Ординалисты применяют теорию потребительского выбора для объяснения схемы, по которой потребители рационально распределяют свой ограниченный доход между необходимыми для них товарами.
Итак, задается функция полезности U = f (Qx, Qy, Qz…), где Q - количество товаров X,Y,Z …, потребляемое потребителем.
Потребитель стремится максимизировать функцию полезности U = f (Qx, Qy,) —> max, т. е. найти оптимальную комбинацию двух товаров (X и Y), которая бы принесла ему наибольшее удовлетворение. В этом — задача анализа. Выбор потребителя зависит от его желания и возможностей. Экономический смысл теории потребительского выбора состоит в том, чтобы совместить желания потребителя с его возможностями.
При рассмотрении теории потребительского выбора предполагается, что:
1. Предпочтения потребителя уже сформировались , т. е. он способен расставлять по порядку альтернативные наборы товаров либо он не делает различия между ними, т. е. безразличен к ним. Например, из двух наборов А и В, состоящих из разного количества товаров X и Y, потребитель предпочитает набор А набору В или одинаково к ним относится. При этом игнорируется стоимость наборов: можно отдать предпочтение набору A, а купить набор В, так как его цена ниже.
2.Транзитивность предпочтений : если потребитель набор А, составленный из двух товаров X и Y, предпочитает набору В, составленному из этих же товаров, а набор В предпочитает набору С, то, следовательно, набор А будет предпочтителен нежели набор С. Эта предпосылка очень важна, так как существуют случаи при принятии решений о производстве общественных товаров большинством голосов (теория общественного выбора), когда наблюдается парадокс голосования. Например, проблемы национальной обороны важнее строительства туннеля, строительство туннеля предпочтительнее возведения плотины, а в результате, когда сравнивается важность проблемы национальной обороны и возведения плотины, последняя оказывается предпочтительнее первой.
3. Большее количество товара потребитель предпочитает меньшему , так как потребитель — человек рациональный (при этом предполагается, что потребляемые товары — не антиблага, т. е. они не вредят здоровью потребителя).
Все эти предпосылки образуют основу модели потребительского выбора.
Анализ возможностей потребителя проводится с помощью линии бюджетного ограничения. Линия бюджетного ограничения показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и при данном уровне цен на эти товары. Например, товар X покупается по цене Px, а товар Y— по цене Py. На покупку этих товаров потребитель тратит фиксированный доход I. Тогда уравнение бюджетного ограничения имеет вид:
I = Px*Qx + Py*Qy
Перепишите это уравнение относительно Qy:
Qy = I / Py – Px * Qx / Py
Мы видим, что зависимость здесь линейная, следовательно, линия бюджетного ограничения на графике имеет вид прямой и ее можно построить по двум точкам (рис. 1). Начальная ордината равна I / Py, а угловой коэффициент (Px / Py) отрицательный и равен отношению цены товара X к цене товара Y.
Qy
I / Py
Qx
Рис. 1. Линия бюджетного ограничения
Расположение линии бюджетного ограничения зависит от величины дохода потребителя и изменения цен:
а) если доход потребителя увеличится, то, следовательно, увеличится количество наборов товаров, доступных покупателю, и линия бюджетного ограничения сдвинется вправо (рис. 1). И, наоборот, при уменьшении денежного дохода количество доступных наборов товаров снизится, и линия бюджетного ограничения сдвинется влево;
б) снижение цен товаров X и Y сместит линию бюджетного ограничения вправо (так как это эквивалентно увеличению дохода), а рост цен сдвинет линию бюджетного ограничения влево;
в) снижение цены товара X (при неизменной цене товара Y) приведет к тому, что имея прежний доход, можно купить больше товара X: нижняя часть линии бюджетного ограничения сдвинется вправо;
г) снижение цены товара Y (при неизменной цене товара X) сдвинет верхнюю часть линии бюджетного ограничения вверх, так как на прежний доход можно будет купить больше товара Y.
Итак, мы видим, что линия бюджетного ограничения отражает объективные рыночные характеристики (доход и цены). Но существуют еще и субъективные факторы, которые влияют на поведение потребителя. Этими факторами являются различные вкусы потребителей и их предпочтения, которые анализируются при помощи кривых безразличия.
Кривая безразличия — это линия, соединяющая все точки наборов двух благ, имеющих для потребителя одинаковую общую полезность, т. е. потребителю безразлично, какой набор товаров (X и Y) выбрать. Допустим, потребитель безразлично относится к наборам А, В, С, D составленным из определенного количества персиков и яблок, так как общая полезность этих наборов для него одинакова:
Дата: 2019-05-28, просмотров: 214.