Коэффициент эластичности спроса по доходу
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении дохода покупателя на 1%.

 

 

Классификация товаров. по значению коэффициента эластичности спроса по доходу:

товар «низшего качества» (е < 0), объем спроса на который и доход обратно пропорциональны:

«нормальный товар» (е > 0), объем спроса на который и доход прямо пропорциональны.

Основная идея графического представления системы предпочтений (функции полезности) потребителя с помощью кривых безразличия (впервые примененных английским экономистом Ф. Эджуортом в 1881 г.) весьма проста: соединим все точки, характеризующие наборы благ, имеющие некоторый определенный уровень полезности (для потребителя но, какой их этих наборов выбирать), и назовем полученную линию равной полезности кривой безразличия. Повторим теперь то же самое с наборами благ, имеющими какой-либо иной уровень полезности. Проделав эту операцию со всеми возможными наборами благ, получим карту безразличия - множество кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для данного потребителя. Очевидно, карта безразличия есть не что иное, как графическое изображение шкалы предпочтений потребителя.

 

 

Рассмотрим теперь некоторые свойства кривых безразличия.

Свойство 1. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.

Свойство 2. Две кривые безразличия не могут пересекаться.

Свойство 3. Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве благ (по предположению I о сравнимости). Таким образом, мы получаем множество кривых безразличия - карту безразличия, содержащую полную информацию о системе предпочтений потребителя.

Свойство 4. Предельная норма замены уменьшается при движении вдоль кривой безразличия. Кривые безразличия выпуклы к началу координат.

Итак, карта безразличия - множество кривых безразличия (отвечающих свойствам 1-4) - дает нам полную информацию о системе предпочтений потребителя (не требуя даже присвоения полезностям наборов благ каких-либо численных значений).

Изменение цены товара приводит к изменению реального дохода потребителя (то есть количества товаров в натуральном выражении, которое он может приобрести на свой денежный доход) и, кроме того, изменяет относительные цены благ.

На основе кривой "цена-потребление" можно построить линию индивидуального спроса данного потребителя.

 

Изменение цены

¯

Изменение относительных цен ¯ Изменение реального дохода ¯
Покупатель увеличивает спрос на относительно подешевевший товар ¯ Покупатель может как увеличить, так и уменьшить спрос в зависимости от категории товара ¯
ЭФФЕКТ ЗАМЕНЫ Изменение объема спроса, вызванное только изменением относительной цены товара, при неизменном реальном доходе ЭФФЕКТДОХОДА Изменение объема спроса, вызнанное только изменением реального дохода, при неизменных относительных ценах

 

Рис. Реакция потребителя на изменение цены. РСС - линия "цена-потребление" для товара Х

 

Эффект замены всегда однонаправлен, направленность эффекта дохода зависит от категории товара - с ростом реального дохода спрос на "нормальный" товар под воздействием эффекта дохода увеличивается, а на товар "низшего качества" уменьшается; при снижении реального дохода имеет место обратная ситуация

Дата: 2019-05-28, просмотров: 218.