Согласно органическому подходу к управлению, функционирование организации по шкале времени может быть представлено в терминах жизненного цикла, означающего как процессуальность развития так и его стадийность.
Как правило, специалисты, несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный цикл организации обязательно включает такие стадии, как формирование организации, ее интенсивный рост, стабилизацию и кризис (спад). Причем последняя стадия вовсе не обязательно должна завершаться окончанием деятельности или ликвидацией организации. Вполне возможным считается и вариант ее « возрождения» или «преображения» (рис.).
|
В соответствии с концепцией процессуальности и стадийности развития организации ни одна фирма (предприятие) не может слишком долго оставаться в одном и том же состоянии, а всегда проходит несколько этапов своего развития, каждый из которых сменяется следующим, но зачастую непросто, а с переживанием трудностей и противоречий.
Можно выделить несколько уровней рассмотрения подобной этапности. Периоды, проживаемые фирмой в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие специфику управленческих задач в определенные периоды времени, называются стадиями.
Периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации, называются циклами развития
Стадии развития организации.
Первая стадия развития организации - ее формирование.
На этой стадии для организации важно найти тот товар, который может быть предложен потребителю. Если организации удается найти свою нишу рынка, она может перейти в следующую стадию - интенсивный рост.
На второй стадии развития организация растёт, увеличивается объём реализуемого товара, численность персонала, количество филиалов, подразделений, направлений деятельности
Если организации удаётся стабилизировать источники дохода, закрепиться на рынке в качестве полноправного агента, она может перейти к третьей стадии - стабилизации. На этой стадии для организации важно максимально стабилизировать свою деятельность за счёт снижения себестоимости продукции и сокращения издержек. В связи с изменчивостью рынка потребления, цикл жизни товара ограничен. Это сказывается и на стадийности развития организации.
После стадии стабилизации организация может перейти в стадию кризиса, который характеризуется снижением рентабельности, потерей места на рынке и, возможно, гибелью организации.
Организация может сохраниться и перейти вновь к следующему циклу развития только в том случае, если она сможет найти новый, привлекательный для потребителя товар, занять новое место на рынке и т.д. Если это удалось, то она сможет вновь пережить стадии формирования, интенсивного роста и стабилизации, которые неизбежно будут сменены новым кризисом. В развитии организации кризисы неизбежны.
На каждой стадии организация реализует специфическую стратегию развития. Взгляд на организацию сквозь призму стадий развития позволяет более точно идентифицировать ее основные целевые и стратегические установки и ориентации. Более того, возникает возможность определить, в какой степени они адекватны внутренней ситуации в организации.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 221.