Учёт поступления основных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные средства предприятий формируются в результате:

— капитальных инвестиций (сооружения, приобретения);

— взноса учредителей в уставный капитал предприятия;

— безвозмездного получения.

Под капитальными инвестициями понимают затраты пред­приятия на приобретение, создание, строительство, реконструкцию и техническое перевооружение основных средств и нематериальных ак­тивов.

Синтетический учет затрат на капитальные инвестиции осу­ществляется на счете 15 «Капитальные инвестиции». Счет имеет 5 субсчетов, в том числе:

151 – Капитальное строительство

152 – Приобретение (изготовление) основных средств

154 – Приобретение (создание) нематериальных активов.

По дебету счета 15 отражаются затраты на приобретение или создание мате­риальных и нематериальных необоротных активов, а по креди­ту — их списание на стоимость принятых в эксплуатацию объектов.

Аналитический учет капитальных инвестиций ведется по отдельным объектам.

Поступление основных средств в результате капитальных инвестиций отража­ется в учете записями, приведенными в табл.1.

 


Таблица 1

№ п/п

Наименование

Бухгалтерская запись

Сумма грн.

ж/о

Дт Кт

Учёт капитальных инвестиций

1. Получен объект основных средств по договору поставки (акту выполненных работ) (без НДС) 152 «Приобретение (изготовление) основных средств» 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 20000 6 2. Отражена к возмещению из бюджета сумма НДС по поступившим основным средствам 641 «Расчеты по налогам» 63 4000 6 3. Произведена оплата за поступившие основные средства 63 31 «Счета в банках» 24000 2 4. Принят к оплате счет за транспортировку основных средств на предприятие 152 63 280 6 5. Отражена к возмещению из бюджета сумма НДС в составе транспортных расходов 641   63 56 6 6. Зачисление приобретенных объектов в состав основных средств на основании акта ввода в эксплуатацию (20000+280) 10 «Основные средства» 152 20280 16

 

Таблица 2

№ п/п

 

Наименование

Бухгалтерская запись

Сумма грн.

ж/о

Дт Кт

Взнос в уставный капитал

1 Отражена сумма уставного капитала в соответствии с учредительными документами 46 «Неоплаченный капитал» 40 «Уставный капитал» 50000 13
2 Получен взнос в уставный капитал одного из учредителей в виде основных средств по справедливой стоимости на дату получения 10 46 10000 13

Безвозмездное поступление

3 Безвозмездно получены основные средства по справедливой стоимости на дату получения 10 42 « Дополнительный капитал» 424 «Безвозмездно полученные необоротные активы» 1000 13

Поступление основных средств в качестве взноса в уставный капитал или безвозмездно сопряжено с необходимостью определения их справедливой стоимости (справедливой считается стоимость актива, по которой он может быть обменен или получен в результате операций между осведомлёнными, заинтересованными и независимыми сторонами).

Согла­сованная учредителями предприятия справед­ливая стоимость внесенных в уставный капитал основных средств признается их первоначальной стоимостью и отражается на бухгалтерских счетах (табл. 2).

Безвозмездное получение основных средств также отражается в учёте по первоначальной стоимости, равной их справедливой стоимости. Дополнительно понесенные при этом затраты на транс­портировку и подготовку объекта основных средств к эксплуатации также включаются в его первоначальную стоимость (табл. 2).

5. Учет износа и амортизации основных средств

В процессе эксплуатации основные средства изнашивают­ся (физически, морально), передавая частями свою стоимость на себестоимость вновь созданного продукта. С целью накоп­ления средств для полного восстановления изношенных объек­тов (реновации) стоимость снашиваемой части основных средств, в виде амортизационных отчислений, включают в затраты производ­ства или обращения.

П(С)БУ 7 амортизация определена как систематическое рас­пределение амортизируемой стоимости основных средств в течение срока их полезного использования.

Амортизируемая стоимость основных средств – это разница между первоначальной или переоцененной стоимостью объекта и его ликвидационной стоимостью. Под ликвидационной стоимостью понимают сумму, которую предприятие ожидает получить от реализации (ликвидации) объекта после окончания срока его полезного использования (эксплуатации) за вычетом ожидаемых расходов, связанных с реализацией (ликвидацией) объекта.

Объектом амортизации являются все основные средства, кроме земли, срок полезного использования которой не ограничен.

Сроком полезного использования основных средств является период, в течение которого соответствующий объект будет ис­пользоваться или с его использованием будет произведён ожидаемый объём продукции.

Предприятие самостоятельно определяет срок полезного использования.

П(С)БУ 7 предполагает следующие методы амортизации основных средств (кроме других необоротных материаль­ных активов):

- прямолинейный;

- производственный;

- уменьшения остаточной стоимости;

- двойного уменьшения остаточной стоимости;

- кумулятивный;

- предусмотренные налоговым законодательством.

Рассмотрим каждый из методов, используя данные при­мера. Предприятие приобрело производственное оборудо­вание первоначальной стоимостью 410000 гривен. Общий расчетный объем производства определен предприятием в размере 2000000 ед. Ликвидационная стоимость оборудо­вания после его эксплуатации по предварительным оцен­кам может составить 10000 грн. Предполагаемый срок по­лезного использования составит 4 года.

Равномерная амортизация достигается преимущественно с помощью прямолинейного списания. При этом методе стои­мость объекта основных средств списывается равными частями в течение всего периода эксплуатации. Сумма ежегодных аморти­зационных отчислений определяется делением амортизируемой стоимости на ожидаемый период времени использования объекта основных средств. С учётом исходных данных годовая сумма амортизации составит 100000 грн. (410000 – 10000 : 4).

Производственныё метод основан на том, что амортизация является только результатом эксплуатации объекта основных средств и временные сроки не играют никакой роли в процессе ее начисления. Ежегодная сумма амортизации при этом методе определяется умножением фактического годового объёма продукции (работ, услуг) на производственную ставку амортизации. В свою очередь производственная ставка амортизации определяется делением амортизируемой стоимости на общий расчётный объём производства. С учётом исходных данных производственная ставка амортизации равна 0,2 грн. (410000 – 10000 : 2000000).

Основным недостатком этого метода является то, что в ряде случаев трудно определить выработку отдельных объек­тов основных средств.

Предприятия могут применять также методы ускоренной амортизации, при котором в пер­вые годы эксплуатации основных средств списывается большая (основная) часть их стоимости с ежегодным снижением сумм амортизационных отчислений.

Одним из таких методов является метод уменьшения остаточной стоимости. Используя этот метод годовая сумма амортизации определяется умножением остаточной стоимости объекта основных средств на годовую норму амортизации.

При использовании метода двойного уменьшения оста­точной стоимости основных средств норма амортизации удва­ивается и применяется не к амортизируемой стоимости, а к ос­таточной стоимости объекта. Следовательно, в данном случае годовая сумма амортизации определяется путем умножения ос­таточной стоимости объекта основных средств на удвоенную норму амортизации, исчисленную исходя из ожидаемого срока полезного использования объекта.

В приведенном примере годовая норма амортизационных отчислений, рассчитанная методом прямолинейного списания, составляет 25% (100% : 4 года); следовательно удвоенная норма будет равна 50%.

При использовании метода ускоренного уменьшения оста­точной стоимости основных средств ликвидационная стои­мость объекта не принимается во внимание, а сумма амортиза­ции последнего года рассчитывается таким образом, чтобы остаточная стоимость объекта в конце периода его эксплуата­ции была не меньше его ликвидационной стоимости.

При кумулятивном методе (методе суммы цифр лет) годовая норма амортизации определяется как отношение оставшегося на начало отчетного года срока службы основных средств к сумме лет.

В рассматриваемом примере, исходя из того, что срок службы объекта 4 года, то сумма цифр лет составит 10 (1 + 2 + 3 + 4).

Для определения годовой суммы амортизационных отчисле­ний норма амортизации соответствующего года умножается на разницу между первоначальной стоимостью объекта и его лик­видационной стоимостью.

Кроме вышеперечисленных методов начисления аморти­зации, предприятие в соответствии с П(С)БУ 7 может при­менять нормы и методы начисления амортизации, преду­смотренные налоговым законодательством. В этом случае следует руководствоваться ст.8 Закона о прибыли.

Величина амортизационных отчислений определяется путём умножения нормы амортизации на балансовую стоимость группы основных средств.

Амортизация основных средств группы 1 производится по каждому отдельному объекту до достижения его балан­совой стоимости ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (17000 грн.). Остаточная стоимость такого объекта включается в состав вало­вых расходов по результатам соответствующего на­логового периода, а стоимость такого объекта при­равнивается к нулю.

Амортизация основных фондов групп 2, 3 и 4 производится до достижения балансовой стоимостью группы нулевого значения. Согласно налоговому законодательству амортизация не начисляется, например, по основным средствам, приобретенным с целью дальнейшей перепродажи, основным средствам, находящимся на консервации, библиотечным фондам, непроизводственным фондам.

Начисление амортизации основных средств с применением всех перечисленных методов осуществляется ежемесячно начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств признается ак­тивом, и прекращается, начиная с месяца, следующего за меся­цем выбытия объекта основных средств. На период реконструкции, модернизации и консер­вации начисление амортизации отдельных объектов основных средств приостанав­ливается.

Сумма начисленной амортизации отражается в бухгалтерском учете за­писью по кредиту счета 131 «Износ основных средств» в кор­респонденции с дебетом счетов:

91 «Общепроизводственные расходы» (на сумму начисленной амортизации по основным средствам производственного назначения);

92 «Административные расходы» (на сумму амортизации объектов общехозяйственного назначения);

93 «Расходы на сбыт» (на сумму амортизации, начисленной по основным средствам, которые используются в подразделе­ниях, занятых сбытом продукции);

Амортизация других необо­ротных материальных активов начисляется с использовани­ем только прямолинейного или производственного метода. Кроме этого, амортизация малоценных необоротных мате­риальных активов и библиотечных фондов может начис­ляться в первом месяце их использования в размере 50% амортизируемой стоимости, а остальные 50% – в месяце их списания с баланса. Допускается также 100%-е списание стоимости таких объектов в первом месяце их использования.

Для отображения накопленного износа других необорот­ных материальных активов преду­смотрен субсчет 132 «Износ прочих необоротных матери­альных активов». Бухгалтерские записи, по отражению износа прочих необо­ротных материальных активов, и основных средств идентичны.

6. Учет ремонтов основных средств

Ремонт основных средств может осуществляться двумя спо­собами — подрядным и хозяйственным. При подрядном способе все виды ремонтных работ выполняет подрядная организация. При хозяйственном способе ремонтные работы выполняются собственными силами.

И в том и в другом случае затраты на проведение ремонтных работ в бухгалтерском учёте включаются в состав расходов.

В налоговом учёте стоимость ремонтных работ разрешено включать в валовые расходы в пределах 10% остаточной стоимости всех групп основных средств на начало отчётного года. Остальная часть затрат на ремонт присоединяется к стоимости основных средств и подлежит амортизации. По группе 1 такие расходы учитываются пообъектно, по группам 2 и 3 – в целом по соответствующей группе.

Бухгалтерский учёт ремонтов основных средств осуществляется на отдельном субсчёте к счёту 23 «Производство», - 233 «Ремонт основных средств». По его дебету накапливаются расходы на ремонт, по кредиту – расходы списываются в зависимости от принадлежности основных средств на счета 231 «Основное производство», 232 «Вспомогательное производство», 91 «Общепроизводственные расходы», 92 «Административные расходы», 93 «Расходы на сбыт», 94 «Прочие расходы операционной деятельности».

Выполненные работы оформляются Актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизирован­ных объектов (ф. № 03-2), на основании которого делают соот­ветствующие записи в инвентарных карточках с указанием сто­имости ремонта, номера и даты акта, а также на бухгалтерских счетах.

Основные бухгалтерские проводки, используемые при учете ремонта основных средств представлены в таблице.


Таблица

Основные бухгалтерские проводки в учете ремонта основных средств

№ п/п

 

Наименование

Бухгалтерская запись

Сумма

 

грн.

ж/о

Дт Кт  
1 Принят к оплате счёт подрядной организации на сумму выполненных ремонтных работ (без НДС) 233 631 10000 6
2 Отражена сумма налогового кредита по НДС 644 631 2000 6
3 Отражены расходы на ремонт основных средств, выполненный хозяйственным способом 233 20, 65, 66 900 10
4 Списаны затраты на ремонт основных средств: - общепроизводственного назначения (здания, оборудование, транспорт и т.п. цехов основного и вспомогательного производства) - административного назначения (здание управления, транспорт, офисное оборудование и т.п. предприятия в целом) - основных средств, обеспечивающих сбыт продукции     91     92   93     233     4900     4000   2000       10  

 

7. Учет выбытия основных средств

Реализация и безвозмездная передача основных средств оформляется Актом приёмки-передачи. Ликвидация основных средств оформляется Актом на списание основных средств в котором по­казывается первоначальная стоимость объекта, сумма начисленного износа, остаточная стоимость, причина списания и производится расчёт результатов от списания.

Финансовый результат от выбытия объектов основных средств определяется как разница между доходом от операции выбытия и суммы остаточной стоимости объектов, непрямых налогов и расходов, связанных с операцией выбытия. На основании первичных документов делают соот­ветствующие записи в инвентарных карточках, инвентарном списке и бухгалтерских регистрах.

Бухгалтерские записи по выбытию основных средств представлены в таблице.

 

Таблица Бухгалтерские записи по выбытию основных средств

№ п/п

 

Наименование

Бухгалтерская запись

Сумма грн.

ж/о

Дт Кт

Реализация

1 Поступила предоплата за реализованный станок 311 «счета в банках в нац. Валюте» 377 «Расчёты с прочими дебиторами» 18000 8
2 Отражена сумма налогового обязательства по НДС 643 «Налоговые обязательства» 641 «Расчёты по налогам» 3000 8
3 Списана остаточная стоимость станка 97«Прочие расходы» 972 «с/с реализованных необоротных активов» 10 «основные средства» 11700 13
4 Списана сумма износа 131 «износ основных средств» 10 5600 13
5 Отражена договорная стоимость станка в составе доходов 377 742Доход от реализации необоротных активов» 18000 8
6 Отражены расчёты по НДС 742 643 3000 8
7 Списана на финансовые результаты остаточная стоимость станка 793 «Результат прочей обычной деятельности» 972 11700 15
8 Списан на финансовые результаты доход от продажи станка 742 793 15000 15
9 Отражена прибыль от продажи станка 793 44 2300 15

Ликвидация

10 Списана остаточная стоимость объекта 976 «Списание необоротных активов» 10 11700 13
11 Списан износ 131 10 5600 13
12 Отражены затраты на ликвидацию объекта 976 20, 65, 66 и др. 860 10
13 Оприходованы материалы, полученные от ликвидации объекта 20 746 «Прочие доходы от обычной деятельности» 450 15
14 Отражена сумма налогового обязательства по НДС от остаточной стоимости объекта 976 641 2340 8
15 Списан на финансовые результаты доход от ликвидации (стоимость материалов) 746 793 450 15
16 Списаны на финансовые результаты остаточная стоимость, расходы по ликвидации и НДС 11700 + 860 + 2340 793 976 14900 15
17 Отражён убыток от ликвидации объекта 44 793 14450 15

 

8. Учет нематериальных активов

Бухгалтерский учет нематериальных активов ведется на активном счете 12 "Нематериальные активы" по группам в разрезе субсчетов. По дебету отражается поступление нематериальных активов, по кредиту – их выбытие.

К нематериальным активам относятся:

§ права пользования природными ресурсами;

§ права пользования имуществом (земельным участком, зданием, право на аренду помещений и др.);

§ права на знаки для товаров и услуг (товарные знаки, торговые марки, фирменные названия и др.);

§ права на объекты промышленной собственности (пра­во на изобретения, промышленные образцы, ноу-хау, и др.);

§ авторские и смежные с ними права (право на литера­турные и музыкальные произведения, программы для ЭВМ, базы данных и др.);

§ иные нематериальные активы (право на проведение деятельности, использование экономических и иных при­вилегий и др.).

Нематериальные ак­тивы зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости.

Первоначальная стоимость приобретенного нематери­ального актива состоит из цены приобрете­ния и иных расходов, непосредственно связанных с его приобретени­ем и доведением до состояния, в котором он пригоден для использования по назначению. Инвестиции в приобретение нематериальных активов учитываются по дебету счета 15 "Капитальные инвестиции" без учета НДС. После ввода объекта в эксплуатацию инвестиции списываются с кредита счета 15 "Капитальные инвестиции" в дебет счета 12 "Нематериальные активы".

Первичной стоимостью бесплатно полученных или внесенных в уставный капитал предприятия нематериальных активов является их справедливая стои­мость на дату получения.

Первичная стоимость нематериального актива, созданного самим предприятием, включает прямые расходы на оплату труда, прямые материальные расходы, иные расхо­ды, непосредственно связанные с созданием этого нема­териального актива и приведением его в состояние при­годности для использования по назначению (оплата реги­страции юридического права, патентов, ли­цензий и др.).

Себестоимость самостоятельно изготовленных немате­риальных активов формируется в дебете счета 15 "Капитальные инвестиции". После оформления права собственности на такие нематериальные активы их себестоимость составляет первоначальную стоимость и списывается с кредита счета 15 "Капитальные инвестиции" в дебет счета 12 "Нематериальные активы"

Порядок отражения операций по приобретению и созданию нематериальных активов показан в таблицах.

 

Отражение операций по приобретению нематериальных активов

№ п/п

Содержание операции

Сумма, грн.

Корреспонденция счетов

Дт Кт
1 Отражается оприходование компьютерной программы 1040 154 "Приобретение (создание) нематериальных активов" 631 "Расчеты с отечественными поставщиками"
2 Отражается налоговый кредит по НДС 208 641 "Расчеты по налогам" 631 "Расчеты с отечественными поставщиками"
3 Отражаются расходы на установку программы 50 154 "Приобретение (создание) нематериальных активов" 631 "Расчеты с отечественными поставщиками"
4 Отражается налоговый кредит по НДС 10 641 "Расчеты по налогам" 631 "Расчеты с отечественными поставщиками"
5 Отражается оплата поставщику компьютерной программы и расходы на ее приобретение 1308 631 Расчеты с отечественными поставщиками" 311 "Текущие счета в национальной валюте"
6 Отражается ввод в эксплуатацию компьютерной программы 1090 12 Нематериальные активы 154 Приобретение (создание) нематериальных активов

 

Отражение на счетах операций по изготовлению нематериальных активов(разработка компьютерной программы)

Содержание операции Д-т К-т
Расходы на бумагу, дискеты и т. п. 154 «Приобретение (создание) нематериальных активов» 20 «Производственные запасы»
Начисление зарплаты разработчикам 154 66 «Расчеты по оплате труда»
Начисления на фонд оплаты труда 154 65 «Расчеты по страхованию»
Расходы на документальное оформле­ние авторских прав на программу и др. расходы 154 631 «Расчеты с отечественными поставщиками»
Зачисление НМА на баланс (после регистра­ции авторских прав) 12 «Нематериальные активы» 125 «Авторские и смежные с ними права» 154

 

При поступлении нематериальных активов как взноса в уставный капитал делается запись по дебету счета 12 Нематериальные активы" и кредиту счета 46 "Неоплаченный капитал" по справедливой стоимости, согласованной учредителями.

При безвозмездном получении нематериальных активов у получателя возникает обязательство перед бюд­жетом по налогу на прибыль со стоимости полученных нема­териальных объектов. В бухгалтерском учете стоимость без­возмездно полученных объектов нематериальных активов отражается по дебету счета 12 "Нематериальные активы" и кре­диту счета 42 "Дополнительный капитал" субсчет 4 "Безвоз­мездно полученные необоротные активы".

Начисление амортизации нематериальных активов осуществляется на протяжении срока их полезного ис­пользования, который устанавливается предприятием, но не более 20 лет.

Метод амортизации нематериального актива выби­рается предприятием самостоятельно. Расчет амортизации осуществляется согласно стан­дарту № 7 «Основные средства».

При расчете амортизируемой стоимости ликвида­ционная стоимость нематериальных активов приравнива­ется к нулю (кроме отдельных случаев).

Начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором нематериальный актив стал пригодным для использования.

Начисление амортизации прекращается, начиная с месяца, следующего за месяцем выбытия нематериально­го актива.

Начисление амортизации отражается по кредиту счета 13 субсчет 133 «Износ нематериальных активов» и дебету счетов расходов предприятия 91, 92, 93 и др.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 247.