В игровой деятельности дошкольников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

Введение........................................................................................................... 3

1. Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований роли воображения в игровой деятельности дошкольников................................... 5

§1. Теоретическое представление о воображении,

его видах и функциях...................................................................................... 5

§2. Психологические особенности воображения

детей дошкольного возраста........................................................................ 22

§3. Проявление воображения

в игровой деятельности дошкольников........................................................ 26

Вывод по 1 главе........................................................................................... 31

2. Глава 2. Опыт экспериментального исследования

роли воображения в дошкольном возрасте................................................. 33

§1. Организация и методики изучения  особенностей воображения

в дошкольном возрасте................................................................................. 33

§2. Результаты изучения особенностей воображения

в дошкольном возрасте и их анализ............................................................. 37

§3. Психолого-педагогические рекомендации

по развитию воображения у детей............................................................... 45

Вывод по 2 главе........................................................................................... 49

Заключение.................................................................................................... 51

3. Библиография............................................................................................ 52

4. Приложение............................................................................................... 53



Введение

Воображение – великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга.

Великий немецкий математик Давид Гильберт на вопрос одного из своих учеников ответил: «Он стал поэтом. Для математика у него не хватило воображения». Именно благодаря воображению, в науке совершены великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна.

Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно, когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображением. [2]

Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались исследователи: Дьяченко О. М., Выготский Л. С., Немов Р. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Рубинштейн С. Л., Вернер.

В современной психологии существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Выделены виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое. В творческое входят мечта и фантазия.

Установлено, что воображение развивается в дошкольном детстве. Эффективнее всего в игровой деятельности.

К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмы воображения. Для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм. Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности дошкольников. Поэтому темой нашей работы является «Роль воображения в деятельности дошкольников».

Наше исследование посвящено роли воображения в игровой деятельности дошкольников 6-7 лет.

Цель исследования: определение роли, которую выполняет воображение в игре дошкольника.

Объектом исследования является игровая деятельность дошкольников.

Предмет исследования: проявление воображения в игровой деятельности дошкольника.

Гипотеза: Развитие воображения и развитие игровой деятельности – взаимозависимые процессы, поэтому по уровню развития воображения, можно предполагать уровень развития игровой деятельности и соответствующим образом строить развивающую и коррекционную работу с ребенком.

С целью проверки данной гипотезы выдвинем следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы, посвященной данной теме.

2. Раскрыть сущность понятия воображение.

3. Описать особенности воображения в дошкольном возрасте.

4. Подобрать методики для диагностики особенностей воображения в дошкольном возрасте.

5. Провести исследование воображения в игровой деятельности дошкольников.

6. Проанализировать полученные в исследовании данные.

7. Составить рекомендации по развитию воображения в игровой деятельности дошкольника.


1. Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований роли воображения


Детей дошкольного возраста.

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и примеров.

О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и роям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков. [19]

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы-воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него вполне определенные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей-дошкольников является еще довольно слабым.

Маленький ребенок, например трехлетка не в состоянии еще полностью восстановить картину по памяти, творчески ее преобразовать, расчленить и использовать далее отдельные части воспринятого как фрагменты, из которых можно сложить что-либо новое. Для младших детей-дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной, под иным углом зрения. Если попросить ребенка-шестилетку расположить предметы на одной части плоскости так же, как они расположены на другой ее части, повернутой к первой под углом в 900, то это обычно вызывает большие трудности для детей данного возраста. Им сложно мысленно преобразовать не только пространственные, но и простые плоскостные изображения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно ролевые игры.[14]

Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О. М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развилось достаточно быстро (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста), воображение представлено в двух основных формах: а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи и б) возникновение воображаемого плана ее реализации. [7]

Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий. [1].

    У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному. Начальный этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. Именно в это время воображение как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково-опосредствованный процесс и разделяется на познавательное и аффективное.

    Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.

    На первом этапе развития воображение связано с процессом «опредмечивания» образа действием. Через этот процесс ребенок научается управлять своими образами, изменять, уточнять и совершенствовать их, а следовательно, регулировать свое собственное воображение. Однако планировать его заранее, составлять в уем программу предстоящих действий он еще не в состоянии. Данная способность у детей появляется лишь к 4-5 годам.

    Детское аффективное с возраста 2,5-3 года – 4-5 лет развивается по несколько иной логике. Вначале отрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных ими сказок. Вслед за этим ребенок строить воображаемые ситуации, которые сжимают угрозы его «Я» (рассказы-фантазии детей о себе как о якобы обладающих особо выраженным положительными качествами). [9].

    Наконец, на третьем этапе развития этой функции воображения возникают замещающие действия, которые в результате своего осуществления способны снять возникшее эмоциональное напряжение; формируется и начинает практически действовать механизм проекции, благодаря которому неприятные знания о себе, собственные отрицательные, нравственно и эмоционально неприемлемые качества и поступки начинают ребенком приписываться другим людям, окружающим предметам и животным. К возрасту около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире. [8]

 



Вывод по первой главе.

    Заканчивая главу, можно отметить, что воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения, имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

    В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. Четвертая функция состоит в формировании внутреннего плана действий. Пятая функция – это планирование и программирование деятельности.

    В психологии выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия.

    Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми узкого личного опыта.

    В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов.

    В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее.

    Воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредственное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны.

    Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль.

    Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.


Глава 2. Опыт экспериментального исследования


В дошкольном возрасте.

К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмы представливания и воображения. Более того, для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм. Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности дошкольников.

Для диагностики уровня развития воображения не всегда целесообразно использовать специальные экспериментальные методики, в ряде случаев можно ограничиться наблюдением за дошкольником, беседой с ним, анализом продуктов его деятельности. Однако этот путь требует достаточно большого опыта и занимает много времени. Тем не менее можно назвать ряд жизненных показателей, по которым можно судить о сфере вторичных образов ребенка и его способности оперировать ими. В частности, об уровне развития представленной можно судить по тому, что играет решающую роль в формировании представлений: о низком уровне развития данной способности свидетельствует доминирующая роль восприятия, о более высоком - способность оперировать представлениями и менять их под влиянием слова, а о наличии еще более высокого уровня – решающая роль слова в процессах формирования и изменения представлений (П.А. Сорокун).

Об уровне развития воображения можно судить по смене преобладающих его форм и продуктивности, оригинальности, самостоятельности творческих процессов.

Для диагностики способностей воображения традиционно используются следующие методические подходы:

1) оценка оригинальности традиционных видов и форм деятельности;

2) тестирование, связанное с задачами опредмечивания несуществующих (нереальных) или непонятных объектов;

3) тестирование, связанное с оценкой продуктивности процессов воображения;

4) самооценка параметров образов воображения. [7]

Изучать воображение можно в словесном творчестве, в речевой и изобразительной деятельности, при понимании сказочных образов, при построении образов сказочных персонажей. Все эти методы по своему хороши, позволяют выявить и исследовать различные стороны воображения. В данной работе для выявления роли воображения в игровой деятельности дошкольников использованы методики: наблюдение за игровой деятельностью воображения при понимании сказочных образов и изучение построения образов сказочных персонажей.

Методика 1. Изучение воображения при понимании сказочных образов.

Подготовка исследования. Подобрать сказку для чтения (например, «Петушок – Золотой гребешок и чудо-меленка»), составить вопросы, помогающие ребенку при пересказе сказки в случаях затруднения. Подготовить бумагу, цветные карандаши для рисования.

Проведение исследования. Детям 4-7 лет выразительно читают сказку. После чтения проводят 2 серии экспериментов.

1 серия. Выясняют, насколько понял сюжет и образы главных героев сказки. Если ребенок затрудняется, то ему задают подготовительные вопросы:

1) назови главных героев сказки.

2) кто тебе понравился в сказке? Почему?

3) Кто не понравился? Почему?

4) О чем эта сказка?

2 серия. Детей просят нарисовать главных персонажей сказки (Петушка – Золотого гребешка, чудо-меленку, горох). Эксперимент можно проводить коллективно, но при этом необходимо следить, чтобы каждый ребенок выполнял задание индивидуально.

Обработка данных. Определяют степень соответствия оригиналу созданного детьми образа (количество соответствующих деталей, усложнение и обогащение созданного образа). Описывают возрастные изменения в понимании – воссоздании сказочных образов. Результаты оформляют в таблицу:

Возраст детей Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа
3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет          

 

Методика 2. Изучение построения образов сказочных персонажей.

 

Подготовка исследования. Подготовить бумагу, цветные карандаши или краски. Продумать включение в эксперимент сказочных персонажей, существенно отличающихся от реальных (например, Кощей Бессмертный, Баба Яга, ведьма и др.), а также волшебные превращения сказочных героев, например Иванушки в козленка, Василисы Прекрасной в лягушку и т.д.

Проведение исследования. Эксперимент проводится коллективно с дошкольниками 3-7 лет (но при этом необходимо проследить, чтобы дети выполняли задания самостоятельно). Вначале их знакомят с образами сказок или напоминают об этих образах и их превращениях, читая выразительно соответствующие произведения или отрывки из них.

1 ситуация – детей просят нарисовать эти образы и превращения, затем спрашивают о содержании изображенного;

2 ситуация – детей просят рассказать об образах и превращениях.

Обработка данных. По каждой ситуации анализируют степень соответствия образа оригиналу (количество соответствующих деталей, усложнение и обогащение образа), особенности изображения волшебных превращений, перехода из одного состояния в другое. Результаты оформляют в таблицу (см. таблицу к методике 1).

Выясняют возрастные изменения в воссоздании сказочных персонажей и волшебных превращений, анализируют трудности при воссоздании, устанавливают эффективность передачи образа при словесной и образной форме: как легче передать ребенку образ и превращение – при помощи слов или при помощи рисунка. [5]



Вывод по второй главе.

В ходе экспериментального исследования были получены данные о возрастных изменениях в развитии воображения, а также о том как эти изменения проявляются в игровой деятельности детей.

Использованные нами методики: наблюдения за игровой деятельностью детей, «Изучение воображения при понимании сказочных образов» и «Изучение построения образов сказочных персонажей» позволяют диагностировать особенности проявления воображения у дошкольников в естественных условиях привычной для них деятельности (игре, рисовании). Недостатком этих методик является то, что они требуют значительных временных затрат.

Возрастные изменения в развитии воображения продиагностированные в ходе исследования в целом соответствуют описанным в литературе данным.

В ходе исследования было выявлено следующее:

В 3 года в рисунках детей прослеживается отсутствие соответствия образов. Только небольшое количество деталей имеет частичное соответствие. Пропорций нет.

В 4 года еще прослеживается отсутствие соответствия образов, но есть и частичное изображение предметов. В этом возрасте ребенок начинает обогащать образы, но не соответствующими цветами.

В 5 лет предмет имеет признаки внешнего сходства с изображаемым объектом. Ребенку присуще полное соответствие образов. В этом возрасте ребенок начинает усложнять и продолжает обогащать образы.

В 6 летнем возрасте образы соответствуют действительности. Дети усложняют и обогащают образы разными цветами, осваивая изобразительные средства создания образа. Если в 5 лет дети только начинали усложнять и обобщать образы, дорисовывая при этом 1-2 предмета, то в 6 лет их количество увеличивается.

В 7 лет в рисунках детей очень ярко выражается усложнение и обогащение образов. Если в 6 лет дети обогащали только один образ, то в 7 лет создают общую картину.

С возрастом воссоздаваемые дошкольником образы становятся сложнее, точнее по отношению к воссоздаваемому предмету, они складываются в целостные картины – представления. Эти изменения воссоздаваемых образов можно пронаблюдать в игре дошкольника, в продуктах его деятельности (в нашем исследовании – в рисунках и комментариях к ним).

В целях развития воображения можно рекомендовать взрослым, работающим с дошкольниками следующее: в игре и в занятиях чаще использовать заместители предметов, работать с «опредмечиванием» неопределенных объектов, включать детей в ситуации создания образов на основе словесного описания или неполного графического изображения, организовывать игру таким образом, чтобы детям было необходимо подчинять свое воображение определенному замыслу, создавать и последовательно реализовать план этого замысла.



Заключение

Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творчестве, в свою очередь, входят мечта и фантазия.

Для развития воображения особенно важным возрастным этапом является дошкольное детство. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому психические функции дошкольника, в том числе воображение развиваются эффективнее всего именно в игровой деятельности.

Для изучения проявлений воображения дошкольников в игре были использованы методики «Изучение воображения при понимании сказочных образов» и «Изучение построения образов сказочных персонажей».

В исследовании были получены и проанализированы результаты, подтверждающие важную роль воображения в игре дошкольника. Было установлено:

1) особенности воображения, которые дошкольник проявляет при воспроизведении сказочных образов можно наблюдать и в игровой деятельности;

2) развитие воображения и развитие игровой деятельности взаимозависимые процессы, важные для нормального развития ребенка;

3) для диагностики и развития воображения необходима специально организованная взрослыми игровая деятельность.



Библиография

1. Богословский В.В. основы общей психологии. – М., 1981.

2. Боровик О., Развиваем воображение// Дошкольное образование. – 2001. - №1(49)- с.14.

3. Выготский Л.С., Лекции по психологии. – С.-\Пб, 1997.

4. Дубровина И.В., Психология. – М., 1999.

5. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. – М., 1964.

6. Зворыгина Е.В., Игра дошкольника. – М., 1989.

7. Крутецкий В.А., Психология. – М., 1986.

8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988.

9. Люблинская А.А., Детская психология. – М., 1971.

10. Мелхорн Г., Мелхорн Х.Г., Гениями не рождаются. – М., 1989

11. Мухина В.С., Детская психология. – М., 1985.

12. Максаков А.И., Учите, играя. – М., 1983.

13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999.

14. Немов Р.С., Психология. Кн. 1,2. – М., 1994.

15. Нойнер Г., Колвейт В., Клейн Х., Резерв успеха – творчество. – М., 1989.

16. Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1991.

17. Обухова Л.Ф., Возрастная психология. – М., 1999.

18. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. – С.-Пб., 1988.

19. Урунтаева Г.А., Дошкольная психология. – М., 1997.

20. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Практикум по детской психологии. – М., 1995.

21. Щербакова А.И., Практикум по общей психологии. – М., 1990.

22. Эльконин Д.Б., Избранные психологические труды. – М., 1995.

23. Эльконин Д.Б., Психология игры. – М., 1999.

 

Оглавление

Введение........................................................................................................... 3

1. Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований роли воображения в игровой деятельности дошкольников................................... 5

§1. Теоретическое представление о воображении,

его видах и функциях...................................................................................... 5

§2. Психологические особенности воображения

детей дошкольного возраста........................................................................ 22

§3. Проявление воображения

в игровой деятельности дошкольников........................................................ 26

Вывод по 1 главе........................................................................................... 31

2. Глава 2. Опыт экспериментального исследования

роли воображения в дошкольном возрасте................................................. 33

§1. Организация и методики изучения  особенностей воображения

в дошкольном возрасте................................................................................. 33

§2. Результаты изучения особенностей воображения

в дошкольном возрасте и их анализ............................................................. 37

§3. Психолого-педагогические рекомендации

по развитию воображения у детей............................................................... 45

Вывод по 2 главе........................................................................................... 49

Заключение.................................................................................................... 51

3. Библиография............................................................................................ 52

4. Приложение............................................................................................... 53



Введение

Воображение – великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга.

Великий немецкий математик Давид Гильберт на вопрос одного из своих учеников ответил: «Он стал поэтом. Для математика у него не хватило воображения». Именно благодаря воображению, в науке совершены великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна.

Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно, когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображением. [2]

Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались исследователи: Дьяченко О. М., Выготский Л. С., Немов Р. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Рубинштейн С. Л., Вернер.

В современной психологии существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Выделены виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое. В творческое входят мечта и фантазия.

Установлено, что воображение развивается в дошкольном детстве. Эффективнее всего в игровой деятельности.

К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмы воображения. Для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм. Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности дошкольников. Поэтому темой нашей работы является «Роль воображения в деятельности дошкольников».

Наше исследование посвящено роли воображения в игровой деятельности дошкольников 6-7 лет.

Цель исследования: определение роли, которую выполняет воображение в игре дошкольника.

Объектом исследования является игровая деятельность дошкольников.

Предмет исследования: проявление воображения в игровой деятельности дошкольника.

Гипотеза: Развитие воображения и развитие игровой деятельности – взаимозависимые процессы, поэтому по уровню развития воображения, можно предполагать уровень развития игровой деятельности и соответствующим образом строить развивающую и коррекционную работу с ребенком.

С целью проверки данной гипотезы выдвинем следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы, посвященной данной теме.

2. Раскрыть сущность понятия воображение.

3. Описать особенности воображения в дошкольном возрасте.

4. Подобрать методики для диагностики особенностей воображения в дошкольном возрасте.

5. Провести исследование воображения в игровой деятельности дошкольников.

6. Проанализировать полученные в исследовании данные.

7. Составить рекомендации по развитию воображения в игровой деятельности дошкольника.


1. Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований роли воображения


в игровой деятельности дошкольников.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 178.