В ходе военной реформы в Российской Федерации важное значение приобретают соблюдение законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, а также гарантированная Конституцией РФ судебная защита прав и свобод граждан, в том числе военнослужащих и членов их семей. Проведенное Верховным Судом РФ изучение судебной практики показало, что количество рассмотренных судами дел по жалобам связанным с нарушением законодательства о социально- правовой защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возрастает[65].
Основная часть жалоб касается вопросов нарушения прав военнослужащих и членов их семей в период прохождения военной службы. Имеются также жалобы на неправомерные решения судов и органов прокуратуры, превышение должностными лицами своих полномочий, нарушения жилищного законодательства, необеспечение положенными видами довольствии, незаконное увольнение с военной службы, нарушения при призыве на военную службу
Так, если в 1993 году, когда военнослужащие впервые получили право на такое обжалование, военные суды рассмотрели около 3000 таких жалоб, то в 1994 г. военные суды рассмотрели уже более 13 тысяч жалоб, в 1995 году - около 5500 жалоб, в 1996 году - 7.294 жалобы.
В 1997 г. судами было рассмотрено только по армии и флоту 20.699 жалоб, а всего военные суды рассмотрели 21.509 жалоб военнослужащих.
В 1998 году количество поступающих в военные суды жалоб военнослужащих продолжало резко расти. Всего их было рассмотрено 23.213, то есть больше, чем за 1997 год.
Подавляющее большинство из этих жалоб было удовлетворено военными судами, что свидетельствует о значительном количестве нарушений прав военнослужащих.
Так, в 1998 году из рассмотренных военными судами 23.213 жалоб военнослужащих удовлетворено 20.813 и только по 1036 жалобам были вынесены решения об отказе в удовлетворении требований заявителей.
Как видно из приведенной таблицы, составленной по данным Министерства Обороны за 2000 год, большая часть жалоб военнослужащих вызвана не обеспечением их положенными видами довольствия, либо связана с увольнением с военной службы. [66]
Несмотря на то, что наибольшее число заявлений военнослужащих связано именно с невыплатами различных денежных сумм, дела этой категории не вызывают у судей больших затруднений, а практика военных судов разных округов и флотов в основном совпадает.
Из числа проблемных вопросов, которые являются общими для всех судов следует отметить вопрос о выплате военнослужащими и членами их семей подъемного пособия при переводе к новому месту службы.
Эта выплата предусмотрена ст. 13, п. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих ». основное условие определяющее основание для выплаты данного пособия это переезд военнослужащего на новое место службы в другой населенный пункт.
Такая формулировка закона непосредственно увязывает право на получение пособия с изменением места военной службы , а не места жительства. Ведомственные нормативные акты, наоборот, зачастую связывали вопрос о выплате подъемного пособия с вопросами прописки(регистрации) военнослужащих и членов их семей по месту жительства(пребывания ), что порождало судебные споры.[67]
В практике военных судов возникает вопрос об индексации несвоевременно выплаченного пособия в связи с повреждением здоровья, предусмотренного ст. 18 п.3 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Неправильное применение закона при решении вопроса об индексации повлекло ошибки при рассмотрении данных дел некоторыми военными судами.
В связи с изменением данного законодательства изменился и подход к рассмотрению заявлений военнослужащих о необоснованном привлечении их к материальной ответственности.
Согласно материалам дела, командиры войсковых частей издают приказы об удержании с денежного довольствия военнослужащих денежных средств в счет возмещения обнаруженных в подразделении недостач имущества. Однако, недоплата денежного содержания является не чем иным, как принудительным лишением военнослужащего и членов его семьи денежных средств, начисляемых ему в обязательном порядке на законных основаниях, которые в соответствии со ст.10 Закона РФ « О статусе военнослужащих» и являются оплатой за его личный труд при прохождении военной службы.
В случаях установления при административном расследовании размера материального ущерба и лиц его причинивших, командир части должен предложить виновному в причинении ущерба добровольно возместить его при нежелании военнослужащего возместить ущерб в добровольном порядке, командир должен направить материалы расследования в суд для производства денежного взыскания с виновного в соответствии с требованиями ст. 10 64 ГК РФ.
Рассмотрение заявлений военнослужащих, связанных с нарушением их права на жилище, вызывает значительные затруднения у многих судей. Некоторые проблемные вопросы в настоящее время нашли свое разрешение. Безвозмездная финансовая помощь на строительство жилья может быть предоставлена не только военнослужащим, вступивших в ЖСК, но и тем, кто будет использовать такую помощь для приобретения квартиры при участии в постройке многоквартирного дома.
Большое количество заявлений, поступающих в суды, касается одновременно двух проблем: предоставления жилья и увольнения с военной службы. Заявителями по таким делам выступают военнослужащие, на которых распространяется действие п. 1 ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», то есть те , кто, несмотря на предстоящее или уже произведенное увольнение, не обеспечен жильем. Как показало изучение судебной практики военных судов, имеются случаи неправильного толкования судами указанной выше нормы закона.
После принятия федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» у военнослужащих, имеющих право на улучшение жилищных условий, появилась возможность выбора способа решения своего жилищного вопроса. Однако, возникают ситуации, когда военнослужащие, получившие жилищные сертификаты, в последующем реально не могут на них приобрести положенное им жилье, что вынуждает их обращаться в суды[68]. В связи с изложенным следует иметь ввиду, что Президентская программа «Государственные жилищные сертификаты» не исключает возможность получения военнослужащими жилых помещений в порядке ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Участие в Программе предполагается только на добровольной основе, т.е. военнослужащие имеют право, как и до утверждения Правительством РФ указанной Программы, на улучшение жилищных условий как очередники на получение государственного или муниципального жилья на основаниях и в порядке предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Принцип добровольного участия закреплен в самой Программе, а также в Федеральном законе «О статусе военнослужащих».
Используя статистические данные о рассмотрении жалоб (2000 г.), заявлений (2003 г.) военнослужащих на действия должностных лиц в Череповецком гарнизонном военном суде необходимо отметить, что количество заявлений военнослужащих, поступающих в настоящее время в данный военный суд уменьшилось. Так, если в 2000 году военным судом была рассмотрена 1031 жалоба на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, то в 2003 году всего 15 заявлений, что свидетельствует о значительном снижении количества нарушений прав военнослужащих[69]. Как видно из таблицы составленной по данным Череповецкого гарнизонного военного суда большая часть жалоб (заявлений) вызвана необеспечением их положенными видами довольствия в 2000 году , а именно несвоевременной выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка и необоснованного привлечения военнослужащих к материальной ответственности в 2003 году.
Заключение.
За последние время к нуждам военнослужащих не проявлялось должного внимания. В результате такие негативные явления как недостаток финансирования, плохое материально-техническое обеспечение и прочее привели к тому, что престиж военной службы резко упал, участились случаи уклонения от военной службы по призыву, в армии многие военнослужащие увольняются по расторжению контракта в связи с недостаточным размером денежного довольствия и задержки в его выплате.
В данной работе было показано, как развивалось законодательство России в вопросе о статусе военнослужащих, обязанности и ответственность военнослужащих, права и льготы, предоставляемые военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Законодательство России (в том числе и военное) постоянно развивается и совершенствуется. Правительство Российской Федерации, понимая необходимость реформирования армии и проявления большего внимания к нуждам военнослужащих, разрабатывает и внедряет в жизнь различные законы и другие нормативные правовые акты, касающиеся подъема и престижа армии, статуса военнослужащих, но при этом надо отметить, что не все законы работают в нашей стране. Примером может служить пункт 2 статьи 12 Федерального закона РФ “О статусе военнослужащих”, где сказано, что оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих, однако повышение денежного довольствия военнослужащих произошло в 2002г., а не как ожидалось в 2001г.
2. В работе показано, что военнослужащие имеют довольно большое количество различных льгот. Все эти льготы имеют своей целью улучшить материальное положение, повысить престиж военной службы, обеспечить приток кадров на военную службу. Учитывая проблемы финансирования армии, стоящие в настоящее время перед нашим государством, можно сказать, что льготы предоставляемые военнослужащим, являются одной из наиболее реальных мер по предотвращению падения и поддержанию статуса военнослужащих на определенном уровне.
3. В нашем обществе назрела необходимость реформирования армии. Целью данной реформы должно стать укрепление обороноспособности России, улучшение материального положения военнослужащих, повышение престижа военной службы.
Учитывая вышеизложенное можно выдвинуть следующие предложения:
1. В связи с тем, что Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе” определяет военную службу как особый вид федеральной государственной службы, повышение окладов федеральных государственных служащих должно происходить с одновременным повышение окладов военнослужащих, так как это предусматривает Федеральный закон “О статусе военнослужащих”.
2. Отмена льгот, предоставляемых военнослужащим, не должна происходить до тех пор, пока не прекратится рост цен и падение курса национальной валюты. Ведь не секрет, что рост цен на коммунальные услуги стал уже привычным явлением в нашем обществе, а отмена льготной оплаты этих услуг для военнослужащих привела к тому, что довольно таки большая часть заработной платы военнослужащего уходит на оплату коммунальных услуг. Добавим к этому отмену компенсации тринадцати процентного налога, отмену выплаты надбавки за выслугу лет и прочие надбавки. Отмена льгот для военнослужащих должна происходить постепенно, не затрагивая материального благополучия военнослужащих.
3. Военнослужащие по характеру своей службы заведомо подвергаются риску потери жизни. На сегодняшний день пенсии семьям по случаю потери кормильца находятся на низком уровне. А это значит, что в случае гибели военнослужащего его семья не сможет прожить на эту пенсию. Поэтому при расчете данной пенсии надо исходить из того же прожиточного минимума. И минимальный размер пенсии должен равняться одному прожиточному минимуму на каждого неработающего члена семьи погибшего военнослужащего.
4. В целях усиления социально-правовой защиты инвалидов военной службы в России необходимо принятие Федерального закона. По состоянию на 1 января 2003г. число лиц, являющихся инвалидами военной службы приблизилось к 800 тыс. человек[70].
5. После утверждения Правительством государственной программы «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, членов их семей на 2002-2005г.г.» ни в прошлом году, ни в нынешнем из федерального бюджета не поступило ни рубля. В настоящее время Министерство Обороны предлагает ввести именные сертификаты на переобучение. Получив такой документ, военнослужащий имел бы гарантированное право на переподготовку, которое он мог бы реализовать по выбранной самим схеме[71].
6. Указом Президента РФ №671 от 30 июня 2002 года с 1 июля 2002 года в Дисциплинарный устав и Устав гарнизонной и караульной служб ВС России были внесены существенные изменения. В частности, предусмотрено исключение из Дисциплинарного устава положений о праве командиров подвергать военнослужащих за нарушения воинской дисциплины аресту с содержанием их на гауптвахте. Скорейшее и безотлагательное принятие закона о дисциплинарном аресте военнослужащих позволит существенно укрепить воинскую дисциплину и правопорядок среди военнослужащих, военную и национальную безопасность государства[72]
С учетом вышеизложенных выводов и рекомендаций можно сказать, что вопрос о статусе военнослужащих в нашей стране продолжает оставаться одним из самых актуальных вопросов, стоящих перед законодателями. Нет однозначного мнения о полной его реализации и поднятии престижа военной службы.
Библиография:
Дата: 2019-05-28, просмотров: 275.