Глава 4. Математические конкурсы и досуги
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Дошкольники очень любят соревнования и конкурсы, в том числе математические. Красочно иллюстрированные и музыкально оформленные соревнования доставляют им эстетическую радость, радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности. А удовлетворение, которое они получат от занятий умственным трудом, развивает интерес к математической деятельности и желание заниматься ею.

С помощью математических конкурсов можно решить целый ряд важных задач обучения:

закреплять, уточнять, проверять знания детей о количестве, величине, числах, времени, пространстве, геометрических фигурах;

учить применять приобретенные знания в измененных игровых и жизненных ситуациях;

развивать восприятие, память, мышление, воображение, речь;

формировать умение анализировать воспринимаемый и представляемый материал, выделять в нем главное, обобщать его, сравнивать, делать выводы, рассуждать;

развивать сообразительность, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, память на числа;

активизировать математический словарь в речи, учить выражать мысли простыми и распространенными предложениями, связно, понятно для присутствующих.

Математические соревнования ценны для развития нравственно-волевых качеств: настойчивости в достижении цели, самостоятельности, активности, находчивости, справедливости (при оценки результатов конкурса), доброжелательности, смелости, объективной самооценки.

Математические конкурсы проводятся один раз в квартал на основе разнообразного занимательного математического материала: дидактических и подвижных игр, упражнений с предметами и игрушками, словесных игр, загадок, считалок, задач-стишков, задач-шуток, стихов, рассказов, фрагментов сказок, музыки, песен.

Материал подбирается с учетом уровня развития детей, их знаний и умений, приобретенных в процессе обучения на занятиях, а также интереса к различным видам математической деятельности.

Необходимо продумать сочетание материала, последовательность его использования. Вначале проводится разминка. Это умственная гимнастика, цель которой – «собрать» внимание детей, настроить их на решение познавательных задач. В качестве разминки хорошо предложить несложные задачи, загадки, логические упражнения.

В ходе конкурса рекомендуется использовать различные варианты доступного детям занимательного математического материала, предусматривается смена умственной и двигательной активности, коллективного и индивидуального выполнения заданий. Необходимо чередовать работу с использованием наглядных пособий и без них, а также включать различные виды детской активности. Трудный материал сменяется более легким; при этом самый легкий, интересный, успокаивающий дается в конце конкурса.

Музыкальное сопровождение конкурса придает ему положительную эмоциональную окраску, поднимает настроение участников и болельщиков.

Дети особенно любят соревнования, конкурсы на определенную тему, связанную одним сюжетом, например «Конкурс продавцов», «Геометрический конкурс», «Догонялки» и др. Сохраняя тему, сюжет конкурса, воспитатель может усложнять или упрощать задания в зависимости от уровня развития детей, их знаний и умений.

О том или ином конкурсе воспитатель предупреждает детей за два – три дня. Дети готовятся к нему, помогают подобрать необходимые пособия, атрибуты.

В начале конкурса, перед разминкой или еще раньше, детей делят на две команды. Если детей в группе мало, можно не делить их на команды, а проводить соревнование между всеми детьми группы, оценивая лучшие ответы, например, звездочками или флажками.

Команды выбирают названия и капитанов. Если сами дети затрудняются, названия может предложить воспитатель. Хорошо, когда название команды связано с темой и содержанием конкурса. Так, в конкурсе детей, способных к математике, «Ну-ка, звездочка, зажгись!» команды могут называться «Звездочки» и «Всезнайки»; в конкурсе «Поможем Незнайке и Почемучке сохранить дружбу» - «Добрые ребята» и «Смелые ребята»; в «Геометрическом конкурсе» - «Шарики» и «Кубики» и т.п.

Конкурс ведет воспитатель. Он оценивает ответы детей, выполненные ими задания, мотивирует свои оценки. В ходе конкурса воспитатель использует косвенные приемы руководства: напоминание, совет, разъяснение, предложение, уточнение ответов. Уместны будут наводящие и подсказывающие вопросы. Важно, чтобы все дети поняли сущность заданий, а также допустимые способы решения.

В конце конкурса подсчитывается количество звездочек, флажков, конфет или других призов, полученных за выполнение заданий. Определяется команда-победитель или дети-победители, которые награждаются сувенирами, значками. Памятные подарки получают и проигравшие участники конкурса. Команду-победительницу дети приветствуют аплодисментами.

Конкурсы можно проводить в групповой комнате или в зале, оформленном математическим материалом.

В ходе конкурса воспитатель следит за состоянием детей, их настроением, желанием продолжать соревнование. В зависимости от этого оно может быть продлено или сокращено. Важно, чтобы дети ждали математических конкурсов, с удовольствием принимали участие.

Цель конкурса для воспитателя – проверить свои профессиональные знания и умения. Их можно провести как в детском саду, так и в педучилище – как разновидность практических занятий.


Заключение

 

Детский сад, как нам известно, является промежуточным этапом между младенчеством и школой. Этот этап невероятно ответственен, поскольку ребенок должен отправиться в школу, имея за плечами приличный багаж знаний и жизненных навыков. Элементарные математические представления даются детям в детском саду. Но нынешние малыши, оказывается, куда непоседливее предыдущих поколений! Заставить их сидеть на одном месте практически невозможно, а любое обучение предполагает усидчивость, терпение и внимание. Что же сделать для того, чтобы заложить в них необходимые знания, избегая привычных нравоучений и занудности? Фразы, наподобие этих: «Сидите тихо!», «Слушайте внимательно!» отпугнут кого угодно. Тогда выход один – ИГРА!

К счастью, цифры с удовольствием вписываются в игровое действие. Первое, что мы должны сделать – это заинтересовать детей. А уж если интерес появился, то появится и желание более тесно познакомиться с математикой. Второе – организовать творческое и активное сотрудничество детей и воспитателя. Надо помнить, что для этого нам понадобится большое количество наглядного материала, иначе нельзя, особенно это касается математического счета, где без наглядности не обойтись.

Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Без учебного процесса на занятие математикой, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его веселым и увлекательным. Надо помнить, что ключевым словом на занятиях должно быть слово – ТВОРЧЕСТВО!


Библиографический список

 

1.Новикова В.П. Математика в детском саду. 5-6 лет: Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.

2.Новикова В.П. Математика в детском саду. 6-7 лет: Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.

3.Дурова Н.В., Новикова В.П. Развивающие упражнения для подготовки детей к школе.- М.: Школьная Пресса, 2009.

4.Новикова В.П., Тихонова Л.И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях. - М.: Мозаика – Синтез, 2007.

5.Дурова Н.В., Новикова В.П. Ступеньки к познанию: пособие для занятий родителей с детьми 5-6 лет. – М.: Детство – пресс, 2003.

6.Новикова В.П. Мои часы: Время, часы, календарь: практические занятия: для детей 5-7 лет. – М.: Карапуз, 2003.

7.Канашевич.Т. Математика. Пространственные отношения. – М.: Современная школа, 2008.

8.Помораева И.А.,Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

9.Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. - М.: ВАКО, 2009.

10. Программа воспитания и обучения в детском саду./ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика – Синтез, 2009.

11. Антонова А.В., Арапова-Пискарева Н.А., Веракса Н.Е. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 162.