Действие источников трудового права по времени, пространству, кругу лиц
Действие во времени (ст. 9 ТК):
Законодательство о труде не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после вступления его в силу, если иное не предусмотрено этим законодательством.
По отношениям, возникшим до вступления в силу актов законодательства о труде, они применяются к правам и обязанностям, возникшим после вступления их в силу.
Течение сроков, с которыми связываются возникновение, изменение или прекращение трудовых отношений, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено их начало, если ТК не предусмотрено иное.
Действие в пространстве:
Нормативные правовые акты, изданные центральными органами, действуют, как правило, в пределах всей территории РБ. Нормативные правовые акты, изданные местными органами, действуют на определенной территории или на определенном предприятии, организации и учреждении, т.е. имеют локальное назначение (коллективный договор, соглашения, приказы, распоряжения руководителя).
Действие по кругу лиц:
Правовое регулирование трудовых отношений основывается на принципе единства основных условий труда и равенства трудовых прав и обязанностей различных категорий работников.
Исключение из этого составляют особенности регулирования труда определенных категорий работников (ст.5 ТК), напр., закон «Об ОВД», «О прокуратуре».
В соответствии с ТК принцип единства основных условий труда и равенства трудовых прав и обязанностей не исключает дифференциацию правового регулирования трудовых отношений некоторых категорий работников, однако для этого необходимы основания: объективные и субъективные обстоятельства.
К объективным обстоятельствам относятся:
· особенности производства, требующие повышенной дисциплины, напряженности труда;
· территориальное расположение предприятий (напр., работа на территориях, загрязненных радиоактивными веществами) и др.
К субъективными обстоятельствам относятся:
· пол (женщины, мужчины);
возраст (с 14 до 16 лет, с 16 лет до 18 лет);
· состояние здоровья (инвалиды);
· и др.
В зависимости от сферы действия правовые нормы подразделяются на:
1.общие нормы, действия которых распространяется на всех работников;
2.специальные нормы, действия которых распространяется на отдельных работников в зависимости:
· от условий труда (тяжелые, вредные, особо вредные, подземные работы);
· от функционального разделения труда (должность работника);
· от особенностей трудового договора (временные, сезонные, срочные договоры);
· от особенностей личностных факторов (пол, возраст, состояние здоровья).
Правовая характеристика защитной функции профсоюзов
Защитную можно охарактеризовать как основное направление деятельности профсоюзов, выражающееся в защите социально-трудовых прав работников. Сам процесс осуществления защитной функции включает в себя как предупреждение нарушений трудовых прав работников, так и восстановление уже нарушенных прав и проходит на всех этапах правового регулирования труда: при создании норм трудового права, применении этих норм, профсоюзном контроле за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.
вся деятельность профсоюзов должна быть подчинена целям защиты прав и интересов своих членов. Поэтому главной функцией профсоюзов должна быть защитная функция – целенаправленная правовая деятельность:
по защите трудовых прав и законных интересов трудящихся (права работников свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности или профессию, право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законодательством размера);
по охране их от нарушений (право беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены, состоящие в профсоюзе, для реализации уставных задач, представленных профсоюзам прав);
по восстановлению нарушенных прав (защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов – указанные права и интересы работников, независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке);
по установлению более высокого уровня условий труда и быта трудящихся (устанавливаются работодателем и их объединениями по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах и соглашениях).
Потребность защиты прав и интересов, трудящихся особенно актуальна в современный период, обнаживший и усиливший социально- экономические противоречия.
Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов регулируются различными видами социальных норм - морали, этики, права, традиций и др. Одни из них сложились в практике взаимодействия профсоюзов с государственными, хозяйственными органами, работниками и формально не закреплены. Другие - предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных правовых актах.
Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями с помощью внутри профсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их защитной функции.
Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той мере, в какой это необходимо для обеспечения представительства и защиты интересов трудящихся, успешного функционирования профсоюзов и дальнейшего развития общества. В конечном счете границы правового регулирования зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, от социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.
Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов определяются исходя из их предназначения, необходимости с наибольшей пользой для трудящихся, всего общества представлять и защищать права и интересы работников в сфере труда и связанных с трудом отношений:
а) средствами и методами, присущими самим профсоюзам; б) с помощью права;
в) во взаимодействии правовых и не правовых средств и методов.
Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания, стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, положением в политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в сфере труда определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают сформировать законодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов. Правовой статус профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными самими профсоюзами. При создании законодательства о профсоюзах принимаются во внимание объем и содержание их уставных (общественных) полномочий. Государство может закрепить за профсоюзами права только по тем вопросам, которыми они занимаются в соответствии с уставами в силу их общественного характера. После принятия законодательства о профсоюзах они должны соблюдать это законодательство.
Таким образом, соотношение общественного (внутри профсоюзного) и правового статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи, взаимозависимости с приоритетом внутри профсоюзных норм при подготовке законодательства о профсоюзах и приоритетом законодательства над внутри профсоюзными нормами после принятия соответствующих законодательных актов.
58. представительская функция профсоюзов: понятие содержание. Особенности реализации в современных условиях
Профсоюзное представительство - проблема, в связи с которой в литературе высказаны различные мнения. Кроме взгляда на представительство как на одну из основных функций профсоюзов, оно рассматривается как элемент защитной функции, как наиболее общее право профсоюзов, как организационно-правовая форма их деятельности.
Представительство является особой функцией и выражается в деятельности по представлению интересов работников в государственных и общественных органах (на всех уровнях) и собственно на конкретном предприятии, в учреждении, организации. Эта деятельность не связана с защитой трудовых прав работников. Так, например, в соответствии со ст. 2 Закона РФ ``О коллективных договорах и соглашениях'' профсоюзы могут представлять работников в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением. По смыслу указанного закона целью заключения коллективного договора является не просто воспроизведение норм законодательства, а установление дополнительных, по сравнению с законом, социально-экономических льгот для работников.
Таким образом, предметом деятельности профсоюзов в данном случае является не защита прав работников, а представление (выражение) их интересов в коллективном договоре. Так, посредством представительства устанавливаются дополнительные по сравнению с законодательством льготы и услуги (по социальному обслуживанию, социальному обеспечению, дополнительному медицинскому страхованию и т.д.) не только в коллективном договоре, но и других локальных нормативных актах. В соответствии с Законом о профсоюзах эти организации вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, выступать с предложениями о принятии законов, касающихся социально-трудовой сферы, участвовать в разработке государственной политики и государственных программ в области содействия занятости населения, принимать участие в разработке государственных программ охраны труда, могут иметь своих представителей в создаваемых в организации комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества, пользоваться государственными средствами массовой информации, быть их учредителями и т.д. Все эти действия также являются формами осуществления представительской функции.
Профсоюзное представительство ничего общего, кроме названия, не имеет с представительством в области гражданских отношений. Действительно, процессуальное представительство, например в судебных органах, будет являться формой осуществления профсоюзами защитной функции, а никак не профсоюзным представительством интересов работников, поскольку направлено на восстановление нарушенных прав работника в судебном порядке.
Сказанное свидетельствует о том, что защита предполагает охрану прав, предупреждение их нарушений и восстановление в тех случаях, когда они нарушены. Представительство же направлено на выражение интересов работников и, если это возможно, на нормативное закрепление этих интересов.
Метод науки трудового права
Метод трудового права состоит из следующих способов:
Императивный.
Диспозитивный.
Санкционированный.
Императивный способ – это способ воздействия на общественные отношения государством прямо через правовые нормы.
Диспозитивный способ – это способ воздействия государством на общественные отношения, при котором участники трудовых отношений могут выбрать модель поведения. Санкционированный способ – это способ воздействия, предполагающий наличие санкций, которые устанавливает государство за нарушение соответствующих правовых норм. Приемы:
Прием дозволения.
Прием запретов.
Прием предписания.
Прием рекомендации.
Прием дозволения – этот прием дает возможность в процессе установления индивидуально договорных отношений полнее учитывать специфику трудовой деятельности на определенных предприятиях и личные профессиональные качества работника. Прием запрета – этот прием применяется для правовых норм, которые не могут быть изменены участниками трудовых правоотношений. Прием предписания – этот прием применяется только при разрешении индивидуальных или коллективных трудовых споров. Прием рекомендации – нормы рекомендации адресованы субъектам общественных отношений, составляющих предмет трудового права.
73. Соотношение отрасли трудового права и науки трудового права
Предметом и целью системы отрасли является построение самого здания трудового законодательства, создание логической структуры расположения внутри отрасли его норм.
Система отрасли трудового права делится на две части: общую и особенную.
В общую входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения трудового права, нормы, определяющие основные принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, недействительность условий договора, ухудшающих положение работников, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию труда. К общей части трудового права относятся нормы Конституции РФ — определяющие основные права граждан по вопросам труда, нормы общих положений раздела 1 ТК РФ и других российских законов по упомянутым вопросам.
Особенная часть строится по институтам отрасли (однородным группам правовых норм) и касается регулирования правоотношений в сфере труда.
Нередко структуру Кодекса соотносят со структурой отрасли, определяя отдельные разделы как институты права. Конечно, во многом они совпадают, но есть и некоторые отличия. Так, не представляют самостоятельных институтов нормы, выделенные в Кодексе в отдельные разделы, о рабочем времени (раздел 4), о времени отдыха (раздел 5), об оплате труда (раздел 6), о гарантиях и компенсациях (раздел 7), о дисциплине труда (раздел 8) и др.
Если исходить из понятия института права, под которыми принято понимать однородные группы норм, регулирующие определенные общественные отношения, то основные отношения, регулируемые трудовым правом России, обозначены в ст. 1 ТК РФ, из чего, по нашему мнению, следует вывод, что основные институты должны соответствовать перечню отношений, входящих в предмет трудового права. Остальные разделы Трудового кодекса РФ, как определенные группы норм, представляют собой лишь подынституты, которые не являются самостоятельными отношениями, а связаны с основными институтами трудового права. Так, разделы ТК РФ о рабочем времени, времени отдыха, дисциплине труда следует считать подынститутами трудового договора, определяющего регулирование базовых, трудовых отношений.
Необходимо различать систему отрасли трудового права, систему трудового законодательства, систему науки, учебного курса трудового права. Это взаимосвязанные, но различные понятия. Цели и предметы данных систем различны.
Система трудового законодательства - это совокупность связанных между собой особой иерархией и соподчиненностью нормативных актов, регулирующих отношения в сфере труда. По общему правилу строится система законодательства, на основе Кодекса (или иного кодифицированного нормативного акта, например Основ законодательства), который создает основу правовой регламентации отношений в определенной сфере общественной жизни.
Система науки трудового права имеет предмет, который выходит за рамки российского законодательства. Наука изучает как российское, так и зарубежное законодательство, историю развития норм. В предмет науки также входит развитие методов регулирования, источников, субъектов, системы правоотношений трудового права и перспективы развития.
Система учебной дисциплины «Трудовое право России» (учебный курс) — это понятие определяется государственным образовательным стандартом и теми дополнительными направлениями, которым предполагает обучить студента образовательное учреждение. Поэтому учебная дисциплина в обязательном порядке должна включать в себя изучение тех отношений, которые установлены стандартом и которые, как правило, во многом созвучны с категорией отрасли права. Изучаемая дисциплина также может включать в свою систему освоение дополнительных составляющих, например правовое регулирование служебно-трудовых отношений на государственной службе, зарубежное законодательство и др., по усмотрению образовательного учреждения и в соответствии с разработанными в нем программами.
Система трудового права изменяется и развивается. Изменения можно проиллюстрировать на следующих примерах.
Во-первых, в конце XX в. произошло отделение от трудового права норм новой отрасли — права социального обеспечения.
Во-вторых, процесс развития трудового права подтверждается формированием в ней новых институтов: занятости и трудоустройства, социального партнерства, подынститута — разрешения коллективных трудовых споров (так как в дореформенный период истории СССР коллективные споры отсутствовали, так же как и безработица) и т. д. Это произошло с принятием соответствующих законодательных актов.
В-третьих, развитие трудового права включает в себя изменения, произошедшие в отдельных институтах. Так, заметные изменения произошли в институте трудового договора (с принятием ТК РФ перечень оснований прекращения договора был значительно расширен). Изменилось регулирование разрешения трудовых споров: в этом институте изменилась подсудность рассмотрения индивидуальных трудовых споров, рассмотрение споров в КТС (комиссии по трудовым спорам) перестало являться обязательным этапом. В трудовом праве с 2006 г. появился новый институт обязательного социального страхования работников в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Система российского трудового законодательства включает в себя законы и подзаконные акты, построенные в иерархическом порядке по юридической силе.
Но следует учесть, что если международными договорами, подписанными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные законами РФ, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ).
К международно-правовым актам в сфере труда, прежде всего, относятся конвенции Международной организации труда (МОТ).
Действие источников трудового права по времени, пространству, кругу лиц
Действие во времени (ст. 9 ТК):
Законодательство о труде не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после вступления его в силу, если иное не предусмотрено этим законодательством.
По отношениям, возникшим до вступления в силу актов законодательства о труде, они применяются к правам и обязанностям, возникшим после вступления их в силу.
Течение сроков, с которыми связываются возникновение, изменение или прекращение трудовых отношений, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено их начало, если ТК не предусмотрено иное.
Действие в пространстве:
Нормативные правовые акты, изданные центральными органами, действуют, как правило, в пределах всей территории РБ. Нормативные правовые акты, изданные местными органами, действуют на определенной территории или на определенном предприятии, организации и учреждении, т.е. имеют локальное назначение (коллективный договор, соглашения, приказы, распоряжения руководителя).
Действие по кругу лиц:
Правовое регулирование трудовых отношений основывается на принципе единства основных условий труда и равенства трудовых прав и обязанностей различных категорий работников.
Исключение из этого составляют особенности регулирования труда определенных категорий работников (ст.5 ТК), напр., закон «Об ОВД», «О прокуратуре».
В соответствии с ТК принцип единства основных условий труда и равенства трудовых прав и обязанностей не исключает дифференциацию правового регулирования трудовых отношений некоторых категорий работников, однако для этого необходимы основания: объективные и субъективные обстоятельства.
К объективным обстоятельствам относятся:
· особенности производства, требующие повышенной дисциплины, напряженности труда;
· территориальное расположение предприятий (напр., работа на территориях, загрязненных радиоактивными веществами) и др.
К субъективными обстоятельствам относятся:
· пол (женщины, мужчины);
возраст (с 14 до 16 лет, с 16 лет до 18 лет);
· состояние здоровья (инвалиды);
· и др.
В зависимости от сферы действия правовые нормы подразделяются на:
1.общие нормы, действия которых распространяется на всех работников;
2.специальные нормы, действия которых распространяется на отдельных работников в зависимости:
· от условий труда (тяжелые, вредные, особо вредные, подземные работы);
· от функционального разделения труда (должность работника);
· от особенностей трудового договора (временные, сезонные, срочные договоры);
· от особенностей личностных факторов (пол, возраст, состояние здоровья).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 233.