В мире существует множество кодексов по рекламе, в том числе и международных.
Во всех таких кодексах приведено немало бесспорно верных и нужных положений. Но рекламный кодекс — не уголовный и обладает лишь рекомендательными функциями. А рекламный бизнес — агрессивный, кодексы для него не писаны, и без четкой законодательной базы он грозит превратиться в информационного монстра. Не так давно наша Государственная дума наконец-то приняла Закон о рекламе. Разработан он был Антимонопольным комитетом. Можно долго говорить о его достоинствах и недостатках. Самое печальное — то, что принятый закон практически не оберегает нас от недобросовестности, не устанавливает жесткого контроля за достоверностью рекламы пищевых продуктов и лекарств. Остались без ответа и многие другие вопросы. Один из них — отношение к так называемой «косвенной рекламе». Я убежден, что нет границы, четко отделяющей прямую рекламу от косвенной. Ну, скажем, как рассматривать популярную телепрограмму «Клуб путешественников», которая порою полностью состоит из роликов зарубежных туристических агентств? И не является ли программа «В мире животных» рекламой зоопарков? Кстати, эти проблемы «косухи» — косвенной рекламы — бесплодно обсуждаются и в зарубежной печати. Там эта реклама называется «editoriolizing» — «editorial matter advertising», т. е. реклама, заключенная в редакционных статьях.
Да что и говорить — еще много, много разного рода правовых проблем стоит перед нашей рекламой. И все же — сделан значительный шаг в направлении к созданию ее правовой базы. Впрочем, это — не «моя» тема. И тех, кто интересуется ею, отсылаю к многочисленным статьям в наших ведущих изданиях — журнале «Реклама и газете «Рекламный мир».
Западная реклама занимает на российском рынке рекламы 85 %. А это значит, что наш отечественный рекламный бизнес в значительной степени финансируется зарубежными компаниями и фирмами.
С помощью рекламы обеспечивается свобода прессы как средства распространения информации, субсидируются средства массовой информации, в том числе общественно-значимой информации (по вопросам здравоохранения, социальным проблемам, а также по вопросам, связанным с товарами и услугами).
Тем не менее грехи прошлого преследуют рекламу и сегодня. То, что раньше представляло собой неконтролируемую, свободную сферу деловой деятельности, сейчас стало весьма жестко регулируемым занятием. Злоупотребления, в которых справедливо или несправедливо упрекалась реклама, привели к наслоению друг на друга различных законодательных нормативных актов и регулирующих организаций. Они используются организациями потребителей, правительственными органами, группами особых интересов и даже другими рекламодателями для анализа, проверки, контроля и внедрения перемен в рекламной сфере.
Крайне жесткие условия контроля рекламной деятельности установлены федеральными законодательствами, а также судебной интерпретацией этих законов. Их реализация входит в компетенцию различных правительственных органов, в функции которых вменяется определение объема и сферы применения такого законодательства с последующим принятием соответствующих мер.
Среди основных регулирующих организаций на федеральном уровне следует выделить Федеральную торговую комиссию, Федеральную комиссию по средствам коммуникации, используемую для стимулирования сбыта продукции в торговой деятельности между штатами. Ее усилия в основном направлены на защиту потребителя путем надзора за маркетинговой деятельностью, проходящей через СМИ. В эту работу входит контроль рекламной продукции на предмет обмана и несоответствующего характера такой продукции. Однако само определение обмана и "нечестной игры" остается до некоторой степени спорным.
Ввиду ранней молодости правового регулирования в этой сфере представляет интерес проблема ответственности за рекламу, не отвечающую установленным требованиям. Закон «О рекламе» предусматривает солидарную ответственность, как рекламодателя, так и рекламопроизводителя, рекламораспространителя. Но прямая обязанность по предупреждению возможных нарушений в рекламной продукции возлагается на рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Согласно ст. 22 Закона, они «вправе требовать, а рекламодатель в этом случае обязан представлять документальные подтверждения достоверности рекламной информации». В случае предъявления рекламодателем неправомерных требований при производстве рекламы рекламопроизводитель обязан (ст. 23) проинформировать его, что это может привести к нарушению законодательства. Если неправомерные требования, либо иные обстоятельства, которые могут сделать рекламный продукт ненадлежащим, не устраняются, рекламопроизводитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков (если договором не предусмотрено иное). Таким образом, особая ответственность за то, чтобы рекламный продукт отвечал требованиям Закона, накладывается именно на рекламопроизводителя. Пренебрежение этой обязанностью может повлечь административное воздействие. Впрочем, пока территориальное управление антимонопольного комитета (ГКАП) по Тульской области, которое призвано контролировать соблюдение Закона «О рекламе», как правило, ограничивается профилактическими мерами.
Сегодняшнюю практику местного рекламного рынка комментирует специалист управления Людмила Васильевна Смирнягина:
— Действительно, рекламный рынок переживает пору становления, жесткие меры сегодня, на наш взгляд, не всегда оправданы. К тому же отмечу, что в большинстве случаев нам удается достичь результатов обычным предупреждением.
Пожалуй, самое распространенное нарушение, когда рекламодатели, чья деятельность подлежит обязательному лицензированию, не указывают номер лицензии и наименование органа, выдавшего ее. Обязательному лицензированию подлежит банковская и иная финансовая, юридическая, туристическая, охранная деятельность, авиаперевозки, грузоперевозки, торговля автомобилями, хранение и оптовая реализация лекарственных средств. В этой связи у нас возникали претензии к «Ореолкомбанку», «УралКИБбанку», «Уралтрансбанку» и др.
Развитие рыночных отношений в экономике повлекло за собой появление новых отношений и совершенно новых условий в хозяйственной деятельности, отличных от существовавших в прошлом. Отмена административно-командной системы управления экономикой и пришедшая ей на смену свобода обращения товаров и услуг обусловили для производителей товаров и услуг необходимость распространения среди потребителей информации о своих товарах и услугах в виде рекламы и иных предложений, без которых невозможно обеспечить спрос и в итоге получить прибыль.
Данное предназначение рекламы позволяет рассматривать распространение рекламной информации и возможные ограничительные требования, предъявляемые федеральным законодательством к рекламе, в связи с оборотоспособностью объектов гражданских прав лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, нравственности, прав и законных интересов других лиц.
Отношения, возникающие при производстве и распространении рекламы, по своей природе, являются гражданско-правовыми, поскольку они возникают при осуществлении предпринимательской деятельности и в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируются гражданским законодательством.
Вместе с тем существует ряд нормативных актов, не относящихся к гражданскому законодательству, но существенно влияющих на характер отношений, возникающих при производстве и распространении рекламы. Это позволяет сделать вывод о том, что отношения в рекламе регулируются комплексом законодательных и иных правовых актов гражданского, административного, уголовного и муниципального права и образующих в своей совокупности единую, но вместе с тем неоднородную нормативную базу рекламного законодательства.
Современное российское законодательство содержит большое количество многообразных правовых актов и документов, регламентирующих те или иные аспекты рекламных отношений. Все действующие на территории Российской Федерации законодательные и иные правовые акты и документы о рекламе можно условно разделить на следующие категории:
1) Федеральные законодательные акты,
2) Акты государственных органов исполнительной власти,
3) Разъяснения государственных органов исполнительной власти,
4) Акты органов местного самоуправления,
5) Акты органов саморегулирования в области рекламы,
6) Акты антимонопольного органа,
7) Акты судебной и судебно-арбитражной практики,
8) Межправительственные соглашения.
Важнейшей из названных групп является группа законодательных, нормативных актов, состоящая из норм, содержащихся более чем в 30 федеральных законах. Такое количество законодательных актов обусловлено оборотоспособностью объектов, поскольку разные объекты гражданских прав предполагают различную оборотоспособность, в частности ограничение оборотоспообности оружия, наркотических и психотропных веществ. То же касается и, к примеру, трансплантированных органов. Такого рода факторы прежде всего влияют на появление и выход в свет тех или иных законодательных актов, ограничивающих рекламу.
К компетенции федеральных законодательных органов отнесены вопросы регулирования гражданско-правовых отношений. Большое количество законодательных актов о рекламе обусловлено необходимостью правового регулирования отношений при производстве и распространении рекламы и направлено на решение четырех основных задач.
Первой и главной задачей является установление отношений к рекламе и ее распространению. Правовая природа отношений, которые формируются при производстве и распространении рекламы, является договорной, и отношения, связанные с производством и распространением рекламы, регулируются договором, заключаемым субъектами рекламной деятельности на общих началах, определенных гражданским законодательством.
В соответствии со смыслом ст. 437 ГК РФ под рекламой следует воспринимать действия, вызывающие оферту, т.е. когда в распространяемой рекламе содержатся некоторые из существенных условий, предстоящих к заключению договоров, являющихся предложением делать оферты.
Иные цели рекламы указаны в ФЗ "О рекламе", который определяет рекламу как распространяемую информацию о товарах, идеях, услугах, и начинаниях, в силу которых и определяются требования к самому содержанию; как информацию об объектах, предлагаемых к продаже.
Вторая - это установление общих требований к рекламе и специальных требований к рекламе отдельных видов товаров.
Третья задача - это наделение соответствующего государственного органа функциями контроля за соблюдением законодательства о рекламе, принятию мер по пресечению рекламных правонарушений, а также ответственности субъектов рекламной деятельности за нарушение законодательства о рекламе.
Что же касается органов местного самоуправления, то этот вопрос очень важен, поскольку в силу гражданского законодательства органы самоуправления являются такими же субъектами гражданского права. Осознание этой основы для осуществления определенной нормотворческой деятельности не всегда однозначно воспринимается субъектами рекламной деятельности и вызывает порой неправильное толкование тех или иных принятых органами местного самоуправления актов.
В частности, в Москве за прошедшие два года был принят ряд важнейших правовых актов, которые воссоздают либеральную и равную для всех хозяйствующих субъектов систему, при которой публичность этих актов и открытость условий заключаемых договоров предопределяет возможность участия в этой деятельности любого из хозяйствующих субъектов, согласного на заключение договора на предложенных условиях.
Следует отметить, что право на распространение рекламной информации выражается в свободе, т.е. в отсутствии запрета на распространение информации, о том что производится или продается. С другой стороны, распространение рекламы, помимо всего прочего, является одним из видов предпринимательской деятельности: это оказание услуг в области рекламы.
Возможности по распространению рекламной информации с использованием средств наружной рекламы должны предоставляться всем хозяйствующим субъектам на равных условиях. Компетенция органов местного самоуправления в наружной рекламе определена ст. 14 ФЗ "О рекламе" и ст.60 Градостроительного кодекса. Последствием правильного и эффективного применения этих норм в конченом счете является внешний облик города или сельского поселения. При этом органы местного самоуправления призваны охранять публичные интересы, а субъекты рекламной деятельности преследуют частные интересы. Это противоречие объективно и в условиях несовершенства правовой базы может привести к таким неблагоприятным последствиям как утрата исторического облика города или сельского поселения, что недопустимо. В настоящее время в различных регионах существует различная нормативно-правовая база, регулирующая отношения, связанные с размещением средств наружной рекламы на территориях городов и сельских поселений, и это естественно. Совершенство правовых актов, принятых органами местного самоуправления в сфере наружной рекламы, возможно лишь при условии разумного учета публичных и частных интересов при их постановлении.
Крупнейший банк России оштрафован за распространение недобросовестной рекламы.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рассмотрела очередное "дело Сбербанка" – на этот раз о рекламе потребительских кредитов в Великом Новгороде.
Как сообщила пресс-служба ФАС, в рекламе Доверительного, Единовременного, Возобновляемого и Товарного потребительских кредитов Сбербанка отсутствует информация о наличии единовременного платежа за открытие кредитной линии.
Ранее комиссия ФАС признала указанную рекламу нарушающей требования федерального закона "О рекламе", установив тем самым наличие административного правонарушения.
"По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении Сбербанк России привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 400 МРОТ (40 тысяч рублей)", - говорится в сообщении ФАС.
Согласно закону "О рекламе", "не допускается недобросовестная реклама, которая вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации".
Антимонопольная служба закончила рассмотрение еще двух дел – Сбербанк обвиняли в нарушении прав военных пенсионеров в Бурятии и в совершении действий, затрудняющих доступ на рынок банковских услуг другим банкам в Тульской области.
В обоих случаях комиссия ФАС признала действия Сбербанка противоречащими антимонопольному законодательству.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 216.