Глава 5. Маржинализм. Возникновение неоклассической теории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

5.1.Возникновение маржиналистской теории. Предшественники маржинализма: Г.Госсен, А.Курно, И.Тюнен.

5.2.Австрийская школа. Теория предельной полезности и ее варианты (К.Менгер, В.Визер, Е.Бем-Баверк).

5.3.Лозаннская школа и концепция равновесия в теории Л.Вальраса и В. Парето. Критерий эффективности общественного производства (оптимум Парето).

5.4. Новый этап развития маржинализма и возникновения неоклассической теории.

5.5.Теория цены, спроса и предложения А.Маршалла. Теория эластичности спроса. Маршалл о предмете и главных вопросах экономической науки.

 

Глава 6. Теоретическая система Дж.М. Кейнса

6.1.Исторические условия развития кейнсианства. Теоретические истоки кейнсианства.

6.2.Теория несовершенной конкуренции Д.Робинсон.

6.3.Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина.

6.4.Кейнс как экономист и его работа «Общая теория занятости, процента и денег».

 

Глава 7. Неокейнсианство

7.1.Основные направления неокейнсианства.

7.2.Теоретические взгляды Э.Хансена на экономический цикл и концепция антициклического регулирования.

7.3Модели экономического роста Р.Харрода и Е.Домара. 7.4.«Неоклассический синтез» П. Самуэльсона: идея и компоненты.

 

Глава 8 Основные школы современного неоклассического направления

8.1.Кризис кейнсианских методов государственного регулирования в 70-е годы.

8.2.Американский монетаризм. М. Фридмен и его экономические взгляды. Монетаристские антиинфляционные рецепты. 8.3.Экономическая теория предложения. Кривая Лаффера.

8.4.Критика теории рациональных ожиданий государственного вмешательства в экономику.

 

Глава 9. Неолиберализм

9.1.Экономические и социально-философские основы неолиберализма.

9.2.В.Ойкен: теория экономического порядка и учение об идеальных типах хозяйств. Теория социального рыночного хозяйства.

 9.3.Воплощение концепции социального рыночного хозяйства в ходе экономических реформ Л.Эрхарда в послевоенной Западной Германии.

9.4.Философско-экономические взгляды Ф.Хайека на социально-экономические явления. Ф. Хайек о несостоятельности нерыночного хозяйства.

 

Глава 10. Институционализм

10.1.Роль институционализма в интеграции наук об обществе. 10.2.Содержание и значение работы Т.Веблена «Теория праздного класса».

10.3. Социально-правовой институционализм Дж.Коммонса. 10.4.Эмпирическое направление У.Митчелла. Концепции индустриального и постиндустриального общества.

10.5.Дж. Гелбрейт о механизмах трансформации общества. Дж.Гелбрейт о совершенствовании методов социального контроля и управления производством. Место и роль техноструктуры в социально-экономической системе.

10.6.Г.Беккер: анализ проблем человеческого поведения и социальных отношений с позиций экономики.

10.7.Теория общественного выбора Д.Бьюкенена. Бьюкенен о функциях государства в рыночной экономике. О применении экономических методов в изучении политических процессов.

 

Глава 11. Особенности развития экономической науки в России ХХ века

11.1.Общая характеристика и специфика развития экономической мысли России к началу ХХ века.

11.2.Экономические взгляды Н.И. Зибера, Н.Г. Чернышевского и других крупнейших представителей отечественной экономической мысли ХХ века.

11.3.Труды М.И. Туган-Барановского по проблемам экономических кризисов, истории отечественной фабричной промышленности, социальным основам кооперации и т.д.

11.4.Учение В.И. Ленина об империализме.

11.5.Теория трудового семейного хозяйства А.В.Чаянова.

11.6. Учение о больших циклах конъюнктуры Н.Д. Кондратьева.

11.7.Этапы и направления становления «политической экономии социализма».

11.8.Работы Л.В.Канторовича, В.С. Немчинова, В.В.Новожилова.

Литература

 

 

Введение

Данная работа посвящена анализу содержания основных этапов в развитии мировой экономической мысли. Цель работы состоит в том, чтобы отразить главные тенденции в ее изменении, изложить концепции наиболее крупных мыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую науку. Исследование базируется на монографиях российских ученых, посвященных изучению данной проблемы, таких как “История экономических учений”, “Всемирная история экономической мысли”, “Экономические теории и школы” С.А.Бартенева и “Введение в историю экономической мысли” Е.М.Майбурда.

Периодизация истории экономических учений в данной работе основывается на выделении социально-экономических формаций в истории общества. Соответственно, будут рассмотрены: история экономической мысли древнего мира, экономические идеи периода феодализма, концепции основных теоретиков экономики капиталистического общества.

Зарождение экономической мысли происходит на первых этапах развития человеческой цивилизации. Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической мысли данного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости.

В экономических учениях феодального общества рассматривается присущий ему способ производства и усиливается интерес к проблемам товарно-денежных отношений.

Развитие экономической мысли в эпоху капитализма приводит к формированию политической экономии как науки, разработке ее основных принципов и категорий.

История экономических учений изучает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ. Курс не ограничивается изучением источников, систематизацией и раскрытием взглядов выдающихся экономистов; он стремится выявить взаимосвязь и преемственность идей, трансформацию подходов и выводов.

Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционирует трактовка базовых категорий, совершенствуются методы экономических исследований.

Изучая эволюцию экономических концепций, мы стремимся уяснить, как разворачивается процесс формирования и обогащения наших знаний об экономике, как и почему многие идеи прошлого и сегодня сохраняют свою актуальность, каким образом они влияют на наши современные представления.

КУРС ЛЕКЦИЙ

Дата: 2019-05-28, просмотров: 199.