Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Мотивация – это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации. При переходе к рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором работников является желание иметь гарантированную З/П. Основные задачи мотивации: формирование у сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда; обучение персонала и руководителей психологическим основам общения; формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации. Методы: 1. Метод наказания и поощрения (кнута и пряника). Он использовался для достижения желаемых результатов довольно долго. Постепенно он трансформировался в систему административных и экономических санкций и стимулов. 2. С повышением роли человеческого фактора появились психологические методы мотивации. В их основе лежит утверждение, что основным модифицирующим фактором являются не только материальные стимулы, но и нематериальные мотивы (самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой и гордость своей фирмы). Такие методы мотивации базируются на изучении потребности человека, т.е. осознанного ощущения недостатка в чем либо. Изучение потребности человека привело к появлению двух теорий мотивации: содержательной и процессуальной.
Так называемая содержательная теория мотивации, уделяет основное внимание тому, как различные группы потребностей оказывают влияние на поведение человека. Широко признанными теориями являются следующие:
ТЕОРИЯ ПОРТРЕБНОСТЕЙ МАСЛОУ.
Маслоу считал, что потребности нижних уровней требуют удовлетворение и следовательно влияют на мотивацию поведения человека прежде чем начнут оказывать влияние потребностей более высоких уровней.
Самовыражение–
Престиж
Социальные потребности
- Безопасность
Физиологические потребности
В течение жизни человека происходит миграция потребностей. Данная теория говорит о граничных потребностях.
ТЕОРИЯ МАККЛЕЛЛАНГА
Эта теория делает упор на потребности высших уровней. МакКлелланг считал, что людяи присущи следующие потребности:
- Власть –желание воздействовать на других людей , чтобы достич поставленной цели.
- Успех – удовлетворенность от успешного завершения работы.
- Причастность –дружественное отношение к окружающим.
Что касается 3 групп высших потребностей, то теория говорит, что нельзя допускать до власти авантюристов и диктаторов. Работа должна в конечном результате приносить успех, а причастность означает принадлежность к какому-то значимому делу. Важно развивать у работника гордость за организацию.
ТЕОРИЯ ДВУХФАКТОРНАЯ ГЕРЦБЕРГА.
Он пришел к выводу, что факторы действующие в процессе работы влияют на удовлетворение потребностей , эти факторы он подразделил на:
- Гигиенические – связаны с окружающей средой: з/плата, условия труда, политика фирмы.
- мотивирующие – это психологический рост, ответственность, признание, успех.
Гигиенические факторы действуют на поведение человека тогда, когда они отсутствуют или присутствуют в недостаточной степени. Это: условия работы, температура в помещении, политика фирмы, заработок, межличностные отношения (если эти факторы не отклоняются от нормы, то они не влияют на человека). Они начинают ощущаться, когда они недостаточны или в избытке. Мотивы - это то, что толкает человека лучше работать. Сюда входят: успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности, возможность творческого и делового роста.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 183.