Элементы трудового отношения как предмета трудового регулирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Трудовые отношения как предмет правового регулирования охватывают три элемента: -имущественный - это возмездные, товаро-денежные отношения (цель наемного труда – получение прибыли работодателем и оплата труда наемному работнику, т.е. извлечение имущественных благ; участники трудовых отношений несут друг перед другом взаимную материальную ответственность), но поскольку труд – особенный товар, который неотделим от его носителя, особый характер (отличный от гражданско-правовых отношений) имеет и регулирование имущественных отношений в трудовом праве. Имущественный элемент трудовых отношений (институт оплаты труда, напр.) составляет важнейшую часть правового регулирования труда; -управленческий (организационный) – заключается в установлении определенного порядка в трудовых отношениях, подчинении работника администрации, поскольку коллективный, несамостоятельный труд невозможен без управления (институты трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, дисциплины труда); -охранительный элемент – предотвращение и пресечение нарушений трудового процесса, задача – защита прав работников, охрана интересов работодателей (институты охраны труда, контроль за соблюдением трудового законодательства, индивидуальных и коллективных трудовых споров). В имущественных отношениях, чаще всего опирающихся на равенство сторон, преобладает диспозитивное регулирование. В управленческих и охранительных, опирающихся на подчинение одной стороны другой и элементы принуждения, преобладает императивное регулирование. Таким образом, метод ТП включает как диспозитивное, так и императивное регулирование, то есть носит комплексный характер. Разные стороны метода проявляются в разных институтах трудового права: диспозитивный – трудовой договор, коллективный договор, оплата труда; императивный – дисциплинарная ответственность, материальная ответственность, дисциплина труда. Т.е. в регулировании трудовых отношений сочетаются диспозитивные и императивные начала.

 

Особенности метода ТП

Особенности метода ТП обусловлены следующими специфическими чертами. 1).Порядком возникновения, изменения и прекращения правоотношений: Основанием возникновения трудовых правоотношений является юридический факт – трудовой договор. Основанием прекращения – расторжение трудового договора, решение компетентного органа (военкомат, суд), смерть работника. На стадии возникновения правоотношений стороны равны и независимы друг от друга, после заключения трудового договора отношения приобретают субординационный характер; 2).Характером установления прав и обязанностей: по уровню регулирования – сочетание централизованного и локального регулирования; по характеру регулирования – сочетание государственного (законодательного) и договорного регулирования. Централизованное регулирование – государственное регулирование, чаще всего законодательными актами (но могут быть и соглашения – м/у правительством, работодателями, работниками). Локальное регулирование – в пределах одной организации, учитывает ее особенности, чаще всего носит договорной характер. В локальных актах условия труда работников могут быть улучшены – но не ухудшены! – по сравнению с централизованными актами. Для метода ТП характерно, что общие, исходные начала регулирования, минимальные гарантии устанавливаются централизованно, в законодательном порядке, а их конкретизация, уточнение достигаются в договорном порядке; 3). Средствами обеспечения прав и обязанностей: Составная часть метода правового регулирования – характер защиты прав и осуществления обязанностей. В ТП характер защиты имеет специфические особенности: Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляют органы, не зависящие от работодателя – Государственный департамент по охране труда при Министерстве труда и социальной политики Украины - общий контроль; Гостехнадзор – безопасность ведения работ в промышленности; Госэнергонадзор – за обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок; Госэпидамнадзор – за соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил; Госатомнадзор – за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности. Общественный контроль осуществляют профсоюзы и инспекции, находящиеся в их ведении. Защита трудовых прав осуществляется органами по разрешению трудовых споров: индивидуальных (КТС, суд – в основном, по правилам гражданского судопроизводства); коллективных (примирительной комиссией с участием посредника в ходе примирительных процедур, трудовым арбитражем). /Специфические органы по разрешению споров – КТС, примирительная комиссия, трудовой арбитраж).

 21. соотношение императивного и диспозитивного регулирования в современном Трудовом Праве

Стремление к детальному регулированию, к предписанию конкрет ного поведения участников общественных отношений отличает императивный подход. Стремление к регулированию лишь основных линий поведения, предоставление значительной свободы участникам общественных отношений, отказ от тщательной и детальной регламентации свойственны диспозитивному подходу. В чистом виде эти подходы практически не встречаются. Мы всегда имеем дело с синтезом императивного и диспозитивного регулирования. Можно говорить лишь о тенденциях, о преобладании того или иного характера регулирования.

 

Строго говоря, у законодателя не так много средств регулирования. Законодатель может дать участникам общественных отношений только одно из трех указаний (в отдельности или в совокупности):

 

- поступайте только так (предписание);

 

- только так не поступайте (запрет);

 

- поступайте, как сочтете нужным (дозволение).

 

Предписание - типичный прием императивного регулирования. Оно хорошо выражается формулой: <все, что не разрешено - запрещено>. Запрет и дозволение - приемы диспозитивного регулирования: и при запрете, и при дозволении участники общественных отношений свободны поступать, как считают нужным. При запрете эта свобода поведения начинается за пределами конкретного запрета; при дозволении свобода поведения вообще не ограничивается. Диапозитивное регулирование хорошо выражается формулой: <все, что не запрещено - разрешено>.

На преобладание императивного или диспозитивного регулирования (а они, повторяем, всегда используются в совокупности) влияют разные факторы: природа регулируемых отношений, место государства в обществе, исторические традиции, уровень культуры, характер правовой системы и др. Но главная роль в определении характера правового регулирования принадлежит все же природе регулируемых отношений и месту государства в обществе.

 

По природе регулируемых отношений мы выделили отношения управленческие, имущественные и охранительные. Управленческие отношения в качестве участников подразумевают вышестоящий субъект управления (им обычно выступает государственный орган) и нижестоящий объект управления (им может быть гражданин, юридическое лицо, нижестоящий госорган). В сфере управленческих отношений используется как императивное, так и диспозитивное регулирование.

 

При тоталитарном режиме и гипертрофированной роли государства диспозитивный режим устанавливается для управляющего вышестоящего органа: ему можно все, что не запрещено. Таков триумф управляющих. Для управляемых же в таких случаях характерен императивный режим: поступайте только так, все не разрешенное запрещено. При демократическом режиме имеет место обратная ситуация. Управляющий орган императивно ограничен в своих полномочиях: он может делать только то, что ему прямо разрешено, не разрешенное - запрещено. А управляемый получает диспозитивную свободу поведения, все не запрещенное - разрешено.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 244.