по индивидуальному подходу в развитии у детей воображения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Работа по формированию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. занятия могут проводиться как фронтально, так и малыми группами или же индивидуально. Отдельные задания и упражнения могут вплетаться в занятия по развитию речи, рисование и вводиться в свободное время как игра. В задачи таких занятий входят, во-первых, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов для создания более полной и обширной основы для воображения, а во-вторых, активизация и развитие речи, обучение детей комбинированию воспроизведению опыта, приемам оперирования представлениями – для развития собственного воображения.

Но самое важное условие раскрытия творческих способностей детей – это создание общей атмосферы принятия, свободы, возможности для каждого ребенка пережить опыт своей успешности, «момент достижения». Такая задача требует от взрослых особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказывать разные виды помощи: кому-то из них достаточно ободряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым требуется и совместная работа со взрослым.

В любом случае взрослый строит общение таким образом, чтобы по возможности каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или общего со взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах.

В ходе нашего исследования выяснилось, что наравне с детьми, у которых такие хорошо развито воображение, имеются и такие дети, которые с трудом воссоздают образы. Для этих детей необходимы упражнения, которые помогут развить их воображение. Мы предлагаем следующие рекомендации для воспитателей , родителей и других взрослых, которые участвуют в воспитании детей.

В играх с детьми:

1 .Использовать заместители предметов.

В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития (в 3—4 года) воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игровым материалом и определяется характером игрушек, сходством предметов-заместителей с заменяемыми предметами, то у детей 6—7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала. Их воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Например, ребенок может скакать верхом на палочке, представляя себя всадником, а палку — лошадью. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезнет. Произойдет интериоризация — переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к представлению действий с ним в уме. Однако для этого следует сначала научить ребенка легко оперировать различными заместителями предметов. Такими заместителями могут быть другие предметы, геометрические фигурки, знаки и т. п.

2. Осуществлять «опредмечивание» неопределенного объекта.

Способом «опредмечивание» дети начинают пользоваться еще с 3—4 лет. Он состоит в том, что ребенок может в незавершенной фигуре усматривать определенный предмет. Так, в задании на дорисовывание неопределенного изображения он может, например, круг превратить в колесо для машины или в мячик, треугольник — в крышу домика или в парус для кораблика, и т. д. К 6—7 годам ребенок должен уже относительно свободно владеть этим способом, а также научиться добавлять к «опредмеченному» рисунку разнообразные детали.

3. Создавать образы на основе словесного описания или неполного графического изображения.

Эта способность очень важна для предстоящей учебной деятельности ребенка. Необходимость создания образов на основе словесного описания и графического изображения возникает при чтении книги (образное представление описываемых ситуаций, персонажей), при осознании значения новых слов (образное представление предметов и явлений, которые эти слова обозначают), при распознавании объектов, когда ограничено поле их восприятия (образное представление предмета, когда полностью он не виден, а видна лишь какая-то его часть) и в некоторых других ситуациях. При этом, чем лучше у ребенка развита способность к созданию таких образов, тем более точные и устойчивые представления у него возникают. Для развития этой способности можно использовать задания, в которых ребенок должен:

а) создавать образ предмета по его словесному описанию;

б) воссоздавать целостный образ картинки на основе восприятия одной или нескольких ее частей.

4. Оперировать в уме образами простых многомерных объектов (пространственное воображение).

Все предметы окружающего нас мира существуют в пространстве. И образы воображения, чтобы быть адекватными, должны отражать пространственные характеристики этих предметов. В связи с этим, очень важно развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета с учетом его пространственного расположения. Для тренировки этой способности детям шести лет можно предложить игры двух типов:

а) на мысленное преобразование предмета в пространстве,

б) па представление взаимного 'расположения нескольких предметов в пространстве.

5. Подчинять свое воображение определенному замыслу, создавать и последовательно реализовывать план этого замысла.

Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые интересные замыслы и намерения ребенка часто не достигают своего воплощения. В этом возрасте у ребенка уже есть необходимые предпосылки для того, чтобы научиться действовать по заранее продуманному плану. Поэтому очень важно развить эту способность, научить ребенка не просто бесцельно и отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать хоть небольшие и несложные, но законченные произведения (рисунки, истории, конструкции и т.п.).

Обучение этому умению должно включать следующие этапы:

I — этап демонстрации плана: взрослый показывает, как составлять план (схему) готового произведения (конструкции);

II — этап самостоятельного «чтения» плана: ребенок учится «читать» составленный вами план (схему) и создавать на его основе свое произведение;

III — этап самостоятельного составления плана:

ребенок сам составляет план (схему) собственного произведения.

 



Вывод по второй главе.

В ходе экспериментального исследования были получены данные о возрастных изменениях в развитии воображения, а также о том как эти изменения проявляются в игровой деятельности детей.

Использованные нами методики: наблюдения за игровой деятельностью детей, «Изучение воображения при понимании сказочных образов» и «Изучение построения образов сказочных персонажей» позволяют диагностировать особенности проявления воображения у дошкольников в естественных условиях привычной для них деятельности (игре, рисовании). Недостатком этих методик является то, что они требуют значительных временных затрат.

Возрастные изменения в развитии воображения продиагностированные в ходе исследования в целом соответствуют описанным в литературе данным.

В ходе исследования было выявлено следующее:

В 3 года в рисунках детей прослеживается отсутствие соответствия образов. Только небольшое количество деталей имеет частичное соответствие. Пропорций нет.

В 4 года еще прослеживается отсутствие соответствия образов, но есть и частичное изображение предметов. В этом возрасте ребенок начинает обогащать образы, но не соответствующими цветами.

В 5 лет предмет имеет признаки внешнего сходства с изображаемым объектом. Ребенку присуще полное соответствие образов. В этом возрасте ребенок начинает усложнять и продолжает обогащать образы.

В 6 летнем возрасте образы соответствуют действительности. Дети усложняют и обогащают образы разными цветами, осваивая изобразительные средства создания образа. Если в 5 лет дети только начинали усложнять и обобщать образы, дорисовывая при этом 1-2 предмета, то в 6 лет их количество увеличивается.

В 7 лет в рисунках детей очень ярко выражается усложнение и обогащение образов. Если в 6 лет дети обогащали только один образ, то в 7 лет создают общую картину.

С возрастом воссоздаваемые дошкольником образы становятся сложнее, точнее по отношению к воссоздаваемому предмету, они складываются в целостные картины – представления. Эти изменения воссоздаваемых образов можно пронаблюдать в игре дошкольника, в продуктах его деятельности (в нашем исследовании – в рисунках и комментариях к ним).

В целях развития воображения можно рекомендовать взрослым, работающим с дошкольниками следующее: в игре и в занятиях чаще использовать заместители предметов, работать с «опредмечиванием» неопределенных объектов, включать детей в ситуации создания образов на основе словесного описания или неполного графического изображения, организовывать игру таким образом, чтобы детям было необходимо подчинять свое воображение определенному замыслу, создавать и последовательно реализовать план этого замысла.



Заключение

Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творчестве, в свою очередь, входят мечта и фантазия.

Для развития воображения особенно важным возрастным этапом является дошкольное детство. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому психические функции дошкольника, в том числе воображение развиваются эффективнее всего именно в игровой деятельности.

Для изучения проявлений воображения дошкольников в игре были использованы методики «Изучение воображения при понимании сказочных образов» и «Изучение построения образов сказочных персонажей».

В исследовании были получены и проанализированы результаты, подтверждающие важную роль воображения в игре дошкольника. Было установлено:

1) особенности воображения, которые дошкольник проявляет при воспроизведении сказочных образов можно наблюдать и в игровой деятельности;

2) развитие воображения и развитие игровой деятельности взаимозависимые процессы, важные для нормального развития ребенка;

3) для диагностики и развития воображения необходима специально организованная взрослыми игровая деятельность.



Библиография

1. Богословский В.В. основы общей психологии. – М., 1981.

2. Боровик О., Развиваем воображение// Дошкольное образование. – 2001. - №1(49)- с.14.

3. Выготский Л.С., Лекции по психологии. – С.-\Пб, 1997.

4. Дубровина И.В., Психология. – М., 1999.

5. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. – М., 1964.

6. Зворыгина Е.В., Игра дошкольника. – М., 1989.

7. Крутецкий В.А., Психология. – М., 1986.

8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988.

9. Люблинская А.А., Детская психология. – М., 1971.

10. Мелхорн Г., Мелхорн Х.Г., Гениями не рождаются. – М., 1989

11. Мухина В.С., Детская психология. – М., 1985.

12. Максаков А.И., Учите, играя. – М., 1983.

13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999.

14. Немов Р.С., Психология. Кн. 1,2. – М., 1994.

15. Нойнер Г., Колвейт В., Клейн Х., Резерв успеха – творчество. – М., 1989.

16. Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1991.

17. Обухова Л.Ф., Возрастная психология. – М., 1999.

18. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. – С.-Пб., 1988.

19. Урунтаева Г.А., Дошкольная психология. – М., 1997.

20. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Практикум по детской психологии. – М., 1995.

21. Щербакова А.И., Практикум по общей психологии. – М., 1990.

22. Эльконин Д.Б., Избранные психологические труды. – М., 1995.

23. Эльконин Д.Б., Психология игры. – М., 1999.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 204.