Законом №115-ФЗ [6] предусмотрено, что обязательному контролю[27] подлежат, помимо прочего, операции по зачислению или переводу на счет денежных средств, предоставление или получение кредита, операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций, либо одно из сторон является лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и подлежат опубликованию.
Принимая во внимание тот факт, что опубликование Правительством Российской Федерации перечня указанных государств или территорий явился бы политически безграмотным шагом, способным спровоцировать ряд международных скандалов, представляется понятным почему такой перечень до сих пор не опубликован.
Еще до вступления в силу данного Закона, Банк России разработал Указание от 12.02.1999 г. №500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства». Необходимо отметить, что данное указание правомочно только в отношении операций с иностранной валютой и не затрагивает аспект борьбы с отмыванием преступных доходов. В соответствии с ним, установлен порядок предоставления информации уполномоченными банками о некоторых валютных операциях юридических лиц – резидентов. В частности, уполномоченный банк (агент валютного контроля) обязан направлять в Банк России информацию о выявленных нарушениях валютного законодательства и о проводимых клиентом валютных операциях, или направлять в Банк России представленные клиентом в уполномоченный банк документы, являющиеся основанием для проведения данных операций, обладающих признаками, описанными в данном Указании. Одним из этих признаков, помимо прочего, является валютная операция, при которой «в договоре (контракте) предусмотрены экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)...». Приложением №1 того же Указания Банка России представлен перечень офшорных территорий, состоящий из 48 стран (территорий).
Указанием Банка России от 13.07.1999 г. №606-У «О формировании резерва под операции кредитных организаций Российской Федерации с резидентами офшорных зон» приведены некоторые операции, отвечающие указанным выше признакам, являясь высокорисковыми и которые должны составлять не менее 50% величины «PP» [30].
На данном этапе взаимодействие КФМ России и Банка России по данному вопросу не согласовано, т.е. вопрос о создании, например, единой базы данных по указанным операциям, доступной КФМ России и Банку России в настоящее время даже не ставится. Дело усложняется и тем обстоятельством, что часть приведенных выше операций не относится к компетенции КФМ России. В Законе №115-ФЗ [6] говорится, что «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193 [Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте], 194 [Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица], 198 [Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды] и 199 [Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды] Уголовного кодекса Российской Федерации ответственность по которым установлена указанными статьями».
Не вдаваясь в подробности почему Статья 193 и другие были исключены из компетенции КФМ России, заметим, однако, что невозврат валютной выручки является незаконным и поэтому должен классифицироваться как «отмывание доходов, полученных преступным путем». В отношении уклонения юридических или физических от уплаты таможенных платежей (Статья 194), автор полагает, что в целях недопущения дублирования функций органов финансового надзора, это правонарушение должно оставаться в компетенции ГТК России и не подпадать в понятие «отмывания доходов, полученных преступным путем». Статьи 198 и 199 также не должны относиться к компетенции КФМ России, поскольку органом финансового надзора в отношении данных правонарушений является ФСНП России и МНС России.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 218.