Гибкость основы измерения и методики развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития.

Есть дети, которые отличаются высокой гибкостью, подвижностью, во всех суставах – голеностопном, локтевом, плечевом, позвоночника и др. Здесь можно говорить о проявлении феномена «общая гибкость». Однако значительно чаще встречаются случаи, когда ребенок имеет отличную подвижность в одном суставе, например локтевом, но удовлетворительную в другом, например тазобедренном. Поэтому проявления гибкости носят, скорее, специфический характер. Это значит, что, во-первых, с помощью одного теста, измеряющего гибкость (подвижность) какого-либо сустава ученика, нельзя получить исчерпывающую. Информацию о степени ее развития вообще; во-вторых, при тренировке гибкости следует использовать широкий арсенал упражнений, воздействующих на подвижность всех основных суставов, поскольку не наблюдается положительный перенос тренировок подвижности одних суставов на другие.

Результаты немногих генетических исследований говорят о высоком или среднем влиянии генотипа подвижность тазобедренных и плечевых суставов гибкость позвоночного столба. Пока не выявлено, - лица женского или мужского пола – испытывают большее влияние генотипического фактора развитие гибкости. В одних исследованиях установлено большее влияние наследственности на женский организм (в эксперименте участвовали близнецы от 12 до 17 лет), в других обнаружен больший склад генотипа (до 16%) для лиц мужского пола (исследовались близнецы 7 – 9 лет). Установлено также движение роли генотипа в процессе онтогенеза и меньшее его влияние на прирост гибкости в ходе целенаправленных тренировок.

Возрастно-половые и индивидуальные особенности развития гибкости в школьном возрасте

В отличие от других физических качеств, которые за время пребывания ребенка в школе могут улучшаться, превосходя первоначальную величину в несколько раз (например, показатели абсолютной силы), гибкость начинает регрессировать уже с первых лет жизни. Причина в постепенном окостенении хрящевых тканей, которые все менее уступают морфологическим изменениям, более прочным становится связочный аппарат, с каждым годом труднее поддающийся воздействию на растягивание; уменьшается эластичность связок, к 13 – 16 годам завершается формирование суставов. Сказаное иллюстрируют данные о темпах прироста активной и пассивной гибкости у мальчиков и девочек школьного возраста ( табл. 1 – 3)

 

Таблица 1

Темпы прироста активной и пассивной гибкости, % (обобщенные данные подвижности в суставах плечевого пояса, локтевых и лучезапястных)

Возраст, лет

Гибкость, % прироста

Активная

Пассивная

Мальчики, юноши Девочки, девушки Мальчики, юноши Девочки, девушки
7 – 10 4,9 3,2 -1,9 -0,1
11 – 14 -0,1 -1,4 -0,8 -1,7
15 – 17 -2,1 -2,1 -2,0 -2,0

 


Таблица 2

Темпы прироста активной и пассивной гибкости, % (обобщенные данные подвижности в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах)

Возраст, лет

Гибкость, % прироста

Активная

Пассивная

Мальчики, юноши Девочки, девушки Мальчики, юноши Девочки, девушки
7 – 10 5,5 6,2 -8,7 -9,5
11 – 14 -1,7 -2,6 -3,4 -2,3
15 – 17 -7,8 -2,4 -2,6 -2,1

 

Таблица 3

Темпы прироста активной гибкости позвоночного столба, % (обобщенные данные подвижности его различных отделов)

Возраст, лет

Пол

Активная гибкость, % прироста

Тазобедренный сустав при сгибании туловища Нужнегрудной поясничный отдел Верхне-грудной отдел Шейный отдел позвоночного столба
7 – 10 Мальчики Девочки 18,8 6,6 8,6 17,2 22,9 -6,2 17,0 22,2
11 – 14 Мальчики Девочки 3,4 10,4 5,1 20,0 11,6 6,4 6,0 4,1
15 – 17 Мальчики Девочки -9,5 -4,1 -14,3 10,3 -20,0 -4,2 -18,7 -9,3

 

В таблицах 1 – 3 представлены приросты результатов для каждой возрастной группы. Основой для расчетов явились результаты младших школьников в каждой возрастно-половой группе: в возрасте 7 – 10 лет – 7-летних детей, в подростковом возрасте – 11-летних, в юношеском – 15-летних. Например, установлено, что предельно возможная амплитуда движений в голеностопном суставе к 10 – 12-летнему возрасту уменьшается почти на 25%. Лишь в суставах позвоночного столба активная и пассивная гибкость улучшается до 13 – 14 лет, однако в целом с 10 – 11 лет наступает естественный регресс подвижности во всех суставах. Этому естественному регрессу гибкости можно противодействовать тем эффективнее, чем меньше возраст учащихся.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 176.