КОНТРОЛЬ И ОБЖАЛОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЭЛЕКТРОННАЯ ЛЕКЦИЯ

КОНТРОЛЬ И ОБЖАЛОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

План лекции

Допускается ли объединение и возложение функций по контролю на один государственный (муниципальный) орган?

2. Контрольные полномочия ФАС России в сфере закупок.

3. ФАС России ведет реестр недобросовестных поставщиков

4. Предписания ФАС России

5. Права и обязанности ФАС России при проведении плановых и внеплановых проверок, при рассмотрении жалоб

6. Рассмотрение жалоб ФАС России и ее территориальными органами

7. Направления и вопросы аудита в сфере закупок

ДОПУСКАЕТСЯ ЛИ ОБЪЕДИНЕНИЕ И ВОЗЛОЖЕНИЕ ФУНКЦИЙ ПО КОНТРОЛЮ НА ОДИН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ОРГАН?

Частью 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) установлен перечень государственных (муниципальных) органов, осуществляющих контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного ч. 5 , 8 и 10 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, с учетом ч. 4 ст. 99 Закона № 44-ФЗ .

Указанные в ч. 3 ст. 99 Закона № 44-ФЗ органы осуществляют все виды контроля, за исключением контроля, предусмотренного ч. 5 , 8 и 10 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.

Частью 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ установлен перечень объектов, в отношении которых органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч. 10 ст. 99 Закона № 44-ФЗ ). Контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом № 44-ФЗ , Бюджетным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ:

- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;

- органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта РФ, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ;

- органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Учитывая изложенное, объединение и возложение функций по контролю в рамках ч. 3 и ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ на один государственный (муниципальный) орган, уполномоченный на выполнение таких функций не запрещено.

Нужно ли включать в реестр недобросовестных поставщиков

Сведения о такой компании?

Нет, не нужно. Исключение – случаи, когда заказчик заключает контракт с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся конкурентных процедур (ч. 5 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Внимание: заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке, только если предусмотрел такую возможность в самом контракте.

Основания могут быть такими:

- контрагент не исполнил обязательства по контракту;

- контрагент исполнил обязательства по контракту ненадлежащим образом;

- заказчик установил, что контрагент и (или) поставляемый им товар
не соответствует требованиям документации о закупке;

- заказчик установил, что контрагент предоставил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям документации.

Чтобы включить сведения о контрагенте в РНП, перечисленные основания подтвердите документально.

 

СИТУАЦИЯ: нужно ли включить в РНП сведения об участнике, которого заказчик отстранил от закупки? Основанием для отстранения послужила ч. 9 ст.31 Закона № 44-ФЗ.

Нет, не нужно. В РНП включают информацию о победителе, который уклонился от заключения контракта (ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Отстраненный от закупки участник к такому определению не относится.

 

СИТУАЦИЯ: второй участник отказался заключать контракт. В какой срок направить о нем информацию в ФАС России?

Направьте в срок, который считается разумным. Законодатель
не установил срок, чтобы направить в ФАС России информацию о втором участнике (ч. 2, 4–6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).



ПРЕДПИСАНИЯ ФАС РОССИИ

ФАС России (территориальный орган ФАС России) выдает предписания, обязательные для исполнения заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе предписания об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (п. 5.3.2.4. Положения), а также предписания в случаях, предусмотренных предписания, законодательством о государственном оборонном заказе (п. 5.3.2.3. Положения).

Также, ФАС России (территориальный орган ФАС России) выдает предписания обязательные для исполнения организатором торгов, конкурсной или аукционной комиссией, продавцом государственного или муниципального имущества, организатором продажи, о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания их несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах и в извещение об их проведении или аннулировании.

В течение трех рабочих дней с даты выдачи предписания в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 статьи 99 Закона № 44-ФЗ контрольный орган в сфере закупок обязан разместить это предписание в единой информационной системе (ч. 24 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

В случае поступления информации о неисполнении выданного в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 статьи 99 Закона № 44-ФЗ предписания контрольный орган в сфере закупок вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ФАС РОССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЛАНОВЫХ И ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЖАЛОБ

ФАС России (территориальный орган ФАС России) рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки и приостанавливает определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. ФАС России (территориальный орган ФАС России) осуществляет в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, плановые и внеплановые проверки соблюдения заказчиком, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В отношении каждого заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, операторов ЭТП плановые проверки проводятся контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз в 6 месяцев ( ч. 13 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

Плановые проверки устраиваются в отношении каждой специализированной организации, комиссии по осуществлению закупки, контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз за период проведения каждого определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 14 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

Информация о проведении контрольными органами в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных предписаниях размещается в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. Порядок ведения данного реестра, включающий в себя, в частности, перечень размещаемых документов и информации, сроки размещения таких документов и информации в данном реестре утверждаются Правительством РФ.

При выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе:

- составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;

- выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в т. ч. об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

- обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с ГК РФ.

В случае, если ФАС России (территориальным органом ФАС России), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, проведенных в соответствии с частью 3 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, выданы связанные с одной и той же закупкой решения в отношении одних и тех же действий (бездействия) субъектов контроля, выполняется решение, принятое ФАС России (территориальным органом ФАС России) (ч. 19 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

При выявлении в результате проведения органами контроля в сфере закупок плановых и внеплановых проверок факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, указанные органы контроля обязаны передать в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы, подтверждающие такой факт, в течение трех рабочих дней с даты выявления такого факта (ч. 29 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

При проведении плановых и внеплановых проверок должностные лица контрольного органа в сфере закупок в соответствии с их полномочиями вправе запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения проверки, а также по предъявлении служебных удостоверений и приказа (распоряжения) руководителя (заместителей руководителя) указанного органа о проведении таких проверок они имеют право беспрепятственного доступа в помещения и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных площадок, для получения документов и информации о закупках, необходимых контрольному органу в сфере закупок.

6. РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБ ФАС РОССИИ
И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством РФи имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В свою очередь, согласно п. 3.9 Приказа ФАС России от 19 ноября 2014 г. № 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Регламент) ФАС России рассматривает жалобы.

В соответствии п. 3.10 Регламента территориальный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, расположенных на территории осуществления деятельности соответствующего территориального органа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Регламентом, в отношении закупок:

- для обеспечения федеральных нужд территориальными органами государственного органа РФ (в том числе органом государственной власти), органа управления государственными внебюджетными фондами либо государственным казенным учреждением;

- для обеспечения нужд субъекта РФ;

- для обеспечения муниципальных нужд;

- осуществляемых бюджетным учреждением;

- осуществляемых автономными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями, в отношении которых применяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие контроль в сфере закупок.

В соответствии с п. 3.11 Регламента дополнительная подведомственность рассмотрения жалоб может определяться приказами ФАС России.

В случае подачи участником закупки в ФАС России жалобы, подлежащей рассмотрению территориальным органом, ФАС России передает такую жалобу в соответствующий территориальный орган по подведомственности для рассмотрения по существу.

При этом ФАС России вправе рассмотреть любую жалобу, подлежащую рассмотрению территориальным органом.

В случае, если ФАС России принята к рассмотрению жалоба, подлежащая рассмотрению в территориальном органе, ФАС России в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы информирует о принятом решении соответствующий территориальный орган (п. 3.12 Регламента).

Таким образом, рекомендуем руководствоваться Регламентом.

 




НАПРАВЛЕНИЯ И ВОПРОСЫ АУДИТА В СФЕРЕ ЗАКУПОК

 

№ п/п Вопросы аудита Нормативно-правовое регулирование Основные нарушения Примечания, комментарии

Организация закупок

1.1 Проверить наличие и порядок формирования контрактной службы (назначения контрактных управляющих) Статьи 38, 112 Закона № 44-ФЗ, приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631 Отсутствует контрактная служба либо контрактный управляющий. Контрактная служба создана с нарушением установленного Законом № 44-ФЗ срока (позже 31.03.2014). Положение (регламент) о контрактной службе отсутствует или не соответствует Типовому положению (регламенту), Закону № 44-ФЗ, в частности: 1) не определено, каким из двух способов (создание отдельного структурного подразделения или утверждение постоянного состава, без образования структурного подразделения) создана контрактная служба; 2) контрактную службу возглавляет лицо, не являющееся заместителем руководителя заказчика; 3) функции и полномочия контрактной службы не соответствуют функционалу, предусмотренному типовым положением (регламентом) Заказчик создает контрактную службу в случае, если совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн. рублей 1.2 Проверить наличие и порядок формирования комиссии (комиссий) по осуществлению закупок Статья 39 Закона № 44-ФЗ Отсутствует комиссия (комиссии) по осуществлению закупок, внутренний документ о составе комиссии и порядке ее работы. Состав комиссии не соответствует требованиям Закона № 44-ФЗ, в частности: 1) число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии составляет менее 5 человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений - менее 3 человек; 2) в составе комиссии преимущественно отсутствуют лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки; 3) членами комиссии являются лица, перечисленные в части 6 статьи 39 Закона № 44-ФЗ   1.3 Проверить порядок выбора и функционал специализированной организации Статья 40 Закона № 44-ФЗ Отсутствует контракт о привлечении специализированной организации для выполнения отдельных функций заказчика. Специализированная организация выполняет функции, относящиеся к исключительному ведению заказчика, а именно: 1) создание комиссии по осуществлению закупок; 2) определение начальной (максимальной) цены контракта; 3) определение предмета и существенных условий контракта; 4) утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе; 5) подписание контракта Если специализированная организация привлекается 1.4 Проверить порядок организации централизованных закупок Статья 26 Закона № 44-ФЗ Отсутствует решение о создании (наделении полномочиями) уполномоченного органа (учреждения). В решении о создании (наделении полномочиями) уполномоченного органа отсутствует порядок взаимодействия заказчика и уполномоченного органа (учреждения). Уполномоченный орган (учреждение) выполняет функции, относящиеся к исключительному ведению заказчика, а именно: 1) обоснование закупок; 2) определение условий контракта, в том числе определение начальной (максимальной) цены контракта; 3) подписание контракта При наличии 1.5 Проверить порядок организации совместных конкурсов и аукционов Статья 25 Закона № 44-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1088 Отсутствует соглашение между заказчиками (уполномоченными органами, учреждениями). Соглашение не содержит порядок организации совместных конкурсов и аукционов При наличии 1.6 Проверить наличие утвержденных требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе к предельным ценам на них, и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков Статья 19 Закона № 44-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации об общих правилах нормирования Не утверждены требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе к предельным ценам на них, и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков. Утвержденные требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе к предельным ценам на них, и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков не размещены в единой информационной системе. Утвержденные требования к качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг приводят к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши Для ГРБС 1.7 Оценить организацию и порядок проведения ведомственного контроля в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков Статья 100 Закона № 44-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89 Отсутствует регламент проведения ведомственного контроля. Не осуществляются мероприятия по ведомственному контролю в отношении подведомственных заказчиков Для ГРБС   1.8 Проверить наличие обязательного общественного обсуждения закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает 1 млрд. рублей, а также в иных случаях, установленных законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами Статьи 20, 112 Закона № 44-ФЗ, приказ Минэкономразвития России от 10 октября 2013 г. № 578 Общественное обсуждение не проводилось. Не соблюдены сроки проведения общественного обсуждения. Отсутствуют протоколы общественного обсуждения (первого и второго этапа) Проверяется в обязательном порядке

Планирование закупок

План закупок

2.1.1 Проанализировать план закупок, проверить порядок формирования, утверждения и ведения плана закупок, а также порядок его размещения в открытом доступе Статья 17 Закона № 44-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 1043 Отсутствует план закупок или нарушен срок его утверждения. План закупок (с учетом изменений) не размещен в единой информационной системе или размещен с нарушением установленных сроков (в течение 3 рабочих дней со дня утверждения или изменения плана закупок, за исключением сведений, составляющих государственную тайну). Содержание плана закупок не соответствует установленным требованиям (в частности, отсутствуют: 1) наименование объекта; 2) объем финансового обеспечения; 3) срок осуществления планируемых закупок; 4) обоснование закупки; 5) информация об обязательном общ. обсуждении закупки. Не соблюден порядок утверждения, ведения и внесения изменений в план закупок. В плане закупок отсутствуют осуществленные заказчиком закупки План закупок утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации

План-график закупок

2.2.1 Проанализировать план-график закупок, проверить порядок формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, а также порядок его размещения в открытом доступе Статья 21 Закона № 44-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 1044, совместный приказ Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н Отсутствует план-график закупок или нарушен срок его утверждения. План-график закупок (с учетом изменений) не размещен в единой информационной системе или размещен с нарушением установленных сроков (в течение 3 рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну). Содержание плана-графика закупок не соответствует установленным требованиям, в частности, отсутствуют: 1) наименование и описание объекта закупки; 2) количество поставляемого товара (объема, услуги); 3) сроки поставки товара (работ, услуг); 4) начальная (максимальная) цена контракта; 5) цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); 6) обоснование закупки; 7) размер аванса (если предусмотрена выплата аванса); 8) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований; 9) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа; 10) размер обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта. Не соблюден порядок ведения и внесения изменений в план-график закупок, в частности: 1) внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки осуществлено позднее чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом; 2) в плане-графике закупок отсутствуют осуществляемые заказчиком закупки; 3) план-график закупок не соответствует плану закупок План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается в течение 10 рабочих дней после получения заказчиком объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обоснование закупки

2.3.1 Проверить наличие обоснования закупки Статьи 18, 22, 93 Закона № 44-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. № 19, приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. №567 Отсутствует обоснование закупки   2.3.2 Обоснование закупки в плане закупок Статьи 13, 17, 18, 19 Закона № 44-ФЗ Объект закупки, объем финансового обеспечения и срок осуществления планируемых закупок не соответствуют целям осуществления закупки, установленным в статье 13 Закона № 44-ФЗ. Объект закупки сформирован без учета требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков   2.3.3 Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком в плане-графике закупок Статьи 18, 22 Закона № 44-ФЗ При обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не соблюдены требования по применению установленных методов определения начальной (максимальной) цены контракта: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) – приоритетный метод; 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.   При анализе начальных (максимальных) цен контрактов, установленных другими заказчиками на однородные (идентичные) товары, работы, услуги, выявляется превышение начальной (максимальной) цены контракта по сравнению со средними ценами контрактов, установленных другими заказчиками на однородные (идентичные) товары, работы, услуги Заказчиком выбираются «подходящие» контракты. Контракты с низкими ценами игнорируются

 

2.3.4 Проверить обоснованность и законность выбора конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 1) открытый конкурс; 2) конкурс с ограниченным участием; 3) двухэтапный конкурс; 4) аукцион в электронной форме; 5) закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 6) запрос котировок; 7) запрос предложений Статьи 18, 21, 24, 48, 49, 56, 57, 59, 63, 72, 74 - 76, 82, 83, 84 - 92 Закона № 44-ФЗ, статья 18 Закона № 135-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1089, распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. № 2019-р, распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. № 1765-р, приказ Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 г. № 537 Выбранный способ не соответствует Закону № 44-ФЗ, Закону № 135-ФЗ, в частности: 1) объект закупки включен в перечень товаров, работ, услуг, в соответствии с которым заказчик обязан проводить только аукцион в электронной форме;     2) конкурс с ограниченным участием проведен в случаях, не установленных частью 2 статьи 56 Закона №44-ФЗ, либо не проведен в случае, если закупка должна быть осуществлена путем проведения конкурса с ограниченным участием;     3) двухэтапный конкурс проведен в случаях, не установленных частью 2 статьи 57 Законом № 44-ФЗ;   4) осуществление закупки путем запроса котировок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 тыс. рублей;   5) совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, превышает 10 % объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком и (или) 100 млн. рублей в год; 6) запрос предложений проведен в случаях, не установленных частью 2 статьи 83 Законом № 44-ФЗ; 7) осуществление закупки финансовой услуги без проведения открытого конкурса или аукциона; 8) применение закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях, не установленных частью 2 статьи 84 Закона № 44-ФЗ (сведения о закупках не относятся к государственной тайне, закупка услуг для обеспечения судей и т. д.); 9) отсутствует согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с контрольным органом     В случае, если в соответствии с Законом № 44-ФЗ закупка должна быть осуществлена путем проведения аукциона, а фактически была проведена путем проведения конкурса, разницу между минимальным предложением из всех допущенных до участия в конкурсе заявок и ценой заключенного по результатам конкурса контракта можно рассматривать как признак неэффективного использования бюджетных средств.   Применяется в случае: 1) если поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации; 2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и т.д.   При заключении контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности).   За исключением случаев, предусмотренных статьей 82 Закона № 44-ФЗ (запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера проводится без ограничения цены контракта).   Для ГРБС

 

2.3.5 Оценить наличие и достоверность источников информации для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком Статья 22 Закона № 44-ФЗ У заказчика отсутствуют документы, подтверждающие обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.   Источники информации, послужившие обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта являются недостоверными, не соответствующими требованиям предмета закупки Отсутствуют запросы, ответы, ссылки на сайты.   Необходимо установить содержание запросов, проверить неизменность требований, включенных в дальнейшем в документацию, по сравнению с требованиями, указанными в запросе. Необходимо проверять соответствие информации, принятой к расчету цены, и информации, содержащейся в ответах производителей (к расчету принимаются завышенные стоимости, не соответствующие ценам, указанным в ответах на запросы)


Заключенный контракт

4.1 Соответствие контракта требованиям, предусмотренным документацией (извещением) о закупке, протоколам закупки, заявке участника закупки Статьи 34, 54, 70, 78, 83, 90 Закона № 44-ФЗ Контракт не соответствует проекту контракта, предусмотренному документацией (извещением) о закупке.   Цена контракта превышает цену контракта, указанную в протоколе закупки.   Характеристики объекта закупки, указанные в заявке участника закупки и в контракте, не соответствуют друг другу.   Контракт подписан не уполномоченным лицом  
4.2 Проверить соблюдение сроков заключения контрактов Статьи 54, 70, 78, 83, 90, 93 Закона № 44-ФЗ Не соблюдены сроки заключения контракта по результатам проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений.   Заключение контракта ранее даты размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика или с нарушением установленного срока  
4.3 Проверить наличие и соответствие законодательству предоставленного обеспечения исполнения контракта Статьи 34, 45, 54, 70, 96 Закона № 44-ФЗ, статья 1761 Налогового кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1005 Непредоставление или предоставление с нарушением условий (после заключения контракта) заказчику обеспечения исполнения контракта.   Отсутствуют документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта.   Размер обеспечения исполнения контракта не соответствует размеру, предусмотренному документацией о закупке (меньше).   Банковская гарантия не соответствует одному из требований: 1) выдана банком, не включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения; 2) не является безотзывной; 3) не указана сумма банковской гарантии, подлежащая уплате заказчику; 4) не указаны обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией; 5) отсутствует обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 % денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки; 6) срок действия банковской гарантии не превышает срока действия контракта более чем на один месяц  

Процедура закупки

6.1 Проверить наличие обеспечения заявок при проведении конкурсов и закрытых аукционов Статьи 44, 45 Закона № 44-ФЗ Допуск участников закупок к участию в конкурсе и закрытом аукционе, не представивших обеспечение заявок.   Размер, форма и содержание обеспечения заявки не соответствует установленным требованиям Закона № 44-ФЗ и документации о закупке  
6.2 Проверить применение антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона Статьи 37, 96 Закона № 44-ФЗ Неприменение антидемпинговых мер к участникам конкурса и аукциона (в случаях, когда цена контракта, предложенная участником, на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта) Антидемпинговые меры: контракт заключается только после предоставления участником: 1) обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке (конкурс или аукцион), или 2) информации, подтверждающей добросовестность участника (в случае, когда начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 млн. рублей и менее)
6.3 Проверить и оценить обоснованность допуска (отказа в допуске) участников закупки, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта, в том числе проанализировать поступление жалоб от участников закупки Статьи 31, 53, 67, 69 78, 83 Закона № 44-ФЗ Допуск (отклонение, отстранение) участника закупки с нарушением требований и условий, установленных в извещении и документации о закупке.     Отказ заказчика от заключения контракта с участником закупки с нарушением требований, установленных в Законе № 44-ФЗ Необходимо проанализировать статистику поданных и допущенных заявок на участие в закупке. В случае, если значительная часть заявок на участие в закупке отклонена, целесообразно проанализировать наличие обжалований в контрольные органы, а также провести оценку требований, содержащихся в документации о закупке, в части наличия требований, сформированных под конкретный товар (работу, услугу) или под конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя)
6.4 Проверить порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, критерии этой оценки, в том числе проанализировать поступление жалоб от участников закупки Статьи 32, 53, 83 Закона № 44-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1085 Применяются не установленные документацией о закупке критерии оценки заявок участников закупки и величины их значимости.   Не соблюден порядок оценки заявок участников закупки, предусмотренный документацией о закупке  
6.5 Проверить протоколы, составленных в ходе осуществления закупок, включая их наличие, требования к содержанию и размещению Статьи 52, 53, 67, 68, 69, 78, 81, 82, 83, 85, 89, 90 Закона № 44-ФЗ Отсутствуют протоколы закупок.   Содержание протоколов не соответствуют установленным требованиям. Протоколы не подписаны членами комиссии по осуществлению закупки (заказчиком – в случае проведения закрытого аукциона) либо подписаны при отсутствии кворума.   Протоколы не размещены в единой информационной системе  

ЭЛЕКТРОННАЯ ЛЕКЦИЯ

КОНТРОЛЬ И ОБЖАЛОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

План лекции

Дата: 2019-05-28, просмотров: 306.