Внутригосударственные источники финансирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Введение……………………………………………………………………………………………….3

1. Внутригосударственные источники финансирования…………………………………………...4

1.1 Коллективные инвестиции……………………………....………………………………..4

1.1.1 Акционерные инвестиционные фонды………………….……………..………..……..6

1.1.2 Паевые инвестиционные фонды……………………….……………………………….8

1.1.3 Инвестиционные банки…………………………………………………..……..…......11

1.1.4 Инвестиционные фонды……………………..……………………...…………………12

1.2 Внутренние источники инвестиций предприятий…………....…………………..……15

1.2.1 Прибыль как источник инвестиций…………………...………..….…………...…….17

1.2.2 Амортизационные отчисления………………………...…….….…………………….18

1.3 Государственные источники финансирования………………………....……………...18

1.3.1 Бюджетные источники………………………………...……….……………………...18

1.3.2 Банковский кредит……………………………………………….………………….…19

2. Внешние источники финансирования……………………………………….….………......…...22

2.1 Инвестиционный климат Беларуси……………………………….…….………..……..24

2.2 Иностранные инвестиции в Беларуси………………………….……….………..……..28

2.3 Регулирование иностранных инвестиций…………...……….……….………..………31

3. Пути и меры по привлечению инвестиций………………………….…….…………..…………35

3.1 Отток капитала……………………………………….………….…….………...………35

3.2 Препятствия для инвестиций и их преодоление………..……..……………...…….…36

3.3 Взаимодействие банков и предприятий…………...….……………………...………..44

Заключение………………………………………………………….……………………..…………47

Литература…………………………………………………………………………………...……….50

ВВЕДЕНИЕ.

Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли и достижения иного значимого результата.

Под инвестиционной деятельностью понимаются действия юридического лица или физического лица, или государства (административно-территориальной единицы государства) по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли достижения иного значимого результата.

Инвестор имеет права, несет обязанности и риски, связанные с вложением инвестиций.

Инвесторы в целях определения особенностей регулирования их деятельности рассматриваются как национальные либо иностранные инвесторы.

Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:

- иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;

- международные организации;

- иностранные юридические лица;

- иностранные граждане;

- физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

Источниками инвестиций могут считаться как государственные вложения в предприятия, так и частные вложения граждан РБ и иностранных инвесторов. В соответствии с Инвестиционным Кодексом РБ предприятия имею право также привлекать инвестиции, создавать инвестиционные банки и фонды.

 

 

Внутригосударственные источники финансирования.

Коллективные инвестиции

Развитие промышленности и сельского хозяйства Беларуси напрямую зависит от способности привлечь финансовые ресурсы на эти цели. Неэффективность государственного бюджетного финансирования экономики красноречиво доказана опытом предшествующих лет: деньги идут не туда, где они дают наибольший эффект, а туда, где сильнее лоббисты и податливее чиновники министерств.

Следовательно, возрождение отечественной экономики во многом зависит от способности создать условия, когда миллиарды рублей, принадлежащие гражданам, будут легко переходить с помощью финансовых посредников из разряда сбережений в разряд долгосрочных инвестиций и туда, где будут давать наибольшую прибыль. В мире известны три типа финансовых посредников:

 - депозитный — коммерческие банки, сберегательно-кредитные ассоциации, взаимные сберегательные банки, кредитные потребительские кооперативы (кредитные союзы):

- контрактно-сберегательный — компании по страхованию жизни и имущества, пенсионные фонды;

- инвестиционный — взаимные фонды, паевые инвестиционные фонды, траст фонды, инвестиционные компании закрытого типа.

Чем коллективное инвестирование отличается, скажем, от вклада в банк, который тоже объединяет деньги вкладчиков и может приобретать ценные бумаги? Отличие заключается в том, что владелец банковского вклада вправе требовать его обратно с процентами независимо от того, насколько успешно банк инвестировал деньги вкладчиков (если, конечно, банк не разорится). Именно банк берет на себя риск того, что его инвестиции могут не принести необходимого для выплаты процентов дохода. А при коллективном инвестировании этот риск ложится на самих инвесторов. Но и прибыль при благоприятном развитии событий получат они, им не надо делиться ею с акционерами банка.

Потребность в коллективном инвестировании возникает потому, что традиционные финансовые инструменты оказываются недоступны мелким инвесторам из-за высокой цены, сложностей работы с ними или нежелания эмитентов и посредников возиться с небольшими сделками. Инфраструктура рынка многих долговых обязательств государства устроена так, что участникам этого рынка неудобно работать со средствами мелких инвесторов, а часть государственных ценных бумаг просто не предназначена для инвестирования со стороны населения.

Актуальность коллективного инвестирования связана также с тем, что для снижения риска инвестиционный портфель следует разнообразить. Но много ли ценных бумаг в него поместится, если он невелик? Один, два, да и десять человек не в состоянии купить даже минимальный лот на инвестиционном конкурсе или у крупной брокерской компании. Собранные вместе средства тысяч мелких инвесторов — уже сила, способная выступать в качестве покупателя или продавца.

Кроме того, доходы инвесторов во многом зависят от грамотного управления капиталом. А для управления объединенным капиталом можно нанять квалифицированных специалистов.

Успехи самих коллективных инвесторов в консолидации средств мелких собственников, профессиональном управления активами и диверсификации риска существенно зависят от зрелости финансового рынка, развитости его инфраструктуры.

Особенно актуальным считается развитие коллективных инвесторов как финансовых посредников между населением и предприятиями, способных не только привлечь инвестиции в частный сектор, прежде всего в приватизированные предприятия, передать их "эффективным собственникам", но и создать надежные финансовые инструменты инвестирования средств населения, предотвратить социальные взрывы и конфликты, связанные с операциями на рынке ценных бумаг.

К коллективным инвесторам, требующим всемерной поддержки государства, в Беларуси отнесли акционерные инвестиционные фонды, паевые инвестиционные фонды, кредитные потребительские кооперативы (кредитные союзы), негосударственные пенсионные фонды и инвестиционные банки.

Все они (за исключением инвестиционных банков) в той или иной мере уже есть в Беларуси, но пока не получили достаточного распространения и не завоевали доверия населения. Население остается весьма осторожным и консервативным после краха финансовых пирамид и банковского кризиса, убедившись, что государство слабо регулирует этот сектор и плохо защищает права инвесторов.

Кроме того, чрезвычайно важно в деятельности всех форм коллективного инвестирования реализовать унифицированные принципы. Речь идет об усилении государственного контроля за их деятельностью, отделении управления активами от их хранения, многостороннем перекрестном контроле, повышении требований к открытости информации, совершенствовании системы отчетности.

 

Инвестиционные банки.

Инвестиционные банки появились в США после кризиса 1929 года. Тогда американская комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) решила отделить инвестиционную деятельность банков от коммерческой, потому что крах банков во многом был вызван тем, что они направляли привлеченные средства в корпоративные ценные бумаги, которые считаются довольно рискованными вложениями. Комиссия запретила это делать коммерческим банкам, но разрешила инвестиционным, чтобы клиенты точно представляли себе, где будут зарабатывать или проигрывать свои капиталы.

И до сих пор в США передача средств инвестора в управление инвестиционному банку оформляется двусторонним соглашением, в котором четко прописаны направления вложения и постоянно повторяется, что инвестор понимает, кому он передал свои деньги и что банк будет с ними делать.

В европейских странах инвестиционную деятельность банков, связанную с ценными бумагами, не стали законодательно отделять от коммерческой. Банки там универсальные. Однако принципиальная разница круга клиентов, их запросов и соответственно наборов предоставляемых услуг вызывает у банков необходимость все же разделять эти виды деятельности, средства клиентов (коммерческих и инвестиционных) и специалистов, их обслуживающих. Инвестиционная деятельность банка порой становится настолько независимой, что ей впору иметь собственное лицо.

Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путем продажи акций приватизируемых предприятий и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на привлечение средств населения.

Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей финансирования капиталовложений, является финансово экономическая нестабильность. Инфляция обесценивает накопления предприятий и населения, что существенно снижает их инвестиционные возможности. Тем не менее, недостаточность внутреннего инвестиционного потенциала можно считать относительной.

 

 

Инвестиционные фонды

К числу основных поставщиков инвестиционного капитала относятся инвестиционные фонды. Это компании, продающие свои акции публике и инвестирующие выручку в самые различные ценные бумаги. Инвестиционные фонды как институциональные инвесторы являются одними из участников рынка ценных бумаг. Инвестиционные фонды являются необходимым элементом любой рыночной экономики. Основное их назначение - обеспечить коллективное инвестирование в ценные бумаги. Переводя сбережения в инвестиции, инвестиционные фонды играют ключевую роль в обеспечении предложения капитала, а значит, в развитии и расширении производства.

Начиная с конца 80-х годов практически все страны Восточной Европы приступили к масштабным экономическим реформам, одной из которых стала приватизация "общенародной" собственности. Достигнув определенных успехов в "малой" приватизации, ряд постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы столкнулся с необходимостью принятия нетрадиционных мер для ускорения темпов "большой" приватизации. Одним из предложений стали программы массовой приватизации для крупных госпредприятий, которые включали бы бесплатное распределение гражданам ваучеров, дающих право на приобретение акций госпредприятий. Население этих стран в массе своей мало знакомо с финансовым рынком, с ценными бумагами, поэтому признана необходимость учреждения профессиональных финансовых посредников в качестве компонента программы массовой приватизации - инвестиционных фондов. Для граждан, получивших различные эквиваленты инвестиций (ваучеры, чеки), инвестиционные фонды должны были сыграть в некотором смысле роль “зазывалы”: став привлекательными для людей, саккумулировать их средства у себя для дальнейшего вложения их в акции приватизируемых предприятий.  

Появление первых в Беларуси инвестиционных фондов связывается с реализацией программы приватизации государственной собственности. Создаваемые специализированные инвестиционные фонды призваны содействовать акционированию предприятий государственной и муниципальной собственности, созданию условий для обращения приватизационных чеков.

Наличие возможности инвестиционных фондов оказывать влияние на деятельность предприятий-эмитентов может привести к повышению эффективности их работы, обеспечению приемлемого уровня доходности и надежности инвестиций. Будучи заинтересованными в росте своих активов, а следовательно - и в экономическом росте предприятий, в чьи акции вложены средства фондов, фонды непосредственно будут заинтересованы и в развитии и расширении производства, освоении новых технологий. Смысл приватизации не в том, чтобы передать собственность из одних рук в другие, а создать эффективное управление этой собственностью. Тенденции же перемещения с помощью инвестиционных фондов средств в наиболее здоровые секторы экономики могут способствовать развитию и самих фондов.

Финансовый рынок состоит их трех взаимосвязанных и дополняющих друг друга, но отдельно функционирующих рынков :

1. Рынок находящихся в обращении наличных денег и выполняющих аналогичные функции краткосрочных платежных средств.

2. Рынок ссудного капитала, т.е. кратко- и долгосрочных банковских кредитов.

3. Рынок ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг отличается от других видов рынка, прежде всего специфическим характером своего товара. Ценная бумага - товар особого рода. Это одновременно и титул собственности и долговое обязательство, это право на получение дохода и обязательство этот доход выплачивать. Это товар, который, не имея собственной стоимости, может быть продан по высокой рыночной цене. Выпуская ценные бумаги, можно получить деньги на несколько десятилетий (облигации) или вообще в бессрочное пользование (акции).

Участников рынка ценных бумаг можно разделить на следующие основные группы :

1.Главные участники рынка ценных бумаг: государство, муниципалитеты, крупнейшие национальные и международные компании.

2. Институциональные инвесторы.

3. Индивидуальные инвесторы - различные частные лица.

4. Профессионалы рынка ценных бумаг - брокеры и дилеры.

В каждой стране круг участников рынка ценных бумаг, а также условия для этого участия определяются государством. При этом государственное законодательство отражает специфику экономического и финансового состояния страны.

Инвестиционный институты в широком смысле - это организации, занимающиеся размещением капитала, в узком - те, которые осуществляют долгосрочные вложения. Центральное место на рынке занимает инвестор - физическое или юридическое лицо, приобретающее ценные бумаги от своего имени и за свой счет. Индивидуальные инвесторы взаимодействуют с институциональными. Ими, как правило, являются портфельные инвесторы - т.е. институты, покупающие ценные бумаги, а не вкладывающие деньги в хозяйство. Принято различать следующие типы институциональных инвесторов.

Страховая компания формирует из страховых взносов инвестиционный портфель. За счет диверсификации (распределения вложений среди различных видов и типов ценных бумаг и различных компаний) компания амортизирует финансовые потери своих клиентов.

Взаимные фонды - инвестиционные компании открытого типа, обладающие портфелем ценных бумаг. Компании-инвесторы покупают доли в фондах, которые затем продаются и покупаются по рыночной цене.

Трастовые департаменты управляют активами своих клиентов по договоренности. Клиенты - индивидуальные инвесторы, компании и другие. Около четверти коммерческих банков США имеют траст-департаменты.  

Пенсионные фонды создаются для реализации пенсионных программ. Они аккумулируют также деньги для пенсий (например, государственным служащим). Частные фирмы создаются компаниями и предназначены для увеличения пенсий работникам этих компаний. Пенсионные фонды инвестируют временно свободные средства в ценные бумаги. В развитых странах негосударственные пенсионные фонды являются активными участниками финансового рынка. Они, как и другие коллективные инвесторы, аккумулируют средства индивидуальных вкладчиков для последующих портфельных инвестиций. Но их место и роль на рынке ценных бумаг отличаются от роли и места, скажем, инвестиционных фондов тем, что первые осуществляют более консервативные инвестиции, поскольку их основная задача — сохранение и увеличение пенсионных сбережений населения, и, следовательно, минимизация риска для вкладчиков и участников НПФ.

Как коллективные инвесторы НПФ влияют на развитие вторичного рынка ценных бумаг. К примеру, в США средства НПФ инвестированы в основном в ценные бумаги, в России ситуация аналогичная. По своей сути НПФ на финансовом рынке имеют дело с "длинными деньгами". В развитых странах их инвестиционный горизонт составляет несколько десятков лет. Других подобных инвесторов нет. Банки и финансовые корпорации планируют долгосрочные инвестиции на существенно более короткие сроки. Работа с "длинными деньгами" предполагает долгосрочный период накопления средств, консервативную политику инвестирования активов, необходимость защиты прав и интересов участников фонда (будущих пенсионеров) и обеспечения надежности вложений в НПФ. Без этого дискредитируется сама идея негосударственного пенсионного обеспечения.

К числу инвесторов, для которых операции с ценными бумагами являются основным видом деятельности на рынке ценных бумаг, можно отнести холдинговые компании, инвестиционные компании и инвестиционные фонды.

Холдинг  представляет собой головную копанию какой-либо финан-совой группы, которая владеет контрольным пакетом акций дочерних предприятий и специализируется на управлении сегментом рынка, состоящим из этих предприятий с их дочерними и внучатыми фирмами. Холдинг осуществляет инвестирование с целью упрочить в долгосрочной перспективе положение своей финансовой группы, отказываясь порой даже от значительной прибыли.

Инвестиционные компании и инвестиционные фонды, обслуживающие рынок ценных бумаг и извлекающие их этих сервисных функций прибыль, входят в число инвестиционных институтов в качестве основных участников рынка ценных бумаг. Им принадлежит существенная доля в общем количестве операций с ценными бумагами. Хотя инвестиционные компании и инвестиционные фонды обслуживают рынок акций и облигаций, это не означает совпадения их принципов деятельности.

Амортизационные отчисления

Растущая инфляция обесценила собственные средства предприятий, накопленные за счет амортизационных отчислений, и фактически девальвировала этот источник капиталовложений. Чтобы повысить устойчивость собственных накоплений предприятий правительство приняло решение о переоценке основных фондов для приведения их балансовой стоимости в соответствие с ценами и условиями воспроизводства. Рост стоимости основных фондов предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально темпам инфляции позволяет увеличить источники собственных средств для финансирования капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной активности могла бы стать антиинфляционная защита амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости основных средств.

Бюджетные источники

Резкое увеличение дефицита госбюджета не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Ожесточится контроль за целевым использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита будет внедряться система залога имущества в недвижимости, в частности земли. Законодательная база этому создана Законом о залоге. Государственные централизованные вложения предполагается направлять на реализацию ограниченного числа региональных программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем. На этапе вы хода из кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут:

 - выделение государственных инвестиций для стимулирования развития опорных сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение продовольственной и топливно-энергетической проблем;

- поддержание научно производственного потенциала;

- выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом с чрезмерно низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности приостановить его падение собственными силами.

 

Банковский кредит

 

Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций. Однако инфляция делает долгосрочный кредит невыгодным для банков. Доля его в общем объеме кредитования продолжает сокращаться и составила на 1 июля 1999 г. лишь 3,6% против 5,2% в начале года.

Министерство предпринимательства и инвестиций пытается облегчить субъектам малого предпринимательства доступ к кредитным ресурсам коммерческих банков.

В первую очередь речь идет о кредитах под инвестиционные проекты по организации новых и расширению действующих производств, выпуску конкурентоспособной и импортозамещающей продукции, созданию новых рабочих мест.

С этой целью в июле 1998 года Совмин принял постановление об оказании финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства. Минпредпринимательства получило разрешение за счет средств госбюджета частично компенсировать расходы предпринимателей по выплате процентов за пользование банковскими кредитами.

Сейчас величина частичной компенсации составляет не более 0,5 ставки рефинансирования Нацбанка РБ. Чтобы получить финансовую поддержку, предприниматель должен направить в Минпредпринимательства заявку-ходатайство об оказании финансовой поддержки, копию свидетельства о регистрации предприятия, копию кредитного договора, бизнес-план инвестиционного проекта, баланс предприятия на последнюю отчетную дату.

Экспертный совет по малому предпринимательству, который создан при министерстве предпринимательства, вынесет окончательное решение, получит ли предприниматель льготу. Прежде всего принимается во внимание социальная направленность проекта (вкупе с экономическими расчетами). К примеру, в 1998 году из 12 инвестпроектов было поддержано 8. Приоритетом пользуются экспортоориентированные, импортозамещающие и энергосберегающие инвестпроекты.

Частичная компенсация расходов по выплате процентов за пользование банковским кредитом осуществляется на договорной основе. В трехстороннем договоре между банком-кредитором, субъектом малого предпринимательства и министерством указываются предмет договора, обязанности сторон, их права, порядок разрешения споров, срок действия и т. д. Исполнение условий договора и параметров инвестиционного проекта контролирует Минпредпринимательства.

Банковские кредиты по льготным ставкам в первом полугодии 2002 года получили 19 субъектов малого предпринимательства. Среди них: могилевская фирма "Валери" - на строительство производственного корпуса и развитие швейного производства, благодаря чему будет создано 120 рабочих мест; минское предприятие "Адиполь" - на производство трубчатых электронагревателей для бытовых приборов (будет создано дополнительно 40 рабочих мест); ряд небольших предприятий, которые наладили производство в Беларуси макаронных изделий, а также другие проекты. Столь малая доля банковских кредитов в Беларуси объясняется просто. В нынешней ситуации из-за высокого риска (инфляция, дефицит оборотных средств, отсутствие залоговых возможностей и т. д.) банки слишком осторожно относятся к кредитованию малого бизнеса. По последним данным, лишь 53% всех банковских кредитов выданы под инвестпроекты.

Понятно, что долгосрочное кредитование инвестиционных проектов для банков приносит меньший доход, чем операции на финансовом рынке.

В нынешних условиях одним из путей увеличения инвестиций в основной капитал может быть лизинг. С одной стороны, он является одной из форм эффективной поддержки субъектов малого предпринимательства, которые работают в приоритетных направлениях, а с другой - инструментом обеспечения гарантий для инвестора.

Действительно, кредиты, выданные инвесторами под лизинговые сделки, являются для банков менее рисковыми, поскольку они обеспечены залогом высоколиквидного лизингового имущества, поручительством, гарантиями третьих лиц и страхованием рисков. При этом также необходимо учесть, что банки, хорошо зная финансовую организацию, специализирующуюся на лизинговых сделках, предоставляют ей кредит на более выгодных условиях в сравнении с отдельными мелкими заемщиками.

С учетом преимуществ лизинга как финансового инструмента и было разработано правительственное Постановление "О внесении изменений и дополнений в Постановление Совета министров Республики Беларусь от 24 июля 1998 г. N 1178". Оно принято 4 июня 1999 года. В нем закреплена возможность частичной компенсации субъектам малого предпринимательства расходов по выплате лизинговых платежей по договорам лизинга в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на покупку объекта лизинга. Механизм такой компенсации за счет госбюджета разработан. В нем оговорены величина частичной компенсации - не более 0,5 ставки рефинансирования Нацбанка РБ - и критерии выбора инвестиционных проектов. Они прежние: импортозамещение, экспорт, создание рабочих мест. Частичная компенсация лизингополучателю расходов по выплате банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга осуществляется на договорной основе. При этом договор является четырехсторонним: банк-кредитор - лизингодатель - лизингополучатель - министерство.

Поддерживая развитие лизинга, государство экономическими методами обеспечивает целевое использование инвестиций, которые направляются в производственную сферу.

 

 

Отток капитала

 

За последние годы в Беларуси сложился слой предприятий и предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Из за неустойчивости экономического положения в стране большие средства переводятся в конвертируемую валюту и оседают в западных банках.

Можно было бы ожидать, что с окончанием коммунистической эры Беларусь станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования крупных инвестиций по мере того, как страна перестраивается под действием рыночных сил. На этом основании было бы резонно предположить, что в Беларуси возникнет дефицит текущего платежного баланса (когда уровень инвестиций превышает уровень сбережений). Однако этого не происходит. Отток денежных ресурсов (потенциальных инвестиций) из Беларуси в несколько раз превышает их приток. Мотивация оттока капиталов ощущение белорусскими бизнесменами политической и экономической нестабильности в Беларуси. Значительная часть накопленных белорусскими бизнесменами средств под влиянием страха перед возможным социальным взрывом в силу инфляции и непрерывного падения курса рубля, боязни денежной реформы переправляется ими в западные банки или используется для покупки недвижимости и ценных бумаг.

Многие в белорусских деловых кругах чувствуют, что экономика Беларуси, по крайней мере в настоящий момент, слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций. Поэтому и предприятия используют свои сбережения не на капиталовложения внутри страны, а на выдачу кредитов за рубеж. Компании-экспортеры, как правило, хранят свою прибыль на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы ввозить ее обратно в Беларусь и направлять на новые инвестиции. Этот процесс, известный как утечка капитала, очень часто носит противозаконный характер. И все же, несмотря на ее противозаконность, утечка капитала находит логичное экономическое оправдание: гораздо надежнее помещать капитал в лондонский банк, чем в белорусскую экономику. Именно поэтому предприятия предпочитают предоставлять кредиты иностранцам (помещая деньги в зарубежный банк), а не своим соотечественникам.

Основные источники оттока капиталов могут быть как легитимными, так и не легитимными. К числу легитимных источников относятся санкционированные инвестиции в экономику других стран в форме создания совместных предприятий или дочерних фирм. Общие масштабы оттока валюты не поддаются точному измерению, поскольку финансовая статистику, естественно, учитывает только их легальную часть. Отток в крупных масштабах иностранной валюты за пределы Беларуси побудил власть принять организационно правовые меры по ужесточением контроля за возвращением валютной выручки на территорию страны. Для того, чтобы белорусские фирмы не боялись инвестировать средства в экономику своей страны, необходимо создать условия для снижения инвестиционного риска. Степень риска может быть уменьшена за счет снижение инфляции, принятия четкого экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.

Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность шагов наряду со стимулированием притока капитала сразу же принимаются меры, препятствующие его оттоку.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изучая опыт стран, где различные формы коллективного инвестирования наглядно продемонстрировали свои преимущества, можно сделать несколько выводов.

Прежде всего, от развития коллективных инвестиций в Беларуси выигрывает все население, поскольку с их помощью увеличится приток капиталовложений в экономику, что создаст условия для экономического роста. Вырастут и налоговые поступления, а значит — улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Возрастет спрос на государственные ценные бумаги при одновременном снижении цены заимствования.

Кроме того, расширятся возможности граждан сохранять и приумножать свои сбережения. Разнообразие возможностей удовлетворения инвестиционных потребностей людей само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к рыночной экономике.

На экономическом развитии страны положительно скажется и обострение конкурентной борьбы коллективных инвесторов и коммерческих банков за деньги населения — финансовые ресурсы станут доступнее предприятиям. А если, как ожидается, повысятся цены на акции предприятий, выгоду от этого получат не банки, а миллионы собственников — акционеров. Они станут реально богаче.

Что нужно для того, чтобы все эти возможности коллективных инвестиций в полной мере реализовались в Беларуси?

Прежде всего, необходимо улучшение социально-экономической ситуации в стране, и, как следствие, — развитие финансового рынка. Государство должно позаботиться о расширении спектра объектов для коллективного инвестирования, в частности, о развитии рынка корпоративных ценных бумаг. Предстоит принять недостающее законодательство, в котором в полной мере учесть современные реалии, унифицированные требования к деятельности любой формы коллективного инвестирования, защитить права и интересы инвесторов, обеспечить надежность вложений. Нужно отказаться от двойного налогообложения корпоративных бумаг.

Но даже при выполнении всех этих условий требуется определенное время, чтобы проявился профессионализм управляющих компаний, их умение ориентироваться на финансовом рынке. Чтобы успели поступить доходы от удачно вложенных активов фондов (акционерных, паевых, пенсионных) и кредитных потребительских кооперативов. Чтобы и в Беларуси проявились достоинства взаимного, перекрестного контроля тех, кто обеспечивает деятельность фонда. Чтобы реально заработала конкуренция за деньги инвесторов, как внутри каждой формы коллективного инвестирования, так и между формами, а также между ними и банками. Но, как известно, дорогу осилит идущий.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в белорусскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в Беларуси цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Беларусь достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение Беларуси в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей выхода из современного общественно экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни белорусов. При этом необходимо иметь в виду, что интересы белорусского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов с другой, непосредственно не совпадают. Беларусь заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет нутреннего рынка Беларуси, квалифицированной и дешевой рабочей силы.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют белорусские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Белорусскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.

Литература

1. Белорусский журнал международного права и международных отношений www.beljournal.by.ru

2. Белорусская Деловая Газета – www.bdg.by  

3. Витин М.О. Мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций. Вопросы Экономики, 1994 год;

4. Глазьев С. Пути преодоления инвестиционного кризиса. - Вопросы экономики, 2000, № 11.

5. Гитман Л. Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования. Пер. с англ. – М.: ДЕЛО, 1997.

6. Зубакин В. Инвестиции в приватизированные предприятия // Вопросы экономики. 1994. № 7.

7. Красавина Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. М. 1994. Гл. 9.

8. Лебедев В. Привлечение иностранных инвестиций. – Российский экономический журнал, 2000, № 5-6.

9. Национальная Экономическая Газета – www.neg.by

10. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь http://ncpi.gov.by/

11. Официальный сайт Правительства РБ www.main.gov.by

12. Cайт Высшего Хозяйственного Суда РБ – www.court.by

13. Уринсон “Активизация инвестиционной политики”. Журнал “Экономист” №9 за 1997 год;

14. Электронный архив газеты “Белорусский рынок” – www.br.minsk.by/archive

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Введение……………………………………………………………………………………………….3

1. Внутригосударственные источники финансирования…………………………………………...4

1.1 Коллективные инвестиции……………………………....………………………………..4

1.1.1 Акционерные инвестиционные фонды………………….……………..………..……..6

1.1.2 Паевые инвестиционные фонды……………………….……………………………….8

1.1.3 Инвестиционные банки…………………………………………………..……..…......11

1.1.4 Инвестиционные фонды……………………..……………………...…………………12

1.2 Внутренние источники инвестиций предприятий…………....…………………..……15

1.2.1 Прибыль как источник инвестиций…………………...………..….…………...…….17

1.2.2 Амортизационные отчисления………………………...…….….…………………….18

1.3 Государственные источники финансирования………………………....……………...18

1.3.1 Бюджетные источники………………………………...……….……………………...18

1.3.2 Банковский кредит……………………………………………….………………….…19

2. Внешние источники финансирования……………………………………….….………......…...22

2.1 Инвестиционный климат Беларуси……………………………….…….………..……..24

2.2 Иностранные инвестиции в Беларуси………………………….……….………..……..28

2.3 Регулирование иностранных инвестиций…………...……….……….………..………31

3. Пути и меры по привлечению инвестиций………………………….…….…………..…………35

3.1 Отток капитала……………………………………….………….…….………...………35

3.2 Препятствия для инвестиций и их преодоление………..……..……………...…….…36

3.3 Взаимодействие банков и предприятий…………...….……………………...………..44

Заключение………………………………………………………….……………………..…………47

Литература…………………………………………………………………………………...……….50

ВВЕДЕНИЕ.

Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли и достижения иного значимого результата.

Под инвестиционной деятельностью понимаются действия юридического лица или физического лица, или государства (административно-территориальной единицы государства) по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли достижения иного значимого результата.

Инвестор имеет права, несет обязанности и риски, связанные с вложением инвестиций.

Инвесторы в целях определения особенностей регулирования их деятельности рассматриваются как национальные либо иностранные инвесторы.

Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:

- иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;

- международные организации;

- иностранные юридические лица;

- иностранные граждане;

- физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

Источниками инвестиций могут считаться как государственные вложения в предприятия, так и частные вложения граждан РБ и иностранных инвесторов. В соответствии с Инвестиционным Кодексом РБ предприятия имею право также привлекать инвестиции, создавать инвестиционные банки и фонды.

 

 

Внутригосударственные источники финансирования.

Коллективные инвестиции

Развитие промышленности и сельского хозяйства Беларуси напрямую зависит от способности привлечь финансовые ресурсы на эти цели. Неэффективность государственного бюджетного финансирования экономики красноречиво доказана опытом предшествующих лет: деньги идут не туда, где они дают наибольший эффект, а туда, где сильнее лоббисты и податливее чиновники министерств.

Следовательно, возрождение отечественной экономики во многом зависит от способности создать условия, когда миллиарды рублей, принадлежащие гражданам, будут легко переходить с помощью финансовых посредников из разряда сбережений в разряд долгосрочных инвестиций и туда, где будут давать наибольшую прибыль. В мире известны три типа финансовых посредников:

 - депозитный — коммерческие банки, сберегательно-кредитные ассоциации, взаимные сберегательные банки, кредитные потребительские кооперативы (кредитные союзы):

- контрактно-сберегательный — компании по страхованию жизни и имущества, пенсионные фонды;

- инвестиционный — взаимные фонды, паевые инвестиционные фонды, траст фонды, инвестиционные компании закрытого типа.

Чем коллективное инвестирование отличается, скажем, от вклада в банк, который тоже объединяет деньги вкладчиков и может приобретать ценные бумаги? Отличие заключается в том, что владелец банковского вклада вправе требовать его обратно с процентами независимо от того, насколько успешно банк инвестировал деньги вкладчиков (если, конечно, банк не разорится). Именно банк берет на себя риск того, что его инвестиции могут не принести необходимого для выплаты процентов дохода. А при коллективном инвестировании этот риск ложится на самих инвесторов. Но и прибыль при благоприятном развитии событий получат они, им не надо делиться ею с акционерами банка.

Потребность в коллективном инвестировании возникает потому, что традиционные финансовые инструменты оказываются недоступны мелким инвесторам из-за высокой цены, сложностей работы с ними или нежелания эмитентов и посредников возиться с небольшими сделками. Инфраструктура рынка многих долговых обязательств государства устроена так, что участникам этого рынка неудобно работать со средствами мелких инвесторов, а часть государственных ценных бумаг просто не предназначена для инвестирования со стороны населения.

Актуальность коллективного инвестирования связана также с тем, что для снижения риска инвестиционный портфель следует разнообразить. Но много ли ценных бумаг в него поместится, если он невелик? Один, два, да и десять человек не в состоянии купить даже минимальный лот на инвестиционном конкурсе или у крупной брокерской компании. Собранные вместе средства тысяч мелких инвесторов — уже сила, способная выступать в качестве покупателя или продавца.

Кроме того, доходы инвесторов во многом зависят от грамотного управления капиталом. А для управления объединенным капиталом можно нанять квалифицированных специалистов.

Успехи самих коллективных инвесторов в консолидации средств мелких собственников, профессиональном управления активами и диверсификации риска существенно зависят от зрелости финансового рынка, развитости его инфраструктуры.

Особенно актуальным считается развитие коллективных инвесторов как финансовых посредников между населением и предприятиями, способных не только привлечь инвестиции в частный сектор, прежде всего в приватизированные предприятия, передать их "эффективным собственникам", но и создать надежные финансовые инструменты инвестирования средств населения, предотвратить социальные взрывы и конфликты, связанные с операциями на рынке ценных бумаг.

К коллективным инвесторам, требующим всемерной поддержки государства, в Беларуси отнесли акционерные инвестиционные фонды, паевые инвестиционные фонды, кредитные потребительские кооперативы (кредитные союзы), негосударственные пенсионные фонды и инвестиционные банки.

Все они (за исключением инвестиционных банков) в той или иной мере уже есть в Беларуси, но пока не получили достаточного распространения и не завоевали доверия населения. Население остается весьма осторожным и консервативным после краха финансовых пирамид и банковского кризиса, убедившись, что государство слабо регулирует этот сектор и плохо защищает права инвесторов.

Кроме того, чрезвычайно важно в деятельности всех форм коллективного инвестирования реализовать унифицированные принципы. Речь идет об усилении государственного контроля за их деятельностью, отделении управления активами от их хранения, многостороннем перекрестном контроле, повышении требований к открытости информации, совершенствовании системы отчетности.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 171.