Программа ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Программа ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Б2.П.1 ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕНТРАХ)

 

Направление подготовки 37.04.01 Психология

Направленность (профиль) Клиническая психология

Курс – 1, 2

Семестр – 2, 4

Форма обучения – заочная

Всего часов - 432 (зачетных единиц 12)

Форма контроля: зачет с оценкой (2, 4 семестры)

 

 

Программа составлена на основе ФГОС ВО по направлению подготовки

37.04.01 Психология

 

 

Программу разработал:

кандидат медицинских наук, доцент Е.В. Семакова

 

Одобрена на заседании кафедры

«30» августа 2017 г., протокол № 1

 

 

Смоленск

 

2017

1. Планируемые результаты обучения при прохождении практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

- готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

- готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);

- готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психологических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

- способность создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-6).

В рез. прохождения практики студент должен:

Знать:

- Основные принципы научного анализа.

- Приемы и методы коммуникаций в научной среде.

- Базовые механизмы психических процессов, лежащие в основе нарушений когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферы личности.

- Основные приемы и технологии представлений результатов научных исследований.

- Основные теоретические подходы к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека.

Уметь:

1. Использовать различные формы коммуникаций для решения профессиональных задач.

2. Модифицировать, адаптировать существующие и создавать новые методы и методики научно-исследовательской и практической деятельности в сфере клинической психологии.

3.Анализировать базовые механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий в фило-социо-и онтогенезе.

4.Обеспечивать психологическое сопровождение внедрения результатов исследования в области психотерапии.

5.Использовать различные критерии оценки в экспертизе психологических свойств и состояний, психических процессов.

6.Осуществлять психологическую коррекцию.

Владеть:

- Основными технологиями научного исследования.

- Приемами коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке в профессиональной сфере.

- Навыками использования современных информационных технологий в совершенствовании методов клинической психологии.

- Методами оценки антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в процессе анализа базовых механизмов психических процессов.

- Основными методами психологической диагностики.

- Навыками экспертизы психологических свойств и состояний, психических процессов.

- Способами психотерапевтической коррекции нарушений с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам.

Место проведения практики

       По способу проведения – стационарная практика, проводится дискретно.

 

В качестве баз практики закрепляются организации и предприятия, имеющие в своем штате психолога или специалиста по персоналу.

Примерный перечень баз практики:

1. Кафедра общей психологии психолого-педагогического факультета СмолГУ;

2. Социально-психологический центр СмолГУ;

3. Смоленское областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Смоленска»;

4. СОГБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»;

5. Смоленское областное государственное учреждение «Геронтологический центр «Вишенки»;

6. СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования»;

7. Региональный православный центр защиты семьи, материнства и детства «Смоленский дом для мамы»;

8. Социально-психологическая служба по месту работы магистранта в г. Смоленск.

  1. Содержание практики

Ознакомление с условиями работы специалиста-психолога учреждения (техническое оснащение, интерьер, методический инструментарий и т.д.); наблюдение за деятельностью специалиста и анализ сделанных наблюдений. Выполнение различных видов деятельности по индивидуальному плану. Изучение нормативно-правовой базы организации. Психодиагностика проводится теми средствами, которые были изучены студентами на теоретических и практических курсах в университете. Первично подобранный психодиагностический материал утверждается психологом базы практики. Психологическое исследование обязательно реализуется с использованием знаний по общей психологии, по нейропсихологии, по патопсихологии, по психосоматике, по психофизиологии. разрабатываются и реализуются коррекционные программы. В конце практики обязательная рефлексия. Проводится оценка эффективности реализованных практических мероприятий (собственных, стандартизированных).

В процессе прохождения практики происходит закрепление теоретических знаний на практике, формирование профессиональных умений и навыков в реальных условиях профессиональной деятельности под руководством опытных психологов.

       Студент осуществляет:

- знакомство с базой практики, психологической документацией;

- освоение специфики деятельности клинического психолога в учреждениях различного профиля;

- приобретение навыков самостоятельного проведения психодиагностической, консультативно-просветительской, коррекционно-развивающей работы в процессе включения в деятельность психологической службы под руководством клинического психолога базы практики;

- формирование навыка решения практических задач

- формирование представлений о себе как о клиническом психологе;

выработка адекватных профессиональных установок к практической деятельности психолога, формирование профессиональной позиции и активное использование собственных методов в практической работе.

 

Производственная практика в социально-психологических центрах проводится во втором и четвертом семестрах, осуществляется в четыре этапа.

 

Этапы прохождения практики

№ п\п   Разделы практики Виды работы на практике, включая самостоятельную работу магистров Формы текущего контроля
1. Подготовительный этап Ознакомление с особенностями организации профессиональной деятельности специалиста-клинического психолога базы практики. Характеристика базы практики и отчет об организации профессиональной деятельности специалиста-клинического психолога в различных учреждениях (в соответствии с базами практики) выполняется в соответствии с перечисленными пунктами (см оценочные средства). опрос
2. Диагностический этап индивидуальной работы. Обследование пациентов с помощью батареи психодиагностических методик. Написание психологического заключения. проверка дневников практики, письменная контрольная работа
3. Психологическое консультирование. Проведение психологической консультации с клиентами, обратившимися за психологической помощью или сотрудниками организации по месту прохождения практики. Контроль проведения консультативного занятия  
4. Психокоррекционный этап. Апробация результатов исследования. Разработка и проведение психокоррекционного или тренингового занятия с сотрудниками предприятия по месту прохождения практики. Контроль за посещением и проведение психокоррекционного или тренингового занятия. 
5. Рефлексивный этап. Оценка эффективности реализованных практических мероприятий. Подготовка эмпирических результатов к внедрению.
  Итого:          Зачет с оценкой

Ознакомительная

 первая

Отчетность руководителя практики:

1. Распоряжение

2. Отчет руководителя

3.Оценочный лист

4.Ведомость

1. Знакомство с базой практики Характеристика базы практики   2. Планирование практики Индивидуальный план (дневник прохождения практики, план-график самостоятельной работы) 3. Практическая работа в соответствии со спецификой учреждения (базы практики) и темой исследования Дополнительные формы отчетности в соответствии с индивидуальным планом (произвольная форма) 4. Рефлексия и самооценка Отчет практиканта 5. Оценка прохождения практики Оценочный лист

Вторая

 

Отчетность руководителя практики:

1. Распоряжение

2. Отчет руководителя

3.Оценочный лист

4.Ведомость

1. Знакомство с базой практики Характеристика базы практики 2. Планирование практики   Индивидуальный план 3. Практическая работа в соответствии со спецификой учреждения (базы практики) и темой исследования   Дополнительные формы отчетности в соответствии с индивидуальным планом (произвольная форма) Коррекционная программа. Дополнительные формы отчетности в соответствии с индивидуальным планом (произвольная форма) 4. Рефлексия и самооценка Отчет практиканта 5. Оценка прохождения практики Оценочный лист

Оценочные средства

  По итогам практики магистрант представляет и защищает отчет о пройденной практике. Обучающийся вместе с руководителем практики от кафедры обсуждают итоги практики и анализируют собранные материалы. По итогам производственной практики в социально-психологических центрах руководитель пишет отчет о работе магистранта, ориентируясь на его дневник практики и представленные результаты исследования. Принимается во внимание отзыв руководителя производственной практики от организации, в которой магистрант проходил практику.

 

Формы отчётности.

 

1. «Итоговый отчет», в котором приводятся индивидуальный план работы, дневник практиканта, план организации самостоятельной работы, «визитные карточки» учреждений.

2. Тезисы выступления на итоговой конференции

3. Групповая презентация, с использованием фотоматериалов.

 

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРАКТИКЕ

 

В ходе прохождения практики магистрант готовит  следующие виды отчетной документации:

  1. Индивидуальный план прохождения производственной практики (план-график самостоятельной работы).
  2. Дневник.
  3. Отчет о прохождении практики.
  4. Оценочный лист.

 

Семестр

 

 

Титульный лист

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Смоленский государственный университет»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра общей психологии

 

ОТЧЕТ

о прохождении производственной практики в социально-психологических центрах

                         

 

студента 1 курса

направления подготовки

37.04.01 Психология

(Клиническая психология)

ФИО студента-магистранта

Руководитель практики:

           

                       

                          

Смоленск

201…

 

Дневник

Требования к ведению «дневника практики»

 

Цель ведения дневника – в накоплении и дальнейшем осмыслении информации о деятельности учреждений по оказанию психологической помощи, об услугах, предоставляемых ими, о клиентах и ролевом репертуаре специалистов.

В дневнике перед выполнением заданий практики должны быть зафиксированы:

- адрес учреждения, в котором студент проходил практику,

- сведения о структуре учреждения,

- Ф.И.О. директора, руководителя, специалиста по работе с молодежью,

- графики работы персонала.

График своей работы (6 часов ежедневно) студент согласовывает руководителем практики. Дневник заверяется подписью руководителя практики.

Заносите в дневник информацию о событиях дня, старайтесь отразить события, факты, явления, с которыми Вы столкнулись в течение дня, а также фиксируйте собственные впечатления, мысли, идеи, касающиеся этих событий.

Старайтесь писать сразу «не шлифуя», не редактируя текст. Записи могут касаться различных аспектов бесед, встреч со специалистами по работе с молодежью или клиентами, поручений или заданий выполненных за день, деятельности учреждения (центра, организации), ярких впечатлений, огорчений, потрясений, разочарований, значительных и самых обычных, рутинных событий, трудностей и успехов дня.

Вы можете использовать разнообразные значки, сокращения, которые позволят Вам вести записи в удобной форме.

План-график самостоятельной работы

Дата Содержание работы Подпись руководителя

 

Характеристика базы практики (примерная схема)

 

 

Визитная карточка учреждения

1.Название (полное) учреждения или объединения. 2.Ведомственная принадлежность (вышестоящая организация) 3.Дата создания, регистрации 4.Адрес (индекс, телефон) 5.Цель создания. 6.Сфера деятельности. 7.Предоставляемые виды услуг. 8.Режим работы. 9.Формы работы. 10.Источники финансирования. 11.Наличие платных услуг и порядок их представления. 12.Контингент обслуживаемых клиентов.

 

 

Семестр

 

Титульный лист

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Смоленский государственный университет»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра общей психологии

 

 

ОТЧЕТ

о прохождении производственной практики в социально-психологических центрах

 

 

                                                               студента 2 курса

направления подготовки

37.04.01 Психология

(Клиническая психология)

ФИО студента-магистранта

Руководитель практики:

 

Смоленск

201…

 

 

Примерная схема отчета практиканта.

ОТЧЕТ

__________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

по _______________________________(название практики) практике магистранта _________курса_____________________

 

_____________________ факультета в _________________________________

__________________________________________(учебное заведение) в период с

___________________ по ____________________ 20__ г.

 

 

(дата)                                                        (дата)

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

Фамилия, имя, отчество магистранта

БАЗА ПРАКТИКИ (название учреждения, адрес) ______________________________ ____________________________________________________________________

 

    № п/п Содержание работы Примерные сроки выполнения Отметка руководителя практики о выполнении
       
       
       

 

Выполнение плана практики. Когда и какие формы работы выполнены.

Какие виды професиональной деятельности проходили наиболее удачно, какие вызывали затруднения, почему?

Какие основные задачи решались в период практики? Какие получены результаты?

Общие выводы о практике. Ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики.

 

ДНЕВНИК ПРАКТИКАНТА

(включает: титульный лист, характеристику базы, расписание работы психолога центра, ежедневный отчет практиканта)

  Смоленский государственный университет  заочное отделение 37.04.01 «Психология. Клиническая психология» _________________________________________ (название практики) ДНЕВНИК ______________________________ ФИО практиканта   Место прохождения практики _____________________________________ Период прохождения практики: С________по_______20 года Психолог-методист:____________     Руководитель практики:_________ 20 г.

          

Требования к ведению «дневника практики»

 

Цель ведения дневника – в накоплении и дальнейшем осмыслении информации о деятельности учреждений по оказанию психологической помощи, об услугах, предоставляемых ими, о клиентах и ролевом репертуаре специалистов.

В дневнике перед выполнением заданий практики должны быть зафиксированы:

- адрес учреждения, в котором студент проходил практику,

- сведения о структуре учреждения,

- Ф.И.О. директора, руководителя, специалиста по работе с молодежью,

- графики работы персонала.

График своей работы (6 часов ежедневно) студент согласовывает руководителем практики. Дневник заверяется подписью руководителя практики.

Заносите в дневник информацию о событиях дня, старайтесь отразить события, факты, явления, с которыми Вы столкнулись в течение дня, а также фиксируйте собственные впечатления, мысли, идеи, касающиеся этих событий.

Старайтесь писать сразу «не шлифуя», не редактируя текст. Записи могут касаться различных аспектов бесед, встреч со специалистами по работе с молодежью или клиентами, поручений или заданий выполненных за день, деятельности учреждения (центра, организации), ярких впечатлений, огорчений, потрясений, разочарований, значительных и самых обычных, рутинных событий, трудностей и успехов дня.

Вы можете использовать разнообразные значки, сокращения, которые позволят Вам вести записи в удобной форме.

Характеристика базы практики (примерная схема)

описание нормативно–правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность специалиста – психолога учреждения.

характеристика квалификационных требований и должностных обязанностей специалиста-психолога учреждения.

анализ целей и задач работы специалиста-психолога учреждения;

анализ документации специалиста-психолога учреждения (план работы психолога, программы коррекционно-развивающей работы, журнал консультаций и т.д.).

описание основных направлений и форм профессиональной деятельности специалиста-психолога учреждения.

анализ условий работы специалиста-психолога учреждения (техническое оснащение, интерьер, методический инструментарий и т.д.).

характеристика критериев оценки эффективности деятельности специалиста-психолога учреждения.

 

РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

  Время Вид деятельности, субъекты взаимодействия.
Понедельник    
Вторник    
Среда    
Четверг    
Пятница    
Суббота    

 

 

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОТЧЕТ

Дата Содержание работы и анализ работы Психолог (подпись)

 

 

Оценочный лист

ФИО магистра-практиканта ________________________________________

курс________________специальность_________________________________

сроки практики____________________________________________________

База практики_____________________________________________________

Ф.И.О. психолога базы практики ____________________________________

Ф.И.О. факультетского руководителя________________________________

 

Дата Содержание Деятельности Оценка психолога базы практики  
         
       

 

Психолог базового учреждения__________________________(подпись)

Дата ________________________

печать базового учреждения

Руководитель учреждения ____________________________(подпись)

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ЗА ПРАКТИКУ _____________________________

Факультетский руководитель____________________________(подпись)

Дата _________________________

 

Примерный план составления сообщения

IV. Исследование внимания

симптомы нет слабо сильно
1 Характеристика непроизвольного внимания элементы полевого поведения (эхопраксия, эхолалия)      
2 Характеристика произвольного внимания результаты клинического наблюдения результаты корректурной пробы результаты пробы Крепелина результаты пробы на зрительное внимание      
3 Предметный гнозис узнавание реальных объектов (10-ти) узнавание реалистических изображений (10-ти) узнавание контурных изображений (10-ти) узнавание перечеркнутых изображений (8-ми) узнавание фигур Поппельрейтера узнавание конфликтных (составных) фигур (рыба - заяц, заяц - рыба и др.)      
4 Объем зрительного восприятия одновременное «схватывание» двух, трех фигур игнорирование стороны (левой, правой)      
5 Узнавание лиц знакомых портретов (выделение их из незнакомых) идентификация портретов по следам      
6 Цветовой гнозис называние цветов подбор оттенков по эталону то же на следах      
7 Зрительно-пространственный гнозис конструктивная деятельность ориентировка в схеме, географической карте (обозначение частей света, хорошо знакомых городов, рек и т. п.) ориентировка в часах (определение времени по «слепому» рисунку, расставление стрелок) самостоятельный рисунок (стол, куб, дом, человек) копирование рисунка (дом, куб) рисование плана палаты копирование рисунка с поворотом на 180° тест «Бутылочка» фигура Тейлора      
8 Деление линии (наличие асимметрии)      
9 Рассматривание группы фигур и сложных изображений (игнорирование стороны)      
10 Буквенный гнозис узнавание букв в разных шрифтах узнавание букв в зеркальном изображении узнавание наложенных и перечеркнутых букв      
11 Цифровой гнозис узнавание цифр: арабских, римских узнавание цифр: наложенных, зеркально изображенных и перечеркнутых      

V III. Исследование речи

 

Жалобы (на нарушение моторной, сенсорной стороны речи и прочее)

симптомы нет слабо сильно
1 Спонтанная речь беседа с больным (Как Вы заболели? и др.)
2 Автоматизированная речь цифровой ряд от 1 до 10 Дни недели: понедельник, вторник... месяцы года: январь, февраль...
3 Дезавтоматизированная речь цифровой ряд: 10, 9, 8... Дни недели: воскресенье, суббота... месяцы: январь, декабрь...
4 Повторная речь повторение звуков: а, о, и, у, б, д, к, с повторение дизъюнктных пар звуков: б - н, к - с, м - н повторение оппозиционных фонем: б - п, п - б, д - т, т - д, з - с, с - з (при невозможности повторения - реакция выбора на оппозиционные фонемы или показ соответствующей буквы)   повторение серии звуков: би – ба - бо, бо – би - ба, ба – би – ба   повторение слов: дом, окно, кошка, портной, стон, слон; полковник, поклонник, половник; кооператив, кораблекрушение и др.   повторение серии слов: дом – пec – кот - стол; дуб – ночь - игла; сад – шкаф - день   повторение фраз: мальчик спит; девочка плачет; мальчик ударил собаку; девочка пьет чай   повторение скороговорок: «из-под топота копыт пыль по полю летит»; «сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, и никто его не переколпакует»
5 Называние предметов по картинкам: яблоко, лампа, чайник, бутылка, чернильница и др. частей тела: нос, глаз, рука, палец, локоть, плечо и др. (отмечается характер затруднений: помогает ли подсказка; поиски, отказы; литеральные и вербальные парафазии и т. д.)
6 Понимание речи понимание слов (с опорой на картинку): по одному элементу; по два элемента; по три элемента   понимание значения слов (частей тела без зрительной опоры): показать ухо — нос — глаз по одному элементу (ухо и т. д.); по два элемента (ухо — глаз и т. д.); по три элемента (глаз — нос — ухо и т. д.)   понимание малочастотных слов (заусеница, гусеница и т. д.)   понимание обиходных инструкций и предложений: откройте рот, откройте глаза, закройте рот, закройте глаза и т. п.; положите левую руку в карман халата и т. д.   понимание логико-грамматических конструкций: показать: карандашом ключ, ключом карандаш; показать или выполнить инструкцию: книга под тетрадью; тетрадь под книгой; книга над тетрадью и т. д.; треугольник под крестом; крест под треугольником и т. д. показать: какой предмет более светлый; более темный; менее светлый; менее темный; показать или разъяснить значение слов: мамина дочка, дочкина мама; брат отца, отец брата «Я позавтракал после того, как прочел газету». Что я делал раньше?
7 Спонтанная развернутая речь рассказ по сюжетной картинке устное сочинение на тему «Отдых», «Север» и др. (отмечаются активность, развернутость, связность текста, наличие аграмматизмов: телеграфный стиль, несогласование, соскальзывание на побочные связи и др.)

I X. Исследование письма

Жалобы (на забывание, перестановки, замены, пропуски букв и др.)

 

симптомы нет слабо сильно
1 Автоматизированное письмо (фамилия, имя, отчество и др.)      
2 Письмо букв списывание печатных букв (единичных, пар) письмо букв под диктовку (единичных, пар)      
3 Письмо слов списывание письмо под диктовку: простых слов: дом, окно, стул; слов с оппозиционными фонемами: дочка - точка, забор – собор - запор; слов с оппозиционными артикулемами: стол – стон - слон; сложных слов: портной, строчить, кораблекрушение      
4 Письмо фраз (списывание, письмо под диктовку): мальчик спит; девочка плачет; на улице шел дождь      

X. Исследование чтения

 

Жалобы (на нарушения чтения букв, слов, невозможность прочитать написанное и др.)

симптомы нет слабо сильно
1 Чтение букв (простых и стилизованных)
2 Чтение бессмысленных слогов (то-ку-ни; стро-кси-мла)
3 Идеогроммное чтение Москва, Россия, Петербург, фамилия больного
4 Чтение привычных слов Николай, Петр, Алексей, Павел, Андрей, дом, лето, окно, дерево
5 Чтение сложных, редко встречающихся слов включатель, разброд, пространство, подставка, велотрек, синтетика
6 Чтение неверно написанных слов галз, онко, слонце, клоодец, севриз
7 Чтение коротких отрывков «Бежала по лесу лиса» и т. п. (отмечаются нарушения движений глаз, игнорирование стороны, элементы угадывающего чтения и т. д.)

XII. Исследование памяти

 

Жалобы (на нарушение памяти на текущие события, на имена, на намерения, на потерю нити повествования и др.)

симптомы нет слабо сильно
1 Запоминание цифр 5 – 8 - 2 6 – 9 - 4 6 – 4 – 3 - 9 7 – 2 – 8 - 6 4 – 2 – 7 – 3 - 1 7 – 5 – 8 – 3 - 6 6 – 19 – 4 -73
2 Повторение серии слов дом, ночь, игла непосредственное отсроченное   стол, звон, лист, шкаф непосредственное отсроченное   лук, мост, зонт, мир непосредственное отсроченное   кот, стол, шар, ночь, пыль, звук непосредственное отсроченное
3 Заучивание серии слов дом, лес, стол, кот, ночь, игла, пирог, звон, мост, крест 1-е предъявление и воспроизведение 2-е предъявление и воспроизведение 3-е предъявление и воспроизведение 4-e предъявление и воспроизведение 5-e предъявление и воспроизведение 6-e предъявление и воспроизведение 7-e предъявление и воспроизведение 8-e предъявление и воспроизведение 9-e предъявление и воспроизведение 10-e предъявление и воспроизведение припоминание после двух минут
4 Запоминание двух групп элементов Запоминание группы слов I - круг, стул II - день, глаз 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение ?/I ?/II ?/I ?/II I - день, сосна, шкаф II - книга, шапка, круг 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение ?/I ?/II ?/I ?/II Запоминание групп картинок 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение ?/I ?/II ?/I ?/II I - телефон, очки, помидор II - гриб, бутылка, ботинки 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение ?/I ?/II ?/I ?/II
5 Запоминание двух смысловых рядов (фразы, рассказы) I — собака лает II — дом горит?/I ?/II 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение Интерференция счетом ?/I ?/II счетом I — мальчик ударил собаку II — девочка пьет чай 1 ) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение Интерференция счетом ?/I ?/II I — в саду за высоким забором росли яблони II — на опушке леса охотник убил волка 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение 4) четвертое воспроизведение Интерференция счетом ?/I ?/II
6 Запоминание двух рассказов 1. «Курица и золотые яйца». У одного хозяина была курица. Она несла золотые яйца. Захотелось хозяину иметь много золота, и он убил эту курицу, думал, что у нее внутри много золота. А внутри у нее ничего не оказалось, была она как все курицы. Воспроизведение 2. «Галка и голуби». Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли. Но она не удержалась и закричала по-галочьи, тогда они ее выгнали. Хотела она вернуться к своим галкам, но те ее тоже не признали и выгнали. 3. «Муравей и голубка«. Муравей спустился к ручью напиться. Волна захлестнула его, и он стал тонуть. Летела мимо голубка. Увидела тонущего муравья и бросила ему прутик. Он по этому прутику выбрался на берег. А на другой день охотник хотел поймать голубку в сети. Муравей подкрался и укусил охотника за палец. Охотник вскрикнул и выронил сеть, а голубка вспорхнула и улетела. ?/I ?/II Интерференция счетом ?/I ?/II 4. «Лев и мышь». Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить: «Отпусти меня, я тебе тоже сделаю добро». Лев рассмеялся, но отпустил мышь. На другой день охотники поймали льва и привязали его веревками к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревки и спасла льва. ?/I; ?/II (отмечаются характер амнестических дефектов, влияние интерференции, роль смысловой близости материала и др.)

Тревожности.

Методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером и адаптированная на русском языке Ю. Л. Ханиным, позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (личностная тревожность), и как состояние (ситуативная тревожность). Шкалы самооценки Спилбергера включают сорок вопросов-суждений, двадцать из которых предназначены для оценки ситуативной тревожности и двадцать — для оценки уровня личностной тревожности.

Цветовой тест Люшера.

Проективная методика исследования личности М. Люшера основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Стимульный материал состоит из восьми стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов. Синий, зеленый, красный и желтый считаются основными цветами, а фиолетовый, коричневый, черный и серый (нулевой) — дополнительными. Процедура обследования сводится к одновременному предъявлению всех цветных квадратов на белом фоне и просьбе выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого. Считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности человека.

Высота самооценки (х)

Количество баллов примерно от 50 до 75 («средняя» и «высокая» самооценка) соответствует реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке. Такая самооценка может указывать на нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.

Неравномерная самооценка, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки (х) стоит ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности или чрезмерной требовательности к себе.

Уровень притязаний (о)

Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, что указывает на неблагоприятное развитие личности.

Высота «х» должна быть немного выше середины, «о» - немного ниже верхнего полюса. Если «кружок» находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям, однако для детей младшего возраста эта черта является вариантом нормы.

 

«НАРИСУЙ СВОЕ НАСТРОЕНИЕ»

Обработка результатов: если ребенок рисует первое лицо, то можно говорить о том, что при его нахождении в описываемом месте он удовлетворен и посещение этого места не вызывает дискомфорта. Если ребенок выбирает второе лицо, то необходимо реализовать уточняющие методики по выявлению тревожащих ребенка обстоятельств. Если ребенок выбирает третье и четвертое лицо, то необходимо более глубокое обследование у психолога по изучению эмоциональной сферы ребенка и подбору коррекционных мероприятий.

 

«ЧЕЛОВЕК ПОД ДОЖДЕМ»

Обработка результатов: сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями:

● Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком.

● Необходимо «войти» в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т. д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс.

● Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.

Изменение экспозиции

1. В рисунке «Человек под дождем» важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так, например, если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета).

2. В случае смещения фигуры человека под дождем в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.

3. Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, стремление к самозащите.

1. Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности.

2. В остальном при интерпретации следует опираться на методику «Человек». Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.

3. Увеличение размера фигуры иногда встречается у детей, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными. Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности, некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса. Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек). Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.

4. Если в рисунке «Человек под дождем» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений «Эго» - реакций.

5. Функция одежды - «формирование защиты от стихии». Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.

6. Дождь - помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли - как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии - тяжелая, постоянная.

7. Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека. Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо. Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже).

8. Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности.

9. Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов. Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.

10. Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол - материнское начало, а ручка - отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать. Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.

11. Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.

12. Рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее многие предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей.

13. Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов.

14. Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный ребенок обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.

 

«КРУГИ ВАРТЕГА» (для ребенка / для родителей).

Обработка результатов:

1. Подсчитывается показатель беглости мышления - общее количество рисунков, за каждый рисунок - 1 балл. Средние значения беглости мыш­ления представлены в таблице.

 

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОСМОТР

Жалобы____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Анамнез morbi ___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анамнез vitae (в том числе наблюдение у специалистов)_____________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объективно________________________________________________________________

Сознание: ясное, оглушение, сопор, кома__________________________________________

Эмоциональная сфера: эмоционально адекватен, лабилен, загруженность, вялость; адинамия.

НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС

Черепно-мозговые нервы: 1-я пара: обоняние – не нарушено, аносмия D, аносмия S. 2.-я пара: поля зрения _______; зрачки – равные, анизокория (D S); фотореакции – живые, вялые, отсутствуют; конвергенция и аккомодация: норма, ослаблена, отсутствует. 3, 4, 6 пары: диплопия – нет, есть; движения глазных яблок: в полном объеме, ограничены вверх, в стороны; глазные щели: (D S). Птоз: есть (слева, справа), нет. 5-я пара: точки выходя безболезненны, болезненны. 7-я пара: лицо симметрично, асимметрично; парез периферический, центральный. 8-я пара: нистагм (нет, есть______); шум в ушах (нет, есть ______); слух (нормальный, снижен, отсутствует; головокружение: системное, несистемное. 9-10 пары: глотание – нормальное, поперхивание, пища выливается через нос; голос: осиплый, гнусавый, афония, без изменений. 11-я пара: функция не нарушена, нарушена. 12-я пара: язык по средней линии, отклоняется (влево, вправо). Тремор век: есть, нет; Рефлексы орального автоматизма: есть, нет.

Мышечная (двигательная) система: развита достаточно (D S), атрофия, гипертрофия ___________. Мышечная сила: руки (D S)____баллов, ноги (D S) ____баллов. Мышечный тонус: руки (D S) повышен, норма, снижен; ноги (D S) повышен, норма, снижен. Расстройства движений (плегия/парез)_______________________________________________________________

Чувствительность: убедительных расстройств чувствительности нет, гиперестезия, анестезия, гипестезия___________________________________________________________________________.

Рефлексы с верхних конечностей (D S) ____________.Рефлексы с нижних конечностей (D S) ___________________. Патологические знаки: нет, есть _______________________.

Менингеальные симптомы: есть, нет ___________________________________________.

Координация: норма, пошатывание в позе Ромберга, падение. Пальценосовая проба ____________; пяточно-коленная проба _________________. Атаксия: есть, нет.

Состояние мышц спины______________________Объем движений позвоночника_____________

Функция тазовых органов: норма, нарушена _____________________________________

ВПФ: праксис_____________; гнозис________________; речь___________________; память__________; внимание_____________; мышление________________;

Данные нейроинструментального обследования (ЭЭГ, РЭГ, КИГ, КТ, МРТ и др.):__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Резюме клинического заключения:_______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Рекомендовано:

1.

2.

Приложение 6.

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА КЛИЕНТА

1. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ БЛОК

Ф.И.О._____________________________________________________________________

Возраст____________________________________________________________________

Профессия

Место работы

Семейное положение

Дата проведения обследования___________________________________________________

Жалобы 

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ

Семейный анамнез (хронические заболевания, психические расстройства, в т.ч. алкоголизм, наркомании, депрессивные реакции; у кого из родственников выявляются)

Патология беременности и родов

Перенесенные заболевания, травмы головы, операции,

 

Состоит (состоял) на медицинском учете у (указать специалиста)

с диагнозом:

Социальный статус

Состав семьи и семейные отношения

Реакция на типичные стрессоры (посещение детского коллектива, школы, особенности отношений со сверстниками, служба в армии, профессиональный выбор, создание собственной семьи, рождение ребенка, развод, смена работы и т. д.)

Стрессовые ситуации, выходящие за рамки привычного опыта и реакция на них

Особенности характера

 

Физическое развитие

 

Типичные трудности, конфликты, асоциальные действия, злоупотребление ПАВ

 

Проблемный блок (когда возникла проблема, по поводу которой обращается клиент, изменения в каких сферах жизни она за собой повлекла, как прежде справлялся с этой проблемой, обращался ли за профессиональной помощью (куда, когда), что явилось непосредственной причиной обращения)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ПСИХИЧЕСКИЙ СТАТУС

(состояние на момент обследования)

1. Внешность.

 

 

2. Двигательная сфера (походка, равновесие, координация движений, мелкая моторика, мимика, специфические двигательные нарушения)____________________

 

 

3. Речь (уровень развития речи, скорость речи, интонация, особенности речи)

 

4. Сознание и ориентировка

 

 

5. Развитие восприятия и его нарушения

 

 

6. Внимание (объем, устойчивость (степень сосредоточения), переключение)

 

 

7. Общая активность (нормальная, сниженная, повышенная, утомляемость, устойчивость к нагрузкам

 

8. Развитие мышления и его особенности (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, тип соотношения, мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция; расстройства мышления).

 

 

 

9. Память (запечатление, сохранение, воспроизведение, механические или смысловое запоминание, нарушения памяти)

 

 

10. Интеллект (определение характера умственной деятельности и интеллектуального коэффициента)

 

11. Эмоции и настроение (особенности эмоционального реагирования, живость, дифференцированность, адекватность), состояние настроения (ровное, повышенное, пониженное, мрачное, благодушное и т.п.), наличие страха, тревоги, раздражительности.

 

 

 

12.  Воля (сохранность, снижение, повышение произвольной активности, импульсивность).

 

 

 

13.  Поведение (адекватность поведения, особенности поведения)

 

14.  Особенности сновидений и нарушения сна (повторяющиеся сновидения, тревожные сны, кошмары, ночные пробуждения, снохождения, сноговорения, энурез, трудности засыпания, просоночные состояния)

 

 

 

15. Особенности деятельности: изменился ли характер деятельности под влиянием ситуации

 

 

16. Самооценка, уровень притязаний, социальная зрелость, специфические личностные особенности (уверенность в себе, демонстративность, эгоцентризм, взрывчатость и т.д.)

 

 

 

 

17. Межличностные взаимодействия

 

4. ДАННЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

В данном разделе представляются первичные материалы и заключения дополнительного психологического обследования.

Заключение по результатам психодиагностического исследования ребенка/взрослого/группы

Цель исследования, обоснование выбора методов, методик для обследования.

Интерпретация данных (обобщенные данные исследования, рекомендации к дальнейшему обследованию). Выводы.

Психологический диагноз.

Рекомендации (консультативная работа, коррекционная работа и т.д.).


Приложение 9.


Рефлексивный блок

Рефлексивный блок направлен на самоанализ участника программы на различных этапах ее реализации, повышение осознанности и заинтересованности в работе, выявление проблемных локусов, закрепление достигнутых положительных результатов, определение прогноза в динамике закрепляемых изменений, определение возможных дополнительных механизмов коррекции. Для реализации рефлексивного блока используется «Рабочая тетрадь участника программы».

Экспертный блок

В рамках экспертного модуля проводится оценка динамики входных показателей в группах, в которых реализовывали консультативные, коррекционные и информационно-тренинговые мероприятия. Набор диагностических методов для оценки динамики показателей «на выходе» должен быть идентичен методам, применявшимся «на входе». 

Контрольный блок

Направлен на подведение итогов реализации программы, анализ достигнутых результатов, внесение корректировок в программу. Реализуется в форме индивидуальных отчетов по каждому участнику программы и сводного аналитического отчета на основе используемых в программе форм документации. Документы фиксируют основную информацию о ходе выполнения мероприятий программы и об участниках программы, позволяют анализировать результаты реализации программы.

Формы документов:

· индивидуальная регистрационная карта;

· учетная карта индивидуальных занятий (консультаций);

· учетная карта коррекционных занятий;

· учетная карта групповых занятий;

· рабочая тетрадь участника программы.

 

В связи с собственным опытом реализации данной программы хотелось бы обратить внимание на ее эффективность при реализации как самостоятельно, так и в структуре других профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня психологического здоровья современного школьника. Данная программа допускает изменение внутренней комплектации блоков, решение о чем принимается индивидуально психологом в соответствии с формулированием запроса.

 

 

Приложение 11.

Структурно-динамическая модель сопровождения развития креативности (Т.С. Скрипка, Е.В. Семакова)

Структурно-динамическая модель психолого-педагогического сопровождения детей (рисунок 1) может быть рассмотрена как основа для системно-ориентированного сопровождения, поскольку предназначена для предупреждения возникновения и решения проблем, характерных для большой группы детей. Данная модель может быть использована на любом этапе школьного обучения.

 

               
                 
                 
               
               
                 
             
               
               
                 
             
                 
         
                 
                 
                 
                 
           
                 
             

 

 

Рисунок 1. Структурно-динамическая модель развития креативности детей.

 

В разработке модели психолого-педагогического сопровождения развития креативности у школьников были использованы теоретико-методологические подходы и концепции ведущих отечественных и зарубежных авторов (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) и культурно-деятельностного подходов к формированию личности (Л.В. Занков, А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, а также О.А. Куревина, Л.Г. Петерсон), раскрываемых в системе принципов содействия – креативности образовательной среды, системности (А.Н. Аверьянов, В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур, Э.Г. Юдин и др.), личностной ориентированности обучения (Б.Г. Ананьев, Е.В. Бондаревская, В.А. Кан-Калик, В.В. Краевский, Л.М. Митина, А.Б. Орлов, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), интегративности и автономности (В.В. Давыдов, И.Е. Брякова), надпредметности (Д.Б. Эльконин; В.В. Давыдов, Л.В. Занков), комплексности, гибкости и дифференцированности (Н.С. Лейтес, Г. В. Бурменская, В.А. Слуцкий, а также В.А. Лазарев, Я.И. Ковальчук, Е.Е. Щербакова), диалогизма (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман), совместно распределенного взаимодействия учителя и ученика, установки к творческому саморазвитию каждого партнера как личности (М.М. Бахтин, А. Маслоу, К. Роджерс), ориентации на переход от подражательного действия к созданию самостоятельного творческого текста культуры (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, И.Я. Лернер, В.И. Лейбсон, А.Н. Лук, И.В. Собянина, Г.С. Сухобская и др.). Развитие креативности учащихся рассматривается нами в контексте самоактуализации педагога, его самореализации, творческого самовыражения, личностного и профессионального развития и роста в процессе педагогической деятельности (Н.В. Амяга, Е.В. Андриенко, С.Л. Белых, О.В. Бордешок, С.И. Горячева, А.С. Косогова, Д.Ю. Мирошниченко, И.И. Осадчева, Н.Г. Осухова, О.В. Пузикова, В.В. Садовая, А.А. Солдатова, Г.С. Сухобская и др.).

Именно на этой принципиальной для нас основе разработана модель психолого-педагогического сопровождения развития креативности у школьников, которая построена с учетом принципов системности, деятельностного подхода, личностной ориентированности (рисунок 2).



 

 

 

 


                                                                                                   

Педагогические условия, способствующие самореализации учащихся с СДВГ по типу творчества, развитию креативности личности и формированию устойчивых ее проявлений в образовательной среде: организация диагностики и мониторинга уровня развития сигнификационных умений личности; актуализация личностных смыслов процесса самообразования; учет в развивающем воздействии актуального уровня развития и зоны ближайшего развития учащихся, включенной в контекст культурно-исторического пространства (Л.С.Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев и др.);  семиотическое построение образовательного пространства, как отражения камертонной культуры (И.М. Кыштымова), в том числе, характеристики профессиональных и личностных особенностей педагогов (И.А. Семенова, Е.Л. Солдатова и др.) как семиосферы; комплексность психолого-педагогического воздействия, мотивационной и познавательной активности участников образовательного процесса (Н.С. Лейтес, С.В. Гиппиус, Д.Б. Богоявленская и др.).
Результат: переход на более высокий уровень развития креативности личности учащихся с СДВГ
подражательный
собственно творческий
Уровень развития сигнификационных умений
Уровни развития креативности личности учащихся с СДВГ
Проявления креативности школьников в  образовательном процессе. Оригинальность, гибкость, беглость, разработанность продуктов творчества
Критерии развития креативности личности учащихся с СДВГ
Формы организации психолого-педагогического сопровождения развития креативности: групповые, индивидуальные

 

Рисунок 2. Модель психолого-педагогического сопровождения развития креативности личности школьника.

Актуальным для разработки модели системы психолого-педагогического сопровождения креативности стало положение о роли подражания в процессе психосоциального развития личности, которое может выступать одним из механизмов формирования ее креативности (Р. Стернберг, Е.Л. Григоренко, Н.М. Гнатко, А.Н. Воронин, В.Н. Дружинин, В.А. Просецкий, И.Г. Трифонова и др). В работе мы опирались на представление о необходимости образца для подражания, даже если этот образец в лице педагога не обладает высоким уровнем креативности, что подтверждается позицией М.М. Бахтина о принципиальной незавершенности личности и об обретении собственной уникальности личности только через диалог с «другим». Педагог с высоким уровнем креативности более успешно формирует креативные способности учеников, однако учитель, не обладающий достаточным уровнем креативности, но владеющий методикой развития творческих способностей, может развить данные способности учащихся (И.Е. Брякова). Для ребенка важен образец для подражания, «значимый взрослый», влияние которого может стать определяющим в развитии творческих способностей школьника (Н.С. Лейтес, В.Н. Дружинин, В.А. Просецкий и др.).

Характер влияния учителя, как «значимого взрослого», на развитие креативности учащихся с СДВГ, различен и определяется, в том числе, актуальным уровнем развития креативности учащегося. Зона актуального развития становится исходным уровнем, позволяющим определить маршрут, необходимые условия успешного развития, а также проследить динамику изменений. Нами была определена специфика психолого-педагогического сопровождения детей, проявляющих в образовательном процессе разные уровни креативности. Отметим, что формирующее влияние психолога должно выходить за рамки информирования педагогов о результатах диагностики и предоставления сведений о специфике необходимого последующего сопровождения детей, которое будет осуществляться при прямом воздействии педагога. Система предпочтений в отношении учащихся, как отражение некой сформированной когнитивной модели, может представлять собой фактор, обусловливающий ригидность реакций учителей на проявления креативности учащихся. В этом случае сообщение педагогам результатов объективного диагностического исследования креативности школьников, может привести к реакциям защиты или конфронтации, направленным на освобождение от внутреннего конфликта и сохранение привычной картины восприятия учащегося. Принимая во внимание указанный феномен психологической защиты, мы сделали попытку создания целостной модели системы психолого-педагогического сопровождения креативности. В нее вошли не только диагностический и теоретический блоки, направленные на решение задач выявления актуального уровня развития креативности учащихся и формирования у педагогов теоретических представлений об оптимальных условиях развития учащихся с различным уровнем креативности. Диагностический и теоретический блоки системы психолого-педагогического сопровождения развития креативности учащихся были дополнены развивающим и прикладным блоками, реализуемыми через тренинги для педагогов и тематические методические объединения. Указанные блоки психолого-педагогического сопровождения креативности были нацелены на стимулирование: потребности педагогов в самоактуализации, самореализации, саморазвитии через профессионально-творческую деятельность; на развитие способности к определению творческой задачи для успешного осуществления собственной методической деятельности, овладение методическим инструментарием развития креативности учеников. Целенаправленная реализация в комплексе указанных блоков авторской модели психолого-педагогического сопровождения развития креативности учащихся позволяет создавать у педагогов необходимую мотивацию для воплощения практического блока, состоящего в создании учителем в процессе обучения условий для развития креативности школьников. Далее изложены основные элементы системы психолого-педагогического сопровождения развития креативности учащихся: цель, задачи, принципы, структурная модель системы, характеристика структурных блоков и методический инструментарий (таблица 1).

Таблица 1




Пояснительная записка

В условиях реформирования среднего образования предъявляются повышенные требования к педагогическим кадрам в вопросах выявления, поддержки и развития креативной молодежи. Знания об особенностях феномена, проблемах и многообразии проявления позволят педагогам прогнозировать развитие креативной личности и создавать условия для ее полноценной реализации.

Нами была разработана программа для работы с педагогами, включенная в теоретический и прикладной элементы системы психолого-педагогического сопровождения развития креативности учащихся. Основная стратегия заключалась в создании условий для формирования у педагогов мотивации в организации работы по развитию креативности учащихся. Основой для этого стало определение актуального уровня развития креативности учащихся и разработка рекомендаций по созданию оптимальных условий развития креативности в учебно-воспитательном процессе школы.

Цели программы:

- изучение теоретической базы психолого-педагогического сопровождения креативности учащихся;

- стимулирование потребности педагогов в самоактуализации, самореализации, саморазвитии через профессионально-творческую деятельность.

Задачи программы:

ознакомление с актуальным уровнем развития креативности учащихся;

рассмотрение взаимосвязи креативности и культурной сигнификации авторского замысла;

изучение условий развития креативности учащихся в образовательном процессе;

освоение теоретических знаний об условиях и методах развития креативности учащихся;

освоение методик развития креативности учеников;

формирование позитивных ожиданий в области профессионально-творческой деятельности;

развитие открытости чужому опыту, восприимчивости и гибкости по отношению к творческой проблеме, творческой ситуации;

совершенствование эмоциональной устойчивости в ситуации неопределённости и стремления к ее разрешению;

формирование способности к личностным изменениям при сохранении основополагающих ценностных установок.

Ключевые понятия теоретического блока: одаренность, креативность, креативная среда, креативная личность, креативный продукт как текст культуры, камертонная культура, сигнификационные умения, черты творческой личности, прогнозирование развития (таблица 2).

Таблица 2

Тематический план

№ темы Название темы К-во часов (лекция) К-во часов (практики)
Тема 1 Выявление и условия развития креативности личности 2  
Тема 2 Сигнификационные умения учащихся, как показатель уровня креативности 2  
Тема 3 Развитие креативности 2 2
Всего:

8 часов

 

Содержание программы.

Тема 1. Выявление и условия развития креативности личности.

Творчество, как предмет исследования в психологии. Творчество и творческие способности, творчество и знания, исследовательское поведение и творчество. Понятие «креативность». Подходы к исследованию креативности. Эволюция взглядов на природу креативности. 

Тема 2. Сигнификационные умения учащихся, как показатель уровня креативности.

Надличностная природа креативности. Креативность и культура. Креативность, как личностная категория, связанная с саморазвитием и самоактуализацией. Основные параметры, характеризующие креативность. Признаки и черты креативной личности. Критерии выявления креативности. Диагностика креативности через показатели энтропийно-гармонической нормы творчества в рисунках учащихся.

Тема 3. Развитие креативности.

Условия проявления креативности детей в образовательном процессе. Общие принципы обучения творчеству. Влияние учителя на развитие креативности учащихся.

 Вопросы для самопроверки:

1. Какие подходы к изучению креативности существуют в психологии?

2. По каким признакам можно выявить креативного учащегося?

3. Назовите качества, характеризующие креативную личность?

4. Какие черты творческой личности повышают вероятность реализации творческого потенциала?

5. Охарактеризуйте психологические условия для развития креативной личности? Выделите наиболее значимые.

6. Как влияет личность педагога на развитие творческого потенциала одаренного учащегося? Приведите примеры.

7. В чем заключается фасилитирующее влияние личности педагога на личность ученика?

Практическое занятие.

Цель: стимулирование потребности педагогов в самоактуализации, самореализации, саморазвитии через профессионально-творческую деятельность.

Задачи:

1. Осознание и преодоление барьеров для проявления креативности.

2. Осознание характеристики креативной среды.

3. Формирование навыков и умений управления творческим процессом.

Материалы: бумага, ножницы, карандаши, модели предметов, мяч, газеты.

Этапы работы:

I . Этап – разогрев

Упражнение «Перекинь мяч»

Цели: вербальное и невербальное общение сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиск быстрого решения поставленной задачи.

Материалы: мяч.

Время: 2-5 минут.

Процедура. Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу - от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3 - 4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 сек. на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, лишь за 1 сек. на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом, успевает побывать у каждого участника).

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней, и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Вопросы для обсуждения:

1. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?

2. Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?

3. Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников, и как удавалось преодолеть эти ограничения?

Упражнение «Гастроли»

Цель: предоставление возможности участникам осознать шаблонность восприятия, препятствующую творческому приспособлению личности и приводящую к торможению проявлений креативности учащихся, развитие навыков педагогической экспрессии.

Оборудование: средства для воспроизведения музыкальных фрагментов (магнитофон, ноутбук или CD, DVD плеер с колонками), фото- или видеокамера.

1 этап: Материалы: список слов, подборка музыкальных треков.

Время проведения, просмотра фрагментов и обсуждения: 25 минут.

Процедура. Педагогам-участникам предлагается представить себя мимами, актерами бродячего театра. Театр отправляется на гастроли по городам и селам. И в каждом городе будет показан новый спектакль-импровизация. Название спектакля актеры узнают на месте «гастролей». Участники под музыку свободно перемещаются по аудитории. По команде психолога (прекращение музыкального фрагмента) они останавливаются и демонстрируют с помощью мимики и пантомимики (позы, жестов, движений тела) то слово, которое называет психолог. Это и есть название нового спектакля. Время «спектакля-импровизации» 15 - 25 сек., после чего включается музыка, участники опять начинают свободно перемещаться по помещению, пока музыка не закончится и не будет объявлено очередное «название спектакля». Желательно заснять «гастроли» с помощью цифровой фото или видеокамеры и продемонстрировать отснятые материалы участникам непосредственно после упражнения.

Возможный набор слов: время, прошлое, детство, настоящее, будущее, школа, двойки, я должна, одиночество, усталость, творчество, успех, свобода, встреча, понимание, любовь, семья, счастье.

Вопросы для обсуждения: Какие эмоции вызвало упражнение? Какой «спектакль» было сыграть труднее всего? Чем похожи и чем различаются «гастроли» разных актеров? Что бы вы хотели поменять в своих «спектаклях»?

2 этап:

Время проведения, разыгрывания спектаклей и обсуждения 15 минут.

 Процедура. Участники делятся на труппы и выбирают название «Спектакля», обсуждают основной сюжет и роли. Затем каждая «труппа» дает представление на выбранную тему. Время на подготовку не более 5 минут, поэтому «спектакли» сохраняют характер импровизации и ярко выраженную диагностическую функцию.

Упражнение «Применение предметов» (модификация упражнения из программы развития дивергентного мышления Э.П. Торренса)

Цель: развитие дивергентного мышления, снятие эмоционального напряжения, формирование новых коннотативных значений для знаков и символов школьной субкультуры.

Время: 15-20 минут.

Материалы 1 этапа: скрепка для бумаг, зубная щетка, карандаш и т.д.

Процедура. За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Для рассмотрения можно брать любой другой предмет.

Материалы 2 этапа: дневник, классный журнал, учебник и т.д.

После первой серии упражнения рекомендуется предоставить педагогам предметы, являющиеся знаково-символическими объектами школьной субкультуры: ученическую тетрадь, школьный дневник, классный журнал, мел. Предложение новых способов применения указанных объектов проводится по кругу в быстром темпе, поощряются юмористические ответы.

Вопросы для обсуждения: Какие эмоции вызвало выполнение задания? Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам? Какая часть упражнения была для Вас более сложной? О чем заставило задуматься это упражнение?

III . Этап – завершение

Структура конспекта занятия

1.Тема занятия.

2.С кем проводится (возраст, пол ребенка).

3.Цель, задачи занятия.

4. Методы и методики.

5.Оборудование.

6.План занятия (хронометраж по этапам).

7.Ход занятия. Поэтапное описание занятия, форм коррекционно-развивающей работы, инструкции к упражнениям.

8.Литература.

Оформление обложки коррекционно – развивающего занятия:

Конспект индивидуального/ группового коррекционно - развивающего занятия (название) для кого Место прохождения практики ФИО магистранта (в Р.п.)_________ Дата проведения занятия______ Руководитель практики _____ФИО  

 

Приложение 13.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

…………...

 

АКТ О ВНЕДРЕНИИ

 

1. Наименование предложения для внедрения (метод профилактики, диагностики, лечения, устройство, форма организационной работы и др.): программа психологического сопровождения ……………..

2. Кем и когда предложено – Смоленский государственный университет, магистром …………, доцентом кафедры общей психологии Семаковой Е.В.

3. Источник информации (методические рекомендации, информационное письмо, отчет о НИР, диссертация, монография, съезды, конференции, семинары и др.) – ………………………….

4. Где и когда внедрено – в СОГБУ «………………………………..». Общее количество наблюдений ……………...

5. Результаты применения метода за период: с 2011 г. и по настоящее время.

6. Эффективность внедрения –…………………………………………………..

 

7. Замечания и предложения: нет

 

«__» _________ 20 г.                                                                        Подпись ответственного

за внедрение__________

                                (ФИО), должность

 

 


программа ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Дата: 2019-05-28, просмотров: 191.