Типы склонения имен существительного
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Понятие типа склонения. Распределение существительных по древним типам склонения. Продуктивные и непродуктивные типы склонения.

2. Перераспределение существительных по типам склонения в соответствии с родовой принадлежностью слова.

3. Разграничение твердой и мягкой разновидности для каждого типа склонения.

4. Вариативность форм – наличие нескольких окончаний падежной формы в рамках одного и того же типа склонения.

5. Омонимия окончаний внутри парадигмы и между типами склонения.

6. Морфологизация чередований согласных и гласных в основе.

7. Унификация типов склонения во множественном числе.

8. Склонение заимствованных существительных и иноязычных собственных имен в современном польском языке.

 

 

Упражнения

 

1. Прочитайте польские пословицы и поговорки, подберите к ним русские соответствия. Распределите существительные по древнепольским и современным польским типам склонения. Прокомментируйте происшедшие изменения.

1.Co kraj to obyczaj. 2. Raz kozie śmierć. 3. Słowo wróblem wyleci, a powraca wołem. 4. Ryby i dzieci głosu nie mają. 5. Ta gospodyni, gdy ma w skrzyni. 6. Pokorne cilę dwie matki ssie. 7. Nie ma chleba bez ości, nie ma ryby bez kości. 8. W cudzym domu ręce za pas zatknij

 

2. Сопоставьте древнепольскую (см. ниже) и современную польскую (см. С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. – СПб, 1997, с. 463-465) парадигмы склонения существительных. Расскажите о морфологических и фонетических изменениях, произошедших в истории языка.

Древнепольская парадигма склонения существительных

Единственное число

Падеж

Основы

*a ж.р., м.р. *o м.р., ср.р *u м.р. *i м.р., ж.р. *u ж.р. *r ж.р. *s ср.р. *t ср.р. * n ср.р.

И

-a

M –ъ Ср –о

-i

М –у

Ср -ę

М –ь Ср –е

Р

-y

-u

-i

-e

Д

-u

-ovi

-i

-I

В

М – ъ Ср –о

М –ь

Ср -ę

М –ь Ср -е

Т

-oją>ą

-omь

-ъmь

М -ьmь

Ж -ьją>ą

-ьmь

-emь

П

 

-u

-i

-e

-i

Зв

-o -e

-u

-i

-o

-e

М -i

Ср -e

-u

 

Множественное число

И-З

-y М –i Ср -а

-ove

-ьje

-y

-e

М –е

Ср -а

М –е Ср -а

Р

-ovъ

-j

Д

-amъ

-omъ

-ъmъ

- ьmъ

-amъ

-ьmъ

-emъ

В

-y М –у Ср –а

-y

-i

-y

-e

М –е

Ср -а

М -ě Ср -а

Т

-ami

-y

-ъmi

-ьmi

-ami

-ьmi

-i

М

-achъ

-ěchъ

-ъchъ

-ьchъ

-ichъ

 

3. Образование падежной формы может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне. Поясните причины возникновения чередований. Учитывая возможность чередований, образуйте следующие формы:

А) родительного падежа множественного числа:

Miesiąc, okno, pieniądz, słowo, tysiąc, jabłko, głowa, święto, sen, ręka, matka;

Б) предложного падежа единственного числа:

Anioł, gołąb, wąż, strój, pień, lato, pierożek, wiara, krew, wieś, kwiat, naród, ksiądz, wódz, brat, poeta, matka, droga, głowa, Bóg;

В) именительного падежа единственного числа:

Wiatry, zamki, małlcy, płótki, gry, widelce;

Г) родительного падежа единственного числа:

Chłopiec, człowiek, ołówek, budynek.

 

4. Просклоняйте в единственном числе существительные siostra, sługa, studnia, owca, kłamca. Почему в некоторых падежах окончания существительных не совпадают? Какими были окончания у этих существительных в праславянском языке? Наблюдается ли подобное явление в старославянском, древнерусском и современном русском языках?

5. Прочитайте и переведите на русский язык стихотворение А.Мицкевича. Выпишите существительные, имеющие чередования в основе. Поясните происхождение этих чередований.

EXEGI MUNIMENTUM AERE PERENNIUS…

Z Horacjusza

Świeci się pomnik mój nad szklany Puław dach,

Przetrwa Kościuszki grób i Paców w Wilnie gmach,

Ni go łotr Wirtemberg bombami mocen zbić,

Ani świnia Austryjak niemiecką sztuką zryć.

Bo od Ponarskich gór i bliźnich Kowna wód

Szerzę się sławą mą aż za Przypeci bród.

Mnie w Nowogródku, mnie w Mińsku czytuje młodź

I nie leniwa jest przepisać wielekroć.

W folwarkach łaskę mam u ochmistrzyni cór,

A w braku lepszych pism czyta mię Nawet dwór!

Stąd mimo carskich gróźb, na złość strażnikom ceł,

Przemyca w Litwę Żyd tomiki moich dzieł.

6. При склонении некоторых существительных в современном польском языке есть возможность выбора среди нескольких окончаний. Объясните, с чем это связано в истории языка.

a) в родительном падеже единственного числа:

Strach – stracha / strachu, geniusz – geniuszu / geniusza, oryginał – oryginała / oryginału, szach – szacha / szachu, świerk – świerka / świerku, kasztan – kasztana / kasztanu;

b) в винительном падеже единственного и множественного чисел:

Żuraw – żurawia / żuraw, gąsior – gąsiora / gąsior, wąż – węża / węż, biały kruk – białego kruka / biały kruk;

c) в именительном падеже множественного числа:

Dziadkowie – dziadki, dziadowie – dziady, krółowie – krółe, Arabowie – araby.

7. Сопоставьте существительные, употребленные в форме родительного падежа множественного числа в русской и польской пословицах. Поясните происхождение флексий в этой форме.

Nie ma świnia rogów, bo by bodła. – Не дал Бог свинье рог, а бодуща была бы.

 

8. В творительном падеже современного польского языка имеются формы gośćmi, ludźmi, końmi, liśćmi, pieniędźmi, braćmi, księdźmi. Объясните происхождение флексии – mi в этих словоформах. Как сформировалась флексия – ami у остальных существительных (synami, ołówkami, ojciecami, dworami и др.)? Какова история флексий существительных в устойчивых сочетаниях przed dawnymi laty (много лету тому назад), tumi słowy (следующими словами)? Наблюдаются ли подобные явления в современном русском языке?

 

9. Переведите на польский язык предложения.

 

1.Ф.Шопен – композитор и пианист. 2. Г.Сенкевич – автор исторических романов «Камо грядеши», «Потоп», «Крестоносцы». 3. В 1839 – 1840 годах А.Мицкевич был профессором литературы в университете в Лозане. 4. В 1025 году Болеслав Храбрый короновался в городе Гнезне. 5. В 1832 году А.Мицкевич эмигрировал в Париж. 6. В 1386 году литовский князь Владислав Ягелло обвенчался с Ядвигой, присоединил Литву к Польше и заложил новую династию, Ягеллонов.

 

10. С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. – СПб, 1997, с.385 - 389. Прочитайте и переведите на русский язык тексты. Сделайте морфологический разбор имен существительных (начальная форма, склонение, суффикс – детерминатив, род, число, падеж, характер флексии, причины ее изменения, наличие фонетических чередований в основе, причины их возникновения).

 

 

 

 

Практическое занятие № 10

Имя прилагательное

1. Имя прилагательное как часть речи в польском языке. Грамматические категории имен прилагательных.

2. Изменения в склонении прилагательных в польском языке.

3. История именных и местоименных форм прилагательных. Роль фонетического явления контракции в истории форм прилагательных.

4. Образование и употребление степеней сравнения прилагательных.

 

Упражнения

 

1. Проанализируйте прилагательные, употребленные в польских текстах 14-17 вв. (начальная форма, краткая или полная форма, разряд, род, число, падеж, синтаксическая функция). Какие изменения произошли в употреблении проанализированных прилагательных в современном польском языке?

 

On bil bardzo veszol (KG). Sziw jest gospodzin (PF). Gotowo sercze moie (PF). Chwalane panowo (RPP). Od boiazni neprzyaczrlowi wiymi duszą mą (PF). Ksągi Moyszesowi (BSz). Iaco Wawrzinecz pobral naswem sztho, ane na Miroslawine (RPP). Mikolay ranil Wlostowego szestrincza (RPP). Do Mikolayewej domu (RPP).

 

2. В стихах М.Рея, В.Потоцкого, В.Сырокомли, А.Мицкевича часто используются формы кратких прилагательных:

М. Рей: pan podobien ku świni – Wizer;  В.Потоцкий: godzien stać; В. Сырокомля: dostojen herbu; starzec, szczęśliw ze mnie; А.Мицкевич: ów mąż bóg wojny, Otoczon chmurą pułków.

    С какой целью используют авторы краткие формы? Какие формы прилагательных соответствуют им в современном польском языке?

        

3. К каким грамматическим формам восходят современные польские наречия и существительные?

 

Daleko, boso, wcale, wkrótce, dalece, głupio, warto, powinno, bez mała, z cicha, po cichu, z dawien dawna; Kraków, Częstochowa, Radomsko, Tomaszów, Koźmin, Poznań, Sieradz, starościna.

 

4. Проанализируйте употребление форм прилагательных в Свентокшиских проповедях. Сделайте вывод о функционировании кратких, полных и стяженных форм в древнепольском языке.

 

Crol smerny, clouek gresny, króla taco csnego, izbi nas otuecne (= od wieczne) smircy zbauil, crolestua nebeskego, na uisokem stolcy, w suątem pisany; bozee jest krolewstwo, wczynyl blysznyemu swemu zlee, welikiim gloszem, se zliim duchem, bosziim ryczerzem, slugam bosziim (KŚ).

 

5. Переведите на польский язык и просклоняйте в единственном и множественном числах словосочетания: высокий дом, красивая женщина, сильный мужчина, малое дитя, ласковый пес.

6. Прокомментируйте образование следующих прилагательных:

Zgodny, opuchły, mściwy, wstydliwy, bielutki, malusieńki, gorzkawy, przygłuchy, niebrzydki, gliniany, wodny, stołowy, pański, ogrodniczy, garbaty, chłopczykowaty; łatwiejszy, uprzejmieszy, szczuplejszy, silniejszy, mądrzejszy, najstarszy, najlepszy, wyższy, droższy, śmielszy.

 

7. С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. – СПб, 1997, с.391 - 392. Прочитайте и переведите на русский язык текст. Сделайте морфологический разбор имен прилагательных (начальная форма, разряд, род, число, падеж, характер флексии, причины ее изменения, наличие фонетических чередований в основе, причины их возникновения)

 

 

Практическое занятие № 11

Имя числительное

1. Имя числительное как часть речи в польском языке. Грамматические категории числительных.

2. Разряды числительных.

3. Изменения в склонении количественных, порядковых и собирательных числительных.

 

Упражнения

 

1. Поставьте в нужной форме числительные и существительные, данные в скобках, по нормам древнепольского и современного польского языков.

 

1.(2 dziecko) kąpały się w rzece. 2. Obok domu rosły (2 brzoza). 3. W teczce leżały (2 ołówek i 2 pióro). 4. Otrzymałem upominki od (2 przyjaciel i 2 koleżanka). 5. Z zainteresowaniem przyglądać się (2 obraz).

 

2. Прочитайте польские пословицы и поговорки, подберите к ним русские соответствия. Вместо точек вставьте числительные в нужной форме.

 

1.Bieda w … koni jeździ. 2. Mąż i żona to … ciała, a … dusza. 3. Gdzie … się bije, tam … korzysta. 4. … parszywa owca całe stado zaraża. 5. Co z gęby wyleci, tego … końmi nie dogonisz. 6. Kto … sroki za ogon chwyta, żadnej nie złapie. 7. … dziurki w nisei i skończyło się. 8. … bogom służyć nie można. 9. Z … barana nigdy … skór nie drą. 10. … razy przymierz, nim raz utniesz. 11. … na … nie czeka. 12. Lepsze … oko swoje, nizeli cudze … 13. Gdzie … się bije, są i dla … kije.

 

3. Прокомментируйте употребление числительных 2,3,4 в следующих предложениях.

1. Mądre głowie dość dwie slowie. 2. Dwiema palcami uwiązać (Pas.). 3. Z trzema tysiący rajtaryej (Pas.). 4. Z czterma dzieci (RPP). 5. Z czeteroma rajtary (Rej).

4. В древнепольских памятниках письменности отражаются разные стадии преобразования второй части числительных от 11 до 19. Прочитайте предложения и прокомментируйте эти преобразования.

 

1.Taco tih … chacal, ize za trinadesesce dny jtnarodena gich (KŚ, 13 в.). 2. … jest mój pan neuiniuat Sulcoui trzynaczcze grziwen (RPP, 14 в.). 3. ...jako sam setmonaczcze kmoth (RPP, 14 в.). 4. Drugego myeszącza sodmi naczcze dzen przeschla gest zemyą (BSz, 15 в.). 5. Lata szostego wyeku noe, myeszacza drugego, syodminaszczye dzen tego myeszącza (BSz, 15в.)

 

5. Переведите на польский язык предложения.

1.В 840 году образовалось первое польское государство при легендарном короле Пясте. 2. В истории Польши Варшава впервые упоминается в 1252 году. 3. В 18 веке состоялось три раздела Польши. 4. Адам Мицкевич, поэт, основоположник польского романтизма, родился 24 декабря 1798 года. 5. 4 июня 1989 года президентом Польши стал Лех Валенса. 6. Сейчас территория Польши составляет 312 685 кв.км. 

 

6. Прочитайте и переведите текст. У числительных определите разряд, падеж (если есть), род (если есть), обратите внимание на фонетические чередования в основе, объясните причины их возникновения.

 

Torcik

 

    400 g mrożonego ciasta rozmrozić w ciągu 10 min, ułożyć na blasze o średnicy 20 cm i pokroić nożem na 16 prostokątów. Piec około 15 min w piekarniku nagrzanym do 200 st., aż ciasto się zarumieni.

    2 jajka rozbić, białka oddzielić od żółtek. Około 4 łyżeczek mąki ziemniacznej wymieszać z 5-6 łyżkami mleka, 3 łyżeczkami cukru i 2 żółtkami. 0,5 litra mleka zagotowac, zdjąć z ognia, dodawać mąkę z żółtkami, mieszając w ciągu 15 min. Dodać ubite na sztywno 2 białka.

    Na 4 talerzykach deserowych ułożyć prostokąty, pierwszy korż poszmarować kremem, drugi poszmarować kremem i udekorować owocami. Przykryć pozostałymi 4 prostokątami ciasta i od razu podawać.

 

 

Практическое занятие № 12

Местоимение

1. Местоимения как лексико-грамматические разряды слов в древнепольском языке. Разряды местоимений по значению.

2. Развитие особенностей склонения и употребления личных местоимений (кратких и полных форм).

3. Система неличных (притяжательных, указательных, определительных, относительных, вопросительных, неопределенных и отрицательных) местоимений в польском языке. Их происхождение и история словоизменения.

 

Упражнения  

 

1. Заполните таблицу, выбирая местоимения из предложений, взятых из древнепольских памятников. Расскажите о судьбе проанализированных форм.

Местоимение Разряд Падеж Число Лицо Род
           

 

1.Jaz modlil jesm się. 2. I wząl me od owecz oczcza mego, i pomazal me w miloserdzu pomazancza swego. 3.A bądze jsco drzewo, jesz owocz swoj da w swoj czas. 4. Jaco to swatczimi, jako Jura nechczal pomocz Portkowi spaulem praua y zaprzalssza go. 5. Strzesze gospodzyn wszestky mylwyancze gy. 6. Na sie Gody, czso mają przyjsc. 7. Od sich miast.

 

2. Прокомментируйте образование слов dziś, latoś, do siego roku, ni to ni sio, po kiego diabla.

 

3. Вместо точек вставьте приведенные ниже местоимения в нужной форме, определите их разряд и, если это возможно, род, число, падеж.

 

1.Jeszcze się … nie urodził, … by … dogodził. 2. Za … myto jeszcze … obito. 3. Zrób … dobrze, to … da po ziobrze. 4. Przyjdzie słońce i na … końce. 5. … gospodyni, gdy ma w skrzyni. 6. Pieczone gołąbki … nie wlecą do gąbki. 7. Kto dwie sroki za ogon chwyta, … nie złapie. 8. Każda wieś ma … przypowieść. 9. Kto głupi, w Paryżu … rozumu nie kupi. 10. Lepszy rydz, niż …

 

Każdy, ja, kto, który, mój, nasz, nic, ten, ty, sam, siebie, swój, wszystek, żaden.

 

 

Практическое занятие № 13-14

Глагол

1. Грамматические категории глагола. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Возвратные глаголы. Безличные глаголы.

2. Инфинитив и его употребление.

3. Формообразующие основы глагола. Типы спряжения глаголов.

4. История спряжения глаголов в изъявительном наклонении:

1) история форм настоящего времени правильных и неправильных глаголов;

2)  история форм прошедшего времени:

а) простые формы прошедшего времени глагола (аорист, имперфект), их история в связи с формированием категории вида;

б) сложные формы прошедшего времени глагола (перфект, плюсквамперфект), их история;

в) формирование современных форм прошедшего времени (прошедшее и давнопрошедшее), особенности их образования и функционирования

г) остатки форм прошедших времен в современном польском языке.

3) история форм будущего времени.

5. История форм неправильных глаголов.

6. Особенности функционирования форм глагольного лица. Речевой этикет.

 

Упражнения

1. Распределите глаголы по классам и по спряжениям в зависимости от характера основы настоящего времени.

 

Być, mówić, rozstać się, rozrywać, nosić, nieść, piec, dożyć, doznać, dowieść, brać, jeść, boleć, placić, ochlodzić, ochladzać, dać, znać, wiedzieć, witać się, siedzieć, siąść, zrobić, moc, schnąć.

 

2. Сопоставьте праславянскую, старославянскую и древнепольскую парадигмы настоящего времени. Прокомментируйте произошедшие фонетические изменения. Поясните, как возникли современные типы спряжения в польском языке.

 

Единственное число

Класс Лицо Праславянский Старославянский Древнепольский

1 *neson

1 -on -* -ą 2 -e-ši -е-ши -esz 3 -e-tь -е-ты -e

2 *dvignon

1 -n-on -* -ą 2 -ne-ši -не-ши - esz 3 -ne-tь -не-ты -e

3 *pisjon

1 -j-on -ъ* -ą 2 -je-ši -е-ши - esz 3 -je-tь -е-ты -e

4 *chvaljon

1 -j-on -ъ* -ą 2 -i-ši -и-ши - isz 3 -i-tь -и-ты -i

5 *damь

*jesmь

1 Damь, jesmь Дамь6 ъесмь Dam, jeśm 2 Dasi, jesi Даси6 ъеси Dasz, jeś 3 Dastь, jestь Дасты6 ъесты Da, jeść, je, jest

Множественное число

1 *neson

1 -e-mъ -е-мы -em / -emy 2 -e-te -е-те - 3 -on-tъ -*-ты -

2 *dvignon

1 -n-emъ -не-мы -em / -emy 2 -e-te -не-те - 3 -non-tъ -н*-ты -

3 *pisjon

1 -je-mъ -е-мы -em / emy 2 - je-te -е-те - 3 - jon-tъ -*-ты -

4 *chvaljon

1 -i-mъ -и-мы -im / imy 2 -i-te -и-те - 3 - en-tъ -я-ты -

5 *damь

*jesmь

1 Damъ, jesmъ Дамы6 ъесмы Dam(y), jesm, jesmy 2 Daste, jeste Дасте6 ъесте Dacie, jeście 3 Dadentь, sontь Дад*ты6 с*ты Dadzą, są

Двойственное число

1 *neson

1 -e-vě -е-вэ -e-va 2 -e-ta -е-та -e-ta 3 -e-te -е-те -e-ta

2 *dvignon

1 - ne-vě -не-вэ -e-va 2 -ne-ta -не-та -e-ta 3 - ne-te -не-те -e-ta

3 *pisjon

1 - je-vě -е-вэ -e-va 2 - je-ta -е-та -e-ta 3 - je-te -е-те -e-ta

4 *chvaljon

1 - i-vě -и-вэ -i-va 2 - i-ta -и-та -i-ta 3 - i-te -и-те -i-ta

5 *damь

*jesmь

1 Dadvě, jesvě Дадвэ6 ъесвэ jesva 2 Dasta, jesta Дастаб ъеста jesta 3 Daste, jeste Дасте6 ъесте jesta

 

3. Образуйте формы 1-го и 2-го лица единственного числа настоящего времени следующих глаголов 1 спряжения.

Rwać, dąć, objąć, tłuc, strzec, płynąć, łgać, wziąć, ciąć, gnieść, prać.

 

4. Прочитайте польские пословицы и поговорки, подберите к ним русские соответствия. Глаголы в скобках поставьте в форме настоящего времени.

1.Jak rak (świsnąć), a ryba (pisnąć). 2. Cudza rana nie (boleć). 3. Kto rano (wstawać), temu Pan Bóg (dawać). 4. Kto rano (śmiać się), w wieczór (płakać). 5. Gdzie drwa (rąbić (oni)), tam drzazgi (lecieć). 6. Co było, a nie jest, nie (pisać się) w rejestr. 7. Jedna ręka (głaskać), a druga (policzkować). 8. Gdzie ogon (rządzić), tam głowa (błądzić).

 

5. С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. – СПб, 1997, с.394 - 395. Прочитайте и переведите на русский язык текст. Сделайте морфологический разбор глаголов, употребленных в настоящем и будущем временах (начальная форма (инфинитив), класс, тема, характер основы (твердая - мягкая), спряжение (древнепольское – современное польское), наклонение, время, лицо, число, род (если есть), характер флексии, причины возникновения новой флексии, наличие фонетических чередований в основе и причины их возникновения).

6. От приведенных ниже глаголов образуйте древнепольские формы аориста и имперфекта. Расскажите о судьбе этих форм в польском языке.

 

Widzieć, wiedzieć, wieźć, być, schnąć, znać, piec, moc, pisać.

 

7. От приведенных ниже глаголов образуйте древнепольские формы перфекта. Расскажите, как они преобразовались в современном польском языке.

Oddać, biec, zgasnąć, mieszkać, mówić.

 

8. Проанализируйте глагольные формы, употребленные польскими писателями. Определите их грамматическое значение. Расскажите о судьбе этих форм в современном польском языке.

1.Słońce już było przeszło nad ogrodami i nad dziewiczym lasem Panamy…, ale i Atlantyk był jeszcze pełen błasku (Sienkiewicz). 2. Dużo pieniedzy stracił był (Orzeszkowa). 3. Awaczewicz powiesił na powrót płaszcz Eliżbiety, który już zdjął był z wieszadła (Nałkowska). 4. Sam wprawdzie poddał był Jance project odnajęcia jednego pokoju (Kruczkowski).

 

9. Составьте рассказ о себе и своей семье, используя глаголы в изъявительном наклонении.

10. С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. – СПб, 1997, с.396 - 399. Прочитайте и переведите на русский язык текст. Сделайте морфологический разбор глаголов, употребленных в прошедшем времени (начальная форма (инфинитив), класс, тема, характер основы (твердая - мягкая), спряжение (древнепольское – современное польское), наклонение, время, лицо, число, род (если есть), характер флексии, причины возникновения новой флексии, наличие фонетических чередований в основе и причины их возникновения).

 

 

 

Практическое занятие № 15

Дата: 2019-05-28, просмотров: 228.