Гарантии, во-первых, предупреждают нарушения обязанными субъектами трудовых прав, во-вторых, устанавливают пределы действия обязанных лиц, в-третьих, обеспечивают возможность своевременного обжалования действий, нарушающих указанные права, в-четвертых , обеспечивают компенсацию материального ущерба, причиненного их нарушением за счет виновных лиц [10, с. 60].
Как справедливо отмечает А.В. Кузниченко, важнейшая функция гарантий трудовых прав работников, как правовых средств, заключается в достижении ими целей правового регулирования. Она проявляется в том, что в результате реализации правовых средств обеспечивается движение и защита трудовых прав и законных интересов работников, гарантируется их законное и справедливое удовлетворение [11, с. 27].
В действующем КЗоТ Украины отсутствует нормативное определение понятия «гарантии». Но исходя из содержания раздела VIII КЗоТ «Гарантии и компенсации», можно сделать вывод, что в данном случае под гарантиями понимаются, в основном, денежные выплаты, сохраняют работнику полностью или частично заработную плату за время, когда он по уважительным причинам, предусмотренным закону, не мог выполнять трудовые обязанности. Однако, на наш взгляд, такое понимание гарантий в трудовом праве является очень узким и не соответствует уровню развития научных взглядов по этому вопросу.
Является интересным опыт легального законодательного закрепления понятия «гарантия» в других странах. Трудовой кодекс Российской Федерации определяет, что гарантиями признаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений [12, ст. 164]. Как видно, понятие «гарантии» охватываются не только денежные выплаты, носящие гарантийный характер (гарантийные выплаты и гарантийные доплаты), но и те средства, способы и условия, обеспечивающие работникам осуществление их трудовых прав, вполне оправдано и соответствует уровню развития науки трудового права.
В науке трудового права классификация юридических гарантий проводилась неоднократно. В.М. Скобелкин разделяет гарантии на три основные группы: гарантии, обеспечивающие вступление в трудовые правоотношения; гарантии, обеспечивающие беспрепятственное осуществление трудовых прав граждан в трудовых и связанных с ними иных правоотношениях; гарантии, обеспечивающие восстановления?? Ения нарушенных трудовых прав работников [7, с. 48-49].
Соглашаясь в целом с названным автором, считаем, что приведенная классификация нуждается в некотором уточнении и детализации. На наш взгляд, можно выделить четыре группы юридических гарантий трудовых прав работника: 1) превентивные гарантии (юридические гарантии, служащие препятствием нарушению трудовых прав работника) 2) юридические гарантии, способствующие реализации трудовых прав работника, 3) юридические гарантии, обеспечивающие восстановление нарушенных трудовых прав (восстановительные гарантии) 4) гарантии-санкции (юридические гарантии, которые являются санкциями, направленными на привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении нормативных правовых актов, тех, содержащими нормы трудового права).
Е.Б. Хохлов предложил более сжатую классификацию гарантий трудовых прав работников. По целевому назначению гарантии трудовых прав работника он предлагает разделить на две группы: 1) гарантии реализации, 2) гарантии охраны трудовых прав [13, с. 344].
Основными гарантиями реализации трудовых прав работника, по нашему мнению, являются: 1) деятельность службы занятости, обеспечивающей равную возможность всем гражданам в получении профессионального образования и трудоустройстве, 2) установление минимального размера и порядка выплаты заработной платы, 3) установление минимальной продолжительности отдыха.
Гарантии охраны трудовых прав работника в научной литературе принято делить на материально-правовые и процессуально-правовые (защитно-процессуальные) [13, с. 344].
К материально-правовых гарантий охраны трудовых прав работника следует отнести, прежде всего, запрет необоснованного отказа в приеме на работу (ст. 22 КЗоТ Украины). Мы разделяем мнение Л.А. Золотухин, которая предлагает с целью повышения эффективности такой важной гарантии, как запрет необоснованного отказа в приеме на работу закрепить ее в ст. 43 Конституции Украины. В новом Трудовом кодексе необходимо закрепить обязанность работодателя сообщать о причинах отказа в приеме на работу в письменной форме всем категориям работников и закрепить перечень оснований, по которым отказ считаться обоснованной [14, с. 7].
Следующей материально-правовой гарантией охраны трудовых прав работников является запрет требовать при приеме на работу документы, не предусмотренные законодательством. Перечень документов, которые работник обязан предоставить (и, соответственно, работодатель вправе потребовать от работника) при приеме на работу включает: паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, а в случаях, предусмотренных законодательством, - документ об образовании (специальности, квалификации), о состоянии здоровья и другие документы. Проектом Трудового кодекса этот перечень дополнен также свидетельством об общеобязательном социальном страховании и справкой органа государственной налоговой службы о присвоении идентификационного номера (кроме лиц, которые в соответствии с законом его не имеют), а также заявлением о приеме на работу (с указанием, является ли эта работа основным местом или работой по совместительству). Такие дополнения, на наш взгляд, вполне оправданы в современных условиях. Что касается заявления о приеме на работу с указанием, является ли эта работа основным местом, или работой по совместительству, то это дополнение является особенно актуальным. Поскольку для работников-совместителей предусмотрены некоторые специальные нормы (об отпуске, оснований освобождения и др.). [15, ст. 52], то работодатель имеет право сначала знать, является ли лицо, которое принимается на работу, совместителем или нет.
Материально-правовые гарантии охраны трудовых прав служат превентивной мерой против нарушения трудовых прав работника. Одной из разновидностей защитно-процессуальных гарантий является право работника на внесудебный защиту своих прав. Внесудебный защита включает возможность обращения с жалобой в органы прокуратуры, исполнительной власти, а также право на внесудебное разрешение трудовых разногласий в юрисдикционный орган на предприятии - КТС.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. устанавливает право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Это право выступает одной из важнейших защитно-процессуальных гарантий трудовыхвых прав работников. Любое нарушенное право работника может быть восстановлено в судебном порядке. Судебная форма защиты является на сегодня наиболее эффективной формой защиты трудовых прав.
Внесудебный защита (через обращение в КТС на предприятии, органов и др..) и судебную защиту трудовых прав работников можно объединить термином «юрисдикционный защита», поскольку такая защита предполагает обращение к соответствующему юрисдикционного органа.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 212.