Психология менеджмента. Деловые и личностные качества менеджера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психологические методы - это способы регулирования взаимоотношений между людьми с целью формирования благоприятного психологического климата, который является одним из важнейших факторов высокоэффективной деятельности людей. Эти способы многочисленны и разнообразны, их эффективность во многом определяется искусством менеджеров объединять персонал и создавать здоровый корпоративный дух. Назначение этих методов связано с формированием условий , при которых личность работника максимально раскрывает и в своей деятельности использует творческий потенциал, активность, энергию для блага всей фирмы. Как и другие виды методов, психологические способы и приемы воздействия на людей направлены на удовлетворение психологических интересов личности, проявляющихся в потребностях иметь комфортные условия труда, справедливую оценку трудового вклада и его общественное признание, пребывать в группе людей с близкими мировоззренческими взглядами, а также в потребности творческого характера трудовой деятельности. Особенностью психологических методов является то, что они не требуют сколько-нибудь значительных материальных затрат, но несмотря на это, их воздействие на людей имеет высокую результативность. Различают следующие группы психологических методов: - методы комплектования малых групп, которые призваны обеспечивать оптимальную численность людей в группе, их психологическую совместимость; - методы установления благоприятных для совместной деятельности взаимоотношений между руководителем и подчиненными; - методы гуманизации труда базируются на объективной потребности людей в определенных требованиях к свойствам среды, в которой протекает трудовая деятельность (Окраска помещений, музыкальное сопровождение и т.д.); - методы профессионального отбора и соответствующего обучения работников исходя из индивидуальных способностей и их эффективного применения в фирме.

Менеджер должен обладать: высочайшим профессионализмом; сочетанием в себе администратора и лидера; умение учитывать интересы всех сторон, участвующих в бизнесе; широким интеллектуальным кругозором; высокой нравственностью; умением изучать свое окружение и дело, которым он руководит; умением убеждать подчиненных в нужности дела; умением ценить таланты сотрудников и избавляться от балласта; гибкостью, устойчивостью в мыслях и действиях. Требования к менеджеру: честность; этичность; уважение к личности; способность к коллективной работе; приверженность к исследованиям; новаторство; качество работы; приспособляемость; чувство гражданства; эффективность труда.

 

Этика делового общения

Этика – это учение о нормах поведения, система норм для определенных общественных групп, профессии и т.п. Менеджеру в процессе управления приходится не только соблюдать общечеловеческий этический кодекс, но и следовать этикету делового человека, к/ый включает нормы обращения, приветствия, знакомства; деловые отношения, культуру делового протокола; внешний облик, манеры поведения и т.д. В деловых отношениях нужно соблюдать субординацию, означающую, что каждый ведет себя в соответствии с занимаемой должностью и служебным положением. Нужно соблюдать принцип эмоциональной нейтральности к подчиненным. Менеджер обязан относиться ко всем сотрудникам ровно, выдержанно, вне зависимости от личных симпатий и антипатий. В любой ситуации необходимо опираться на правила корректного поведения людей. Менеджеру следует помнить, что излишняя доступность не способствует созданию деловой обстановки. Нужно максимально ограничить число лиц, имеющих право входить в кабинет менеджера без уведомления. Основную роль в планировании служебных контактов нужно отдать секретарю. Приглашая на беседу, необходимо предупредить о времени, длительности, теме беседы. Для успешной беседы нужно высказываться кратко, опираясь только на фактические данные, избегать назидательства, искать пути урегулирования проблемы, осторожно использовать слово «Я». Служебные совещания должны планироваться, а на совещания выносятся только те вопросы, к/ые не м.б. решены в рабочем порядке. Менеджер должен уметь слушать, не перебивая, не прерывая, не отвлекаясь на другие дела. Умение общаться с деловым партнером – один из определяющих факторов в процессе ведения переговоров. Менеджер должен знать и учитывать национальные особенности, обычаи страны. Если ведется деловая переписка, то она должна вестись на бланках фирмы или орг-ции. Внешний вид бланка служит своеобразной визиткой. Деловое письмо д.б. кратки и понятным, грамотным и вежливым. Также важно уметь правильно вести телефонные разговоры. Разговор д.б. коротким, вежливым, касаться существа дела. Грамотность, логичность, эмоциональная окраска речи явл-ся обязательным условием любого делового контакта.

 

Сущность лидерства

Лидерство – способность выдвигать цели для организации и эффективно использовать все имеющиеся источники власти. Лидер – это глава, тот, кто идет впереди. Лидерство основывается на личных способностях оказывать влияние. Формальное и неформальное лидерство. Формальное – процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности. Неформальное – процесс влияния через способ, умения или какие-либо ресурсы, необходимые людям. Лидером становятся, а не рождаются. Лидерство — это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей. Современный лидер обязательно стратег. Лидерство связано с той частью управления организацией, которое происходит в области управления персоналом, формирования воли менеджеров, стратегии, реализации намеченного и сохранения достигнутого.

Различают следующие виды лидерства: - Лидерство на основе власти, силы (должности). Присутствуют: отношения неравенства, давление на подчиненных, ориентация на достижение целей лидерства. Преобладание принудительной власти над властью авторитета. Проблема наличия последователей; - Поведенческая концепция лидерства. Лидерское поведение — это действия по координации работы группы (распределение обязанностей, мотивация, критика); - Лидерство на основе техники групповой работы. Лидером признается тот, у кого есть программа для всей группы, кто знает как и достичь результата при минимальных затратах ресурсов. Наиболее эффективно действующий член группы становится лидером; - Лидерство как влияние. Лидер — тот, кто оказывает наиболее важное влияние на других. Это лидерство благодаря межличностному влиянию или коммуникациям; - Лидерство через убеждение. Лидерство за счет влияния на людей убеждением; - Лидерство как достижение согласия. Лидер достигает повиновения, уважения и лояльности сотрудников путем достижения между ними согласия; максимальное сотрудничество при минимальных противоречиях; - Лидерство как центр всей деятельности группы. Лидер всегда является ядром группы. Неформальное лидерство не признается.

Основные качества лидера: владение интеллектом и знаниями; впечатляющая внешность; честность; обладание здравым смыслом (лидер не должен быть догматиком); инициативность в высшей степени; высокая степень уверенности в себе; высокая работоспособность.

Качества лидера должны соответствовать следующим характеристикам: должны сочетаться с характером деятельности; должны сочетаться с конкретными задачами, которые реализуют подчиненные должны сочетаться со средой, внешними условиями, в которых работает руководитель; должны сочетаться с внутренней средой организации, с персоналом.

Стиль лидера — манера поведения руководителя к подчиненным. Различают несколько манер: 1) Автократический стиль (личной власти). Основан на принуждении, угрозе, страхе, жесткой регламентации правил поведения сотрудников, персонала. Основан на том, что человек ленивый, его надо погонять (концепция Х). 2) Демократический стиль. Опирается на концепцию У, т.е. человек — существо сознательное, любит работать. Характерна децентрализация полномочий, активное участие всех в принятии управленческих решений, широкая свобода действий при выполнении заданий, открытость и доверие. 3) Либеральный стиль (попустительский). Максимальная свобода исполнителей, их самоконтроль, минимальное участие руководителя в деятельности исполнителя.

Различают еще также следующие виды стилей: эксплуататорско-авторитарный стиль (направлен на работу); благосклонно-автократический; консультационно-демократический (полное доверие к подчиненным) и др.

 

Власть и влияние

Влияние — это поведение одного лица, которое вносит изменения в поведение другого. Влиять на других людей можно через просьбу, пожелание, угрозу, шантаж, приказ, мнение, идею и т.д. Возможность влиять появляется в том случае, если одно лицо находится в определенной зависимости от другого. Эти отношения зависимости определяются как властные отношения. Руководитель имеет возможность влиять на других потому, что он наделен властью. Но руководитель должен быть способным оказывать влияние на своих подчиненных, эффективно ими управлять в целях выполнения ими поставленных задач. Реализация такой способности есть лидерство. Лидер эффективно осуществляет формальное и неформальное руководство. Итак, определим еще одно понятие. Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности, группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Власть, которой пользуются руководители внутри организации, имеет разные формы. Известна следующая классификация форм власти, по Френчу и Рэйвену:

1. Власть, основанная на принуждении. Это влияние через страх. Данная форма власти приводит к определенному результату, но она не способствует раскрытию потенциала работников.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Подчиненный верит, что руководитель имеет возможность удовлетворить его потребности

3. Экспертная власть. Подчиненный верит в руководителя и ценность его знаний. Он убежден, что специальные знания руководителя позволят удовлетворить его потребности.

4. Эталонная власть. Подчиненный выполняет распоряжения руководителя, потому что хочет ему подражать

5. Законная власть (традиционная). . В данном случае человек реагирует на должность, то есть выполняет рекомендации начальника, потому что так принято, сложилось исторически.

Власть определяется как возможность влиять на поведение других людей.

С понятием «власть» связано понятие «властные полномочия». Это объем прав, которыми располагает руководитель при принятии решений по финансовым, кадровым, материально-техническим вопросам без согласования с высшим руководством.

Организация «пронизана» отношениями власти. Без власти нет организации и нет порядка.

Власть определяется не уровнем формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. В этой связи, руководитель обладает властью над своими подчиненными, так как они зависимы от него в вопросах заработной платы, удовлетворения социальных потребностей, предоставления работы и т.п. По существу власть держится на потребностях исполнителя или его ожиданиях в отношении удовлетворения потребностей, если подчиненный выполнит указания (поручения) руководителя.

Власть начальника над подчиненными — это только одна сторона власти — видимая сторона. Но есть и другая — власть подчиненных над начальником. Ведь руководитель зависит от подчиненных в вопросах получения необходимой качественной информации для принятия решений, ответственности за результаты работы, которую выполняют подчиненные, способности подчиненных выполнять работу, неформальных контактов.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 179.