Результаты изучения особенностей воображения дошкольников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 и их анализ.

Экспериментальное диагностическое исследование воображения проводилось с целью выявить роли, которые выполняет воображение в игре дошкольника на примере сравнения детей 3, 4, 5, 6 и 7 лет Купцовского детского сада «Колосок». В эксперименте приняли участие по два ребенка каждого возраста.

Работа с методиками проводилась индивидуально, в процессе рисования и по его окончании с ребенком велась беседа. В ходе беседы уточнилось что нарисовал ребенок, как он представляет себе тот или иной образ.

По результатам исследования были составлены и проанализированы таблицы.

1) Дети 3-х лет (Максим и Миша):

Методика 1

Максим, 3 года

  Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа
Петушок + +      
Горох +        
Меленка +        

Миша, 3 года

  Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа
Петушок +        
Горох +        
Меленка +        

 


 

Методика 2

Максим, 3 года

  Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа
Девочка +        
Гусь +        

Миша, 3 года

  Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа
Девочка   +      
Гусь   +      

 

В рисунках детей 3-х летнего возраста (см. Приложение) прослеживается отсутствие соответствия образов. Хотя малая часть деталей имеет частичное соответствие образов:

Максим в методике 1 частично изобразил петушка. У Миши менее отображены детали птицы. Каждый из детей пытался нарисовать горох, но он не соответствует натуральному. У Максима отсутствуют пропорции: горох больше петуха.

В методике 2 Миша частично изобразил девочку и была попытка изобразить гуся: голова и длинная шея.

На основании данных Методики 2 можно предположить, что ребенку легче передать образ при помощи рисунка. А Максиму, наоборот, легче передать образ при помощи слов.


2) Дети 4-х лет (Оля и Влада):

Методика 1

Оля, 4 года

  Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа
Петушок +        
Горох   +      
Меленка +        

Влада, 4 года

  Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа
Петушок   +    

 

+

Горох   +    
Меленка +      

 

Методика 2

Оля, 4 года

  Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа
Девочка +        
Гусь          

Влада, 4 года

  Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа
Девочка        

+

Гусь   +    

 

    В рисунках детей 4-летнего возраста также прослеживается отсутствие соответствия образов. В Методике 1 Оля частично изобразила только горох, а Влада и горох, и петушка. К тому же Влада обогатила образы, добавив солнышко, но оно у нее синего цвета и находится ниже петуха.

    В Методике 2 Влада также обогатила образы, нарисовав речку, но она не соответствует натуральному цвету. У Оли отсутствует соответствие всех образов, но ей лучше, чем Владе удается передать образы при помощи слов.

    3) Дети 5-ти лет (Галя и Владик):

Методика 1

Галя, 5 лет

  Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа
Петушок     + +  
Горох   +   +  
Меленка +        

Владик, 5 лет

  Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа
Петушок     + +  
Горох   +   +  
Меленка +        

 

Методика 2

Галя, 5 лет

  Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа
Девочка        

+

Гусь     +  

Владик, 5 лет

  Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа
Девочка        

+

Гусь     +  

 

    В рисунках детей 5-летнего возраста предмет имеет признак внешнего сходства с изображаемым объектом. Ребенку присуще полное соответствие образов. В 5 лет дети уже усложняют образы. В Методике 2 и Галя, и Владик обогатили образы, нарисовав речку. Выполнение детьми второй методики позволяет предположить, что детям в данном случае легче передать образы при помощи рисунка.

    Это может быть связано с тем, что в этой методике предполагается изобразить не статичный конкретный объект, а процесс превращения. Эта задача гораздо сложнее, пятилетние дети также как и дети 3 и 4 лет пытаются решить ее на уровне слов, скорее всего в связи с недостаточным арсеналом художественных средств для изображения.

    4) Дети 6-ти лет (Олег и Анжела):

Методика 1

Олег, 6 лет

  Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа
Петушок     + +  
Горох   +   + +
Меленка   +      

Анжела, 6 лет

  Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа
Петушок     + +

+

Горох   +    
Меленка     + +

 


 

Методика 2

Олег, 6 лет

  Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа
Девочка     + +  
Гусь     + +  

Анжела, 6 лет

  Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа
Девочка     + +  
Гусь     + +  

 

    В рисунках детей 6-летнего возраста образы соответствуют действительности. Дети начинают усложнять и обогащать образы, но еще преобладает частичное несоответствие (горох и меленка). Петуха, испытуемые изображают уже не одним, а несколькими цветами, вспоминая при этом, что у петуха может быть разнообразная окраска. В отличие от Олега, Анжела обогатила образы облаками и солнцем; усложнила меленку, нарисовав пирог внутри нее. Олег добавил только листочки к дереву.

    Говоря о методике 2, видно, что Анжеле лучше передать образы при помощи слов, но и при помощи рисунка тоже. Олегу не удается лучше при помощи рисунка.

    5) Дети 7-ти лет (Аня и Виолетта):

Методика 1

Аня, 7 лет

  Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа
Петушок     + +  
Горох   +   + +
Меленка   +      

 

Виолетта, 7 лет

  Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа
Петушок     +  

+

Горох   +   +
Меленка     + +

 

Методика 2

Аня, 7 лет

  Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа
Девочка     + +

+

Гусь     + +

Виолетта, 7 лет

  Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа
Девочка     + +

+

Гусь     + +

 

    В рисунках детей 7-летнего возраста образы почти полностью соответствуют действительности. В этом возрасте ребенок намного больше усложняет и обогащает образы. Цвета уже более соответствуют натуральным. В Методике 1 Аня обратила свой рисунок и домиком с окнами, и барином в шляпе, и небом, и поляной.

Виолетта добавила только солнце, небо, землю и травку. Но она, к тому же, нарисовала блины да пироги, которые появились из меленки, усложнила горох листочками, но они желтого цвета.

В Методике 2 обе девочки также усложнили и обогатили образы, добавив соответственно бантик, цветок, рисунок на платье; небо, солнце, поляну, речку и ведро. Но только Ане удается легче передать образы при помощи слов. А Виолетта в свою очередь, лучше передает образы при помощи рисунка, показав при этом, как растопырились пальцы на руках, превращающихся в крылья.

При проведении методики «Изучение построения образов сказочных персонажей» из 10 испытуемых только 3 детям легче передать образ и превращение при помощи рисунка, а при помощи слов – 6 детям. Одному ребенку легче передать образ как в словесной форме, так и с помощью рисунка.

При проведении методики «Изучение воображения при понимании сказочных образов» только 4 (6-7 лет) из 10 испытуемых наиболее правильно воссоздали все 3 образа: петушка, горох и меленку.

Другая часть испытуемых неверно передала какой-либо из образов, т.к. дети либо не умеют этого делать, либо не имеют представления о предмете. В основном это дети от 3 до 5 лет.

Данные экспериментального исследования показывают, что развитие воображения дошкольников идет по пути усложнения и обогащения воссоздаваемых образов. Можно также отметить, что с годами воссоздаваемые образы становятся более приближенными к действительности. Это можно объяснить тем, что ребенок овладевает сенсорными эталонами размера, цвета, пропорций и т.д.

В экспериментальных данных прослеживается еще одна линия развития воображения – освоение словесного способа описания образа. Это имеет особенно важное значение для развития игровой деятельности дошкольника.

 


2.3. Психолого-педагогические рекомендации





Дата: 2019-05-28, просмотров: 191.