Возрастные особенности восприятия времени у детей дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В литературе практически отсутствует описание возрастных особенностей проявления, и развития чувства времени как эстетического качества личности. Имеются работы по развитию физического времени (Т.Д.Рихтерман), а также работы по психологии и психиатрии российских и зарубежных исследователей (М.А.Немировской, Д.Арлоу, Харнер, Л.Эймс), в которых дается представление о возрастных особенностях развития представлений о времени на основе психоанализа.

Психоанализ внес значительный вклад в понимание развития чувства времени на различных возрастных этапах. Практически все в психоанализе связано с временными процессами. Центральная для психоаналитической практики концепция переноса, которая подразумевает воспроизведение прошлого опыта в настоящем, затем его трансляцию в будущее, делает время важной и ведущей категорией в психологии.

Достаточно подробно описано освоение детьми основных характеристик времени в психоаналитическом исследовании М.А.Немировской [11]. Анализируя работы зарубежных психологов, она прослеживала этап за этапом проявления «взаимоотношений» со временем и возникновение чувства времени у детей разных возрастов.

В психоанализе выделяют следующие стадии развития ребенка: раннее младенчество (до года) - оральная стадия, со второго года - анальная стадия, в 4-5 лет - Эдипова стадия, в 6-8 лет - латентная стадия – все эти стадии можно отнести к сенситивному периоду развития соматического чувства времени.

Психоаналитические характеристики восприятия времени являются подтверждением педагогических взглядов по развитию чувства времени как качества эстетической личности. Прежде чем время становится эстетическим чувст­вом, ребенок проходит стадии развития: адаптации, ориентации, вчувствования, осознания.

Несмотря на многочисленные трудности, дети начинают осваивать время рано. Малыш живет, подчиняясь, времени: через определенные промежутки времени его кормят, купают, укладывают спать. Плачем, беспокойством, капризами ребенок сигнализирует взрослым о времени. Мерой времени в данном случае является длительность основных органических функций. С педагогической позиции условно такую стадию освоения времени (до года) можно назвать адаптационной стадией.

Понимание времени в первые годы жизни (1-3 года) происходит уже не только в эмоциональной, но и в познавательной сфере. Важную роль играет появление речи. Для обозначения временной последовательности дети начинают использовать достаточно общие категории: «теперь», «сейчас», «сначала», «потом», «скоро». В этом возрасте время воспринимается детьми чрезвычайно конкретно и опосредованно, то есть через косвенные признаки и действия: «День – это обед», «Вечер – это когда все приходят домой». Также в речи начинают появляться первые вопросы, относящиеся ко времени: «Сколько времени?», «А когда она вырастет?». Такой период освоения времени определяется как стадия ориентации.

С трех лет и до пяти вопросы о времени группируются детьми вокруг собственного «я», а несколько позже интерес распространяется и на других. С возрастом увеличивается количество вопросов, направленных на познание ребенком собственно времени и различных его сторон. Детей интересуют меры времени, их количественная характеристика, последовательность, длительность временных определений. Происходит формирование понятий «прошлое» и «будущее», хотя в тоже время детям трудно осознать понятие «настоящее». «Настоящее» для ребенка является категорией переживания, границы которой могут иметь различную протяженность. Субъективно, «настоящее» может охватывать как одну минуту, так и целый день.

На данной стадии значительная часть получаемой информации перемещается в долговременную память, Этот период переходный, он основан на трансформации памяти и представляет собой стадию вчувствования.

В период старшего дошкольного и младшего школьного возраста уровень психосоматического и умственного развития детей позволяет осознавать биологические часы. Они начинают реально ориентироваться во времени. Дети становятся более активными и способны быстрее включаться в деятельность и легче переключатся с одного ее вида на другой.

Таким образом, психические структуры существуют и развиваются во времени, но не в линейном времени как непрерывной последовательности событий, а в психическом времени, которое включает активное взаимодействие прошлого, настоящего и будущего.

К этому периоду он воспринимает прошлое фрагментарно и эпизодически; понимает и реагирует на физическое настоящее и соотносит с психологическим настоящим; будущее ему кажется заманчивым, многообещающим, безграничным, а те привилегии и удовольствия, которое оно принесет, ожидаются с нетерпением. Такой период освоения времени обозначим как реалистический, и он представляет собой стадию осознания.

Именно этот период становится наиболее сензитивным для развития чувства времени как эстетического качества личности (начинается гармонизация, и синхронизация различных видов времени).

Время является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. Он ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т.п.), но которые регулируются социальной средой.

Научившись регулировать психическое и объективное время, чувствовать временные изменения, синхронизировать процессы, ребенок приобретает эстетическую способность управлять чувством времени.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 221.