Цель формирующего этапа эксперимента – разработка и апробация системы работы по развитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи формирующего эксперимента:
1. Подобрать дидактические игры и игры-упражнения для развития различных видов времени (физического, психического, художественного);
2. Практически применить дидактические игры и игры-упражнения в педагогической деятельности;
Исходя из контрольной диагностики, и с целью проведения формирующей части эксперимента были подобраны дидактические игры и игры-упражнения по развитию чувства времени.
Развитие чувства времени велось в трех направлениях:
1) развитие физического времени
Цель: формировать у детей знания о свойствах физического времени: линейности, цикличности, последовательности.
Для развития физического чувства времени, использовалась дидактическая игра «Путешествие в страну часов», целью которой являлось знакомство детей с разнообразием часов (часы-растения, «петушиные», водяные, солнечные, песочные, часы-свечи, механические, кварцевые, электронные, атомные) и с историей их появления (от «петушиных» до атомных). Эта игра способствует расширению и активизации словарного запаса, а также развивает память, мышление и любознательность. Эта игра сначала проводилась с участием педагога, который давал детям понятия о различных видах часов, рассказывал об их особенностях. Впоследствии дети сами играли в эту игру и рассказывали друг другу о часах.
Проводилась игра «Танец цветов», задачей которой, было научить детей использовать элементы эвритмии для самовыражения в процессе пластического фантазирования, а также научить детей чувствовать временные интервалы в 1, 3, 5 минут. Дети сами выбирали для себя любимый цветок, придумывали к нему движения под музыку, а когда музыка внезапно прекращалась, дети должны были застыть в любой позе.
Также в развитии физического чувства времени проводилась дидактическая игра "Как мы меняемся", целью которой являлось определение уровня понимания ребенком текучести времени. Детям необходимо было расположить картинки с изображением человека в различные возрастные этапы жизни в действительной последовательности.
Игра "Заколдованный путник". Играющие двигаются вокруг ведущего, который хлопает в ладоши и говорит:
Входишь ты в волшебный круг,
Замирает все вокруг!
Три минуты лишь пройдет,
Путник снова отомрет.
Можно назначать различные промежутки времени: полминуты лишь пройдет, две минуты лишь пройдет, но минутка лишь пройдет, пятьдесят секунд пройдет, двадцать пять секунд пройдет, семь секундочек пройдет и т.п.
С последним словом ведущий нажимает кнопку секундомера и начинает отсчет времени. Тот, кто наиболее точно почувствовал нужное время, становится ведущим.
Вариант:
Входишь ты в волшебный круг,
Замирает все вокруг.
Но как время истечет,
Путник снова отомрет.
С последними словами, играющие застывают, а ведущий включает секундомер. Через некоторое время секундомер выключается и раздается хлопок в ладоши или другой звуковой сигнал, по которому "застывшие" путники вновь оживают. Им предлагается отгадать, сколько времени они были "заколдованы". Кто называет самое близкое к действительному значению число, становится ведущим.
Также проводились игры на закрепление цикличности времени по временам года. Игра «Какое время года?» воспитывает умение соотносить текст с картинкой о времени года, также воспитывает сообразительность и быстроту мышления.
Игра «Когда это бывает?» закрепляет знания о частях суток, развивает связную речь, активизирует словарь.
Взрослый или ребенок по очереди загадывают какое-нибудь время суток и показывают, что они в это время делают. Например, утром - чистят зубы, вечером - раздеваются и т. д. Задача наблюдающего - определить, что делает водящий, и назвать время суток.
Второй вариант: взрослый или ребенок называет какое-нибудь время суток и показывает, что он в это время делает (несколько действий), но одно действие при этом заведомо неправильное. Например: утром встаю с постели, умываюсь, сплю.
2)развитие психического времени
Цель: развивать умение свободно перемещаться в прошедшее время, умение создавать образ будущего в деталях и развитии.
Игра «Было-будет» упражняет в правильном использовании слов о прошлом, настоящем и будущем. Детям предлагалось на основе художественных произведений определять, когда говорится о прошлом, когда о настоящем, а когда о будущем. После того как игру провели несколько раз, предложили детям усложненный вариант: воспитатель произносит слова «есть», «было», «будет», а дети придумывают к ним другие, подходящие по смыслу слова, чтобы получилось предложение.
Игра «Карусель» упражняет детей в быстром и медленном темпе речи, в согласовании слов с движениями. Дидактическая задача этой игры учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.
Игра «Золотой свет» знакомит детей с возможностью свободно перемещаться во времени: льется сказочный свет и, попадая в него можно перемещаться в сказочное время.
Игра «Путешествие на машине времени» помогает детям свободно перемещаться в прошлое (если создать детали убранства, одежды прошлого), будущее (при использовании изобразительной деятельности дети создают образы будущего).
3) развитие художественного времени
Цель: развивать умение выделять и характеризовать время в художественных произведениях, выявлять цикличность в эмоциональных переживаниях героев и сопереживать им в процессе драматургического построения сюжета.
Так как художественное время осваивается в сказках, историях и рассказах, мы предлагали детям сначала прослушать сказки, в которых герой переживает по поводу каких-либо событий - «Сказка о рыбаке и рыбке», «Цветик-семицветик», «Сказка о потерянном времени», «Аленький цветочек», «Золотой ключик, или приключения Буратино», а затем проводились беседы, в которых детям предлагалось выделить и охарактеризовать время в этих сказках. Для выявления цикличности в эмоциональных переживаниях героев, велась работа через костюмированные представления по мотивам прочитанных сказок.
Таким образом, формирующий этап эксперимента представляет собой организацию педагогической работы, где осваивается в специально организованной деятельности понятия о чувстве времени как эстетическом феномене, его ценностном смысле в жизнедеятельности ребенка, и приобретается опыт руководствоваться им в своей жизни.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 235.