V. Автоматизация и упорядочивание работы с базой данных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Продолжительность:

160 мин.

Дисциплина:

Базы данных.

Предназначено:

Для студентов по направлению информатика и ВТ в соответствии с учебным планом.

Цель:

Знакомство с обслуживанием баз данных и применением сервисных средств.

Результат обучения:

После успешного завершения занятия пользователь должен:

· Научиться основным приемам создания кнопок.

· Научиться основным приемам создания макросов.

Используемые программы:

Access 2000.

Используемые файлы:

 Кадры. mdb

План занятия:

1. Работа под руководством преподавателя 120 минут

Автоматизация и упорядочивание работы с базой данных.

2. Самостоятельная работа 60 минут

Запуск программы:

Предполагается, что требуемые программы уже инсталлированы на диске.

(См. «Инструкцию по установке программы на ПК»)

Создайте на рабочем столе папку под своим именем. Дальнейшие вычисления проводите только в своей папке.


1. Автоматизация и упорядочивание работы с базой данных.

 

Рекомендуемое время


Минут

В Access 2000 имеются хорошие средства, используя которые, можно автоматизировать и упорядочить работу с базой данных. Такими средствами являются макросы и кнопки. Макрос – это небольшие программы, в которых содержатся макрокоманды Access, предназначенные для выполнения одного или нескольких действий. Кнопка – это элемент управления. При щелчке на кнопке автоматически выполняется определенное действие.

Рассмотрим создание макросов и кнопок на конкретных примерах.

 

Создание кнопок и макросов.

Рассмотрим создание кнопки с помощью мастера создания кнопок.

Пример_1. Создадим кнопку открытия формы для отобранных записей.

1. Откройте базу данных Кадры.

2. Перейдите на вкладку Формы и откройте форму Личная.

3. Перейдите в режим конструктора формы (Вид – Конструктор_ или кнопка на панели инструментов).

4. Выведите на экран панель элементов, если ее нет (Вид – Панель инструментов – Панель элементов).

5. На панели элементов нажмите кнопку(если она отжата) Мастера.

6. На панели элементов щелкните на элементе управления Кнопка и затем установите указатель в свободное место формы.

7. Протащите указатель так, чтобы задать примерные размеры кнопки. Отпустите кнопку мыши. Запустится мастер создания кнопок и откроется первое диалоговое окно.

8. В списке Категории выделите пункт Работа с формой. В появившемся списке Действия дважды щелкните на пункте Открыть форму.

Произойдет переход к следующему шагу мастера.

9. Дважды щелкните на форме Дети. Появится следующее диалоговое окно мастера..

10. На следующем шаге установите переключатель Открыть форму для отображения записей

И нажмите кнопку Далее.

11. В появившемся диалоговом окне в списках обеих таблиц выделите поле КодСотрудкика

и нажмите кнопку . Произойдет переход к следующему окну мастера и под списками должна появиться запись

Нажмите кнопку Далее.

12. В следующем окне установите переключатель Текст и в поле рядом с переключателем, введите Сведения о детях и затем нажмите кнопку Далее.

13. В появившемся окне дайте название кнопке Сведения о детях и нажмите кнопку Готово. На форме появится созданная кнопка.

14. Перейдите в режим формы и обратите внимание, что в форме видна информация первой записи о сотруднике Власове.

15. Нажмите на кнопке Сведения о детях. Появится таблица с информацией о детях сотрудника Власова.

16. Перейдите в форме Личная на третью запись и затем снова нажмите кнопку. Появится информация о детях сотрудника Филькина.

Следовательно, на экран выводится информация о сотруднике, чья запись в текущий момент просматривается в форме Личная.

17. Закройте окна формы Дети.

Рассмотрим создание макросов и создание кнопок посредством использования списка свойств кнопки для определения макроса или программы, которую следует запустить при нажатии кнопки.

Пример_2. Создадим макрос, с помощью которого можно периодически удалять записи, относящиеся к уволенным сотрудникам, из базы данных Кадры.

В таблице Работа записи, относящиеся к уволенным сотрудникам, помечаются нулевым значением в поле Оклад. Создадим запрос, который будет создавать новую таблицу с информацией об уволенных сотрудниках, и создадим кнопку, запускающую этот запрос.

1. Создайте запрос на выборку на основе таблицы Работа. Бланк запроса заполните соответственно рисунку.

2. Выполните команды меню ЗапросСоздание таблицы.

3. В появившемся диалоговом окне введите имя таблицы Уволенные.

4. Запустите запрос на выполнение и сохраните его под именем Увольнение. В окне базы данных на вкладке запросы появится значок созданного запроса, а на вкладке Таблицы появится значок созданной таблицы.

5. Откройте таблицу Уволенные и просмотрите ее содержание.

Закройте таблицу.

6. Перейдите на вкладку Формы. Откройте форму Общие сведения.

7. Перейдите в режим Конструктора (Вид – Конструктор) и выведите на экран панель элементов (Вид – Панели инструментов – Панель элементов).

8. С помощью мыши увеличьте в форме область данных.

9. На панели элементов щелкните на элементе управления Кнопка.

10. Установите указатель на свободное место формы и немного протащите его для задания размера кнопки. На экране появится диалоговое окно мастера создания кнопок.

11. В окне мастера установите категорию – Разное, а действие выберите – Выполнить запрос.

Нажмите кнопку Далее.

12.  В появившемся диалоговом меню выберите запрос Увольнение и затем нажмите кнопку Далее.

13. В следующем окне установите флажок Рисунок и выберите рисунок создание таблицы. Нажмите кнопку Далее.

14. В следующем окне задайте надпись на кнопке Уволенные, и нажмите кнопку Готово. На форме появится созданная кнопка для запуска запроса на создание таблицы с информацией об уволенных сотрудниках.

15. С помощью кнопки на панели инструментов перейдите в режим формы.

16. Перейдите на вкладку Таблицы, откройте таблицу Работа и откорректируйте данные: введите зарплату, равную 0 рублей и во второй записи о сотруднике с кодом 2. Закройте таблицу.

17. Активизируйте форму Общие сведения.

18.  Нажмите на созданную кнопку. При появлении запросов подтверждайте выполнение операции.

19. Перейдите на вкладку Таблицы и откройте таблицу Уволенные. Проверьте правильность информации об увольнении.

В таблице появилось две записи об одном сотруднике, так как в исходной таблице их было так же две, так как у сотрудника менялась зарплата.

20. Закройте таблицу.

Пример_3. Создадим макрос, с помощью которого можно открыть таблицу Уволенные.

1. В окне базы данных выделите объект Макросы и нажмите кнопку Создать. Появится окно создания макросов.

2. Выполните команды меню ОкноСлева направо. Окно базы данных и окно макроса расположатся рядом.

3. Перетащите значок таблицы Уволенные в первую строку окна макросов.

4. В столбце Примечание той же строки введите текст ОткрытиетаблицыУволенные и нажмите кнопку Enter.

5. Закройте окно создания макроса с сохранением изменений и сохраните макрос под именем Открытие_таблицы_Уволенные.

6. Перейдите на вкладку макросы и запустите макрос Открытие_таблицы_Уволенные на выполнение. Откроется таблица Уволенные. Просмотрите и закройте таблицу.

Свяжем макрос с кнопкой.

7. Откройте форму Общие сведения в режиме конструктора и расположите окно макросов окно форм рядом с друг с другом.

8. Перетащите значок макроса Открытие_таблицы_Уволенные в свободное место формы. Создастся кнопка Открытие_таблицы_Уволенные. Измените размер кнопки так, чтобы была видно все название.

9. Перейдите в режим формы и проверьте работу макроса при нажатии созданной кнопки.

10. Закройте форму.

Рассмотрим создание кнопки, действие которой не предусмотрено в списках Категории.

Пример_4. Создадим кнопку для поиска в таблице конкретной записи.

1. Откройте форму Личная в режиме конструктора.

2. Запустите мастера создания кнопок, и на первом шаге нажмите кнопку Отмена. На форме появится кнопка, окна мастера закроется.

3. Отожмите кнопку Мастера на панели элементов. Созданная кнопка имеет надпись Кнопка с порядковым номером элемента управления в форме. Чтобы такая кнопка выполняла действия, необходимо сначала создать для нее макрос.

4. Сверните форму Личная.

5. Перейдите на вкладку Таблицы.

6. Откройте окно создания нового макроса.

7. Расположите рядом окно базы данных и окно создания макроса.

8. Перетащите значок таблицы Личная в первое поля окна макросов.

9.  Для второго поля выберите макрокоманду КэлементуУправления, а для аргумента Имя элемента введите Код сотрудника.

10.  В третьей строке в списке макрокоманд выберите НайтиЗапись, а для аргумента Образец поиска введите – 2.

11. Сохраните макрос под именем Поиск записи.

12. Перейдите на вкладку Макросы и выполните макрос Поиск записи. Откроется таблица Личная, в которой будет выделена запись с кодом сотрудника, равным – 2.

13. Разверните окно формы Личная.

14. Вызовите контекстное меню для создаваемой кнопки. Выберите строку Свойства. Откройте окно свойства для создаваемой кнопки.

15. Перейдите на вкладку Макет и измените название кнопки на Поиск записи.

16. Перейдите на вкладку События. В строке Нажатие кнопки откройте список доступных макросов и выберите макрос Поиск записи.

Закройте окно свойств.

17. Сохраните изменения формы и перейдите в режим Формы.

18. Нажмите кнопку Поиск записи. Откроется таблица с необходимой записью.

Закройте таблицу Личная.

Пример_5. Создадим макрос для удаления данных из таблицы.

1. Создайте запрос на основе таблицы Работа на удаление из таблицы записей уволенных сотрудников. Сохраните запрос под именем Удаление_записей.

2. Откройте окно макроса.

3. В первой строке выберите макрокоманду Открыть запрос. В аргументах макрокоманды укажите имя запроса Удаление записей.

4. Сохраните макрос под именем Удаление.

5. Проверьте работу макроса. При появлении запрос на удаление записей ответьте отрицательно.

6. На форме Личная создай кнопку Удаление записей, и свяжите макрос на удаление с создаваемой кнопкой.

7. Проверьте работу кнопки.

8. Откройте таблицу Работа и проверьте, правильно ли удалены записи

9. Продемонстрируйте проделанную работу преподавателю.

10. Закройте таблицу и форму.

 

Самостоятельная работа

Рекомендуемое время

Минут

Задание: Создать макрос в соответствии с выбранным вариантом и связать их с кнопками. Кнопки поместить на форме Сотрудники.

 

Вариант № Макрос
1 Увеличивающий оклад сотрудников таблицы Сотрудники на 10%.
2 Открывающий таблицу Сотрудники после изменения окладов.
3 Изменяющий в таблице Сотрудники должность лаборанта на техника при условии, если его оклад более 7000 руб.
4 Показывающий в таблице Сотрудники записи только о мужчинах.
5 Открывающий таблицу Сотрудники после удаления записей о сотрудниках с окладом, равным 0 руб.

VI. Объединение компонентов базы данных в единое приложение

 

Продолжительность:

160 мин.

Дисциплина:

Базы данных


Цель:

Знакомство с возможностями объединения компонентов базы данных в единое приложение.

 Результат обучения:

После успешного завершения занятия пользователь должен:

· Научиться основным приемам создания кнопочных форм.

· Научиться основным приемам оформления кнопочных форм.

Используемые программы:

Access 2000.

Используемые файлы:

 Кадры. mdb ,

 Пример_1. mdb

 Пример_2. mdb

 Пример_3. mdb

 Пример_4. mdb

 Рисунок. gif .

План занятия:

1 . Работа под руководством преподавателя  120 минут

 Объединение компонентов базы данных в единое приложение.

2 . Самостоятельная работа 40 минут

Запуск программы:

Предполагается, что требуемые программы уже инсталлированы на диске.

(См. «Инструкцию по установке программы на ПК»)

Создайте на рабочем столе папку под своим именем. Дальнейшие вычисления проводите только в своей папке.

 

1. Объединение компонентов базы данных в единое приложение.

 

Рекомендуемое время 120 минут

В Access 2000 можно создавать кнопочные формы, позволяющие обычному пользователю разрабатывать достаточно серьезные приложения, не прибегая при этом к программированию.

Между простой базой данных и приложением существует два отличия:

· Задачи, которые в базе данных выполняются вручную (например, запуск запроса и распечатка результата), в приложении автоматизированы;

· Для приложения разрабатывается специальный интерфейс, позволяющий сделать обслуживание базы данных максимально удобным для пользователя.

Разработка приложения начинается с анализа методики работы с базой данных: составляется список основных задач, которые должно решать создаваемое приложение и проводится анализ отношений между задачами.

После составления списка основных задач можно выделить категории, на основании которых будут создаваться кнопки для главной кнопочной формы приложения. Кнопочные формы, по существу являются системой вложенных меню, представленных в виде кнопок.

Схематично последовательность действий при создании кнопок формы может быть следующей:

· В режиме конструктора без указания источника данных создать формы, содержащие нужные кнопки;

· В свойствах каждой кнопки определить подпись и событие «нажатой кнопки»;

Событие – это действие, распознаваемое объектом (например, щелчок мышью, нажатие кнопки), для которого можно запрограммировать отклик. Событие возникает в результате действий пользователя или программы, или они могут быть вызваны системой.

· Для обработки события создать для каждой кнопки макрос в режиме построителя, который будет открывать нужный объект: таблицу, форму или отчет.

· Обеспечить автоматическое открытие главной кнопочной формы при открытии базы данных.

Рассмотрим более подробно создание кнопочных форм на примере базы данных Кадры.

Для примера создадим в виде форм следующую систему меню:

Главная кнопочная форма с кнопками:

· Таблицы

· Отчеты

· Архив

· Выход.

Форма_таблицы с кнопками:

· Личная

· Работа

· Возврат в главную форму.

Форма_отчеты с кнопками:

· Работа

· Дети

· Возврат в главную форму.

Форма_архив.

1.1Создание формы Главная_кнопочная_форма.

1. Откройте базу данных Кадры.

2. Войдите в режим создания формы конструктором без указания источника данных.

3. На панели элементов отключите кнопку Мастера.

4. На панели элементов выберите элемент Кнопка и нарисуйте на форме в области данных четыре кнопки, расположив их в столбик.

5. Для каждой кнопки вызовите контекстное меню. Выберите пункт Свойства. Перейдите на вкладку Макет и в строке Подпись задайте название кнопки в соответствии с проектом.

6. Перейдите в режим формы и просмотрите созданный проект формы. Если он Вас устраивает, то сохраните форму с именем Главная_кнопочная_форма.

Закройте форму.

1.2Создание формы с именем Форма_таблицы.

1. Повторите пункты 2-5 раздела 1.1, создав кнопки и их подписи в соответствии с проектом.

2. Сохраните форму с именем Форма_таблицы.

3. Вызовите контекстное меню для кнопки Личная. Выберите пункт Свойства. Перейдите на вкладку События.

4. На вкладке События в строке Нажатие кнопки щелкните кнопку построителя. Откроется окно Построитель.

5. Выберите в качестве обработки события Макросы

Нажмите кнопку ОК.

6. В появившемся диалоговом окне дайте имя макросу Выбор_личная. Нажмите кнопку ОК. Появится окно построителя макроса.

7. В окне построителя макроса откройте список стандартных макрокоманд и выберите ОткрытьТаблицу.

8. В аргументах макрокоманды в строке Имя Таблицы выберите Личная, Режим – Таблица, Режим данных – Изменение.

9. Закройте построитель и сохраните макрос.

10. Закройте окно свойств.

11. Для кнопки Работа повторите пункты 3-10 со следующими изменениями: имя макроса – Выбор_работа, в аргументах макрокоманды выберите таблицу Работа.

12. Для кнопки Возврат в главную форму повторите пункты 3-10 со следующими изменениями: имя макроса – Возврат, в списке макрокоманд выберите ОткрытьФорму, в аргументах макрокоманды выберите форму Главная_кнопочная_форма.

13. Сохраните изменения, внесенные в форму Форма_таблицы и закройте форму.

 

1.3Создание формы с именем Форма_отчеты.

2. Создайте форму Форма_отчеты с кнопками соответственно проекту, аналогично созданию кнопок формы Форма_таблицы.

3. Задайте макросам соответственно имена: Отчет_работа, Отчет_дети.

4. Выберите для кнопок Работа и Дети стандартный макрос ОткрытьОтчет, а в аргументах макрокоманды выберите соответствующие имена отчетов Работа и Дети, режим – Просмотр.

5. Выберите для кнопки Возврат имя макроса – Возврат_в_основную_форму.

6. Сохраните все изменения и закройте форму Форма_отчеты.

 

Обработка кнопки Архив.

Примечание: Форма Архив уже существует в базе данных Кадры.

1. Определите четвертой кнопке имя Архив.

2. Определите кнопке Архив событие «нажатие кнопки» открытие формы Архив.

Объединение созданных форм.

1. Откройте форму Главная_кнопочная_форма в режиме конструктора.

2. Для кнопки Таблицы повторите пункты 3-10 раздела 1.2 со следующими изменениями: имя макроса Выбор_таблицы, в списке стандартных макрокоманд выберите ОткрытьФорму, в аргументах макрокоманды выберите форму – Форма_таблицы.

3. Закройте построитель и сохраните макрос.

4. Для кнопки Отчеты повторите пункты 3-10 раздела 1.2 со следующими изменениями: имя макроса – Выбор_отчета, в списке стандартных макрокоманд выберите ОткрытьФорму, в аргументах макрокоманды – форму Форма_отчеты. Закройте построитель, сохраните макрос.

5. Сохраните изменения, внесенные в главную кнопочную форму.

Оформление главной формы.

1. В режиме конструктора выполните команды меню ФорматАвтоформат. Выберите диффузный стиль оформления.

2. На панели элементов выберите элемент Рисунок и вставьте с помощью его в форму рисунок из файла Рисунок.

3. Выполните команды меню Вид – заголовок/примечание формы.

4. На панели элементов выберите элемент Надпись и введите в область заголовка надпись БАЗА ДАННЫХ.

5. Сохраните все изменения и перейдите в режим формы.

6. Проверьте работу созданного приложения. При обнаружении ошибок вернитесь к нужному пункту и повторите необходимые операции.

7. Выполните команды меню СервисПараметры запуска.

8. В появившемся диалоговом окне в списке Вывод формы/страницы выберите форму Главная_кнопочная_форма.

Нажмите кнопку ОК.

9. Закройте базу данных Кадры и затем откройте ее вновь. На экране автоматически появится Главная_кнопочная_форма.

10. Продемонстрируйте работу созданного приложения преподавателю.

 

Самостоятельная работа

 

Рекомендуемое время

Минут

· Создайте форму Главная_кнопочная_форма, которая будет автоматически загружаться при открытии базы данных соответственно выбранному варианту.

· На форме создайте кнопки Таблицы, Запросы, Отчеты, Выход.

· Для каждой кнопки определите подпись и событие «нажатие кнопки» соответственно объектам выбранной базы данных.

 

 Вариант № База данных
1 Пример_1
2 Пример_2
3 Пример_3
4 Пример_4


Дата: 2019-05-28, просмотров: 184.