Маркетинг в банке представляет собой такую систему управления и организации работы банка, которая всемерно учитывает происходящие на рынке процессы. В условиях создания рыночной экономики, когда деятельность банка становится многосторонней, необходимо учитывать спрос на различные банковские услуги. Это не только услуги традиционные по кредитованию, безналичным расчетам, выдаче наличных денег банковским клиентам, но и такие, как факторинговые, лизинговые, трастовые (доверительные), консультационные, информационные и ряд других, которыми начинают широко пользоваться клиенты банка. Для разносторонней банковской деятельности необходимы различные приемы банковского маркетинга.
В российской практике в первый период становления банковской системы использовались разные приемы привлечения клиентуры и развития услуг, но наиболее широко применялся так называемый активный маркетинг. Он проявлялся в широкой рекламе, использовании средств связи и коммуникаций для популяризации банковской деятельности, проведении конференций, социологический опросов населения и т. п. На сегодняшний день все больше на первый план выходят публикация в прессе банковских балансов, обзоров финансового положения банка, разъяснения выгод от услуг банка.
В банковском маркетинге такуже испотльзуется сегментация рынка, означающая его арзделение на соответствующие услуги. В основу сегментации может быть положен и признак клиента: юридическое или физическое лицо, банки-корреспонденты, корпорации, государство. При сегментации также учитываются физические, географические, демографические (социальный, профессиональный) критерии.
Надо отметить, что до недавнего времени слово Маркетинг было чуждым для нас, а поэтому во многих банках, да и в других российских юридических лицах, эта сфера представлена лишь одним звеном маркетинга – рекламой, прочие же, к сожалению, либо развиты слабо, либо же возложены на другие, немеркетинговые отделы. Поэтому целесообразно остановить внимание на банковской рекламе.
Специалисты полагают, что реклама остается непременным условием успеха банка, однако подход к ней должен измениться. Здесь можно отметить следующие моменты: прослеживается четкая зависимость между категорией зависимости банков и степенью их вовлеченности в рекламный процесс, но в то же время обнаружилось, что из двух видоврекламы, имеющих место в российской банковской практике (прямая директивная и непрямая имджевая) прямой рекламе уже меньше доверяют, она стала менее эффективной. Растет популярность косвенной рекламы - различного рода публичных мероприятий, спонсируемых банком. Рекламный эффект в этом случае оказывается очень большим, а затраченные средства – меньше, чем при прямой рекламе. Самой лучшей стратегией в отношении рекламы считается политика информационного присутствия СМИ, т.к. толковая статья о банке – самая лучшая реклама.
В то же время многие банки активно практикуют контакты с маркетинговыми фирмами с целью определения портрета целевых групп, т.к. дифференциация клиентов очень велика.
Реклама как инструмент маркетинга, который продвигает банковские продукты и банковский имидж, в последнее время выходит на первый план.
Методы конкурентной борьбы (КБ).
“Конкуренция – это жизнь торговли и смерть торговцев” (Э.Хаббард).
Конкуренция (К) – это жесткое соперничество людей прежде всего в экономической, а также и в других сферах жизни общества. С позиции экономики, К- это борьба продавцов(производителей) за лучшее удовлетворение требований потребителей, а также соперничество покупателей за приобретение максимально полезных им товаров на наиболее выгодных условиях. К, с одной стороны, является залогом непрерывного прогресса общества, препятствует застою в экономике, с другой – неотъемлемыми спутниками К являются конфликтность, нестабильность, банкротства, увольнения работников. У нас в стране о К заговорили в последнее время в с рыночными реформами. Поэтому очевидно, что опыта ведения конкурентной борьбы у наших производителей не хватает.
КБ ведется двумя основными методами:
1. ценовая К,
2. неценовая К.
1. В первом случае борьба с конкурентами ведется посредством снижения цены на свой. Ценовая К (ЦК) применяется на рынках с приоритетом продавца (превышения спроса над предложением и более интенсивной конкуренции покупателей), в условиях с преобладанием чистой конкуренции (когда существует множество производителей одинаковой продукции), в условиях относительно медленного изменения спроса, недостаточной мобильности капиталов. Ценовой метод КБ малоэффективен, т.к. конкуренты практически сразу могут предпринять аналогичные ответные шаги. Кроме того, манипулирование ценой исключает возможность какой-либо финансовой стабильности, осложняет планирование и управление предприятием. В современных условиях ценовой метод продолжает применяться, особенно при внедрении на новые рынки (например, японцы при проникновении на новые рынки практикуют снижение цен на 10%). Однако снижение цен предполагает точный и основательный анализ будущих прибылей и уровня рентабельности (необходимо точно просчитать, приведет ли понижение цены к росту доходов).
2. В современных условиях развитого рынка предпочтение отдается методу неценовой К – выделению своего товара из ряда товаров-конкурентов, приданию ему уникальных для покупателя свойств. Для этого конкуренты прибегают к выпуску новых товаров, их усовершенствованию, повышению их качества, рекламе, предоставлению все более разнообразного круга дополнительных услуг и гарантий послепродажного обслуживания. При неценовой К обеспечивается относительная финансовая стабильность, что позволяет эффективно управлять предприятием. Неценовой метод К является более эффективным, т.к. конкуренты не могут столь же молниеносно, как при ценовом, предпринять ответные шаги. Поэтому неценовую К называют еще эффективной К. Неценовой метод К требует больших усилий и финансовых затрат по сравнению с ценовой К, но с лихвой окупающихся в случае успеха. В зависимости от целей и возможностей фирмы она может выбрать один из нескольких вариантов конкурентного поведения:
1. создание новых продуктов, технологий, методов сбыта, сервиса и рекламы;
2. копирование в минимальные сроки и с минимальными затратами результатов тех, кто создает что-то новое;
3. сохранение достигнутых позиций в течение максимально возможного периода времени путем повышения качества, видоизменения ассортимента и т.п. мер.
Имидж банка.
По сравнению с имиджем фирмы, описанным в вопросе 68, имидж банка имеет несколько новых черт:
– особенно важна репутация в глазах вкладчиков, т.к. от их настроений зависит не только прибыльная работа, но и само существование банка,
– недопустимы задержки платежей клиентов с целью дополнительной "прокрутки" их средств,
– ввиду большого количества (св. 2000) банков в России следует особое внимание уделять рекламе – так, чтобы избежать использования в ней избитых клише и надоевших образов, под разным соусом кочующих из ролика в ролик, из статьи в статью.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 210.