Субъекты хозяйственного права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Изучение настоящей темы рекомендуется начать с уяснения исходных понятий, а именно, понятия субъекта хозяйственного права, понятия субъекта хозяйственной деятельности (хозяйствующего субъекта) и соотношения этих понятий.

Хозяйственные отношения могут возникать как между хозяйствующими субъектами, так и между хозяйствующим субъектом с одной стороны и государственным органом, осуществляющим регулирующие, контрольные и надзорные функции за деятельностью субъектов хозяйственной деятельности, с другой стороны. Таким образом, понятие субъект хозяйственного права шире понятия хозяйствующий субъект.

Данная тема посвящена именно субъектам хозяйственной деятельности как субъектам хозяйственного права. Прежде всего, студенту необходимо усвоить понятие и определить признаки хозяйствующего субъекта в соответствии с действующим законодательством. Следует иметь в виду, что определение «хозяйствующий субъект» дает закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В соответствии со ст. 4 названного закона.

Хозяйствующий субъект - это российские и иностранные коммерческие организации и их объединения, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели. Определение предпринимательской деятельности дается в ст. 2 ГК РФ, под которой понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Соответственно хозяйствующий субъект (предприниматель) - это лицо, осуществляющее в установленном порядке предпринимательскую деятельность. Таким образом, основными признаками хозяйствующего субъекта являются:

1) осуществление деятельности, направленной на получение прибыли;

2) способность осуществлять деятельность самостоятельно;

3) наличие обособленного имущества для осуществления хозяйственной деятельности (имущественная самостоятельность);

4) хозяйствующий субъект подлежит обязательной государственной регистрации.

Хозяйственную деятельность, в соответствии с действующим законодательством и, в первую очередь ГК РФ, могут осуществлять;

а) физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя;

б) юридические лица;

в) государство, субъекты РФ и муниципальные образования.

При определении правового положения индивидуального предпринимателя рекомендуется учитывать следующие моменты:

во-первых, осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с действующим законодательством вправе только граждане РФ,

во-вторых, к предпринимательской деятельности граждан применяются правила ГК РФ и других законов, которые регулируют деятельность коммерческих юридических лиц;

в-третьих, индивидуальный предприниматель приобретает особый правовой статус, который дополняет общегражданскую правосубъектность гражданина (физического лица). Поэтому, для более успешного изучения правового положения индивидуального предпринимателя, следует ознакомиться с общей гражданской правоспособностью и дееспособностью физического лица. Для изучения этого материала рекомендуется использовать, прежде всего, положения гл. 3 ГК РФ и учебник гражданского права, где данный материал излагается 15 доступной форме.

Основными субъектами хозяйственной деятельности являются организации, наделенные статусом юридического лица. При изучений этой темы могут возникнут, трудности, избежать которых поможет определенная логическая последовательность усвоения материала. Мы рекомендуем начать изучение темы с общих для всех юридических лиц положений, при этом опираясь на гл. 4 ГК РФ. В первую очередь, в соответствии со ст. 48 ГК РФ необходимо дать понятия и определить признаки юридического лица, к числу которых относятся:

1) Имущественная обособленность организации, которая предполагает наличие у нее определенного имущества, переданного ей ее учредителями в соответствии с учредительными документами. Таким образом, речь идет об обособлении имущества организации от имущества ее учредителей. Закрепленное за организацией имущество подлежит обязательному учету на ее самостоятельном балансе, который следует отличать, от отдельного баланса, открываемого в учетных целях и структурному подразделению юридического лица (см. закон "О бухгалтерском учете");

2) Самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам, которая неразрывно связана с имущественной обособленностью юридического лица, которая имеет целью уменьшение риска участия в гражданско-торговом обороте, а значит и ограничение имущественной ответственности для его учредителей. Смысл имущественного обособления и состоит в выделении таких объектов, на которые возможные кредиторы смогут обратить взыскание, с тем, чтобы вывести из-под него иное имущество учредителей. Именно этим целям служит уставный капитал, который определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов юридического лица. Характеризуя самостоятельную имущественную ответственность, следует иметь в виду, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом (ст. 56 ГК), и учредители (по общему правилу) не отвечают но его долгам. Но и в случае установления законом такой ответственности, она всегда носит субсидиарный (дополнительный) характер.

3) Выступление в гражданском обороте и в суде от своего имени. Имя юридического лица заключается в ею наименовании, определенном в учредительных документах (ст. 54 ГК РФ). Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму, на характер его деятельности (в случаях, указанных в законе), и коммерческие организации обязаны иметь фирменное наименование.

4) Организационное единство, которое предполагает определенную внутреннюю структуру организации, выражающуюся в наличии у нее органов управления и структурных подразделений (в том числе филиалов и представительств), закрепленную в учредительных документах.

При определении правосубъектности юридического лица следует обратить внимание на следующие обстоятельства:

во-первых, правоспособность и дееспособность юридического типа возникают одновременно в момент его создания, т.е., с момента государственной регистрации (в отличие от правоспособности и дееспособности физического лица), поэтому ГК РФ содержит только понятие правоспособности;

во-вторых, правоспособность юридического лица носит, как правило, целевой, установленный учредительными документами, характер;

в третьих, правоспособность юридического лица может быть ограничена как решением арбитражною суда, так и нормативно-правовыми актами и правовыми актами государственных компетентных органов.

Изучая вопрос об учредительных документах юридического лица, необходимо обратить внимание на их виды (устав и/или учредительный договор), порядок принятия и внесения изменений в содержание в соответствии со ст. 52 ГК РФ.

Далее следует перейти к определению порядка создания юридического лица и оснований и порядка прекращения его деятельности.

Изучение вопроса о создании юридического лица вызывает некоторые трудности в связи с отсутствием специального закона о регистрации юридических лиц. На сегодняшний момент создание юридическою лица регулируется отдельными положениями гражданского, административного и налогового законодательства. Юридическое лицо создается по воле их учредителей, однако, государство в интересах всех участников имущественного оборота контролирует их создание посредством обязательной государственной регистрации. Студенту следует иметь ввиду, что для регистрации (создания) юридическою лица учредитель, во-первых, представляет в регистрирующий орган необходимые документы (заявление) и решение учредителей или (собственников) о создании юридического лица, надлежащим образом заверенные копии учредительных документов, документы, подтверждающие постановку на налоговый учет и об открытии счета в банке, документы, подтверждающие оплату регистрационного сбора и не менее 50% уставного капитала, и другие документы в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица и вида ею деятельности; во-вторых, закон устанавливает минимальный, а в некоторых случаях и максимальный размер уставного каптала для коммерческих организации и регулирует порядок оплаты последнею; в третьих, регистрирующий орган осуществляет регистрацию в установленные законом сроки; в четвертых, закон устанавливает основания для отказа в государственной регистрации, необоснованный отказ может быть обжалован учредителями в арбитражный суд. Для формирования более полного представления о процедуре создания юридических лица студентам настоятельно рекомендуется познакомиться со следующими документами:

1. Закон РСФСР от 25 декабря 1990"О предприятиях и предпринимательской деятельности" ст. 34-35.

2. Указ Президента РФ от 8 июля 1994 года № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ".

Деятельность юридического лица прекращается посредством реорганизации или ликвидации. Студенту следует четко представлять разницу между двумя этими понятиями. Реорганизация является одновременно основанием создания нового юридического лица и основанием прекращения деятельности реорганизуемого. При реорганизации права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят к вновь созданному в порядке универсального правопреемства. По общему правилу, реорганизация проводится добровольно, по решению учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами органа юридического лица. Принудительно, но решению компетентного государственного органа или решению суда, реорганизация может проводиться в случаях, прямо указанных в законе (напр. ст. 19 Антимонопольного закона). Основания, виды и порядок реорганизации определяются положениями ГК РФ и законами "Об акционерных обществах", “Об обществах с ограниченной ответственностью" и другими законодательными актами. Подробно и в доступной форме этот материал излагается в учебниках по гражданскому праву.

Указанные законы регулируют также основания и порядок ликвидации юридического лица. Ликвидация влечет прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Необходимо обратить внимание на то, что нормы регулирующие основания и порядок ликвидации юридического лица, носят, и основном, императивный характер. Во-первых, закон устанавливает исчерпывающий перечень оснований ликвидации юридического лица по решению учредителей (ст. 61 ГК РФ); во-вторых, устанавливает основания ликвидации по решению суда, которые сводятся к нарушению закона и иных нормативных актов; в третьих, закон устанавливает обязанности лиц, принявших решение о ликвидации (о. 62 1'К РФ) и обязанности ликвидационной комиссии; в четвертых, устанавливается порядок удовлетворения требований кредиторов в строгом соответствии с очередностью, установленной ст. 64 ГК РФ.

К прекращению деятельности юридического лица посредством ликвидации ведет признание его несостоятельным (банкротом) в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1997 г. "О несостоятельности (банкротстве)". Учитывая актуальность настоящего закона, необходимо изучить его основные положения, в том числе, студент должен знать:

1) понятие и признаки несостоятельности (банкротства);

2) установленные законом меры по предупреждению банкротства;

3) круг лиц, имеющих право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом;

4) обязанности должника и ответственность руководителя должника;

5) процедуры кредиторов должника;

6) процедуры банкротства (наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство), права и обязанности арбитражного управляющего (временного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего) и правомочия должника в отношении своего имущества;

7) понятие, основания заключения и последствия утверждения мирового соглашения.

Подробно данный материал рассматривается в курсе "Антикризисное управление". В ходе изучения дисциплины "Хозяйственное право" следует обратить внимание именно на правовые аспекты указанного вопроса, для чего необходимо внимательно ознакомиться с названным выше законом.

Рассмотрев для всех юридических лиц положения, следует переходить к изучению правового положения различных по организационно-правовой форме организаций. В первую очередь, необходимо помнить, что ГК РФ содержит исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц. Мы рекомендуем определить особенности правового положения этих организаций по следующим направлениям:

1) кто может быть учредителем той или иной организации;

2) права учредителей на имущество (обязательственное или вещное);

3) на основании каких учредительных документов действует;

4) ответственность юридического лица и учредителей (участников);

5) требования, предъявляемые законом к уставному капиталу (определение минимального или максимального размера, порядок оплаты, основания и порядок увеличения или уменьшения);

6) количественные ограничения участников организации, установленные законом;

7) организация юридического лица (органы управления и порядок их формирования, наличие структурных подразделений с указанием их статуса);

8) основания прекращения деятельности.

Нелишним для систематизации указанной информации будет подготовка студентом развернутой таблицы содержащей сведения по каждой организационно-правовой форме коммерческой организации.

Субъектами хозяйственной деятельности могут выступать, на равных началах с физическими и юридическими лицами, государство и муниципальные образования, которых действующее законодательство считает особыми субъектами. Участие государства и муниципальных образований в хозяйственной деятельности регулируется гражданским законодательством (гл. 5 ГК РФ), в том числе, нормами, регулирующими деятельность юридических лиц, если иное прямо не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. На содержание гражданско-правового статуса государств и муниципальных образовании оказывают влияние следующие обстоятельства:

1) государство и муниципальные образования участвуют в гражданском обороте через свои органы, действующие в рамках своей компетенции, установленной актами о статусе их органов (ст. 125 ГК РФ), но в результате действий этих органов участниками хозяйственных отношений становится государство (муниципальное образование) в целом, а не сами органы.

2) названные субъекты создаются на основе властного, административно-распорядительного акта и имеют определенные властные полномочия;

3) по своим собственным обязательствам государство и (муниципальное образование) отвечает лишь той частью имущества, которое оно не передало своим юридическим лицам (ст. 126 ГК РФ) (казной).

4) гражданская правоспособность государства и муниципальных образований носит специальный характер, указанные субъекты могут иметь лишь те права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным (государственным) интересам.

5) государство (муниципальное образование) располагает некоторыми особыми возможностями приобретения имущества в собственность (см. например реквизиция, конфискация и т.д.).

Случаи участия государства и муниципальных образований в хозяйственных отношениях в доступной форме изложены в учебниках по Гражданскому праву.

Правовое положение хозяйственных субъектов зависит не только от организационно-правовой формы, но и от характера деятельности юридического лица. Особый правовой статус имеют, в частности, банки, биржи, организации с участием иностранного капитала. Правовое положение этих организаций определяется как нормами ГК РФ, законами, определяющими правовой статус отдельных организационно-правовых форм, так и специальными законодательными актами.

Правовое положение коммерческих банков определяется законом "О банках и банковской деятельности", в соответствии, с которым банки создаются в форме хозяйственных обществ. Соответственно, общие положения правового статуса банков заложены в ГК РФ, в законах "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" Коммерческий банк - кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

1) привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

2) размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности,

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Для более успешного усвоения настоящей темы рекомендуется обратить внимание на особенности правового положения банков, которые сводятся к следующему:

1) банки осуществляют свою деятельность исключительно в денежно-финансовой сфере, коммерческим банкам запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью; закон устанавливает исчерпывающий перечень банковских операций, при этом разграничивает понятия банковские операции и сделки;

2) осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России, который осуществляет н государственную регистрацию коммерческих банков;

3) законом устанавливаются дополнительные (по сравнению с хозяйственными обществами, осуществляющими другую деятельность), требования к уставному капиталу а именно: устанавливается минимальный размер уставного капитала и предельный размер не денежной части, в формировании уставного каптала участвуют только собственные средства; оплачивается в полном размере на момент государственной регистрации, приобретение акций коммерческих банков третьими лицами контролируется Банком России,

4) устанавливаются дополнительные требования к документам, предоставляемым для государственной регистрации: протокол собрания учредителей должен отражать не только принятие устава, но и утверждение кандидатур на должность руководителя и главного бухгалтера, для регистрации должны быть представлены анкеты кандидатов на эти должности; надлежащим образом заверенные копии свидетельств о государственной регистрации учредителей банка и аудиторское заключение об их финансовом положении;

5) учредители банка не имеют права выходить из состава участников в течение первых трех лет со дня его регистрации;

6) коммерческий банк может быть ликвидирован на основании решения арбитражного суда по иску Банка России после отзыва последним лицензии.

Биржа занимается организацией торгов. В зависимости от объекта торга, биржи делятся на товарные и фондовые. Общим в правовом положении бирж является то, что они являются некоммерческими организациями. С их помощью конкретные предприниматели осуществляют коммерческие (приносящие доход) сделки, однако, сама их деятельность бездоходна и требует финансирования от участников. Вопрос о биржах в учебниках освещается недостаточно, поэтому, при рассмотрении темы рекомендуем обратиться непосредственно к законодательным актам.

Правовое положение товарной биржи определяется законом "О товарных биржах и биржевой торговле", в соответствии, с которым товарной биржей признается основанное на началах членства объединение предпринимателей, созданное ими с целью организации специальных публичных торгов по продаже определенных (в соответствии с уставом) товаров. Учредителями и членами биржи не могут быть органы государственной и муниципальной власти и управления, банки, страховые и инвестиционные компании и фонды.

Товарная биржа действует в соответствии с уставом, который содержит:

1) сведения о видах товаров, с которыми осуществляются сделки на бирже;

2) о составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений (высшим органом биржи является общее собрание ее членов);

3) о уставном капитале - при этом следует иметь ввиду, что в соответствии с законом, доля каждого участника биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%;

4) о членстве на бирже, правах и обязанностях членов биржи.

При изучении настоящих положений, необходимо учитывать следующее: во-первых, закон устанавливает минимальное количество членов биржи - 10 членов, во-вторых, устанавливает исчерпывающий перечень лиц, которые не могут быть членами биржи (см. выше), в третьих, права и обязанности членов биржи зависят от их категории (полные и неполные члены), в-четвертых, уставом могут быть предусмотрены дополнительные права для учредителей биржи.

Сделки на товарной бирже осуществляются на основании лицензии, выдаваемой Комиссией по товарным биржам Государственного антимонопольного комитета РФ.

Правовой статус фондовой биржи и ее членов определяется законом "О рынке ценных бумаг", и соответствии, с которым фондовой биржей может признаваться только организатор торговли на рынке ценных бумаг. Фондовая биржа создается в форме некоммерческого партнерства, поэтому правовое положение биржи определяется, в определенной степени, ГК РФ и законом «О некоммерческих организациях».

Для того чтобы иметь определенное представление о фондовой бирже необходимо усвоить следующие положения:

1) права и обязанности фондовой биржи (ст. 13 закона);

2) фондовой бирже, и соответствии с законом, запрещается совмещать деятельность по организации торговли с иными видами деятельности; на рынке ценных бумаг, за исключением депозитарной и деятельности но определению взаимных обязательств (клиринговой);

3) закон устанавливает исчерпывающий перечень, видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, к которым, помимо организации торговли (ст. 9), относится брокерская деятельность (ст. З), дилерская (ст. 4), деятельность по управлению ценными бумагами (ст. 5), деятельность, по определению взаимных обязательств (клиринг) (ст. 6), депозитарная деятельность (ст. 7), деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (ст. 8);

4) понятие, права и обязанности членов фондовой биржи; при этом следует разграничивать понятия члена и участника биржи. В соответствии с законом (ст. 12), членами фондовой биржи могут; быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг (см. виды профессиональной деятельности). Порядок вступления, выхода и исключения из членов фондовой биржи, количественные ограничения и т.д., устанавливаются биржей самостоятельно на основании внутренних документов.

5) фондовая биржа организует торговлю только между членами биржи, другие участники рынка ценных бумаг могут совершать сделки на бирже исключительно через посредничество биржи;

6) все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется на основании лицензии, выдаваемой Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг или уполномоченными ею органами на основании генеральной лицензии (ст. 39); при этом, следует иметь ввиду, что деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется тремя видами лицензий: лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра и лицензией фондовой биржи.

Органы, выдавшие лицензию, контролируют деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе и фондовой биржи. и принимают решение об отзыве лицензии при нарушении законодательства о ценных бумагах.

Особое правовое положение имеют организации с участием иностранного капитала (иностранными инвестициями), деятельность которых регулируется законом "Об иностранных инвестициях". В соответствии с настоящим законом, организации с иностранными инвестициями создаются и действуют к форме хозяйственных обществ и товариществ, следовательно, нормы ГК РФ, регулирующие деятельность хозяйственных обществ и товариществ, закона "Об акционерных обществах", закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" распространяются и на организации с иностранными инвестициями. При изучении закона "Об иностранных инвестициях", опираясь на общие для всех юридических лиц положения, рекомендуем особо выделить следующие моменты: во первых, кто может быть иностранным инвестором (а значит и участником организации с иностранными инвестициями); во-вторых, на формы осуществления иностранных инвестиций в соответствии со ст. 3 закона: в третьих, на дополнительные требования, предъявляемые к созданию таких организаций.

Обращая внимание на наличие налоговых и таможенных льгот, предусмотренных законом для предприятий с иностранными инвестициями, рекомендуем обратить внимание на отдельные ограничения по сферам их деятельности (в частности в сфере банковского, страхового дела, оборонного производства).

Определенные особенности правового статуса имеют и так называемые малые предприятия. Изучение данной темы целесообразно с использованием следующих законов:

1.Федеральный закон РФ от 12 мая 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».

1.Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".

При этом особое внимание необходимо обратить на следующие моменты:

во-первых: Малое предприятие не есть отдельная организационно-правовая форма, то есть при наличии указанных в законе условий малым предприятием может быть признано и полное товарищество и ООО и т.д.

во-вторых: Малое предпринимательство пользуются поддержкой со стороны государства. Следует познакомиться с конкретными мерами поддержки и льготами, которыми по закону пользуются субъекты малого предпринимательства.

в-третьих: Следует обратить внимание на особенности ведения учета и отчетности предусмотренные вышеназванным законом от 29.12.95.

В заключение обзора темы предполагается провести обзор следующих понятий, часто смешивающихся в повседневной хозяйственной практике:

Структурные подразделения юридического лица (филиалы, представительства, необособленные структурные подразделения). Важно определить особенности правого статуса каждого указанного подразделения.

Зависимые хозяйствующие субъекты (зависимые общества, дочерние общества - не путать с дочерними предприятиями!, участники финансово-промышленных групп и холдингов). Особо изучить меры защиты прав кредиторов и учредителей указанных зависимых субъектов.

Данные вопросы весьма обстоятельно излагаются в учебниках по гражданскому праву и в Главе 9 основного учебника, рекомендованного для изучения курса "Предпринимательское (хозяйственное) право" под. ред. Олейника О.М.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 154.