Кроме общих или основных принципов правового регулирования труда есть и принципы отдельных институтов трудового права. К ним, например, можно отнести:
1) договорный порядок привлечения к труду, распределения и использования рабочей силы;
2) защита от необоснованного отказа в приеме на работу и незаконного увольнения, а также содействие в сохранении работы;
3) установление определенных гарантий при реализации трудовых правоотношений (максимум продолжительности рабочего времени, минимум продолжительности отпуска и размера заработной платы и т.д.). Одним словом, речь идет о принципах, которые находят свое внутреннее выражение в совокупности норм конкретного института трудового права, регулирующего определенную сторону трудовых отношений.
Трудовое право Украины, регулируя трудовые и тесно связанные с ними отношения работников представляет собой совокупность многочисленных юридических норм. Внешне эти нормы облекаются в определенную форму (закон, указ, постановление, распоряжение и т.д.). Такая форма (способ) государственного выражения и закрепления юридических норм обозначается термином"источники права".Поэтомупод источником трудового права следует понимать способы выражения норм права, принимаемых конкретными органами. К таким органам относятся: Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, отдельные министерства и ведомства, учреждения, организации.
Наиболее существенное значение для трудовых отношений имеет деление источников: 1) по юридической силе актов; 2) по сферам (кругу лиц), на которые распространяется действие нормативного акта.
По юридической силе, нормативные акты трудового права подразделяются назаконы и иные (подзаконные) нормативные акты.
По своему значению все законы делятся на конституционные, кодифицированные и текущие. Высшей юридической силой по отношению ко всем другим законам обладаетКонституция Украиныкак основной Закон государства. Законодательство в области труда развивается на основе конкретизации и развития ее положений, в частности статей 43 и 45, закрепляющих право граждан на труд и на отдых.
Кодифицированный закон о труде - это единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный законодательный акт, закрепляющий юридические особенности данной отрасли. Таким кодифицированным законом являетсяКодекс законов о труде (КЗоТ) Украины, который был утвержден 10 декабря 1971 года и вступил в силу с 1 июня 1972 года. За время своего существования КЗоТ претерпел существенные изменения и требует в современных условиях разработки своей новой концепции.
Текущие законы о труде - это законодательные акты, посвященные отдельным институтам или вопросам трудового права. К числу основных из таких законов можно отнести следующие:
- Закон "О занятости населения" от 1 марта 1991 г.
- Закон "О предприятиях в Украине" от 27 марта 1991 г.
- Закон "Об оплате труда" от 24 марта 1995 г.
- Закон "О коллективных договорах и соглашениях" от 1 июля 1993 г.
- Закон "Об охране труда" от 14 октября 1992 г.
- Закон "Об отпусках" от 15 ноября 1996 г.
- Закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (кон-фликтов)" от 3 марта 1998 г.
Важное значение для трудового права имеют такжепостановления и нормативные распоряжения Кабинета Министров Украины. Это объясняется тем, что Правительство возглавляет практическую работу по реализации реформ и осуществлению функций государства по контролю за мерой труда и мерой потребления.Приказы, инструкции, правила и положения министерств, государственных комитетов, ведомств, издаваемые в пределах компетенции указанных органов и направленные на регулирование отдельных вопросов в сфере труда, также занимают определенное место в системе источников трудового права.
Однако характерной особенностью для источников трудового права является существование наряду с централизованным правовым регулированием локального регулирования трудовых отношений. Локальные нормативные акты принимаются в объединениях, на предприятиях, в учреждениях, организациях для регулирования своих внутренних вопросов, связанных с процессом труда. Они принимаются либо непосредственно трудовым коллективом, либо профсоюзным органом, представляющим интересы трудового коллектива, либо собственником или уполномоченным им органом (администрацией).
Трудовые коллективы осуществляют локальное нормотворчество в форме: непосредственного и самостоятельного принятия нормативных актов (например, о дополнительных льготах и преимуществах за счет средств, выделенных на эти цели) или утверждения подготовленных администрацией соответствующих положений (например, правила Внутреннего трудового распорядка).
Локальные нормативные акты, принимаемые профсоюзным органом совместно с собственником или уполномоченным им органом издаются в форме нормативных договоров и соглашений (например, коллективный договор, соглашение по охране труда, графики отпусков, график сменности и т.д.).
Указанные нормативные акты конкретизируют и дополняют акты, принятые в централизованном порядке, с учетом специфики конкретного производства, в пределах определяемых законодательством.Во всех случаях локальные нормы не должны противоречить общим нормам о труде, то есть локальные акты не должны ухудшать правовое наложение работника по сравнению с действующим законодательством.
Говоря об источниках трудового права, необходимо также остановиться на значениируководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Украины. Центральные судебные органы наделены правом обобщать судебную практику и давать руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства при разрешении судебных дел. По своей юридической природе руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Украины не входят в систему источников права, так как они не должны создавать новых правовых норм. Но в них выражается высшая форма юридической практики, которой придано руководящее значение. Следовательно, в плане правоприменения руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Украины обязательны для исполнения.
И в заключение несколько слов о значенииактов Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений. МОТ - специализированное учреждение ООН, провозгласившее своей целью изучение и улучшение условий труда и жизни трудящихся. Она была организована в 1919 году, местонахождение МОТ - Женева (Швейцария).
МОТ - разрабатывает международные нормы о труде - конвенции и рекомендации.Конвенция МОТ - это международное соглашение обязательное для государства лишь после ее ратификации, когда она становится частью национального законодательства. Многие положения Конвенций и рекомендаций МОТ могут быть конкретизированы и реализованы в соглашениях, коллективных договорах и других актах локального регулирования трудовых отношений. МОТ приняла 175 конвенций и свыше 180 рекомендаций, они охватывают практически все аспекты трудового права и права социального обеспечения.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 225.