Правовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Изучение настоящей темы следует начать с определения необходимости правового регулирования хозяйственной деятельности.

Правовая регламентация деятельности хозяйствующего субъекта в соответствии с действующим законодательством основывается на признании их равенства, свободы договора и добросовестной конкуренции. Однако, хозяйственная деятельность, как элемент экономики, не может осуществляться без прямого или косвенного воздействия государства посредством правового регулирования. Необходимость государственно-правового регулирования деятельности хозяйствующего субъекта определяется; во-первых, потребностью в обеспечении государственных и общественных нужд, во-вторых, приоритетами в социально-экономическом развитии, в-третьих, реализацией свободы предпринимательства и конкуренции.

При определении понятия государственно-правового регулирования следует иметь ввиду, что это:

1 целенаправленная деятельность государства;

2 деятельность, осуществляемая на основании и в пределах закона;

3)деятельность по планированию (программированию), организации, стимулированию, учету, контролю и управлению.

Одним из видов государственного регулирования хозяйственной деятельности является антимонопольное регулирование, основанное на необходимости предотвращения злоупотреблений своей экономической властью со стороны хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке. Правовой базой антимонопольного регулирования является закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". При знакомстве с настоящим законом студенту следует обратить внимание на следующие положения.

Во-первых, необходимо определить предмет регулирования, т.е. отношения, влияющие на конкуренцию на товарном рынке в РФ, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией (ст. 1 Закона). Понятие и формы проявления монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции определяются законом (ст.ст. 4-10).

Во-вторых, следует указать на участников отношений, регулируемых настоящим законом, к которым, в соответствии со ст. 2, относятся физические и юридические лица, государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

В-третьих, определять правовой статус Федерального антимонопольного органа, который, в соответствии с законом (ст.ст. 3, 11-16) осуществляет антимонопольное регулирование.

В-четвертых, студенту следует определить отдельные виды государственного контроля, осуществляемого антимонопольным органом, к которым в соответствии со ст.ст. 17-19, относятся:

1) контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих организаций;

2) контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций.

В-пятых, студент должен знать понятие, основания и виды ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, при этом учитывая, что субъектом ответственности могут быть:

1) должностные лица государственных органов и муниципальных образований;

2) организации (юридические лица);

3) должностные лица организаций;

4) индивидуальные предприниматели.

На изучении вопросов антимонопольного регулирования студентам рекомендуется обратить особое внимание ввиду их актуальности на современном этапе. Для наиболее глубокого изучения вопросов данной темы рекомендуется познакомиться с учебным пособием "Конкурентное право РФ." Учебное пособие. - М. Логос. 1999г.

В целях обеспечения государственных нужд и, в том числе формирования государственного бюджета, государство осуществляет правовое регулирование деятельности хозяйствующего субъекта посредством налогового законодательства. При изучении настоящего материала студенту следует ознакомиться и проанализировать Налоговый Кодекс РФ (ч. 1) от 31 июля 1998 г., который с 1 января 1999 г. является основной правовой базой налогового законодательства. Для более эффективного усвоения материала рекомендуется изучение его в следующей последовательности.

Во-первых, в соответствии со ст. 9 следует определить круг участников налоговых отношений, которыми, с одной стороны являются налогоплательщики, с другой - органы, которые в соответствии с законом, осуществляют прием и взимание налогов, а также контроль за их уплатой. Следует обратить внимание, что обязанными лицами помимо налогоплательщиков, являются взаимозависимые лица (ст. 20) и налоговые агенты (ст. 24); к органам, осуществляющим налоговый контроль, помимо Государственной налоговой службы, относится Государственный таможенный комитет РФ и финансовые органы.

Во-вторых, необходимо определить правовой статус Налоговых органов в РФ (ст. Ст. 30 - 35 Кодекса).

В-третьих, студент должен знать виды правового регулирования через налоговое законодательство, которое, в соответствии с ПК РФ, осуществляется 1) в виде налоговой отчетности налогоплательщика, реализуемой в форме предоставления налоговой декларации (ст. 80) и 2) в виде налогового контроля (ст. 82), который осуществляется посредством:

- камеральных и выездных налоговых проверок (ст.ст. 87-89);

- получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;

- проверки данных учета и отчетности;

- осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат обязательной постановке на налоговый учет налоговыми органами (ст. 83).

В-четвертых, важно ознакомиться со способами обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. При этом следует иметь ввиду, что Кодекс в качестве способов обеспечения обязанности по уплате налогов называет как чисто гражданско-правовые (залог, поручительство), так и административные меры, применяемые налоговыми органами в одностороннем порядке (приостановление операций по счетам налогоплательщиков в банке, арест имущества). В-пятых, студент должен знать понятие, основания, условия и порядок привлечения налогоплательщика к ответственности за налоговые правонарушения.

Одним из видов государственного регулирования деятельности хозяйствующего субъекта является валютное регулирование, правовой базой которого является закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Изучение вопроса также рекомендуется начать с определения предмета регулирования. Студент должен уяснить понятия «валюта» и "валютные ценности". Именно операции с валютными ценностями, к которым закон относит:

1) иностранную валюту;

2) ценные бумаги и иностранной валюте;

3) драгоценные металлы;

4) природные драгоценные камни - являются объектом валютного регулирования. Далее следует определить круг участников валютных отношений. Закон подразделяет собственников валютных ценностей на "резидентов" и "нерезидентов" (в зависимости от постоянного места жительства) и устанавливает для них неодинаковый правовой режим (ч.ч. 5,6 ст. 1). В соответствии с названным законом органом валютного регулирования и валютного контроля является Центральный банк РФ, правовой статус которою определяется законом РФ "О Центральном банке РФ (Банке России). Валютный контроль осуществляют агенты валютного контроля, к которым закон относит Уполномоченные банки (коммерческие банки, имеющие лицензию на осуществление валютных операций) (см. предыдущую тему). Полномочия органов и агентов валютного контроля устанавливаются настоящим законом.

И, последнее, студент должен знать основания, виды и порядок применения юридической ответственности за нарушения валютного законодательства (ст. 14).

Остальные подразделы данной темы изучаются студентами обзорно. Для знакомства с правовым регулированием вопросов ценообразования, порядка приватизации, сертификации и лицензирования возможно использовать названный выше учебник под ред. Олейника О.М.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 187.