Если международным договором или международным соглашением, в которых принимает участие Украина, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Украины о труде, то применяются правила международного договора или международного соглашения.
Статья 9 Конституции предусматривает, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины. Комментируемая статья является конкретизацией указанного конституционного положения. При этом в ст. 81 КЗоТ специально подчеркиваются два момента. Первый — международные договоры и соглашения, участником которых является Украина, являются частью национального трудового законодательства Украины, поэтому они относятся к источникам трудового права Украины. Второй — нормы таких международных договоров и соглашений имеют приоритет перед актами внутреннего законодательства Украины. Таким образом, в случае противоречия между ними должны применяться положения международных договоров и соглашений, а не трудового законодательства Украины.
Конкретный порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Украины установлен Законом «О международных договорах Украины» [251]. В соответствии с названным Законом [251] международным договором Украины является заключенный в письменной форме документ с иностранным государством или другим субъектом международного права, который регулируется международным правом, независимо от того, содержится договор в одном или нескольких связанных между собой документах, и независимо от его конкретного наименования (договор, соглашение, конвенция, пакт, протокол и т. п.).
Действующие международные договоры Украины подлежат добросовестному соблюдению Украиной в соответствии с нормами международного права. Согласно этому принципу Украина также выступает за то, чтобы и другие стороны международных договоров Украины неуклонно выполняли свои обязательства по таким договорам.
Общий надзор за исполнением международных договоров Украиной, в том числе и другими их сторонами, осуществляет Министерство иностранных дел Украины. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, взятых на себя по международным договорам, Украинской Стороной, Министерство иностранных дел информирует об этом Президента Украины или Правительство для применения необходимых мер.
Регистрация действующих международных договоров Украины в Секретариате Организации Объединенных Наций осуществляется по представлению Министерства иностранных дел Украины в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Кроме этого, действующие международные договоры Украины регистрируются в Министерстве иностранных дел Украины и включаются в Единый государственный реестр нормативных актов.
К источникам правового регулирования труда в Украине относятся не только международные договоры, заключенные государством после провозглашения Украиной независимости, но и международные договоры, заключенные СССР. Это положение основано на ст. 7 Закона «О правопреемстве Украины» [109], в соответствии с которой Украина признала себя правопреемником прав и обязанностей по международным договорам Союза ССР, которые не противоречат Конституции Украины и ее интересам.
Особенностью международных договоров как источников правового регулирования труда является то, что, кроме двусторонних договоров между Украиной и другим государством, большое значение имеют многосторонние договоры, в частности конвенции и рекомендации Международной Организации Труда (МОТ).
Международная организация труда — специализированное международное учреждение, основанное для целей международного сотрудничества для обеспечения продолжительного мира и устранения социальной несправедливости при помощи улучшения условий труда. МОТ была создана в 1919 году в соответствии с Версальским мирным договором в рамках Лиги Наций и действует на основании Устава. С 1946 года МОТ стала первым специализированным учреждением ООН. В 1969 году в связи с 50-летием образования МОТ была отмечена Нобелевской премией мира. Украина стала членом МОТ в 1954 г. Местонахождение МОТ — г. Женева (Швейцария). Основными органами МОТ являются: Международная конференция труда (законодательный орган); Административный Совет (исполнительный орган); Международное Бюро Труда (постоянный секретариат). Кроме этого, в более чем 40 странах находятся региональные и отраслевые бюро. В целом МОТ имеет уникальную для ООН трехстороннюю структуру, в рамках которой представители работодателей и трудящихся — «социальные» партнеры — имеют равный с представителями правительства голос при разработке политики организации.
Главными стратегическими целями МОТ считаются: развитие и реализация норм и основополагающих принципов и прав в сфере труда; создание более широких возможностей для женщин и мужчин по обеспечению достойной занятости; повышение эффективности социальной защиты и расширение круга лиц, которые подлежат такой защите; укрепление трехсторонней структуры и поддержка социального диалога.
МОТ осуществляет деятельность в следующих основных направлениях: разработка и принятие конвенций и рекомендаций о труде; предоставление технической помощи странам — членам МОТ, в том числе и в создании их национального трудового законодательства; обучение и образование по вопросам, относящимся к компетенции организации.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 210.