Понятие и классификация решений. Принятие управленческих решений в организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие и классификация решений. Принятие управленческих решений в организации

Решение - это выбор альтернативы. Решения являются универсальной формой поведения как отдельной личности, так и социальных групп. Но при этом, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни. Отличительные особенности принятия решений в орг-ции: цели – решение проблемы в орг ции; последствия; разделение труда; профессионализм.

Управленческие решения – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должности. Управленческие решения бывают: детерминированные и недетерминированные. Детерминированные – это решения, которые принимают в условиях определенности, когда руководитель представляет результаты каждого из альтернативных вариантов решений. Недетерминированные – это решения, принимаемые в условиях риска или неопределенности. Решения, принимаемые в условиях неопределенности – это решения, по которым из-за недостатка информации невозможно оценить вероятность его возможных результатов.

Этапы принятие решения: диагноз проблемы - формулировка критерий и ограничений - разработка альтернатив - выбор альтернативы. После принятие решения идет его реализация и оценка полученных результатов.

Классификация управленческих решений: 1) степень повторяемости проблемы (традиционные, нетипичные), 2) значимость цели (стратегич-е, тактические), 3) сфера воздействия (глобальные, локальные), 4)длительность реализации (долгосрочные, краткосрочные), 5) прогнозируемые последствия решения (корректируемые, некоррек-мые), 6) характер использ-ной информации (детерминированные, вероятностные), 7) метод разработки решений (формализованные, неформ-ные), 8) кол-во критериев выбора (однокритериальные, многокритериальные), 9) форма принятия (единоличные, коллегиальные), 10) способ фиксации решения (документированные, недокументированные).

 

Методы разработки решения

Разработка и оптимизация решения конкретной проблемы методами моделирования – довольно сложная процедура, к/ая м.б. представлена последовательностью основных этапов: - постановка задачи; - определение критерия эффективности анализируемой операции; - колич-ное измерение факторов, влияющих на исследуемую операцию; - построение матем-кой модели изучаемого объекта (операции); - колич-ное решение модели и нахождение оптимального решения; - проверка адекватности модели и найденного решения анализируемой ситуации; - корректировка и обновление модели. Типы моделей: модели теории игр, модели теории очередей, модели управления запасами, модели линейного программирования. А также методы экспертных оценок – их сущность заключается в получении ответов специалистов на поставленные перед ними вопросы. Среди методов экспертных оценок распространены методы группового опроса: метод «мозговой» атаки, метод комиссий, различные модификации метода «Дельфи». Области применения методов принятия решений зависят в основном от характера решаемых проблем и условий принятия решений. Процесс принятие решения – циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в выборе из них наилучшей и ее реализации.

 

Имидж менеджера

Имидж – это правильный выбор модели поведения. Выбор модели социального поведения личности м.б. различен, но необходимо учитывать следующее: - соответствие поведения личности законодательству и правовым нормам; - конкретную ситуацию, в к/ой личность действует; - цели личности; - нравственные критерии (честность, справедливость, самокритическая оценка собственных возможностей, модели поведения); - психологические харак-ки.

Функции руководства: выработка общего плана действий всей организации; координация всех подразделений управления; воздействие на нижестоящие звенья и их руководителей; подбор кадров на различные участки управления. Функции руководства реализует руководитель. В составе руководителей выделяют два типа: линейные и функциональные. Линейные руководители возглавляют линейные подразделения и всю систему управления, принимают решения по всему кругу проблем. Функциональные руководители возглавляют функциональные подразделения. Руководитель – ключевое звено в кадровой системе. По занимаемому в управленческой иерархии уровню руководители составляют три звена: первичное, среднее и высшее. Руководители разного уровня могут быть и собственниками: полными (хозяевами) или частичными (акционерами). Влияние, которое имеет руководитель принято называть авторитетом. Авторитет бывает формальным, определенный должностью, и реальный, который определен отношениями между руководителем и подчиненным. Главной и определяющей должна быть формальная власть руководителя – власть должности, а неформальная может дополнять реальный авторитет (усиливать или ослаблять).

Имидж, как я уже говорил(а), это правильный выбор модели поведения. Человек стремится осваивать те модели поведения, которые ему приносят успех. Для менеджера важны такие аспекты имиджа: имидж продукции; имидж самой организации; имидж руководителя, менеджера, работника. Специалисты по имиджированию выделяют три составляющие имиджа руководителя: 1. личное обаяние; 2. нравственные характеристики – коммуникабельность, способность к сопереживанию, способность понять другого, красноречивость; 3. технику самопрезентации (уметь подать с наилучшей стороны свои знания, опыт).

 

Этика делового общения

Этика – это учение о нормах поведения, система норм для определенных общественных групп, профессии и т.п. Менеджеру в процессе управления приходится не только соблюдать общечеловеческий этический кодекс, но и следовать этикету делового человека, к/ый включает нормы обращения, приветствия, знакомства; деловые отношения, культуру делового протокола; внешний облик, манеры поведения и т.д. В деловых отношениях нужно соблюдать субординацию, означающую, что каждый ведет себя в соответствии с занимаемой должностью и служебным положением. Нужно соблюдать принцип эмоциональной нейтральности к подчиненным. Менеджер обязан относиться ко всем сотрудникам ровно, выдержанно, вне зависимости от личных симпатий и антипатий. В любой ситуации необходимо опираться на правила корректного поведения людей. Менеджеру следует помнить, что излишняя доступность не способствует созданию деловой обстановки. Нужно максимально ограничить число лиц, имеющих право входить в кабинет менеджера без уведомления. Основную роль в планировании служебных контактов нужно отдать секретарю. Приглашая на беседу, необходимо предупредить о времени, длительности, теме беседы. Для успешной беседы нужно высказываться кратко, опираясь только на фактические данные, избегать назидательства, искать пути урегулирования проблемы, осторожно использовать слово «Я». Служебные совещания должны планироваться, а на совещания выносятся только те вопросы, к/ые не м.б. решены в рабочем порядке. Менеджер должен уметь слушать, не перебивая, не прерывая, не отвлекаясь на другие дела. Умение общаться с деловым партнером – один из определяющих факторов в процессе ведения переговоров. Менеджер должен знать и учитывать национальные особенности, обычаи страны. Если ведется деловая переписка, то она должна вестись на бланках фирмы или орг-ции. Внешний вид бланка служит своеобразной визиткой. Деловое письмо д.б. кратки и понятным, грамотным и вежливым. Также важно уметь правильно вести телефонные разговоры. Разговор д.б. коротким, вежливым, касаться существа дела. Грамотность, логичность, эмоциональная окраска речи явл-ся обязательным условием любого делового контакта.

 

Сущность лидерства

Лидерство – способность выдвигать цели для организации и эффективно использовать все имеющиеся источники власти. Лидер – это глава, тот, кто идет впереди. Лидерство основывается на личных способностях оказывать влияние. Формальное и неформальное лидерство. Формальное – процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности. Неформальное – процесс влияния через способ, умения или какие-либо ресурсы, необходимые людям. Лидером становятся, а не рождаются. Лидерство — это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей. Современный лидер обязательно стратег. Лидерство связано с той частью управления организацией, которое происходит в области управления персоналом, формирования воли менеджеров, стратегии, реализации намеченного и сохранения достигнутого.

Различают следующие виды лидерства: - Лидерство на основе власти, силы (должности). Присутствуют: отношения неравенства, давление на подчиненных, ориентация на достижение целей лидерства. Преобладание принудительной власти над властью авторитета. Проблема наличия последователей; - Поведенческая концепция лидерства. Лидерское поведение — это действия по координации работы группы (распределение обязанностей, мотивация, критика); - Лидерство на основе техники групповой работы. Лидером признается тот, у кого есть программа для всей группы, кто знает как и достичь результата при минимальных затратах ресурсов. Наиболее эффективно действующий член группы становится лидером; - Лидерство как влияние. Лидер — тот, кто оказывает наиболее важное влияние на других. Это лидерство благодаря межличностному влиянию или коммуникациям; - Лидерство через убеждение. Лидерство за счет влияния на людей убеждением; - Лидерство как достижение согласия. Лидер достигает повиновения, уважения и лояльности сотрудников путем достижения между ними согласия; максимальное сотрудничество при минимальных противоречиях; - Лидерство как центр всей деятельности группы. Лидер всегда является ядром группы. Неформальное лидерство не признается.

Основные качества лидера: владение интеллектом и знаниями; впечатляющая внешность; честность; обладание здравым смыслом (лидер не должен быть догматиком); инициативность в высшей степени; высокая степень уверенности в себе; высокая работоспособность.

Качества лидера должны соответствовать следующим характеристикам: должны сочетаться с характером деятельности; должны сочетаться с конкретными задачами, которые реализуют подчиненные должны сочетаться со средой, внешними условиями, в которых работает руководитель; должны сочетаться с внутренней средой организации, с персоналом.

Стиль лидера — манера поведения руководителя к подчиненным. Различают несколько манер: 1) Автократический стиль (личной власти). Основан на принуждении, угрозе, страхе, жесткой регламентации правил поведения сотрудников, персонала. Основан на том, что человек ленивый, его надо погонять (концепция Х). 2) Демократический стиль. Опирается на концепцию У, т.е. человек — существо сознательное, любит работать. Характерна децентрализация полномочий, активное участие всех в принятии управленческих решений, широкая свобода действий при выполнении заданий, открытость и доверие. 3) Либеральный стиль (попустительский). Максимальная свобода исполнителей, их самоконтроль, минимальное участие руководителя в деятельности исполнителя.

Различают еще также следующие виды стилей: эксплуататорско-авторитарный стиль (направлен на работу); благосклонно-автократический; консультационно-демократический (полное доверие к подчиненным) и др.

 

Власть и влияние

Влияние — это поведение одного лица, которое вносит изменения в поведение другого. Влиять на других людей можно через просьбу, пожелание, угрозу, шантаж, приказ, мнение, идею и т.д. Возможность влиять появляется в том случае, если одно лицо находится в определенной зависимости от другого. Эти отношения зависимости определяются как властные отношения. Руководитель имеет возможность влиять на других потому, что он наделен властью. Но руководитель должен быть способным оказывать влияние на своих подчиненных, эффективно ими управлять в целях выполнения ими поставленных задач. Реализация такой способности есть лидерство. Лидер эффективно осуществляет формальное и неформальное руководство. Итак, определим еще одно понятие. Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности, группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Власть, которой пользуются руководители внутри организации, имеет разные формы. Известна следующая классификация форм власти, по Френчу и Рэйвену:

1. Власть, основанная на принуждении. Это влияние через страх. Данная форма власти приводит к определенному результату, но она не способствует раскрытию потенциала работников.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Подчиненный верит, что руководитель имеет возможность удовлетворить его потребности

3. Экспертная власть. Подчиненный верит в руководителя и ценность его знаний. Он убежден, что специальные знания руководителя позволят удовлетворить его потребности.

4. Эталонная власть. Подчиненный выполняет распоряжения руководителя, потому что хочет ему подражать

5. Законная власть (традиционная). . В данном случае человек реагирует на должность, то есть выполняет рекомендации начальника, потому что так принято, сложилось исторически.

Власть определяется как возможность влиять на поведение других людей.

С понятием «власть» связано понятие «властные полномочия». Это объем прав, которыми располагает руководитель при принятии решений по финансовым, кадровым, материально-техническим вопросам без согласования с высшим руководством.

Организация «пронизана» отношениями власти. Без власти нет организации и нет порядка.

Власть определяется не уровнем формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. В этой связи, руководитель обладает властью над своими подчиненными, так как они зависимы от него в вопросах заработной платы, удовлетворения социальных потребностей, предоставления работы и т.п. По существу власть держится на потребностях исполнителя или его ожиданиях в отношении удовлетворения потребностей, если подчиненный выполнит указания (поручения) руководителя.

Власть начальника над подчиненными — это только одна сторона власти — видимая сторона. Но есть и другая — власть подчиненных над начальником. Ведь руководитель зависит от подчиненных в вопросах получения необходимой качественной информации для принятия решений, ответственности за результаты работы, которую выполняют подчиненные, способности подчиненных выполнять работу, неформальных контактов.

 

Понятие и классификация решений. Принятие управленческих решений в организации

Решение - это выбор альтернативы. Решения являются универсальной формой поведения как отдельной личности, так и социальных групп. Но при этом, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни. Отличительные особенности принятия решений в орг-ции: цели – решение проблемы в орг ции; последствия; разделение труда; профессионализм.

Управленческие решения – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должности. Управленческие решения бывают: детерминированные и недетерминированные. Детерминированные – это решения, которые принимают в условиях определенности, когда руководитель представляет результаты каждого из альтернативных вариантов решений. Недетерминированные – это решения, принимаемые в условиях риска или неопределенности. Решения, принимаемые в условиях неопределенности – это решения, по которым из-за недостатка информации невозможно оценить вероятность его возможных результатов.

Этапы принятие решения: диагноз проблемы - формулировка критерий и ограничений - разработка альтернатив - выбор альтернативы. После принятие решения идет его реализация и оценка полученных результатов.

Классификация управленческих решений: 1) степень повторяемости проблемы (традиционные, нетипичные), 2) значимость цели (стратегич-е, тактические), 3) сфера воздействия (глобальные, локальные), 4)длительность реализации (долгосрочные, краткосрочные), 5) прогнозируемые последствия решения (корректируемые, некоррек-мые), 6) характер использ-ной информации (детерминированные, вероятностные), 7) метод разработки решений (формализованные, неформ-ные), 8) кол-во критериев выбора (однокритериальные, многокритериальные), 9) форма принятия (единоличные, коллегиальные), 10) способ фиксации решения (документированные, недокументированные).

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 185.