рассматриваются предпосылки становления и развития двусторонних отношений между Казахстаном и Узбекистаном, динамика политических процессов, торгово-экономические и гуманитарные отношения на современном этапе.
Дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан установлены 23 ноября 1992 года. С июля 1993 года в Алматы функционирует посольство Республики Узбекистан, в ноябре 1993 года в Ташкенте было открыто посольство Республики Казахстан. Между республиками зафиксированы основные принципы двусторонних отношений в Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан от 24 июня 1992 года. Исключительно важным в данном договоре является двустороннее признание государственного суверенитета и независимости, равноправия и невмешательства во внутренние дела, в международной деятельности государства будут выступать в качестве суверенных, равноправных и дружественных государств. Основным фактором двустороннего соглашения является достижение признания и уважения территориальной целостности и нерушимости ныне существующих границ, отказ от любых посягательств, что зафиксировано в этом Договоре [11].
Казахстан и Узбекистан в геополитическом смысле, в силу своего географического расположения, численности населения, общей культуры, традиций и обычаев бесспорно являются значимыми республиками для Центральной Азии. На сегодняшний день, не считая некоторые разногласия, сотрудничество между Казахстаном и Узбекистаном развиваются динамично. Главы государств отчетливо и успешно взаимодействуют в вопросах как экономической интеграции, так и региональной безопасности, что необходимо для обеих сторон.
Казахстан и Узбекистан являясь участниками организаций СВМДА, ШОС, ЦЭС совместно действуют в борьбе против терроризма, политического и религиозного экстремизма, транснациональной организованной преступности и иными угрозами стабильности и безопасности. В январе 1994 года для активизации хозяйственного сотрудничества между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан был подписан «Договор о создании единого экономического пространства», к которому вскоре присоединились Кыргызская Республика, а затем и Таджикистан. По своему содержанию указанный документ имел явную интеграционную направленность. В частности, он предполагал свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и обеспечивал условия для проведения согласованной кредитно-расчетной, бюджетной, налоговой, ценовой, таможенной и валютной политики [12].
Как свидетельствует международный опыт, тенденция к интеграции на региональном уровне опирается, прежде всего, на политический авторитет и экономическую мощь крупнейших стран региона. Если следовать логике Европейского союза, в Центральной Азии в качестве интеграционных «моторов» Казахстан и Узбекистан выступают по праву. За ними сохраняется сегодня преобладающая часть территории, природных и людских ресурсов, а также хозяйственного потенциала региона. Поэтому можно заявить без преувеличения, что именно от состояния казахстанско-узбекистанских взаимоотношений в первую очередь зависит судьба Центральноазиатского экономического союза.
Встречи Глав двух государств, в том числе в рамках заседаний ЦАЭС, способствуют расширению взаимного политического и экономического сотрудничества. К примеру, по итогам состоявшегося в июне 2000 года в Душанбе заседания Глав государств ЦАЭС были подписаны «Стратегия интеграционного развития ЦАЭС до 2005 года» и «Программа первоочередных действий по формированию единого экономического пространства на период до 2002 года» [13]. По инициативе Главы казахстанского государства Президенты четырех стран приняли Обращение к мировому сообществу и международным организациям по ситуации в Афганистане. Руководители стран-участниц ЦАЭС поддержали предложение Н.А. Назарбаева об ускорении мероприятий по созданию водно-энергетического консорциума, что даст возможность качественного развития сельского хозяйства и других направлений сферы экономики.
Таким образом, в начале 90-х годов ХХ века между республиками формировалась правовая и законодательная база для политического, дипломатического, экономического сотрудничества, которая позже развивалась и достигла на сегодняшний день более чем 170 договоренностей разного направления, охватывающие практически все сферы взаимодействия.
Во втором разделе
Современная история взаимоотношений Казахстана и Узбекистана проанализированы приоритетные направления сотрудничества между Казахстаном и Узбекистаном, экономические связи между двумя государствами, социально-экономическое положение казахской ирреденты в Узбекистане и узбекской диаспоры в Казахстане, решение пограничных территорий.
В подразделе
2.1 Основные этапы развития казахстанско-узбекистанского сотрудничества исследуется эволюция отношений между двумя республиками в дипломатической, экономической и гуманитарной сфере.
Важным событием в казахстанско-узбекистанских отношениях явился официальный визит Президента Казахстана Н.А. Назарбаева в Республику Узбекистан 30-31 октября 1998 года, в ходе которого были обсуждены проблемы двустороннего сотрудничества и подписаны 8 документов: Договор о вечной дружбе, Договор об углублении экономического сотрудничества на 1998-2007 гг.; Программа экономического сотрудничества на 1998-2007 гг.; Соглашение о сотрудничестве в области поисков, разведки и разработки месторождений нефти и газа; о производственной кооперации; о сотрудничестве и таможенных делах; о сотрудничестве в борьбе с преступностью; о сотрудничестве в области образования; о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между акиматом города Астаны и хокимиятом города Ташкента.
Военная сфера также является индикатором сотрудничества между Казахстаном и Узбекистаном. Казахстанско-кыргызско-узбекистанское межправительственное Соглашение о военно-техническом сотрудничестве от 8 июля 1994 года направлено на решение вопросов «материально - технического обеспечения вооруженных сил, поставках вооружения, техники, боеприпасов» [14].
В годы независимости сотрудничество между двумя странами поднялось на новый уровень развития. Особо важным этапом в дальнейшем углублении экономического объединения региона стали визиты И.А. Каримова в Казахстан в 1997 и 2006 годах, визиты Н.А. Назарбаева в Ташкент в 1998 и 2000 годах. За прошедшие годы стороны подписали более 170 межгосударственных и межправительственных документов. В настоящее время Казахстан и Узбекистан успешно взаимодействуют и в рамках международных, региональных организаций, таких как СНГ, ШОС и ЕврАзЭС. Возрастает товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном. При этом лидирующие позиции занимают сферы транспортно-коммуникационных услуг, Машиностроительной промышленности и сельскохозяйственной продукции. Если в 2002 году товарооборот двух стран составлял 263,3 млн. долларов, то в 2006 году он вышел на отметку полмиллиарда долларов [15].
Очевидно, что постоянный диалог и расширение торгово-экономических связей между соседними государствами отвечает стратегическим задачам и национальным интересам обоих государств. В то же время такой формат общения способствует углублению двустороннего сотрудничества.
В подразделе
2.2 Вопросы диаспор и проблемы делимитации казахстанско-узбекистанских границ изучается социально-экономическое положение казахской ирреденты в Узбекистане и узбекской диаспоры в Казахстане как факторов сближения между республиками. Следует учесть, что без освещения данной проблемы нельзя раскрыть процесс государственной делимитации и демаркации границ между двумя государствами.
Узбекская диаспора Казахстана активно стремится к изучению родного языка и сохранению своей национальной культуры, что подтверждено фактом открытия узбекского театра в Шымкенте, увеличения тиражей периодических изданий, активного участия в различных культурно - массовых мероприятиях узбекского центра. Именно наличие своей специфичной культуры делает сообщество людей определенным этносом, а её диаспора взаимообогащает культуру и духовную жизнь республики. В начале XXI века в 83 узбекских и 64 смешанных школах Казахстана обучалось более 85 тыс. учеников, ежегодно школы выпускают более 5,5 тыс. выпускников. В Казахстане организовано 30 узбекских детских садов, в них воспитывается более 2000 детей [16].
Делимитация границы между Казахстаном и Узбекистаном была сложной проблемой, прежде всего потому, что практически невозможно было установить абсолютную истину о принадлежности тех или иных территорий какому-либо одному государству. Исторически на этих землях жили казахи, узбеки, таджики и представители других народов. В разные периоды создавались и распадались государства, а вместе с ними менялись и границы. В период советской власти границы между республиками изменялись несколько раз. Например, если в 1924 году в результате политики размежевания Каракалпакстан отошел в состав Казахской АССР, то в 1936 году по решению Центра республика вошла в состав Узбекской АССР. В связи с этим аппеляция к истории в данном случае была бы не совсем правомерной, а манипуляции различными историческими хрониками могут привести только к эскалации напряжения в отношениях между двумя странами.
На сегодняшний день между Казахстаном и Узбекистаном отсутствуют какие-либо споры по вопросам делимитации и демаркации государственной границы, все спорные вопросы решены с учетом обоюдных интересов. Например, поселок Багыс перешел к Казахстану. 5 населенных пунктов, расположенных вдоль Арнасайской плотины, где проживают преимущественно казахи, по обоюдной договоренности перешли к Казахстану. Этнические казахи из пограничного поселка Туркестанец смогут выбрать по своему усмотрению место проживания - остаться в Узбекистане или переехать на историческую родину. К судьбе каждой семьи государственные органы Казахстана подошли индивидуально и оралманам были предоставлены определенные льготы. В кперспективе к поселку Багыс проведут новую трассу, которая соединит его с основной магистралью Южно-Казахстанской области. Три поселка Кызылординской области, где живет узбекское население, были переданы в состав Узбекистана.
Данные результаты были достигнуты в результате длительных переговоров Глав государств. В докладе на IV сессии Ассамблеи народа Казахстана Н.А. Назарбаев отметил: «и сегодня мы имеем возможность от вопросов, связанных с решением проблем весьма непростого правового прошлого, от накопившихся веками негативных стереотипов перейти к решению качественно иной ключевой задачи - новой гражданской идентификации всех национальных групп современного Казахстана. От того, как мы решим эту задачу, зависит и политическая стабильность, и экономический прорыв, и состояние культуры. От этого зависит будущее наших детей» [17].
В подразделе
2. 3 Направления экономического партнерства и их перспективы исследованы многосторонние отношения между Казахстаном и Узбекистаном.
Современное развитие казахстанско-узбекистанских экономических отношений имеет богатый исторический фундамент. Веками на территории Казахстана и Узбекистана шумели восточные базары, сотни лет по караванным дорогам перевозились драгоценные шелка и камни, золото и серебро, кожа, породистые лошади, экзотические птицы и звери, происходил постоянный непрекращающийся товарообмен.
В начале 90-х годов увеличился импорт узбекских товаров в Казахстан - это сельхозпродукты, природный газ, некоторые виды промышленной продукции и импортные автомобили, собираемые в Узбекистане. Правда, для этой республики характерно снижение объемов торговли со странами СНГ за счет увеличения торговли с другими государствами. Тем не менее, происходило и снижение товарооборота между Казахстаном и Узбекистаном. Так, в 1996 году наблюдался устойчивый рост поставок товаров из Казахстана в Узбекистан, но одновременно почти в два раза уменьшился объем поставок узбекских товаров на внутренний рынок Казахстана. Ситуацию также усугубило то, что Узбекистан фактически отказался от импорта некоторых казахстанских товаров, в частности зерна.
В 2005 году существенно увеличилось число предприятий, созданных с участием казахского и узбекского капитала. На начало 2006 года в Казахстане функционировало 87 предприятий с участием узбекистанских резидентов, а в Узбекистане насчитывалось 73 предприятия с казахстанскими инвестициями. Однако обе стороны признают, что имеется огромный потенциал для развития взаимовыгодных торгово-экономических отношений. Президенты двух стран дали поручения государственным органам принять необходимые меры для снятия барьеров на пути торговли. Хотя за это время и проделана определенная работа, в этом вопросе имеется еще много резервов. В частности, это касается упрощения процедур и унификации правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств на внутренних границах, организации транзита через территорию Казахстана и взаимных поставок грузов. Особенно следует отметить возрастающее значение сотрудничества в сфере транспорта, так как интенсивный рост товарооборота, как следствие, приводит к увеличению перевозок грузов. К примеру, транзит казахстанских грузов через Узбекистан в южном направлении за последние три года увеличился почти на 20 %.
На встрече лидеров двух государств в январе 2006 года была выражена обоюдная уверенность, что взаимное сотрудничество Узбекистана и Казахстана в различных сферах и впредь будет последовательно развиваться, а также выражена приверженность во всемерном углублении и расширении регионального сотрудничества в Центральной Азии. Устойчивое развитие экономик наших государств, набравших за последнее время впечатляющие темпы роста, настоятельно диктуют необходимость усиления торгово-экономических отношений и производственных связей между хозяйствующими субъектами. В течении последних трех лет объемы внешнеторговых оборотов Казахстана и Узбекистана стабильно увеличиваются. Только в Узбекистане его ежегодный рост составляет в среднем 20 % . При этом наблюдается тенденция существенного опережающего роста объема взаимной торговли, который за два года увеличился почти на 75 %. Характерно, что имевшее место в прошлом отрицательное сальдо в двусторонней торговле в 2005 году практически выровнилось [18].
Н.А. Назарбаев выступая 30 октября 2008 года на заседании Совета Глав правительств-членов ШОС, отметил, что на фоне глобального финансового кризиса наблюдается снижение интенсивности развития мировой экономики, убытки крупнейших мировых банков и финансовых институтов исчисляются миллиардами долларов. Необходимо направить усилия на разработку системных мер по преодолению кризисных явлений с минимальными потерями. Глава государства также подчеркнул актуальность расширения инвестиционного сотрудничества. Для его развития необходимо снять все возможные барьеры и препоны. Взаимные инвестиции в экономики стран Организации будут способствовать развитию инфраструктуры, образованию современных производств, созданию новых рабочих мест.
Третий раздел
Казахстанско-узбекистанские взаимосвязи в гуманитарной сфере посвящен вопросам сотрудничества в гуманитарной сфере, науке, здравоохранении, а также перспективе двусторонних отношений.
Подраздел
3. 1 Развитие сотрудничества в сфере науки, образования и здравоохранения
Гуманитарное сотрудничество, безусловно, важная сфера двусторонних отношений, его всемерное развитие в полной мере отвечает чаяниям и устремлениям народов двух стран. В то же время необходимо отметить, что связи в данной сфере могли бы развиваться более динамично. После обретения нашими странами независимости, нам пришлось решать довольно сложные проблемы. Первое десятилетие было посвящено проблемам укрепления государственности, региональной и национальной безопасности, благосостояния наших народов. Теперь у нас появилась реальная возможность обратить взор к нашим духовным потребностям. За короткий исторический период развития казахстанского общества сотрудничество Казахстана и Узбекистана в области образования претерпело значительные изменения по своей сути, стоящим задачам, преследуемым целям и организационно-правовым нормам. Сотрудничество в процессе реформирования системы образования является приоритетным и необходимым условием для равноправного вхождения Республики Казахстан в мировое сообщество, поскольку оно способствует определению конечных целей и задач реформ через учет общепризнанных стандартов образования.
Важную роль в двустороннем сотрудничестве в обеспечении необходимого уровня теоретических и практических занятий имел практиковавшийся обмен учеными, квалифицированными преподавателями вузов. В Узбекистане известны научные труды историков Б.А. Тулепбаева, К.М. Байпакова, С.Ф. Мажитова, М.К. Абусеитовой, этнографа У.Х. Шалекенова, демографа Х. Салимова, филолога М. Джусупова, работы архитекторов М. Мендикулова, М. Жандарбека и др.
Важными формами сотрудничества в сфере науки являются научно-практические международные конференции и симпозиумы. Обобщенные в главе фактические данные свидетельствуют о том, что в исследуемый период были заложены основы развития культурных, научных и других связей в качественно новых условиях, определены приоритетные направления сотрудничества, по которым осуществлялась определенная работа. Вместе с тем, в культурном сотрудничестве не доставало системного подхода, а слабым звеном в сфере науки, например, оставалось то, что в нем больше преобладало проведение совместных научных форумов и недостаточное внимание уделялось совместному эффективному использованию имеющегося у республик научного потенциала, организации совместных научных исследований, в том числе по проблемам, имеющим региональное значение.
Приказом Председателя Комитета РК по управлению архивами и документацией от 16 ноября 2001 года утверждена «Программа мероприятий по поиску и приобретению копий документов по истории Казахстана ХV-ХХ вв. из архивов и научных учреждений зарубежных государств, имеющих историческую и культурную ценность для Республики Казахстан на 2002 год». В этой связи Центральным государственным архивом Республики Казахстан были заключены договора с учеными-историками о проведении работ по выявлению документов по истории Казахстана в Центральном государственном архиве Республики Узбекистан.
С целью углубления сотрудничества в области образования и литературы был проведен конкурс среди студентов вузов Узбекистана «Мир Абая - мой мир», посвященный изучению творческого наследия великого казахского просветителя и поэта Абая Кунанбаева. Другой конкурс на лучший реферат по теме «Многовековая дружба Узбекистана и Казахстана: история и современность» вызвал большой и неподдельный интерес среди студентов Узбекистана.
В подразделе
3.2 Культурные контакты между двумя государствами изучаются взаимоотношения в культурной сфере.
С построением национальной государственности претерпели изменения отношений к прошлому, богатому историческому наследию, духовным ценностям и традициям. Возрождаются народные праздники и обычаи, укрепляется национальное самосознание представителей всех Националь-ностей, как проживающих в Казахстане, так и в Узбекистане. Из забвения возвращаются имена многих выдающихся личностей - государственных деятелей и полководцев, великих ученых и мыслителей прошлого.
В области культурного сотрудничества между Казахстаном и Узбекистаном большую работу выполняет Казахский национальный культурный центр и газета «Нурлы жол», издающаяся в Узбекистане. В отчете председателя центра У.Ф. Аскарова в Министерство юстиции Республики Узбекистан показано, что 2007 год был плодотворным в развитии культурного взаимодействия между братскими республиками. На сегодня не только на государственном уровне, но и между регионами идет процесс тесного сотрудничества в области культуры. Например, 16 февраля 2007 года состоялись гастроли Жетысайского театра Южно-Казахстанской области в Навоийской области, которые закончились гала-концертом во дворце «Туркестан» в Ташкенте [19].
Послом Республики Казахстан в Узбекистане А. Мырзахметовым и Акимом города Ташкента А. Тохтаевым были достигнуты договоренности об установления памятника А. Кунанбаеву в Ташкенте и А. Навои в Алматы. Кроме того, высказалось мнение об открытии мемориальной доски на здании, в котором учился и работал М. Ауэзов. Данная договоренность достигла своей цели. На гостеприимной земле Узбекистана прошли мероприятия, посвященные 150-летию Абая, 100-летию М. Ауэзова, а также конференция в Алматы на тему «Роль и место Амира Тимура в истории народов Центральной Азии». 15 марта 2007 года в Кибрайском районе Ташкентской области в казахской школе имени М. Ауэзова состоялся юбилейный вечер, посвященный 110-летию великого казахского писателя.
Руководство Республики Узбекистан с уважением и почтением относится к культурному достоянию казахского народа. Примером этого служит состоявшийся 29 марта 2007 года благотворительный обед в честь казахского батыра Толе-би в городе Ташкенте. Помимо этого, по решению ЮНЕСКО широко отмечались в Узбекистане 2500 - летие всемирно известных городов Бухары и Хивы, юбилеи ученых Улугбека, Навои и многих других.
Город Астана является символом и гордостью нашей республики. Между Ташкентом и Астаной ежегодно проводятся культурные фестивали. Так, 18 апреля 2007 года состоялись гастроли Казахского государственного театра драмы имени Куанышбаева, 3-7 октября 2007 года Казахского академического театра имени М. Ауэзова в Ташкенте, Международный фестиваль искусств «Алем Саннияз-Казахстан», в котором принял участие коллектив Узбекского государственнего академического театра имени Хамзы.
Таким образом, культурные отношения Казахстана и Узбекистана нельзя рассматривать только лишь в рамках современности. Их культурное взаимодействие уходит корнями в далекое прошлое, еще в периоды тюркской цивилизации. Тем не менее, после обретения независимости культурные контакты двух государств не прекращались и развивались уже на равноправной основе.
В подразделе
3. 3 Казахстанско-узбекистанские отношения в исторической перспективе исследуются стратегические взаимосвязи на ближайшую и долгосрочную перспективу двух государств.
Мировой экономический кризис и глобализация будут влиять на идеологию, повсеместно затрагивая внешнеполитические и внутриэкономические аспекты. С целью сохранения исторически сложившихся политико-экономических отношений, самобытной культуры в данном регионе необходимо развивать всесторонние контакты. Интересы мировых держав концентрируются также в Центральной Азии, что обусловлено богатыми энергетическими ресурсами, которыми обладают Казахстан и Узбекистан.
Казахстан и Узбекистан идут по пути стабильно развивающейся экономики. Для этого в первую очередь необходимо создать благоприятную ситуацию для иностранных инвестиций, что и предусмотрено Программами на ближайшую и среднесрочную перспективу, принятыми двумя государствами. Мировой финансовый кризис отразился на экономике Казахстана и Узбекистана, что связано с разным уровнем производства. Казахстан является одним из лидеров экономических реформ среди стран СНГ и стремится войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Такое приоритетное направление Н.А. Назарбаев определил в Послании народу Казахстана «Через кризис к обновлению и процветанию», что кардинально повернуло экономику Казахстана в инновационное русло.
Современная Центральная Азия, находясь в фокусе мировой геополитики, начинает формироваться как отдельный самостоятельный, а в определенном смысле и самодостаточный регион, становясь частью динамичной системы межгосударственных отношений. Ряд экспертов полагает, что в централь-ноазиатском сообществе идет процесс объединения, связанный с необходимостью борьбы с терроризмом и экстремизмом, а также совместного использования жизненно важных природных и техногенных ресурсов, что приводит к мобилизации регионального сотрудничества, основывающегося на «энергетике и безопасности».
Формулу жизненных национальных интересов двух государств в регионе можно свести к следующим основополагающим понятиям: безопасность, стабильность, сотрудничество. В то же время казахстанско-узбекистанские отношения пережили сложные моменты, когда были нарушены экономические взаимоотношения, увеличились недопоставки товаров, сырья и материалов. Казахстанско-узбекистанская граница имеет большую протяженность. В Узбекистане проживает многочисленная диаспора казахов. В современный период глобализации значительно возросла интенсивность межэтнических и внутриэтнических процессов, базирующихся на важных изменениях в социально-экономической, политической и культурной сферах. Республика Казахстан полиэтнична и поэтому важнейшим условием укрепления ее независимости и цивилизованного развития является духовное возрождение и единение народов, тесное интеллектуальное сотрудничество с соотечественниками, волею судьбы оказавшимися за пределами своей исторической родины.
Долгосрочные интересы Казахстана и Узбекистана в перспективе по нашему мнению должны быть следующие:
- сохранение общей стабильности в мире, способной противостоять региональным конфликтам;
- ликвидация очагов напряжения и вооруженных конфликтов у границ двух государств;
- неприемлемость участия для Казахстана и Узбекистана в каких-либо военно-политических блоках;
- отказ от идеологизации внешней политики и развитие конструктивных отношений со всеми государствами мира; укрепление и развитие миротворческих возможностей ООН, ОБСЕ и других международных структур безопасности в целях скорейшего политического урегулирования региональных вооруженных конфликтов;
- сохранение и укрепление внутренней стабильности, нормализация и стабилизация положения на региональном и субрегиональных уровнях;
- перевод в практическую плоскость проектов интеграционного сотрудничества в рамках Центральноазиатского экономического сообщества, подключение к этому процессу и Туркменистана;
- создание в регионе Центральной Азии стабильной системы коллективной безопасности при вовлеченности в этот процесс международных структур безопасности и ядерных держав.
Отношения между Казахстаном и Узбекистаном в перспективе будут еще более тесными. Это связано, прежде всего, с тем, что лидеры обоих государств заинтересованы в стабильном и бесконфликтном развитии стран региона. Не исключено, что стороны заинтересованы и в сохранении существующих режимов правления друг у друга, поскольку их смена может привести к радикальному изменению политического курса, в том числе внешне-политического. Кроме того, в Узбекистане есть и свои проблемы, связанные с ростом фундаментализма и охраной границ с Таджикистаном и Афганистаном. Казахстан же поддерживает политику нынешнего руководства Узбекистана, направленного на политическую стабилизацию в регионе. Очевидно, что рост политической напряженности в Центральной Азии не может не волновать и Казахстан, заинтересованного в совместной борьбе против радикального экстримизма и фундаментального терроризма. В связи с этим, во время Саммита тюркоязычных стран, прошедшего в Баку 9-10 апреля 2000 года Президент Н.А. Назарбаев заявил, что Казахстан любые действия, направ-ленные против Узбекистана, воспримет как действия, направленные против себя и примет все меры для эффективного противодействия терроризму [20].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Узбекистан занимает одно из приоритетных мест во внешней политике Казахстана. Оба государства обладают весомым экономическим и человеческим потенциалом, имеют общие исторические корни, давние дружеские связи. Главная задача Республики Казахстан - максимально реализовать потенциал казахстанско-узбекистанского сотрудничества в стратегических интересах обеих стран.
В целом, сотрудничество между Казахстаном и Узбекистаном имеет положительную динамику. Договорно-правовая база казахстанско-узбекистанских отношений охватывает практически все грани сотрудничества. Товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном достаточно стабилен. У двух государств одна цель - сохранить стабильность и мир в регионе и всесторонне развивать тесные добрососедские связи. Казахстан и Узбекистан как два важных государства центральноазиатского региона имеют огромный потенциал для развития политических, экономических, культурно-гуманитарных отношений.
В исследуемый период получили свое развитие культурные связи между двумя странами. Были восстановлены многие традиции культурного взаимообмена, возникли новые его формы. Были осуществлены меры по развитию сотрудничества в области подготовки кадров, науки и здравоохранения. Взаимодействие республик в этих сферах позволило добиться некоторых положительных количественных и качественных изменений, создать основу для будущих глубоких интеграционных процессов.
Научное осмысление опыта сотрудничества Казахстана с Узбекистаном в 1991-2008 годы позволяет нам предложить также практические рекомендации, направленные на дальнейшее развитие и совершенствование межгосударственных связей, которые в основном сводятся к следующему:
- учитывая актуальность проблемы региональной безопасности, было бы целесообразным инициировать создание в Центральной Азии Единой системы коллективной безопасности под эгидой ООН. В ее создании могли бы принять участие страны региона, США, ведущие западноевропейские и другие государства;
- на новом этапе развития стран Центральной Азии, который начался с 2002 года, производственная сфера в значительной степени будет определять уровень и содержание интеграции. Исходя из этого, желательно определить на межгосударственном уровне отрасли, на базе которых можно было создать инновационные предприятия и оказать им государственную поддержку путем предоставления им налоговых и других льгот;
- развитию экономической интеграции, формированию единого экономи-ческого пространства, облегчению взаиморасчетов между республиками способствовало бы введение в государствах региона, наравне с национальными валютами, межгосударственной денежной единицы экю, который длительное время находился в обращении в европейских странах до введения единого евро;
- в целях углубления культурных связей и повышения в этом роли общественных организаций, актуальным является поддержка правительствами стран региона «Ассамблеи культур народов Центральной Азии». Активизация этого движения позволит усилить культурный взаимообмен, придаст ему системный и планомерный характер.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 195.