Цель контрольного этапа эксперимента заключалась в выявлении качественных изменений в уровнях развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста игровыми средствами. Методика контрольного этапа исследования выстраивалась по аналогии с методикой констатирующего этапа с применением тех же самых заданий.
Повторное проведение заданий на выявление уровня восприятия у детей физического времени «Нарисуй картинку», «Танец листьев», «Всему свое время» позволило выявить качественные позитивные новообразования у детей экспериментальной группы. Дети научились устанавливать взаимосвязь между течением времени и собственной жизнью, чувствовали временные отрезки и соотносили изменения во времени и в деятельности и т.п. Объяснение этому заключается в том, что в дошкольном образовательном учреждении были созданы специально организованные виды деятельности, способствующие интериоризации знаний о времени.
При проведении повторной диагностики на выявление уровня восприятия психического чувства времени детям предлагались задания «Путешествие в прошлое», «Путешествие в будущее», «Ветер». Многие дети смогли свободно перемещаться в прошлое, используя прием обратного прокручивания, однако, образ будущего создать в деталях и развития смогли не все дети. У большинства детей была выявлена способность чувствовать единство ритма, пространства и времени в окружающем мире и соотносить это с внутренним чувством времени.
Повторная диагностика на выявление уровня восприятия художественного времени показала, что дети после нескольких повторений могут самостоятельно выделять и характеризовать время в сказках – задание «Машина времени». При проведении задания «Что чувствует твой любимый герой» было выявлено, что почти половина детей способны самостоятельно выявлять цикличность в эмоциональных переживаниях героев. Практически у всех детей в той или иной мере проявлялось сопереживание героям художественного произведения. При проведении задания – сказки «Щелкунчик и его друзья» дети не всегда чувствовали единство ритма, времени и пространства, лишь в движениях некоторых детей наблюдалось чувствование темпа, отображались ритмические особенности музыки.
Количественные данные приведены в таблице:
Итоговый этап эксперимента
Группы | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||
Уровни | Физическое | Психическое | Художественное | Физическое | Психическое | Художественное |
Спонтан ный | 16%(4) | 20%(5) | 20%(5) | 44%(11) | 52%(13) | 40%(10) |
Ситуативный | 32%(8) | 40%(10) | 32%(8) | 36%(9) | 28%(7) | 36%(9) |
Константный | 48%(12) | 36%(9) | 44%(11) | 16%(4) | 16%(4) | 20%(5) |
Таким образом, контрольный этап исследования, цель которого состояла в выявлении качественных изменений в уровнях развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста игровыми средствами, а также о динамике этих изменений, позволил обнаружить количественные и качественные изменения, обусловленные применением системы игр, которая использовалась в процессе проведения работы. Основным достижением в качественных характеристиках явилось осознание детьми ценности и значимости категории время для жизни людей и их собственной жизнедеятельности. Наиболее активными методами, обеспечивающими достижение в формировании точных представлений о времени и понимание его смысла в жизнедеятельности человека, выступили "путешествия".
Заключение
Развитие у детей чувства времени – это лишь одна сторона эстетического развития детей, но она очень действенная и результативная, поскольку процессы чувственного восприятия мира в целом необратимы – они оставляют «след» в душе ребенка и при благоприятных условиях вновь и вновь восстанавливаются и заявляют о себе в полную силу.
Наше исследование развертывалось на основе анализа философских и психолого-педагогических исследований, который позволил нам выявить сложившиеся в науке различные концепции о времени. Оно было посвящено проблеме развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. В ходе исследования подтвердились высказанные нами гипотетические положения о том, что у детей старшего дошкольного возраста, возможно развить чувство времени если его рассматривать как эстетический феномен, включающий физическое, психическое и художественное время; при использовании дидактических игр и игр-упражнений в системе.
В ходе исследования представления детей о времени изменялись от понимания его как предмета, изображающего цифры, к пониманию его как невидимого, текучего, к осознанию его ценности, наполненности предметным действием и потребностью использовать в качестве ориентира в деятельности.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться, самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Список литературы:
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтина. – М.: Искусство, 1986. - 445с.
2. Буров А.И. Эстетическая сущность [Текст] / А.И. Буров. – М.: Психология, 1956 – 308 с.
3. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве [Текст] / Л.Я. Дорфман. – М.: Смысл, 1997. 424с.
4. Изард К.Е. Эмоция человека [Текст] / К.Е. Изард. – М.: Изд-во МГУ, 1980.- 440с.
5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текст] Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 176 с.
6. Лобова А.Ф. Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к человеку [Текст] / А.Ф. Лобова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000.-156с.
7. Лобова А.Ф. , Дрень О. Е. Развитие чувства ритма у детей в музыкально – игровой деятельности [Текст] / А.Ф. Лобова, О. Е. Дрень. Монография для методистов, воспитателей, музыкальных работников ДОУ/ Уральский государственный университет – Екатеринбург, 2003.- 156с.
8. Москвин В.А. Попович В.В. Философски-психологические аспекты исследования категории времени // Вопросы психологии 2004. №5
9. Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Значение текста как внутренний образ [Текст] / Н.Л. Мусхелишвили, Ю.А. Шрейдер. Вопросы психологии. 1997. №3.
10. Муравьев В. Овладение временем. М., 1998.
11. Немировская М.А. Развитие чувства времени: психоаналитическая точка зрения // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. №6.
12. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. СПб., 2005.
13. Нурутдинова А.Р. Этико-эстетическое воспитание [Текст] / А.Р. Нурутдинова. Педагогика – 2006 - №10 – С. 87-93
14. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., 1991.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. М.: Академический проект 1999 – 508 с.
16. Рубинштейн С.Л. О восприятии времени и пространства // Мир психологии. 1999. №4.
17. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 336с.
18. Торошилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет [Текст] / Е.М. Торошилова Т.В. Морозова. – М.: Деловая книга - 2001 – 287 с.
19. Тарабанова Т.И., Соколова Е.И. Детям о времени. Ярославль, 1996.
20. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Просвещение, 1997.-188с.
21. Феано. Хронос. М., 2003.
22. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / под ред. Н.А.Ветлугиной – М.: Просвещение – 1985 – 208 с.
23. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин – М.: Педагогика, 1978. – 304с.
24. Эльконинова Л.И. Предметность детской игры в контексте понимания игрового и сказочного пространства-времени // Мир психологии. 1999. №4.
25. Яфальян А.Ф., Дрень О.Е. Развитие у детей чувства времени: Учебно-методическое пособие. – Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2006. – 99с.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 232.