Основные средства предприятий формируются в результате:
— капитальных инвестиций (сооружения, приобретения);
— взноса учредителей в уставный капитал предприятия;
— безвозмездного получения.
Под капитальными инвестициями понимают затраты предприятия на приобретение, создание, строительство, реконструкцию и техническое перевооружение основных средств и нематериальных активов.
Синтетический учет затрат на капитальные инвестиции осуществляется на счете 15 «Капитальные инвестиции». Счет имеет 5 субсчетов, в том числе:
151 – Капитальное строительство
152 – Приобретение (изготовление) основных средств
154 – Приобретение (создание) нематериальных активов.
По дебету счета 15 отражаются затраты на приобретение или создание материальных и нематериальных необоротных активов, а по кредиту — их списание на стоимость принятых в эксплуатацию объектов.
Аналитический учет капитальных инвестиций ведется по отдельным объектам.
Поступление основных средств в результате капитальных инвестиций отражается в учете записями, приведенными в табл.1.
Таблица 1
№ п/п | Наименование | Бухгалтерская запись | Сумма грн. | № ж/о | |
Дт | Кт | ||||
Учёт капитальных инвестиций
Таблица 2
№ п/п
| Наименование | Бухгалтерская запись | Сумма грн. | № ж/о | |
Дт | Кт | ||||
Взнос в уставный капитал | |||||
1 | Отражена сумма уставного капитала в соответствии с учредительными документами | 46 «Неоплаченный капитал» | 40 «Уставный капитал» | 50000 | 13 |
2 | Получен взнос в уставный капитал одного из учредителей в виде основных средств по справедливой стоимости на дату получения | 10 | 46 | 10000 | 13 |
Безвозмездное поступление | |||||
3 | Безвозмездно получены основные средства по справедливой стоимости на дату получения | 10 | 42 « Дополнительный капитал» 424 «Безвозмездно полученные необоротные активы» | 1000 | 13 |
Поступление основных средств в качестве взноса в уставный капитал или безвозмездно сопряжено с необходимостью определения их справедливой стоимости (справедливой считается стоимость актива, по которой он может быть обменен или получен в результате операций между осведомлёнными, заинтересованными и независимыми сторонами).
Согласованная учредителями предприятия справедливая стоимость внесенных в уставный капитал основных средств признается их первоначальной стоимостью и отражается на бухгалтерских счетах (табл. 2).
Безвозмездное получение основных средств также отражается в учёте по первоначальной стоимости, равной их справедливой стоимости. Дополнительно понесенные при этом затраты на транспортировку и подготовку объекта основных средств к эксплуатации также включаются в его первоначальную стоимость (табл. 2).
5. Учет износа и амортизации основных средств
В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются (физически, морально), передавая частями свою стоимость на себестоимость вновь созданного продукта. С целью накопления средств для полного восстановления изношенных объектов (реновации) стоимость снашиваемой части основных средств, в виде амортизационных отчислений, включают в затраты производства или обращения.
П(С)БУ 7 амортизация определена как систематическое распределение амортизируемой стоимости основных средств в течение срока их полезного использования.
Амортизируемая стоимость основных средств – это разница между первоначальной или переоцененной стоимостью объекта и его ликвидационной стоимостью. Под ликвидационной стоимостью понимают сумму, которую предприятие ожидает получить от реализации (ликвидации) объекта после окончания срока его полезного использования (эксплуатации) за вычетом ожидаемых расходов, связанных с реализацией (ликвидацией) объекта.
Объектом амортизации являются все основные средства, кроме земли, срок полезного использования которой не ограничен.
Сроком полезного использования основных средств является период, в течение которого соответствующий объект будет использоваться или с его использованием будет произведён ожидаемый объём продукции.
Предприятие самостоятельно определяет срок полезного использования.
П(С)БУ 7 предполагает следующие методы амортизации основных средств (кроме других необоротных материальных активов):
- прямолинейный;
- производственный;
- уменьшения остаточной стоимости;
- двойного уменьшения остаточной стоимости;
- кумулятивный;
- предусмотренные налоговым законодательством.
Рассмотрим каждый из методов, используя данные примера. Предприятие приобрело производственное оборудование первоначальной стоимостью 410000 гривен. Общий расчетный объем производства определен предприятием в размере 2000000 ед. Ликвидационная стоимость оборудования после его эксплуатации по предварительным оценкам может составить 10000 грн. Предполагаемый срок полезного использования составит 4 года.
Равномерная амортизация достигается преимущественно с помощью прямолинейного списания. При этом методе стоимость объекта основных средств списывается равными частями в течение всего периода эксплуатации. Сумма ежегодных амортизационных отчислений определяется делением амортизируемой стоимости на ожидаемый период времени использования объекта основных средств. С учётом исходных данных годовая сумма амортизации составит 100000 грн. (410000 – 10000 : 4).
Производственныё метод основан на том, что амортизация является только результатом эксплуатации объекта основных средств и временные сроки не играют никакой роли в процессе ее начисления. Ежегодная сумма амортизации при этом методе определяется умножением фактического годового объёма продукции (работ, услуг) на производственную ставку амортизации. В свою очередь производственная ставка амортизации определяется делением амортизируемой стоимости на общий расчётный объём производства. С учётом исходных данных производственная ставка амортизации равна 0,2 грн. (410000 – 10000 : 2000000).
Основным недостатком этого метода является то, что в ряде случаев трудно определить выработку отдельных объектов основных средств.
Предприятия могут применять также методы ускоренной амортизации, при котором в первые годы эксплуатации основных средств списывается большая (основная) часть их стоимости с ежегодным снижением сумм амортизационных отчислений.
Одним из таких методов является метод уменьшения остаточной стоимости. Используя этот метод годовая сумма амортизации определяется умножением остаточной стоимости объекта основных средств на годовую норму амортизации.
При использовании метода двойного уменьшения остаточной стоимости основных средств норма амортизации удваивается и применяется не к амортизируемой стоимости, а к остаточной стоимости объекта. Следовательно, в данном случае годовая сумма амортизации определяется путем умножения остаточной стоимости объекта основных средств на удвоенную норму амортизации, исчисленную исходя из ожидаемого срока полезного использования объекта.
В приведенном примере годовая норма амортизационных отчислений, рассчитанная методом прямолинейного списания, составляет 25% (100% : 4 года); следовательно удвоенная норма будет равна 50%.
При использовании метода ускоренного уменьшения остаточной стоимости основных средств ликвидационная стоимость объекта не принимается во внимание, а сумма амортизации последнего года рассчитывается таким образом, чтобы остаточная стоимость объекта в конце периода его эксплуатации была не меньше его ликвидационной стоимости.
При кумулятивном методе (методе суммы цифр лет) годовая норма амортизации определяется как отношение оставшегося на начало отчетного года срока службы основных средств к сумме лет.
В рассматриваемом примере, исходя из того, что срок службы объекта 4 года, то сумма цифр лет составит 10 (1 + 2 + 3 + 4).
Для определения годовой суммы амортизационных отчислений норма амортизации соответствующего года умножается на разницу между первоначальной стоимостью объекта и его ликвидационной стоимостью.
Кроме вышеперечисленных методов начисления амортизации, предприятие в соответствии с П(С)БУ 7 может применять нормы и методы начисления амортизации, предусмотренные налоговым законодательством. В этом случае следует руководствоваться ст.8 Закона о прибыли.
Величина амортизационных отчислений определяется путём умножения нормы амортизации на балансовую стоимость группы основных средств.
Амортизация основных средств группы 1 производится по каждому отдельному объекту до достижения его балансовой стоимости ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (17000 грн.). Остаточная стоимость такого объекта включается в состав валовых расходов по результатам соответствующего налогового периода, а стоимость такого объекта приравнивается к нулю.
Амортизация основных фондов групп 2, 3 и 4 производится до достижения балансовой стоимостью группы нулевого значения. Согласно налоговому законодательству амортизация не начисляется, например, по основным средствам, приобретенным с целью дальнейшей перепродажи, основным средствам, находящимся на консервации, библиотечным фондам, непроизводственным фондам.
Начисление амортизации основных средств с применением всех перечисленных методов осуществляется ежемесячно начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств признается активом, и прекращается, начиная с месяца, следующего за месяцем выбытия объекта основных средств. На период реконструкции, модернизации и консервации начисление амортизации отдельных объектов основных средств приостанавливается.
Сумма начисленной амортизации отражается в бухгалтерском учете записью по кредиту счета 131 «Износ основных средств» в корреспонденции с дебетом счетов:
91 «Общепроизводственные расходы» (на сумму начисленной амортизации по основным средствам производственного назначения);
92 «Административные расходы» (на сумму амортизации объектов общехозяйственного назначения);
93 «Расходы на сбыт» (на сумму амортизации, начисленной по основным средствам, которые используются в подразделениях, занятых сбытом продукции);
Амортизация других необоротных материальных активов начисляется с использованием только прямолинейного или производственного метода. Кроме этого, амортизация малоценных необоротных материальных активов и библиотечных фондов может начисляться в первом месяце их использования в размере 50% амортизируемой стоимости, а остальные 50% – в месяце их списания с баланса. Допускается также 100%-е списание стоимости таких объектов в первом месяце их использования.
Для отображения накопленного износа других необоротных материальных активов предусмотрен субсчет 132 «Износ прочих необоротных материальных активов». Бухгалтерские записи, по отражению износа прочих необоротных материальных активов, и основных средств идентичны.
6. Учет ремонтов основных средств
Ремонт основных средств может осуществляться двумя способами — подрядным и хозяйственным. При подрядном способе все виды ремонтных работ выполняет подрядная организация. При хозяйственном способе ремонтные работы выполняются собственными силами.
И в том и в другом случае затраты на проведение ремонтных работ в бухгалтерском учёте включаются в состав расходов.
В налоговом учёте стоимость ремонтных работ разрешено включать в валовые расходы в пределах 10% остаточной стоимости всех групп основных средств на начало отчётного года. Остальная часть затрат на ремонт присоединяется к стоимости основных средств и подлежит амортизации. По группе 1 такие расходы учитываются пообъектно, по группам 2 и 3 – в целом по соответствующей группе.
Бухгалтерский учёт ремонтов основных средств осуществляется на отдельном субсчёте к счёту 23 «Производство», - 233 «Ремонт основных средств». По его дебету накапливаются расходы на ремонт, по кредиту – расходы списываются в зависимости от принадлежности основных средств на счета 231 «Основное производство», 232 «Вспомогательное производство», 91 «Общепроизводственные расходы», 92 «Административные расходы», 93 «Расходы на сбыт», 94 «Прочие расходы операционной деятельности».
Выполненные работы оформляются Актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № 03-2), на основании которого делают соответствующие записи в инвентарных карточках с указанием стоимости ремонта, номера и даты акта, а также на бухгалтерских счетах.
Основные бухгалтерские проводки, используемые при учете ремонта основных средств представлены в таблице.
Таблица
Основные бухгалтерские проводки в учете ремонта основных средств
№ п/п
| Наименование | Бухгалтерская запись | Сумма
грн. | № ж/о | |
Дт | Кт | ||||
1 | Принят к оплате счёт подрядной организации на сумму выполненных ремонтных работ (без НДС) | 233 | 631 | 10000 | 6 |
2 | Отражена сумма налогового кредита по НДС | 644 | 631 | 2000 | 6 |
3 | Отражены расходы на ремонт основных средств, выполненный хозяйственным способом | 233 | 20, 65, 66 | 900 | 10 |
4 | Списаны затраты на ремонт основных средств: - общепроизводственного назначения (здания, оборудование, транспорт и т.п. цехов основного и вспомогательного производства) - административного назначения (здание управления, транспорт, офисное оборудование и т.п. предприятия в целом) - основных средств, обеспечивающих сбыт продукции | 91 92 93 | 233 | 4900 4000 2000 | 10 |
7. Учет выбытия основных средств
Реализация и безвозмездная передача основных средств оформляется Актом приёмки-передачи. Ликвидация основных средств оформляется Актом на списание основных средств в котором показывается первоначальная стоимость объекта, сумма начисленного износа, остаточная стоимость, причина списания и производится расчёт результатов от списания.
Финансовый результат от выбытия объектов основных средств определяется как разница между доходом от операции выбытия и суммы остаточной стоимости объектов, непрямых налогов и расходов, связанных с операцией выбытия. На основании первичных документов делают соответствующие записи в инвентарных карточках, инвентарном списке и бухгалтерских регистрах.
Бухгалтерские записи по выбытию основных средств представлены в таблице.
Таблица Бухгалтерские записи по выбытию основных средств
№ п/п
| Наименование | Бухгалтерская запись | Сумма грн. | № ж/о | |
Дт | Кт | ||||
Реализация | |||||
1 | Поступила предоплата за реализованный станок | 311 «счета в банках в нац. Валюте» | 377 «Расчёты с прочими дебиторами» | 18000 | 8 |
2 | Отражена сумма налогового обязательства по НДС | 643 «Налоговые обязательства» | 641 «Расчёты по налогам» | 3000 | 8 |
3 | Списана остаточная стоимость станка | 97«Прочие расходы» 972 «с/с реализованных необоротных активов» | 10 «основные средства» | 11700 | 13 |
4 | Списана сумма износа | 131 «износ основных средств» | 10 | 5600 | 13 |
5 | Отражена договорная стоимость станка в составе доходов | 377 | 742Доход от реализации необоротных активов» | 18000 | 8 |
6 | Отражены расчёты по НДС | 742 | 643 | 3000 | 8 |
7 | Списана на финансовые результаты остаточная стоимость станка | 793 «Результат прочей обычной деятельности» | 972 | 11700 | 15 |
8 | Списан на финансовые результаты доход от продажи станка | 742 | 793 | 15000 | 15 |
9 | Отражена прибыль от продажи станка | 793 | 44 | 2300 | 15 |
Ликвидация | |||||
10 | Списана остаточная стоимость объекта | 976 «Списание необоротных активов» | 10 | 11700 | 13 |
11 | Списан износ | 131 | 10 | 5600 | 13 |
12 | Отражены затраты на ликвидацию объекта | 976 | 20, 65, 66 и др. | 860 | 10 |
13 | Оприходованы материалы, полученные от ликвидации объекта | 20 | 746 «Прочие доходы от обычной деятельности» | 450 | 15 |
14 | Отражена сумма налогового обязательства по НДС от остаточной стоимости объекта | 976 | 641 | 2340 | 8 |
15 | Списан на финансовые результаты доход от ликвидации (стоимость материалов) | 746 | 793 | 450 | 15 |
16 | Списаны на финансовые результаты остаточная стоимость, расходы по ликвидации и НДС 11700 + 860 + 2340 | 793 | 976 | 14900 | 15 |
17 | Отражён убыток от ликвидации объекта | 44 | 793 | 14450 | 15 |
8. Учет нематериальных активов
Бухгалтерский учет нематериальных активов ведется на активном счете 12 "Нематериальные активы" по группам в разрезе субсчетов. По дебету отражается поступление нематериальных активов, по кредиту – их выбытие.
К нематериальным активам относятся:
§ права пользования природными ресурсами;
§ права пользования имуществом (земельным участком, зданием, право на аренду помещений и др.);
§ права на знаки для товаров и услуг (товарные знаки, торговые марки, фирменные названия и др.);
§ права на объекты промышленной собственности (право на изобретения, промышленные образцы, ноу-хау, и др.);
§ авторские и смежные с ними права (право на литературные и музыкальные произведения, программы для ЭВМ, базы данных и др.);
§ иные нематериальные активы (право на проведение деятельности, использование экономических и иных привилегий и др.).
Нематериальные активы зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости.
Первоначальная стоимость приобретенного нематериального актива состоит из цены приобретения и иных расходов, непосредственно связанных с его приобретением и доведением до состояния, в котором он пригоден для использования по назначению. Инвестиции в приобретение нематериальных активов учитываются по дебету счета 15 "Капитальные инвестиции" без учета НДС. После ввода объекта в эксплуатацию инвестиции списываются с кредита счета 15 "Капитальные инвестиции" в дебет счета 12 "Нематериальные активы".
Первичной стоимостью бесплатно полученных или внесенных в уставный капитал предприятия нематериальных активов является их справедливая стоимость на дату получения.
Первичная стоимость нематериального актива, созданного самим предприятием, включает прямые расходы на оплату труда, прямые материальные расходы, иные расходы, непосредственно связанные с созданием этого нематериального актива и приведением его в состояние пригодности для использования по назначению (оплата регистрации юридического права, патентов, лицензий и др.).
Себестоимость самостоятельно изготовленных нематериальных активов формируется в дебете счета 15 "Капитальные инвестиции". После оформления права собственности на такие нематериальные активы их себестоимость составляет первоначальную стоимость и списывается с кредита счета 15 "Капитальные инвестиции" в дебет счета 12 "Нематериальные активы"
Порядок отражения операций по приобретению и созданию нематериальных активов показан в таблицах.
Отражение операций по приобретению нематериальных активов
№ п/п | Содержание операции | Сумма, грн. | Корреспонденция счетов | |
Дт | Кт | |||
1 | Отражается оприходование компьютерной программы | 1040 | 154 "Приобретение (создание) нематериальных активов" | 631 "Расчеты с отечественными поставщиками" |
2 | Отражается налоговый кредит по НДС | 208 | 641 "Расчеты по налогам" | 631 "Расчеты с отечественными поставщиками" |
3 | Отражаются расходы на установку программы | 50 | 154 "Приобретение (создание) нематериальных активов" | 631 "Расчеты с отечественными поставщиками" |
4 | Отражается налоговый кредит по НДС | 10 | 641 "Расчеты по налогам" | 631 "Расчеты с отечественными поставщиками" |
5 | Отражается оплата поставщику компьютерной программы и расходы на ее приобретение | 1308 | 631 Расчеты с отечественными поставщиками" | 311 "Текущие счета в национальной валюте" |
6 | Отражается ввод в эксплуатацию компьютерной программы | 1090 | 12 Нематериальные активы | 154 Приобретение (создание) нематериальных активов |
Отражение на счетах операций по изготовлению нематериальных активов(разработка компьютерной программы)
Содержание операции | Д-т | К-т |
Расходы на бумагу, дискеты и т. п. | 154 «Приобретение (создание) нематериальных активов» | 20 «Производственные запасы» |
Начисление зарплаты разработчикам | 154 | 66 «Расчеты по оплате труда» |
Начисления на фонд оплаты труда | 154 | 65 «Расчеты по страхованию» |
Расходы на документальное оформление авторских прав на программу и др. расходы | 154 | 631 «Расчеты с отечественными поставщиками» |
Зачисление НМА на баланс (после регистрации авторских прав) | 12 «Нематериальные активы» 125 «Авторские и смежные с ними права» | 154 |
При поступлении нематериальных активов как взноса в уставный капитал делается запись по дебету счета 12 Нематериальные активы" и кредиту счета 46 "Неоплаченный капитал" по справедливой стоимости, согласованной учредителями.
При безвозмездном получении нематериальных активов у получателя возникает обязательство перед бюджетом по налогу на прибыль со стоимости полученных нематериальных объектов. В бухгалтерском учете стоимость безвозмездно полученных объектов нематериальных активов отражается по дебету счета 12 "Нематериальные активы" и кредиту счета 42 "Дополнительный капитал" субсчет 4 "Безвозмездно полученные необоротные активы".
Начисление амортизации нематериальных активов осуществляется на протяжении срока их полезного использования, который устанавливается предприятием, но не более 20 лет.
Метод амортизации нематериального актива выбирается предприятием самостоятельно. Расчет амортизации осуществляется согласно стандарту № 7 «Основные средства».
При расчете амортизируемой стоимости ликвидационная стоимость нематериальных активов приравнивается к нулю (кроме отдельных случаев).
Начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором нематериальный актив стал пригодным для использования.
Начисление амортизации прекращается, начиная с месяца, следующего за месяцем выбытия нематериального актива.
Начисление амортизации отражается по кредиту счета 13 субсчет 133 «Износ нематериальных активов» и дебету счетов расходов предприятия 91, 92, 93 и др.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 247.