Вопросы но разделу I
Экономическая теория
Показатели эластичности. Кривые безразличия, эффект дохода и эффект замещения
В рыночной экономике спрос является основным фактором, определяющим, что и как производить. При этом следует различать индивидуальный и рыночный спрос. Рыночный спрос есть сумма объемов спроса отдельных потребителей при каждой возможной цене товара.
Категория ценовой эластичности спроса конкретизирует закон спроса, давая количественную оценку степени реакции потребителей на изменение цены товара. Показатель эластичности характеризует изменение зависимой величины в процентах, при изменении независимой величины на 1%.
Y = f (X).
Формула точечной эластичности:
(для непрерывного случая )
Формула дуговой эластичности:
Коэффициент прямой эластичность спроса по цене
показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении его цены на 1%.
Qa=f(Pa)
Диапазон эластичности распространяется от нуля до бесконечности. Поэтому различают несколько групп ценовой эластичности спроса.
Эластичный спрос (е > 1) - ситуация, при которой объем спроса изменяется на больший процент, чем цена.
Неэластичный спрос (е < 1) - ситуация, когда объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена.
Совершенно эластичный спрос (е = ¥ )— ситуация, когда при снижении цены покупатели повышают объем спроса на неограниченную величину, а при повышении цены - полностью отказываются от товара.
Совершенно неэластичный спрос (е = 0) - изменение цены не влечет за собой изменение объема спроса. Факторы, влияющие на эластичность спроса:
1. Наличие на рынке товаров-заменителей.
2. Разнообразие возможностей и направлений использования данного товара.
3. Доля расходов потребителя на тот или иной товар.
4. Специфика рынков.
5. Период времени, прошедший с момента изменения цены.
6. Степень срочности приобретения данного товара.
Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяется объем спроса на один товар (А) при изменении цены другого товара (B) на 1%. Qa=f(Pb).
Классификация товаров по значению коэффициента перекрестной эластичности спроса по цене:
взаимозаменяемые товары (е > 0), объем спроса на которые и цена других товаров прямо пропорциональны;
взаимодополняемые товары (е < 0), объем спроса на которые и цены других товаров обратно пропорциональны;
независимые товары (е = 0), объем спроса на которые и цена другого товара не связаны друг с другом.
По К. Марксу стоимость товаров определяется не индивидуальным, а общественно необходимым рабочим временем, которое требуется для изготовления товара при наличии общественно-нормальных условии производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.
Использование косвенных измерителей через сопоставление с другими товарами иногда подвергается нападкам со стороны противников теории трудовой стоимости, хотя речь идет об определении стоимости не средним трудом, а трудом, обусловленным общественными условиями производства и реализации.
Второй подход основан на использовании теории предельной полезности. Эта теория нашла широкое применение у маржиналистов. Они выводят стоимость и цену из предельной полезности товаров и их редкости. Представители этого направления считают, что последовательное приращение одинаковых величин запаса блага, находящегося в распоряжении субъекта, за известной точкой сопровождается прогрессирующим уменьшением единицы полезности блага.
Полезность единицы запаса, или предельная полезность блага, определяет величину стоимости данного товара.
При этом теоретики маржинализма, в частности представители австрийской школы, выделяют два вида ценности материальных благ – субъективную и объективную. Под субъективной ценностью понимают ценность материальных благ для данного субъекта, под объективной ценностью – рыночную цену товара. Определяющую роль представители австрийской школы отводят субъективной ценности, которая была заложена ими в теорию цен. Последняя рассматривается как результат столкновения на рынке субъектов оценки полезности данного товара со стороны покупателей и продавцов.
Третий подход был сформулирован А. Маршаллом (неоклассик). Его позиция определения стоимости сводится к выяснению взаимодействий рыночных сил, лежащих на стороне спроса в виде предельной полезности, и предложения в виде издержек производства.
Отсюда А. Маршалл делает вывод: полезность определяет предлагаемое количество, предлагаемое количество определяет издержки производства, издержки производства определяют ценности. Он считал, что цена, которую согласен уплатить за товар покупатель, определяется полезностью товара, при этом полезность рассматривал, как максимальную стоимость, которую может уплатить за товар покупатель.
При определении цен А. Маршалл выделял два фактора, влияющих на цены: предельная полезность и издержки производства. Он считал, что цена, назначенная продавцом товара, определяется издержками его производства, а рыночные цены устанавливаются покупателями и продавцами в результате спроса и предложения.
На рынке под воздействием изменений, происходящих в спросе и предложении, имеют место постоянные колебания рыночных цен. В соответствии с теорией трудовой стоимости такие колебания объясняются как отклонение цен от стоимости товаров. На этой основе производители товаров при их обмене вынуждены считаться общественной трудовой стоимостью товара, последняя служит базой цены. Равновесное состояние наступает при совпадении спроса и предложения. При определении стоимости блага на основе теории предельной полезности колебаниями цен происходят вокруг ценности «предельного продукта». Равновесная рыночная цена товара является результатом столкновения на рынке субъективной оценки полезности данного товара со стороны покупателей и продавцов.
В итоге можно сделать вывод, что теория трудовой стоимости по К. Марксу и теория предельной полезности не противоречат, а дополняют друг друга. Если в первой наиболее глубоко разработан научный аппарат обоснования стоимости в соответствии с трудовыми затратами, то второй – теоретически обосновано наиболее эффективное использование основных факторов производства – труда, капитала, земли и т. д.
Виды циклов
1. Отраслевые циклы
Продолжительность варьируется от недели (кризис в MASS MEDIA) до года (с/х, туризм), до нескольких лет (образование, здравоохранение). Причины: специфика создания продукта в отраслях; неравномерное распределение денежных средств.
2. Малый цикл. Продолжительность 2-4 года. Причины: неравномерное воспроизведение оборотного капитала; изменение в сфере денежного обращения; установление равновесия на потребительских рынках.
3. Большие экономические циклы. Продолжительность 8-12 лет. Причины: неравномерность воспроизводства основного капитала; колебания спроса и предложения на оборудование и сооружения.(Теория больших циклов – Дж.Бен. Кларк).
4. Строительные циклы. Продолжительность 16-25 лет (Теория - Саймон Кузнец). Причины: неравномерность спроса в жилищном строительстве, которое обусловлено сменой поколений
5. Длинноволновые циклы. Продолжительность 45-60 лет (теория Н.Кондратьев). Причины: изменение технологии производства и изменения в структуре гос.расходов. Первая волна - 1788-1843гг. связана с промышленной революцией; вторая волна – 1843-1895гг.- развитие ж/д строительства; третья волна – 1895-конец 40гг. ХХ века – внедрение электроэнергии, радио, телефона; четвертая волна - конец 40гг. ХХ века – середина 80-х гг. – автомобилестроение; пятая волна – с сер. 80-х по сей день – развитие электроники, а также биотехнологическое пр-во, космич.деятельность.
6. Технико-технологический цикл. Продолжительность 100 лет. Причины: изобретения, изменение отраслевой структуры экономики. В наст. Время можно выделить след. циклы: 1750-1850г. – век текстиля, прядильных машин, ткацких станков; 1800-1950г. – век электричества, физики, автомобилестроения; 1900-2000г. – век нефти, химии, кинематографии, анимации; 1950-2050г. – век электроники, информатики и автоматики; 2000-2100г. – век биотехнологий.
7. Глобальный экономический цикл – их природа не изучена.
Кризис – главная фаза экономического цикла. Созревает в фазе оживления и подъема. Основной причиной кризиса явл-ся несоответствие подъема производства платежеспособности спроса.
Виды кризисов.
1. Конъюнктурный кризис. Длится до года. Причины: нарушение пропорциональности в сфере обращения. Этот кризис иногда называют кризисом перепроизводства или кризисом товарных излишек. Его проявления: превышение рыночного предложения над рыночным спросом; рост товарных запасов; сокращение заказов.
2. Кризис воспроизводства. Имеет ярко выраженный структурный характер, длится год и более. Причины: несоответствие объема и структуры производства объему и структуре потребления. Проявления: превышение рыночного предложения над рыночным спросом. В отличие от конъюнктурного кризиса данный кризис предполагает глобальные изменения в структуре производства.
Выход из кризиса: перестройка производства, изменение его технологической базы, межотраслевой перевод капитала и рабочей силы, развитие новых технологий и производство новой продукции (перестройка производства влечет изменение потребления).
Данный кризис соответствует среднесрочным экономическим циклам (срок 10 лет). Фазы: кризис, депрессия, оживление, подъем.
3. Кризис производства. Длится многие годы. Основная причина кризиса – конфликт материально-технической основы производства, системы собственности и хозяйственного механизма. Иногда причина сводится к материально-технической основы производства и совокупного спроса. Проявления:
- устойчивое и значительное замедление темпов роста производства и капиталовложения
- долговременное понижение прибыли, цен и ставки ссудного процента
- обесценивание основного капитала
- хронический избыток факторов производства
- стабильная или растущая безработица
Выход из кризиса: изменение технического характера производительности; новое распределение произв-ти; структурная ломка произ-ва и потребления; преобразование соц. системы (собств. и хозяйственный механизм).
Вопросы по разделу II
Вопросы по разделу IV
Финансы и кредит
Принципы организации ФП
Хозяйственной самостоятельности – предполагает, что предприятие самостоятельно не зависимо от организационно правовой формы определяет свою экономическую деятельность. А именно самостоятельно вкладывает денежные средства с целью получения прибыли (собственное развитие, ЦБ).
Самофинансирования – Полная окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, а т.ж. инвестирование ДС в развитие производства (как собст. так и привлечённых).
Материальной ответственности – наличие определённой системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности (штрафы, увольнение…).
Принцип образования или наличия финансовых резервов – признак самостоятельности предприятия. Эти резервы создаются за счет чистой прибыли и включают в себя: гарантийные резервы и резервы на восполнение собственных средств.
Заинтересованность в результатах деятельности.
Разграничение основной и инвестиционной деятельности предприятия.
Деление средств, участвующих в обслуживании оборота предприятия, на собственные и заемные.
5. Экономическое содержание и основы организации оборотных средств
Оборотные средства (капитал, активы) — это совокупность денежных средств, авансируемая для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих непрерывный кругооборот денежных средств, и возвращающаяся в исходную форму после завершения каждого оборота.
Оборотные производственные фонды — та часть средств производства, которая целиком потребляется в каждом производственном цикле, полностью переносит свою стоимость на готовый продукт и возобновляется после каждого цикла как в натуральной форме, так и по стоимости. В стоимость оборотных производственных фондов входит стоимость как предметов труда (сырье, основные материалы, топливо, вспомогательные материалы, тара, запасные части), так и некоторых средств труда (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы со сроком службы не более года или стоимостью не более 100-кратного установленного законодательством РФ минимального размера месячной оплаты труда).
Кроме того, в оборотные фонды включается незавершенное производство, полуфабрикаты собственного изготовления и расходы будущих периодов. Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления— предметы труда, вступившие в производственный процесс: материалы, детали, узлы и изделия, находящиеся в процессе обработки или сборки, а также полуфабрикаты собственного изготовления, не законченные полностью производством в одних цехах и подлежащие дальнейшей переработке в других цехах того же предприятия.
Расходы будущих периодов — невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде, но относятся на продукцию будущего периода.
Фонды обращения — средства предприятий, функционирующие в сфере обращения и вложенные в запасы готовой продукции, отгруженные, но неоплаченные товары, а также средства в расчетах и денежные средства в кассе и на счетах предприятия.
Оборотные фонды расходуются на производство продукции и переносят на нее свою стоимость. Оборотные средства не потребляются в производстве (как и в обращении), а авансируются в денежной форме и после реализации продукции возвращаются к исходному пункту авансирования в этой же форме, чтобы повторить кругооборот.
Стоимость оборотных фондов овеществлена в известного рода материальных ценностях и неразрывна с ними связана. Оборотные средства представляют собой стоимость в денежной форме, т.е. в форме всеобщего эквивалента этих ценностей. Оборотные средства предприятия образуют денежный фонд, предназначенный для создания запасов материальных ценностей, а оборотные фонды составляют часть этих запасов.
Источники формирования ОбС в промышленности подразделяются на: собственные и приравненные к ним средства, кредиты банков, средства кредиторов и прочие средства.
В момент создания нового предприятия, для вновь созданного хозрасчетного предприятия, а также для вводимых в эксплуатацию дополнительных производственных мощностей, цехов, производств на действующих предприятиях нужные собственные оборотные средства формируются за счет инвестиций.
Для действующих предприятий, ранее наделенных собственными оборотными средствами, источниками формирования дополнительной потребности в ОбС, связанной с увеличением объема производства и другими производственными нуждами, являются: собственные средства, устойчивые пассивы, кредиты банков, средства кредиторов и прочие источники.
В качестве собственных источников служат излишки оборотных средств на начало планируемого года, часть прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия.
В качестве устойчивых пассивов служат нормальная переходящая из месяца в месяц задолженность по заработной плате и отчислениям соцстраху, остаток средств ремонтного (резервного) фонда, средства потребителей по залогам за возвратную тару, резерв предстоящих платежей.
Минимальная сумма задолженности по зарплате и отчислениям рассчитывается исходя из фонда оплаты труда с начислениями и установленных сроков выплаты заработной платы на данном предприятии. Все остальные виды устойчивых пассивов рассчитываются на основе анализа динамики фактических остатков этих средств на протяжении лет, предшествующих планируемому году, с учетом роста объема производства и реализации в планируемом году.
Функции бюджета
1) Фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности).
2) Функция экономического регулирования - это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики.
3) Социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.
Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. Государственный бюджет представляет собой совокупность бюджетов всех уровней государственных административно-территориальных властей.
Построение бюджета основано на соблюдении определённых принципов:
1) Принцип единства - сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, однообразие финансовых документов и бюджетной классификации.
2) Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления
3) Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства
4) Принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.
Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Если расходы бюджета превосходят доходы, то налицо бюджетный дефицит.
Дефицит бюджета – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определённые изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений.
Причин бюджетного дефицита может быть достаточно много:
- спад общественного производства
- рост предельных издержек общественного производства
- оборот «теневого» капитала в огромных масштабах
- непроизводительные расходы
- и другое
Государственный долг-это сумма накопленных в стране за определённый период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это же время положительных сальдо бюджета.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита.
Во-вторых, определить насколько опасен то или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста дефицита.
Использование методов финансирования за счёт государственного долга даёт государств у один из наиболее гибких инструментов регулирования экономических и социальных процессов.
Государственный долг связан со вторичным распределением стоимости ВНП для формирования дополнительных ресурсов государства в результате займа денежных средств у населения и кредитов иностранных государств.
Функции государственного долга:
1) Фискальная (создание финансовой базы государства, поддержание функционирующего рынка долговых государственных обязательств);
2) Стимулирующая (поддержание стабилизации экономики, воздействие на безработицу, уровень цен, внешнеэкономический баланс и т.п.)
Двойственная природа государственного долга порождает и противоречивость его воздействия на экономику: стабилизационное и дестабилизирующее. В этих условиях необходимо регулирование государственного долга.
Управление государственным долгом включает формирование политики государственного долга, установления границ государственной задолжности, определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели, а также создание институциональных, бюджетных и политико-психологических инструментов для управления государственным долгом.
Основные принципы кредитования. Общие положения организации кредитного процесса
Возвратность кредита
Обязательный признак кредита, без него теряется суть кредитования.
Этот принцип выражает необходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовых средств после завершения их использования заемщиком.
Он находит свое практическое выражение в погашении конкретной ссуды путем перечисления соответствующей суммы денежных средств на счет предоставившей ее кредитной организации (или иного кредитора), что обеспечивает возобновляемость кредитных ресурсов банка как необходимого условия продолжения его деятельности.
Срочность кредита
Cпособ достижения возвратности кредита.
Он отражает необходимость его возврата не в любое приемлемое для заемщика время, а в точно определенный срок, зафиксированный в кредитном договоре или заменяющем его документе.
Нарушение указанного условия является для кредитора достаточным основанием для применения к заемщику экономических санкций в форме увеличения взимаемого процента, а при дальнейшей отсрочке (в нашей стране — свыше трех месяцев) — предъявления финансовых требований в судебном порядке.
Платность кредита. Ссудный процент.
Этот принцип выражает необходимость не только прямого возврата заемщиком полученных от банка кредитных ресурсов, но и оплаты их использования.
Экономическая сущность платы за кредит отражается в фактическом распределении дополнительно полученной за счет его использования прибыли между заемщиком и кредитором.
Дифференцированность кредита
К каждому потенциальному заемщику должен быть различный подход в зависимости от тех или иных условий его деятельности.
Этот принцип определяет дифференцированный подход со стороны кредитной организации к различным категориям потенциальных заемщиков.
Практическая реализация его может зависеть как от индивидуальных интересов конкретного банка, так и от проводимой государством централизованной политики поддержки отдельных отраслей или сфер деятельности (например, малого бизнеса и пр.)
Обеспеченность кредита
Этот принцип выражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств и находит практическое выражение в таких формах кредитования, как ссуды под залог или под финансовые гарантии.
Особенно актуален в период общей экономической нестабильности, например, в отечественных условиях.
Целевой характер кредита
Распространяется на большинство видов кредитных операций, выражая необходимость целевого использования средств, полученных от кредитора.
Находит практическое выражение в соответствующем разделе кредитного договора, устанавливающего конкретную цель выдаваемой ссуды, а также в процессе банковского контроля за соблюдением этого условия заемщиком.
Нарушение данного обязательства может стать основанием для досрочного отзыва кредита или введения штрафного (повышенного) ссудного процента.
При всей многовариантности организации кредитных отношений банков со своим клиентом можно выделить в них следующие этапы:
1. Рассмотрение заявки на кредит и интервью с предполагаемым заемщиком.
2. Анализ кредитоспособности возможного заемщика и оценка качества заявки.
3. Подготовка кредитного договора.
4. Оформление кредита и контроль за выполнением
условий кредитного договора.
Вопросы по разделу VI
Маркетинг
Основные понятия маркетинга: маркетинг, нужда, потребность, запрос, товар, обмен, рынок. Характеристика основных концепций управления маркетингом
Слово «маркетинг» пришло к нам из английского языка, оно образовано от слова market, что означает рынок.
Сущность маркетинга, как правило, рассматривается с нескольких позиций. Прежде всего с практической точки зрения в деятельности предприятий, организаций и других субъектов рыночной деятельности под маркетингом понимается специфический вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей потребителей на основе обмена ценностями. Маркетинг также может рассматриваться как философия товаропроизводителя, ориентированного на интересы потребителя.
С маркетингом тесно связаны проектирование и планирование ассортиментной политики, экономический анализ рынка, равно как распределение, сбыт и предоставление услуг.
Маркетинг, таким образом, может рассматриваться как теория современного бизнеса, т.е. своеобразная «философия» ведения деловых операций. В соответствии с принципами маркетинга все аспекты хозяйственной деятельности современного предприятия должны планироваться и осуществляться с учетом запросов рынка, требований потребителя. Следует, однако, оговориться: маркетинг возможен лишь в условиях жесткой конкуренции и насыщенного рынка, когда его принципы служат единственно возможным путем обеспечения прибыльности производства, роста и развития предприятия.
Маркетинг в нашем понимании представляет собой гармоническое сочетание предпринимательской, управленческой, коммерческой, социальной, финансовой и других типов деятельности по удовлетворению потребностей, запросов и интересов потребителей в целях извлечения прибыли, обеспечения устойчивого функционирования и развития предприятия.
Нужда – чувство нехватки человеком чего-либо.
А) социальная
Б) психологическая
В) физиологическая
Г) культурная
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в рамках культурных, эстетических, исторических и других факторов, определяющих поведение человека в социально-экономической системе. (Сис-ма потребностей человека: самоутверждение, уважение, социальные потребности, самосохранение, физиологические потребности.)
Запрос – конкретная потребность, подкрепленная покупательской способностью (покупатель недостаточно надежный).
Товар – все, что может удовлетворить потребности или нужду и предлагается рынком с целью привлечения внимания и приобретения.
Существуют 3 варианта соотношения между товаром А и конкретной потребностью Х:
Товар А1 не может удовлетворить Х
Товар А2 частично удовлетворяет Х
Товар А3 полностью удовлетворяет Х, - идеальный товар.
Обмен – акт приобретения от кого-либо желаемого товара либо объекта на нечто предлагаемое другой стороной.
Условия для обмена:
- Наличие двух сторон.
- Каждая сторона должна иметь что-то, представляющее ценность для другой стороны.
- Каждая сторона должна осуществлять взаимосвязи и обеспечивать поставку своего товара.
- Каждая сторона должна быть свободной в принятии решений предложений по обмену.
- Каждая сторона должна считать предложение о сотрудничестве возможным и выгодным.
Соблюдение данных условий делает обмен возможным, а состоится он или нет зависит от соглашения между сторонами.
Сделка – торговая операция между сторонами. Она предполагает наличие по меньшей мере двух ценностей значимых объектов, соглашение об условиях, сроках и месте ее проведения.
Рынок – совокупность существующих потенциальных покупателей товаров.
Существует рынок покупателя (главное действующее лицо – покупатель, выбирающий продавца и его товар) и рынок продавца (главное действующее лицо продавец и у покупателя нет выбора.)
Концепция совершенствования производства – производственная концепция. Соответствует 1-му этапу развития маркетинга как науки. Суть: потребители предпочитают ту продукцию, цена которой наиболее благоприятна. Задача маркетинга – совершенствование производства, уменьшения себестоимости и цены. Девиз: «Произвожу то, что могу». Инструментарий: повышение производительности труда и снижение себестоимости. Цель увеличение продаж, совершенствование производства и максимизация прибыли.
Концепция совершенствования товара. Суть: потребители предпочитают качественную продукцию. Задача: совершенствование продукции. Ведущая идея: качество товаров. Основной инструментарий: товарная политика. Цель: совершенствование потребительских свойств товара.
Концепция интенсификации коммерческих усилий. Суть: потребитель покупает лишь тогда, когда его побуждают к этому значительными мероприятиями, поощряя при этом продажу и сбыт. Основная идея: развитие сбытовой сети и каналов сбыта. Инструментарий: сбытовая политика. Цель: интенсификация сбыта товара за счет маркетинговых усилий по продвижению и продаже товара.
Концепция традиционного маркетинга. Прежде всего – нужды и запросы потребителей. Залог успеха деятельности: предложение товара, который более подходит покупателю, чем товар конкурентов. Средства достижения цели: комплекс маркетинга. Цель: получение прибыли за счет удовлетворения потребности покупателя.
Концепция социально-этичного маркетинга. Предприятия должны учитывать долгосрочный общественный спрос путем балансирования трех факторов: благосостояние людей и общества, удовлетворение потребителей или покупателей, прибыль общества. Главная идея: производить то, что нужно потребителям с учетом требований общества. Цель: удовлетворение нужд потребителей при условии сохранения человеческих, материальных, энергетических, экологических и других ресурсов, охрана окружающей среды.
Концепция «маркетинг взаимодействия». Основная идея: произвожу то, что удовлетворяет потребителей и партнеров по бизнесу. Инструментарий: методы координации сетевого анализа и комплекс маркетинга «микс». Цель: удовлетворение потребителей, интересов партнеров и государства в процессе их коммерческого и некоммерческого взаимодействия.
Содержание комплекса маркетинговых коммуникаций: реклама, личная продажа, стимулирование сбыта, паблик рилейшнз. Факторы, определяющие структуру комплекса маркетинговых коммуникаций
Комплекс маркетинговых коммуникаций (называемый также комплексом стимулирования) состоит из четырех основных средств воздействия.
Реклама - любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг от имени известного спонсора.
Стимулирование сбыта - кратковременные побудительные меры поощрения покупки или продажи товара или услуги.
Пропаганда («паблисити») - неличное и не оплачиваемое спонсором стимулирование спроса на товар, услугу или деловую организационную единицу посредством распространения о них коммерчески важных сведений в печатных средствах информации или благожелательного представления по радио, телевидению или со сцены.
Личная продажа - устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью совершения запродажи2. Каждой категории присущи собственные специфические приемы коммуникации, такие, как торговые презентации, экспозиции в местах продажи товара, реклама с помощью сувениров, специализированные выставки, ярмарки, демонстрации, каталоги, торгово-рекламная литература, рекламно-информационные подборки для прессы, плакаты, конкурсы, премии, купоны и зачетные талоны. В то же время понятие коммуникации выходит далеко за рамки всех этих средств и приемов. Внешнее оформление товара, его цена, форма и цвет упаковки, манеры и одежда продавца-все это что-то говорит покупателю. Для достижения наибольшего коммуникационного эффекта фирме необходимо тщательно координировать весь свой комплекс маркетинга, а не только комплекс стимулирования.
Назначение комплекса стимулирования состоит в:
- представлении нового товара;
- выхода на новый рынок;
- расширении знания потребителя о целях и способах использования товара, создании благоприятного представления об организации, ее достижениях, клиентуре;
- позиционировании товара;
- поддержании интереса к организации или товару;
- создании контактов с потребителями;
- помощи работникам службы сбыта во время их переговоров с клиентами;
- противодействие рекламе конкурентов.
Мероприятия по стимулированию сбыта обращены, в основном, к покупателю. Каждое из них выполняет определенную, только для него предназначенную функцию.
При разработке комплекса стимулирования фирма учитывает несколько факторов: тип товара или рынка, стратегию проталкивания товара и привлечения потребителя к товару, степень готовности покупателя и этап жизненного цикла товара.Тип товара или рынка. Эффективность различных средств стимулирования на потребительских рынках и на рынках товаров промышленного назначения различна.Фирмы, которые специализируются на товарах широкого потребления, как правило, тратят средства в основном на рекламу и только потом на стимулирование сбыта, организацию личной продажи и в последнюю очередь — на пропаганду. Фирмы товаров промышленного назначения выделяют основную часть средств на организацию личной продажи и только потом ассигнуют оставшиеся деньги на стимулирование сбыта, рекламу и пропаганду. В целом личная продажа гораздо активнее применяется в торговле дорогими товарами и товарами повышенного риска, а также на рынках с небольшим количеством крупных продавцов и рынках товаров промышленного назначения.Стратегии проталкивания товара и привлечения потребителя к товару. Состав комплекса стимулирования во многом зависит оттого, какой стратегией обеспечения продаж пользуется фирма — стратегией проталкивания товара или стратегией привлечения потребителей к товару.Стратегия проталкивания товара предполагает использование торгового персонала и стимулирование сферы торговли для продвижения товара по каналам распространения. Производитель агрессивно навязывает товар оптовикам, оптовики агрессивно навязывают товар розничным торговцам, а розничные торговцы агрессивно навязывают его покупателям.Стратегия привлечения потребителей к товару предполагает большие затраты на рекламу и стимулирование потребителей в целях формирования спроса с их стороны. В случае успеха такого подхода потребители начнут спрашивать товар у своих розничных торговцев, розничные торговцы — у оптовиков, а оптовики — у производителей.Степень готовности покупателя. Рентабельность средств стимулирования бывает разной и в зависимости от степени готовности покупателя. На этапе осведомленности основную роль играют реклама и пропаганда, а личной продаже отводится вспомогательная роль. На потребительскую убежденность в первую очередь оказывают влияние техника личной продажи и чуть-чуть меньше — реклама. И, наконец завершение сделки является главным образом функцией личной продажи. Очевидно, что личная продажа с присущей ей высокой стоимостью должна сосредоточивать свои усилия на заключительных этапах процесса покупки, через которые проходит потребитель.Этап жизненного цикла товара. - Эффективность средств стимулирования бывает разной в зависимости от этапа жизненного цикла товара. На этапе выведения товара на рынок наиболее эффективные средства формирования осведомленности — реклама и пропаганда. Стимулирование сбыта полезно для подталкивания потребителей к опробованию товара. Личная продажа обходится сравнительно дорого, но ею все равно приходится пользоваться для побуждения розничных торговцев заняться продажей товара.На этапе роста реклама и пропаганда сохраняют свою значимость а вот деятельность по стимулированию сбыта можно сократить, ибо на этом этапе требуется меньше побуждений. На этапе зрелости значимость стимулирования сбыта по сравнению с рекламой возрастает. Марки покупателям уже известны, нужно лишь напомнить о них с помощью рекламы.На стадии упадка к рекламе прибегают только для напоминания, пропаганду сводят на нет, коммивояжеры уделяют товару минимум внимания. Однако стимулирование сбыта продолжает оставаться активным.Вопросы но разделу I
Экономическая теория
Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя
Труд, земля и капитал рассматриваются экономической наукой как основные факторы производства. Четвертым важнейшим фактором выступает предпринимательство (предпринимательская деятельность), или предпринимательская функция. Поскольку производство предполагает реализацию какой-либо комбинации факторов производства, то предприниматель является тем субъектом экономического процесса, который комбинирует эти факторы; формирует условия, необходимые для создания такой комбинации и постоянного ее воспроизводства (рис.1).
Рис. 1 Комбинирование факторов производства (предпринимательская деятельность, функция)
Как полноправный вид хозяйственной деятельности предпринимательство использует производственные ресурсы: природные, трудовые, финансовые, информационные. Перечисленные ресурсы потребляются при любом виде предпринимательства, которое представляет собой преобразование ресурсов конечные продукты бизнеса: товары и услуги. При этом ресурсы, вовлеченные в предпринимательство, становятся его факторами, которые по своей сути не отличаются от известных производственных факторов: земли, труда и вещественного или денежного капитала. Мы уже выяснили, что бизнес — это труд, большой труд. Трудовое воздействие на природные ресурсы (например, землю) с помощью основных средств (физического капитала) позволяет предпринимателю создавать продукцию, необходимую потребителям, которые готовы платить за нее деньги.
Для предпринимательства необходимы основные средства: земельные участки, здания, помещения, машины, оборудование. Они нужны не только непосредственно для производства, но и для хранения, транспортировки, продажи продукции, для управления бизнесом. Без служебных помещений, оборудованных средствами связи, оргтехникой, компьютерами, сегодня невозможно вести сколько-нибудь серьезное дело.
Для ведения бизнеса необходимы и расходуемые оборотные средства, материальные ресурсы: сырье, материалы, энергия. В основном они нужны предпринимателям — производителям товаров из этих ресурсов. Однако без электричества и бумаги, без обогрева помещений не обойдется никакое предпринимательство.
Нужен для бизнеса и денежный капитал, и не только начальный. Причем деньги для целей предпринимательства нужны не сами по себе, нужен физический капитал: основные и оборотные средства.
К факторам предпринимательства следует отнести и информационные ресурсы, без которых немыслим эффективный бизнес. В понятие «информационные ресурсы», а точнее, научно-информационные ресурсы входят знания о предмете и способах ведения дела, данные о продуктах-аналогах, проекты, технологии, то есть сведения самого разного характера, без которых бизнес просто нереализуем.
Предпринимательство характеризуется определенным содержанием, направленностью, последовательностью действий, процедур, выполняемых физическим субъектом бизнес-процесса — предпринимателем.
Для того чтобы товар появился на рынке в качестве объекта спроса и предложения, предприниматель (или какая-то определенная группа людей) осуществляет целостный комплекс действий, в результате которых становится возможным появление этого товара на рынке. Такой комплекс необходимых действий именуется деловой функцией.
Сама по себе деловая функция включает два типа разнородных действий. Первый тип действий связан с созданием структуры для производства конкретного товара с конкретными характеристиками и в определенном объеме. Этот тип действий называется предпринимательской функцией. Ее осуществление является исключительной способностью предпринимателя как носителя такой функции. Второй тип действий связан с необходимостью обеспечения жизнедеятельности созданной производительной структуры, обеспечением высокой рентабельности этой производительной структуры. Этот тип действий является управленческой (т. е. менеджерской) функцией, исполнение которой является основной должностной обязанностью менеджера (рис.2).
(с участием предпринимателя)
Рис. 2 Деловая функция
Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предпринимателя. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль. Экономическая прибыль – разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками.
В число внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль предпринимателя. (Нормальная прибыль предпринимателя - это минимальная плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский талант.)
Бухгалтерская прибыль - разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 228.