции территориальных идентичностей и их места в иерархии политиче-ских границ. Строится модель взаимосвязей между границами и иерархией территориальных идентичностей.

·  Геополитические подходы. Исследуется воздействие процессов гло-бализации и интеграции на политические границы. В рамках подхода разра-ботаны представления о процессах «де-территориализации» и «ре-территориализации» и эволюции совокупности функций политических и ад-министративных границ; разработаны принципы пограничной политики и пограничного сотрудничества, обосновано создание еврорегионов и других трансграничных регионов.

·  Границы как социальные представления. Характерно изучение гра-ниц как социального конструкта, отражения прошлого и настоящего состоя-ния общественных отношений, их роли как социального символа и значения в политическом дискурсе.

·  «ПВП-подход» («политика – восприятие – практика»). Занимается изучением взаимосвязи между политикой, определяющей проницаемость границы, ее восприятием людьми и практикой различных видов деятельно-сти, связанной с границей.

· Экополитический подход. Исследуются соотношения политических и природных границ. Выполнен анализ функций политических и природных границ как единой системы и разработка путей управления трансграничными общественно-природными системами.

 

32. Границы и государственное строительство. Основные исторические этапы, связанные с широкомасштабным переустройством государственных границ в Европе (Первая и Вторая мировые войны, распад СССР и социалистической системы).

В международном праве выделяются три вида территорий, каждый из которых имеет свой правовой режим: государственная территория, территории с международным режимом, территории со смешанным режимом.

Государственная территория находится под суверенитетом определенного государства, осуществляющего над ним территориальное верховенство. Принадлежность государству и его верховенство - два основных признака государственной территории (временные исключения возможны в случаях международно-правовой аренды территории и военной оккупации). Правовой режим государственной территории определяется национальным правом соответствующего государства.

Согласно нормам современного международного права, территория должна принадлежать государству правомерно, на законных основаниях, поэтому не могут быть признаны права государства-агрессора на оккупированные им территории. Полная, исключительная власть государства на правомерно принадлежащей ему территории называется территориальным верховенством и является составной частью суверенитета.

Обычно государственная территория находится под властью лишь од-ного государства. Исключением из этого правила является совместное управ-ление территорией двумя или несколькими государствами – кондоминиум

B то же время международное право допускает возможность в некото-рых ситуациях изменения территории государств. B современных условиях правомерными способами изменения государственной территории можно считать: отделение части территории какого-либо государства и образование на основе самоопределения народа самостоятельного государства; добровольное объединение народа c другими народами и образование многонационального государства.

Принцип самоопределения является хотя и главным, но не единственным основанием территориальных изменений. Возможна добровольная уступка, передача небольших участков территории от одного государства к другому по договору между ними. Такое основание передачи называется цессией. Цессия может быть произведена путем продажи, обмена и даже дарения. Так, в 1867 году Россия продала США Аляску (ныне штат США).

Граница. Возникновение понятия «граница» связывают с возникнове-нием института государства. Границы определяли территорию, которую гос-ударь охранял и расширял, эта территория составляла объект налогового (даннического) обложения в пользу того или иного государя.

Термин «граница» начинает употребляться в российских документах с первой половины XIV века.

В XX в. наибольшие изменения на политической карте Европы были связаны с тремя эпохальными событиями: 1) Первой мировой войной, 2) Второй мировой войной и 3) распадом мировой социалистической системы.

Первая мировая война 1914–1918 гг., возникшая в результате обострения противоречий между двумя коалициями империалистических держав – Антантой и Тройственным союзом, – не могла не привести к большим изменениям политической карты Европы. Главные из них заключались в том, что побежденные участники Тройственного союза во главе с Германией вынуждены были пойти на значительные территориальные уступки. А страны Антанты (Англия, Франция и Россия), победившие в этой войне, вместе с примкнувшими к ним еще несколькими государствами, получили приращение территории. Война привела также к распаду Австро-Венгрии и образованию в качестве самостоятельных государств Австрии, Венгрии, Чехословакии, Югославии. После революции в России в 1917 г. получили независимость Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония. Эти преобразования политической карты Европы как бы сочетали в себе и количественные, и качественные

ее изменения, связанные с кардинальными переменами в общественном строе некоторых стран.

Вторая мировая война 1939–1945 гг. привела к новым количественным изменениям на карте Европы, связанным с существенной перекройкой государственных границ, оккупацией союзниками по антигитлеровской коалиции территории побежденной Германии. А главные качественные изменения произошли в центрально-восточной части зарубежной Европы, где в результате сначала народно-демократических, а затем социалистических революций образовались восемь социалистических государств: Польша, Германская Демократическая Республика (ГДР), Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия и Албания. Так сложилась биполярная система социалистических и капиталистических государств Европы, входивших в два противостоявших друг другу военно-политических блока – Организацию Варшавского Договора (ОВД) и Североатлантический союз (НАТО).

Распад СССР – а вместе с ним и всей мировой социалистической системы – на рубеже 80—90-х гг. XX в. привел к новым очень существенным изменениям политической карты Европы. Во-первых, они заключались в объединении двух германских государств – ФРГ и ГДР – и воссоздании единого германского государства после сорокалетнего периода его политического раскола. Это объединение прошло несколько этапов и завершилось в сентябре 1990 г. Во-вторых, они нашли выражение в распаде двух восточноевропейских федеративных государств – Чехословакии, разделившейся на Чехию и Словакию, и СФРЮ, из которой выделились в самостоятельные государства Югославия, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина и Македония. Этот «развод по-европейски» в первом случае осуществился в демократических, цивилизованных формах, а во втором сопровождался резким обострением межнациональных проблем. В-третьих, они проявились в «бархатных революциях» антитоталитарной направленности, которые произошли в большинстве социалистических стран Восточной Европы, приведя к быстрой переориентации их политических, экономических и военных приоритетов с Востока на Запад. Наконец, в-четвертых, они были связаны с выходом из состава Советского Союза Латвии, Литвы и Эстонии, которые стали независимыми государствами. В 2003 г. Югославия была преобразована в конфедерацию под названием Сербия и Черногория, а в 2006 г. Черногория стала независимым государством.

33. Разбор и анализ примеров процесса дифференциации (Чехия и Словакия, республики бывшей Югославии) и интеграции европейских государств (Германия).

Чехословакия: «бархатный развод». Переговоры о разделении Чехословакии начались летом 1992 года, их главными действующими лицами были премьеры двух республик — Вацлав Клаус и Владимир Мечьяр.

25 ноября 1992 года депутаты Федерального собрания утвердили закон, в соответствии с которым, с 1 января 1993 года федерация прекратила свое существование. Однако в демократических государствах для таких случаев обычно предусмотрен референдум, который бы показал, что население не хочет отделяться. Но, что сделано, то сделано. Хотя был ли в этом смысл?

Да, были проблемы. Едва страна вступила на демократические рельсы, в Словакии набрали силу политики, требовавшие предоставления ей больших полномочий. Постепенно словацкие политики, которым (по их собственному признанию) казалось, что Прага их ущемляет, стали настаивать на превращении страны в конфедерацию. Чехи возражали — им не хотелось дотировать более бедную Словакию, не имея политических рычагов влияния на нее.

В то же время не стоит перекладывать всю вину исключительно на словацкую элиту, мечтавшую получить больше власти. Свои ошибки допустили и чехи. Последний президент Чехословакии и будущий первый президент Чехии Вацлав Гавел закрыл словацкие военные заводы, спровоцировав рост безработицы. А министр финансов, нынешний президент Чехии Вацлав Клаус отказал словакам в выделении дополнительных средств, которые могли бы покрыть издержки.

Экономические реформы по переходу от социализма к капитализму более бедная Словакия переживала тяжелее, что только усиливало сепаратизм. Кроме того, в качестве исторического идеала чешские политики провозгласили существовавшую в 1918–1938 годах первую Чехословацкую Республику, где словаки не имели никакой автономии. Такой подход тоже лил воду на мельницу тех политиков в Братиславе, кто желал отделиться.

Как результат — на выборах 1992 года в Чехии и Словакии победили разные силы. В Чехии это была правоцентристская Гражданско-демократическая партия во главе с Клаусом, требовавшая продолжения реформ и сохранения федерации. В Словакии верх взяло Движение за демократическую Словакию Владимира Мечьяра, настаивавшая на конфедерации и корректировке курса в экономике. Так два политика с диаметрально противоположными взглядами стали премьерами двух республик.

Не найдя точек соприкосновения, Клаус и Мечьяр сочли за лучшее приступить к "разводу".

Сегодня Чехия и Словакия вновь объединились в рамках ЕС и НАТО, обе они признаны развитыми странами. Проблем в отношениях между ними практически нет, их политики считают друг друга ближайшими союзниками и партнерами, подчеркивают свое родство. Культурное пространство фактически осталось общим.

Югославский клубок. Независимое государство южнославянских народов образовалось в Европе в 1918 г. С 1929 г. оно стало называться Югославией, в 1945 г., после освобождения страны от фашистской оккупации, было провозглашено Федеративной Народной Республикой Югославией, а в 1963 г. получило наименование Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). В ее состав вошли союзные республики Сербия, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония и Черногория. Кроме того, в составе Сербии были выделены два автономных края – Воеводина (со значительным венгерским населением) и Косово и Метохия (с преобладанием албанского населения).

Несмотря на родство всех южнославянских народов, между ними сохранялись и существенные религиозные и этнолингвистические различия. Так, сербы, черногорцы и македонцы исповедуют православную религию, хорваты и словенцы – католическую, а албанцы и славяне-мусульмане – ислам. Сербы, хорваты, черногорцы и славяне-мусульмане говорят на сербохорватском, словенцы – на словенском, а македонцы – на македонском языках.

в 1991–1992 гг. этническая нетерпимость, усугублявшаяся тем, что многие границы между союзными республиками были изначально проведены без должного учета национально-этнического состава населения, приобрела очень большой размах, и многие политические партии стали выступать под откровенно националистическими лозунгами. В результате именно в эти годы произошел распад СФРЮ: в 1991 г. из нее выделились Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, а в 1992 г. сформировалась новая югославская федерация – Союзная Республика Югославия (СРЮ), в которую вошли Сербия и Черногория (рис. 10). Этот быстротечный распад СФРЮ протекал в различных формах – как относительно мирных (Словения, Македония), так и крайне ожесточенных (Хорватия, Босния и Герцеговина).

Выделение из состава СФРЮ Македонии сопровождалось не военным, а дипломатическим конфликтом. После провозглашения независимости этого государства соседняя Греция отказалась его признать. Дело здесь в том, что до 1912 г. Македония входила в состав Османской империи, а после освобождения от турецкого владычества ее территория была разделена между Грецией, Сербией, Болгарией и Албанией. Следовательно, независимая Македония, выделившаяся из состава СФРЮ, охватывала только одну из четырех частей этой исторической области, и Греция опасалась, что новое государство предъявит свои права и на ее греческую часть. Поэтому в конечном счете Македония была принята в ООН с формулировкой «Прежняя Югославская Республика Македония».

Гораздо более крупными военно-политическими осложнениями сопро-вождалось отделение от бывшей СФРЮ Хорватии, в населении которой в начале 1990-х гг. доля сербов превышала 12 %, причем некоторые ее области

 

издавна считались исконно сербскими. В первую очередь это относится к так называемой Военной Крайне – пограничной области, созданной еще в XVI–XVIII вв. Австрией и сохранившейся в XIX в. после образования Австро-Венгрии вдоль границы с Османской империей. Именно здесь осело много православных сербов, бежавших от преследований турок. Исходя из своего количественного перевеса, эти сербы еще в период существования СФРЮ объявили о создании в пределах Союзной Республики Хорватия своей автономной области Крайна, а после выхода Хорватии из состава СФРЮ в конце 1991 г. провозгласили образование независимой Республики Сербская Крайна с центром в г. Книн, объявив об отделении ее от Хорватии. Однако эта самопровозглашенная республика не была признана ООН, которая направила в Хорватию миротворческий контингент, чтобы предотвратить военное развитие конфликта. А в 1995 г. Хорватия, выбрав момент, когда Союзная Республика Югославия была экономически сильно ослаблена жестким эмбарго со стороны стран Запада, ввела в Крайну свои войска, и через несколько дней республика хорватских сербов перестала существовать. В 1998 г. Хорватия возвратила себе и территорию Восточной Славонии, захваченную сербами еще в 1991 г. в результате кровопролитной военной операции. Такое развитие событий дало повод сербским радикалам обвинить тогдашнего президента СРЮ Слободана Милошевича в «предательстве Крайны».

Ареной еще более непримиримого военно-политического и этнорели-гиозного противостояния стала бывшая союзная республика СФРЮ Босния и Герцеговина, которая отличалась самым многонациональным составом насе-ления, что на протяжении многих веков служило первопричиной разного ро-да этнических конфликтов. Согласно переписи 1991 г., сербы составляли 31 % ее жителей, мусульмане – 44, хорваты – 17 %, а остальное приходилось на другие этнические группы. После провозглашения независимости Боснии и Герцеговины оказалось, что сербы составляют большинство в ее северных

и восточных районах, мусульмане – в центральных, а хорваты– в западных (рис. 11).

Нежелание сербов и хорватов оказаться в мусульманском государстве, а мусульман – в христианском с самого начала независимого существования Боснии и Герцеговины привело к конфронтации между ними, которая весной 1992 г. переросла в гражданскую войну. На первом ее этапе победу одержали боснийские сербы, которые, опираясь на дислоцированные в республике силы югославской армии, захватили почти 3/4 всей ее территории, начав «этнические чистки» в мусульманских районах и фактически превратив мусульманские города в анклавы, со всех сторон окруженные сербскими войсками. Наиболее яркий пример такого рода – столица Боснии и Герцеговины Сараево, осада которой сербами длилась более трех лет и стоила жизни десяткам тысяч ее жителей. В результате национально-религиозного размежевания на территории с преобладанием сербского населения была провозглашена Боснийская Республика Сербская. Хорваты и мусульмане сначала также образовали свои республики, но в 1994 г. на основе антисербского союза создали единую Боснийскую мусульмано-хорватскую федерацию.

В это же время в ходе войны наступил перелом не в пользу сербов, который объясняется несколькими причинами. Во-первых, против правительства СРЮ, обвиненного во вмешательстве в дела соседнего государства и вооруженной поддержке борьбы боснийских сербов, Совет Безопасности ООН ввел строгие международные санкции. Во-вторых, лидер непризнанной Боснийской Республики Сербской Радован Караджич был обвинен в организации «этнических чисток» и объявлен военным преступником. В-третьих, западные союзники и многие мусульманские государства начали вооружать армию боснийских мусульман, боеспособность которой благодаря этому заметно возросла. Наконец, в-четвертых, американские, британские и французcкие самолеты начали наносить бомбовые удары по позициям боснийских сербов.

Боснийская война завершилась поздней осенью 1995 г. По мирному соглашению Босния и Герцеговина формально сохранила статус независимого государства с единым президентом, парламентом, центральным правительством и другими органами власти. Но фактически она была разделена на две части. Одну из них образовала мусульмано-хорватская федерация с территорией 26 тыс. км2, населением 2,3 млн человек и столицей в г. Сараево, которая имеет своего президента, парламент и правительство. На другой части образовалась Республика Сербская с территорией 25 тыс. км2, населением более 1 млн человек и столицей в г. Баня-Лука. Конфигурация территории Республики Сербской очень причудлива: следуя расселению боснийских сербов, она как бы окаймляет с северной и восточной сторон более компактную территорию мусульмано-хорватской федерации. Республика Сербская также имеет своего президента, свои парламент и правительство.

И мусульмано-хорватская федерация, и Республика Сербская относятся к числу самопровозглашенных государств, поскольку ни та, ни другая не признаны ООН.

Следующий акт югославской драмы разыгрался уже в конце 1990-х гг. и был связан с проблемами исторической области Косово и Метохия, расположенной в южной части Сербии. Эта область занимает 11 тыс. км2, а население ее, 9/10 которого составляют албанцы-мусульмане, составляет 1,9 млн человек.

Земли Косово и Метохии стали приходить в запустение и одновременно заселяться албанцами, принявшими мусульманскую веру. Постепенно албанцев здесь становилось все больше, и после того как Турция лишилась своих владений в Европе и в 1912 г. была образована независимая Албания, косовские албанцы стали предпринимать попытки воссоединить свои земли с нею.

Когда начался распад Югославии, косовские албанцы так же провозгласили Республику Косово, естественно сербские власти ее не признали. В результате, в стране де-факто образовалось двоевластие. Готовясь к войне, албанцы создали свою ОАК(Освободительная армия Косово). Западные страны активно поддерживали албанцев, в результате у властей Сербии было два варианта: признать Косово отдельным государство или выступить против объединенных сил НАТО. Они выбрали второе. В результате, с помощью поддержки западных держав, в 2008 году парламент Косово в одностороннем порядке приняло резолюцию о суверенитете, но ее не приняли Сербия, Россия, Китая и ряд других стран.

Примерно треть населения Македонии составляют албанцы-мусульмане, компактно проживающие в районах, примыкающих к территориям Албании и Косово. При этом численность и доля албанцев в населении этой страны постепенно возрастают благодаря более высоким темпам естественного прироста, характерным для этой этнической общности, и возросшему в последнее время миграционному притоку. События, происшедшие здесь весной 2001 г., когда большие группы албанских боевиков вторглись из Косово в пределы Македонии и стали обстреливать ее населенные пункты, по существу, представляли собой еще одну попытку осуществить старую идею создания «Великой Албании». Эти действия внесли разлад во взаимоотношения македонских албанцев и этнических македонцев, которые раньше всегда сосуществовали относительно мирно. Не только этническое, но и экономическое размежевание между ними усилилось. Местные албанцы также стали требовать самоопределения. Перемирия между албанцами и македонцами заключались и нарушались много раз. В результате НАТО ввела в Македонию свой миротворческий контингент.

Обострение отношений между двумя составными частями Союзной Республики Югославии – Сербией и Черногорией – назревало уже давно. Руководство Черногории стало настаивать даже не на преобразовании федерации в конфедерацию, а на выходе из состава СРЮ и получении полной независимости. Готовился референдум по этому вопросу. Только благодаря усилиям западной дипломатии в начале 2002 г. удалось добиться более или менее компромиссного решения – о преобразовании СРЮ в новое государство под названием Сербия и Черногория. Окончательное оформление конфедерации Сербии и Черногории произошло в конце 2002 г., а в начале 2003 г. она стала 45-м членом Совета Европы. Однако новое государство просуществовало только до мая 2008 г., новое правительство Черногории провело референдум о полном суверенитете, за который проголосовало 55 % всех жителей. Так на карте Европы появилось новое государство, а распад Югославии полностью завершился.

 Германия. В результате объединения двух германских государств – ФРГ и ГДР – в 1990 г. территориальный, демографический, социально-экономический потенциал этой страны еще более вырос. Площадь Германии увеличилась почти на 110 тыс. км2, а население – на 15 млн человек. К 10 старым федеральным землям добавились 6 новых земель на востоке: Мекленбург—Передняя Померания, Бранденбург, Саксония, Саксония-Ангальт, Тюрингия и Берлин.

Однако объединение принесло и проблемы.

Во-первых, экономический кризис. Он возник еще до объединения, в 90-х годах, когда началась перестройка хозяйства восточных земель (подгонка под западные). В результате общее число занятых уменьшилось, огромный ущерб понесли такие отрасли, как станкостроение, приборостроение, которые перешли под контроль крупных западногерманских монополий. Происходила деиндустриализация бывшей ГДР. В результате, экономика Германии до сих остается раздвоенной.

Во-вторых, экономический кризис повлек за собой социальный. Увеличилась безработица, снизился общий доход и уровень жизни населения. Положение усугублялось и разным менталитетом восточных и западных германцев. Восточные по-прежнему голосовали за партию демократического социализма. На востоке 2/3 жители были неверующими, а на Западе 4/5 причисляли себя к католикам или протестантам.

Социальный кризис вызвал собой демографический. На восточных землях резко увеличилась смертность населения, увеличилось число бездетных женщин, происходили миграционные оттоки населения.

В новоявленном государстве возникла проблема отсталого ГДР и более развитого ФРГ, в результате огромные в восточные земли потекли огромные суммы денег. На данный момент по некоторым отраслям восток нагнал или даже перегнал запад, однако в целом по-прежнему является отстающим.

34. Федерализм в Европе. Западноевропейский тип федерации.

Федерализм затрагивает в большей или меньшей степени не только конструкцию отдельных европейских стран. Он является важной опорой всей европейской структуры государств. Федерализм более всего отвечает многообразию Европы, ибо с его помощью скорейшим образом будут сбалансированы отношения между центральной властью и регионами. Хотя тот факт, что эта задача непроста, очевиден.

Западный федерализм - скорее “цветущая сложность”, чем общий закон жизни. Причем евро-атлантическая традиция федерализма достаточно жестко противостоит как примитивному унитаризму, так и фрагментаризации. Полиэтнические федерации обычно поддерживаются более жесткими мерами против этницизма (этнического национализма). Если в Великобритании говорят о федеральном правительстве, федеральной полиции и прочем как об атрибутах государственного единства, то в Германии - как о некоей политической технологии, позволяющей землям не утонуть в унитаризме, порождающем в ответ центробежные тенденции. Во Франции деление на округа и департаменты - всего лишь инструмент управления без всяких философствований.

Однако он не безобиден. Усиление федералистских настроений в Европе порой превращается в своего рода реанимацию интернационализма, находящего для себя новые пути. Попытка превратить “Европу отечеств” в “Европу регионов” породили своеобразную смесь сепаратизма (под лозунгами федерализма) и интернационализма (лозунг объединенной Европы).

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 329.