Общее определение гласных и фонемы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Звуковой состав немецкого языка уже при самом первом ознакомлении с ним обнаруживает заметные отличия от звукового состава белорусского или какого-либо иного языка. Так бросается в глаза наличие в немецком языке гласных [ø:], [у:], [æ], [у], [ə], отсутствующих в белорусском языке, ровно, как и отсутствие в немецком языке гласных [ы], [л], [ъ], характерных для белорусского языка. Соответственно в немецком языке представлены, например, придыхательные глухие смычные [p ], [t ], [k ] и велярный носовой сонант [ŋ], чуждые белорусскому языку.

Литературному белорусскому языку свойственны фонетические особенности чуждые немецкому языку: нелоговое [ŷ], на месте этимологических [в] и [л] (праŷда, воŷк), протетические звуки: [в] – перед губними гласными – (вуха, вока); [а], [ i ] – перед сочетаниями согласных (аржаны, iмгла); наличие звуков [ы], [i] на старых напряженных [ъ], [ь] (злы, бi, тый); появление аффрикат [дз΄], [ц΄] на месть мягких [д΄], [т΄] (дзень, цень), а так же взрывной звук [г] (ганак). [8, с.87]

Эти и им подобные различия между звуковыми составами немецкого и белорусского языков являются результатом различия артикуляционных баз обеих языков. Например, присутствие в звуковом составе немецкого языка гласных [ø:], [у:], [œ], [у], объясняется тем, что немецкая артикуляционная база предусматривает возможность одновременного совершения двух элементарных работ активных органов речи: продвижения тела языка вперёд и вверх и округления и некоторого оттопыривания губ. Отсутствие в звуковом составе белорусского языка этих гласных объясняется тем, что белорусская артикуляционная база не содержит в себе комбинации этих элементарных движений языка и губ. Поэтому как для целей научного изучения немецкой фонотеки, так и для целей практического обучения немецкому произношению необходимо описание звуков немецкого языка с точки зрения их артикуляции.

Звуки любого языка распадаются на два класса: гласные и согласные. Своё обозначение каждый класс получил, скорее всего, от той речи, которую входящие в него звуки играют в слогообразование.

Гласные – класс звуков речи, выделяемый на основании их артикуляторных, акустических и функциональных свойств. Артикуляторные свойства гласных заключается в том, что это звуки, образующиеся с обязательным участием голоса и при отсутствии какой-либо преграды в надгортанных полостях. Для образования гласных характерно отсутствие локализованного в каком-либо участке мускульного напряжения, особая роль губ, языка и мягкого нёба в образовании качества. С акустической точки зрения – это звуки с голосовым источником возбуждения и с чётко выраженной формантной структурой. Особая функция гласных заключается в том, что они являются вершиной слога, слогообразующим элементом в сочетаниях звуков речи. Все эти признаки не абсолютны: артикуляционные и акустические различия между гласными и некоторыми сонантами могут вообще отсутствовать (например, между белорусскими [i] и [ί] в словах «у Май» [ u Mai ] и «Май» [ Mai ]). Кроме того, слогообразующим элементом может быть не только гласный, но и согласный. Таким образом, можно утверждать, что звук речи, обладающий перечисленными особенностями – скорее всего гласный, а не согласный. Существенным собственным свойством гласным является его большая слогообразующая сила: в сочетании гласный + согласный вершиной слога обязательно будет гласный. Гласный, с одной стороны, как бы подчиняет себе соседние согласные, с другой стороны, изменение самого гласного обеспечивает фонетическую целостность слова как последовательности слогов, один из которых несёт словесное ударение, а другие являются безударными; наконец, объединение слов в синтагму (высказывание) происходит благодаря специальной фонетической организации ударных гласных. Таким образом, фонетическая функция гласных – организация звуковой целостности слога, слова и синтагмы.

Согласные, т.е. звуки, в образовании которых участвуют шумовые источники звука, сами в общем смысле слога не образуют, обычно сопутствуя гласным, как бы звуча вместе с ними постольку, поскольку звучат гласные вершины слогов. [8; c.105-106]

Фонемы (от греческого phōnēma ­ звук, голос) – единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц – морфем, в состав которых она входит в качестве минимального сегментного компонента, а через них – и для опознавания и различия слов. Фонема – инвартентная единица языка.

Фонема - основная незначимая единица языка, связанная со смыслоразличением лишь косвенно. Выполняя перцетивную (опознавательную) и амнификативную (различительную), а иногда и делимитативную (разграничительную) функции в тексте, фонема в системе языка находятся в отношениях оппозиции (противопоставления) друг с другом. Основанием оппозиций служат различительные признаки, представляющие собой обобщения артикуляционных и/или акустических свойств звуков, так что фонема может операционально представляться как пучок различительных признаков – дифференциальных, формирующих оппозиции, в которые вступает данная фонема, и интегральных, не образующих оппозиций данной фонемы с другими.

Фонема как абстрактная единица противополагается звуку как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется в речи; отношение фонемы и звука можно определить в философском плане как отношение сущности и явления. Одной фонеме могут соответствовать несколько различных реализаций, называемых аллофонами, каждый из которых соотносится с определённой позицией так, что разные аллофоны, как правило, не встречаются в одной и той же позиции. [8; c.552-553]

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 222.