План
1. Понятие организации. Законы организации. Жизненные стадии и циклы организации
2. Внутренняя и внешняя среда организации
3. Уровни управления. Менеджер – профессиональный управляющий
Понятие организации. Законы организации. Жизненные стадии и циклы организации
Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде.
Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником жизненной силы организации. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.
Организация − первичное хозяйственное звено в экономике, совокупность долговременных норм и правил построения и функционирования рациональных структур и производственных процессов предприятия, обеспечивающих достижение установленных целей перспективного развития.
Организацию характеризуют следующие элементы:
Уровни организации :
· мировая система;
· народное хозяйство;
· отрасли народного хозяйства;
· объединения предприятий;
· предприятия;
· подразделения (цех, участок, отдел, служба и т.п.);
· рабочее место.
Предметные области организации:
· сочетание процессов живого труда с материальными элементами производства в пространстве (пространственная организация производства);
· то же во времени (временная организация производства).
Основные категории организации:
· типы организации;
· формы организации;
· методы организации;
· принципы организации.
Субъекты организации - персонал предприятия, осуществляющий производственную деятельность в соответствии со своими должностными обязанностями.
Объектом менеджмента, его основополагающей категорией является организация − сознательно координируемое сообщество людей для достижения установленных целей.
Критерии организации
· Готовность двух или более людей совместно работать.
· Существование одной или нескольких общих целей (желаемый результат, конечное состояние).
· Обмен информацией.
Создание организации как структуры необходимо для того, чтобы работники эффективно выполняли свою работу в соответствии с планом, знали свое место и цели, причем их цели должны совпадать с целями организации в целом.
Организация обладает следующимиобщими признаками:
· наличие внутреннего центра – персонала и менеджеров, – который определяет её характер, координирует деятельность с целью обеспечения единства действий;
· объединение процессов, которые взаимодействуют нецеленаправленно и эффективно;
· сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации и реагирования работника и менеджера;
· определенная, зависящая от процесса гибкость, саморегулирование деятельности – принятие самостоятельных решений, творческое преломление внешних команд, что обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях;
· обособленность – замкнутость внутренних процессов, наличие границ;
· единство рабочих процессов и процессов управления, как результата разумного разделения труда;
· наличие цели (целей) – объединяет участников, придает смысл их деятельности;
· организационная культура – совокупность норм, традиций, верований, ценностей, определяющих поведение людей.
Для четкой работы организации необходимо, чтобы при ее создании и функционировании соблюдались следующие требования:
· цели должны быть понятны всем работникам;
· система целей должна реализовывать глобальную цель;
· информационные каналы связи не должны иметь «узких» мест;
· работники должны иметь четкие рабочие инструкции, регламентирующие их деятельность;
· удовлетворенность в работе должна обеспечиваться выбранной системой мотивации.
Организация - это согласованная система сознательно координированной деятельности или взаимодействие двух или более людей для достижения общей цели. (Честер Барнард, Президент "Нью-Джерси Белл Телефон" 1938г.)
Виды организаций
причина существования менеджмента
Организации объект менеджмента
основа мира менеджеров
Юридическое лицо - это организация, которая:
· имеет обособленное имущество в собственности в хозяйственном ведении, в оперативном управлении;
· отвечает имуществом по своим обязательствам;
· может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права;
· может быть истцом и ответчиком в суде;
· имеет самостоятельный баланс или смету.
Общие характеристики организаций:
· ресурсы ― люди, капитал, материалы, сырье, энергия, технология, информация;
· зависимость от внешнего окружения (потребители, поставщики, правительства, профсоюзы, акционеры, законодательные акты и др.);
· горизонтальное разделение труда ― разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специализированные задания, позволяющие организовать изготовление продукции в значительно большем объеме и продуктивнее, чем при самостоятельной работе такого же количества людей;
· подразделения ― отдельные части организации, объединяющие группы людей, которые выполняют конкретные специфические задания, достигают отдельных целей как составляющих общих целей организации;
· вертикальное разделение труда ― выделение специальной деятельности для координации действий, связанных с горизонтальным разделением труда;
· управление ― особая деятельность определенной группы людей для согласования и координации, с целью продуктивного достижения установленных целей.
Законы организации
Закон − это отражение объективных и устойчивых связей между компонентами системы, проявляющихся в природе, обществе, человеческом мышлении.
Синергия ― особенное свойство открытых систем, организаций продуцировать в результате взаимодействия их составляющих элементов (подразделений, людей и др.) эффект значительно больший, чем сумма результатов, независимых действий этих элементов. Формула синергии:
S = 2 + 2 = 5, 6, …. n
Выделяют такие виды синергии как рыночная, затратная, технологическая, управленческая. В основе управленческой синергии лежит соединение знаний, навыков и опыта всех членов организации, каждый из которых может воспользоваться для достижения организационных целей преимуществами других членов.
Закон единства анализа и синтеза: процессы анализа (разделения, дифференциации и т. д.) дополняются синтезом, т. е. противоположными процессами соединения, интеграции и т. п. Сначала проводится анализ, затем — синтез.
Закон информированности, упорядоченности: в организационном целом порядка не может быть больше, чем информации.
Закон композиции : цели организации должны быть согласованы и направлены на поддержание основной цели более общего характера.
Закон конкуренции— объективный процесс "вымывания" с рынка некачественных товаров. Закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижения ее удельной цены.
Закон масштаба — закон, согласно которому увеличение масштаба производства продукции за счет ее унификации или реализации других факторов ведет к снижению себестоимости. Существует точка насыщения, когда при увеличении программы выпуска себестоимость (трудоемкость) продукции не снижается, так как этот фактор исчерпал себя.
Закон наименьшего звена : структурная устойчивость целого определяется наименьшей устойчивостью какой либо из его частей. Например, прочность цепи определяется (при прочих равных условиях) наименее прочным звеном.
Закон онтогенеза: каждая организация проходит в своём развитии следующие фазы жизненного цикла: становление, расцвет, угасание.
Закон пропорциональности: отражает, необходимость соотношения между частями целого, а также их соразмерность, соответствие или зависимость.
Закон самосохранения: любая естественная или искусственная система стремится сохранить себя как целостное образование и, следовательно, экономнее использовать свой ресурс.
Закон экономии времени — закон экономии суммы затрат прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта товара за его жизненный цикл. Этот закон отражает экономические процессы в динамике, за весь жизненный цикл товара.
Компоненты организации
Внутренняя среда (организация)
· Цели и стратегия
Каждая организация имеет много достаточно разнообразных целей. Деловые организации сосредоточены, главным образом, на производстве товаров, предоставлении услуг, выполнении работ и получении за счет этой деятельности прибыли. Цель некоммерческих организаций состоит не в получении прибыли, а в достижении своих уставных целей за счет снижения затрат. Государственные организации стремятся успешно достичь целей, определенных в соответствующих нормативно-правовых актах.
· Планы и задания
Конкретизация целей осуществляется путем разработки согласованной системы планов и заданий, регламентирующих деятельность всех подразделений организации в выбранных направлениях. Задания представляют собой порученную работу, которая должна выполняться в надлежащие сроки.
· Структура организации
Каждая организация вырабатывает для себя взаимодействие имеющихся уровней управления и функциональных областей в такой форме, чтобы успешно достичь целей организации. Успех менеджера невозможен без учета им действующей структуры организации, поскольку ему приходится согласовывать свои планы и решения с определенными должностными лицами и звеньями управления.
· Технологии
Технология представляет собой соединение квалифицированных ' навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов, соответствующих знаний, необходимых для воплощения желаемых преобразований в материалах, информации или людях.
Технологии прямо связаны с планами и заданиями, поскольку выполнение последних обуславливает использование определенных технологий как средств преобразования поступающих извне материалов в готовые изделия. В развитии технологии отмечают три крупных переворота: промышленная революция, стандартизация и механизация, применение конвейерных линий.
· Процессы
Принятие решений, утверждение соответствующих планов и бюджетов базируется на определенном порядке действий, процедурах, составляющих содержание процессов управления. Обоснованные процессы управления упрощают и удешевляют менеджмент, делают его более продуктивным.
· Персонал
Персонал является главным объектом менеджмента. Поскольку менеджер руководит непосредственно людьми, персонал, наряду с менеджерами, является и субъектом управления, так как в современных условиях сотрудники принимают активное участие в принятии решений. Таким образом, люди представляют собой центральный фактор в любой модели менеджмента.
Существуют три основных аспекта человеческой деятельности в качестве элемента внутренней среды:
– поведение отдельных людей;
– групповое поведение;
– поведение руководителя, деятельность менеджера в роли лидера и его влияние на индивидуальное и групповое поведение.
· Культура
Культура представляет собой своеобразный микроклимат в организации, который помогает персоналу продуктивно выполнять задания. Главным фактором формирования той или иной культуры являются ценности персонала и, прежде всего, высшего руководства.
· Финансы
Все финансовые операции организаций опосредуются соответствующими финансовыми расчетами. Но интересы разных категорий людей в финансовой деятельности организации могут быть совсем _противоположными. К примеру, желание акционеров увеличить выплату дивидендов или предпринимать меры в сфере социальной ответственности, могут противоречить повышению заработной платы сотрудников. Менеджеру приходится не только учитывать постоянно финансовые ограничения, но и предотвращать конфликты в финансовой сфере.
Внешняя среда представляет собой объективные факторы, окружающие организацию в обществе (государстве, мире), к которым она должна приспосабливаться. Значение внешней среды было осознано в конце 50-х годов нынешнего столетия. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку менеджмента. Внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современных менеджеров. По сути, руководители высших и в определенной мере средних уровней важнейших для общества организаций (деловых, образовательных, государственных) под влиянием разнообразных событий в мире и государстве вынуждены сосредотачивать своё внимание на быстро изменяющейся среде, на влиянии этой среды на внутреннее строение и развитие организации.
Внешнее окружение включает такие основные звенья:
− политико-правовая среда;
− социально-культурная среда;
− технологическая среда;
− экономическая среда;
− экологическая среда;
− международная среда.
· Политико-правовая среда
Политико-правовая среда представляет систему нормативно-правовых актов, правительственных и политических организаций, законодательной, судебной и исполнительной власти, которая создает правовое поле бизнесовой деятельности, влияет на условия ведения бизнеса в той или другой стране.
Составные политико-правовой среды:
− политическая система;
− законодательная и нормативно-правовая система;
− политические партии и политические лидеры;
− органы судебной и исполнительной власти в центре и на местах;
− состав правительства и органов местной власти, их функции и полномочия, касающиеся регулирования бизнеса;
− политическая стабильность;
− профсоюзы и другие общественные организации;
− средства массовой информации (телевидение, радио, пресса).
· Социально-культурная среда
Социально-культурная среда - это факторы, связанные с населением страны, уровнем его развития, традициями, привычками. Значение этой среды состоит, во-первых, в том, что часть населения является клиентом для большинства компаний, поскольку люди являются главными покупателями. Во-вторых, местное население для любой организации выступает в качестве основного источника формирования персонала.
Составляющие социально-культурной среды:
− численность населения страны и данной местности, его демографические и возрастные характеристики;
− численность и структура семей, их традиции;
− уровень квалификации, образования, трудовых навыков трудоспособного населения;
− уровень доходов населения, структура потребностей;
− жизненные ценности, установки, традиции, обычаи, стереотипы населения и отдельных его групп, этические и эстетические стандарты;
− религиозные верования;
− миграционные процессы, мобильность населения;
− межнародные, межэтнические отношения.
· Технологическая среда
Технологическая среда - это научно-технические разработки и оборудование, определяющие методы изготовления и продажи продукции (услуг, работ) в обществе.
Основные элементы технологической среды:
− патенты, авторские свидетельства, рационализаторские предложения;
− научно-технические разработки, отчеты по научно-исследовательским работам, проектные разработки, инжиниринговые работы;
− информация и технические средства её обработки;
− системы технологий в разных сферах жизнедеятельности людей;
− потенциал научно-исследовательских, проектно-конструкторских, исследовательских, инжиниринговых организаций.
· Экономическая среда
Экономическая среда включает деятельность всех организаций в сфере бизнеса.
Составные экономической среды:
− наличие в обществе основных отраслей народного хозяйства, предприятий, организаций;
− инфраструктура экономики: транспорт, коммуникации;
− полезные ископаемые, энергетические ресурсы;
− характеристики производственной продукции (услуг, работ), валовой национальный продукт;
− состояние экономики и показатели её развития (кризисные явления, инфляционные процессы, процентные ставки и др.);
− состав и структура финансово-банковской системы;
− государственные и местные органы регулирования экономики;
− налоговая политика, льготы, штрафы, санкции.
· Экологическая среда
Экологическая среда характеризует природное окружение организации, представляющее собой, с одной стороны, источник определенных ресурсов (земля, полезные ископаемые, солнечный свет, воздух, вода и др.), а с другой стороны, пространство, в которое поступают результаты деятельности организации.
Составные части экологической среды:
– земельные и водные ресурсы, воздушный бассейн, их состояние и характеристика;
– растительный и животный мир;
– природные условия деятельности организации (температурный режим, погодные условия, уровень осадков, поры года);
– реальный и допустимый уровни загрязнения воздуха, земли, воды токсичными отходами;
– реальный и допустимый уровни неблагоприятных воздействий на окружающую среду электрическими, магнитными и другими полями;
– тенденция экологических изменений вокруг фирмы;
– экологические движения и организации, экологическая деятельность государственных органов и общественности.
· Международная среда
Международная среда включает такие отношения между отдельными государствами и международные институции, которые непосредственно влияют на хозяйственные результаты данной организации.
Составные международной среды:
– состояние и тенденции развития международных экономических отношений;
– международные региональные организации, способствующие развитию международного бизнеса (ЮНИДО, Всемирный банк, Международный Валютный Фонд, Европейский Союз и др.);
– многосторонние международные и двусторонние договоры;
– деловые международные ассоциации;
– посольства и торговые представительства в других странах;
– международный транспорт и международные коммуникации;
– международные учебные заведения, научные исследования, конференции, встречи;
– валютные курсы.
Внешняя среда включает факторы прямого и опосредованного действия:
· Факторы прямого действия:
− поставщики материалов, капиталов, трудовых ресурсов;
− законы и законодательные органы, определяющие статус, направления и механизмы деловой деятельности организации;
− потребители;
− собственники;
− конкуренты.
· Факторы опосредованного действия
Факторы опосредованного действия влияют опосредованно на деятельность компании. К примеру, Чернобыльская катастрофа 1986 г. опосредованно повлияла не только на деятельность других атомных электростанций, но и на предприятия других отраслей, на экологическую среду и т.д.
Составляющие факторов опосредованного действия:
− состояние экономики;
− научно-технический прогресс;
− политические и социально-культурные изменения;
− влияние групповых интересов на организацию;
− влияние международных событий или событий в других странах на состояние дел в организации.
Менеджеры среднего звена
Функции
· координация и контроль деятельности менеджеров нижнего звена;
· разработка производственных программ и планов;
· подготовка информации для принятия решений высшими менеджерами;
· обеспечение связи между менеджерами высшего и нижнего уровней.
Ответственность
· эффективность использования ресурсов соответствующего подразделения.
Особенности
· значительные отличия для разных организаций;
· участие в принятии решений высшими менеджерами;
· работа с документами;
· ведение бесед;
· участие в заседаниях;
· устное общение.
Менеджеры высшего звена
Функции
· стратегическое управление организацией;
· формирование корпоративной культуры;
· общее руководство организацией.
Ответственность
· конкурентные позиции организации;
· достижение организацией своих целей;
· выплата дивидендов акционерам.
Особенности
· деятельность не имеет четкого завершения;
· напряженный и длинный рабочий день;
· общение с правительственными организациями, поставщиками, потребителями, банками.
Менеджеры − это руководители, имеющие непосредственно подчиненных им работников.
Задачи и роли менеджеров
Общие задачи менеджеров:
· Определение перспективных и текущих целей и задач, планирование.
· Распределение функций, заданий, установление норм, инструктаж подчиненных, создание необходимых условий, мотивация.
· Установление и поддержание коммуникационной связи между подчиненными, между собой и подчиненными, как в прямом, так и в обратном направлении.
· Контроль, оценка и анализ деятельности группы в целом и каждого подчиненного в отдельности.
· Изучение подчиненного персонала, повышение его профессионального уровня.
· Проведение собраний, совещаний и участие в совещаниях.
· Работа с документами.
· Самоменеджмент: установление личных ценностей, целей, планирование, развитие коммуникативных способностей, анализ личных результатов.
Десять ролей менеджера
Роли | Целевая направленность |
Образец для подражания | Построение межличностных отношении |
Лидер | |
Интегратор | |
Собиратель информации | Построение информационных систем |
Распределитель информации | |
Представитель | |
Предприниматель | Принятие управленческих решений |
Менеджер кризисных ситуаций | |
Распределитель ресурсов | |
Ведущий переговоры |
Все эти роли определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера конкретной организации. Роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Личность руководителя может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание.
Описание ролей менеджера
Роль | Описание | Характер деятельности по материалам обследования работы руководителей. | ||
Межличностные роли | ||||
Образец для подражания | Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера | Церемониалы; действия, обязываемые положением; ходатайства. | ||
Лидер | Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности | Все управленческие действия с участием подчиненных. | ||
Интегратор | Обеспечивает работу сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги | Переписка; участие в совещаниях на стороне; другая работа с внешними организациями и лицами. | ||
Информационные роли | ||||
Собиратель информации | Разыскивает и получает разнообразную информацию специализированного характера, использует информацию в интересах своего дела; выступает как «нервный центр» внешней и внутренней информации, поступающей в организацию | Обработка почты; осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки и т.д.). | ||
Распределитель информации | Передает информацию членам организации, полученную из внешних источников или от других подчинённых. Часть информации носит фактический характер, другая часть требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации | Рассылка почты по организациям с целью получения информации; вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзоры, беседы и т. д.). | ||
Представитель | Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации; действует как эксперт по вопросам данной отрасли | Участие в заседаниях; обращение через почту; устные выступления; передача информации во внешние организации и другим лицам | ||
Роли, связанные с принятием решений | ||||
Предприниматель | Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами; разрабатывает проекты по совершенствованию организации, приносящие изменения; контролирует разработку определенных проектов | Участие в заседаниях с обсуждением стратегии; обзоры ситуации, которые включают инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности. | ||
Менеджер кризисных ситуаций | Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений | Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы. | ||
Распределитель ресурсов | Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что сводится к принятию или одобрению всех значительных решений организации | Составление графиков; действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов; программирование работы. | ||
Ведущий переговоры | Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах | Ведение переговоров | ||
Минцберга
Роль | Характеристика роли |
Межличностные роли | |
1. Главная фигура | Символ официальной власти. Выполнение текущих церемониальных обязанностей (подписание документов, прием визитеров, праздничные мероприятия и т.д.). |
2. Лидер | Мотивация подчиненных к качественному выполнению своей работы. |
3. Связной | Обслуживание горизонтальных и вертикальных линий. Коммуникация в организации и за ее пределами (переписка, участие в совещаниях извне, внешние связи). |
Информационные роли | |
4. Приемник («нервный центр») | Обслуживание четко фокусированных точек нетрадиционной информации; использование ее в интересах своего дела; получение всех видов информации из внешних и внутренних источников. Выступает как «нервный центр» информации, поступающий в организацию. |
5. Распространитель | Передача отобранной информации подчиненным. Передача отобранной информации внешним потребителям и партнерам (заседания, обращения, почта, устные выступления). |
6. Представитель | Роли, связанные с принятием решений |
7. Предприниматель | Проектирует и является инициатором перемен в организации (обсуждение стратегии, разработка и реализация проектов, усовершенствование деятельности). |
8.Стабилизатор | Устраняет нарушения путем корректирующих действий в нестандартных ситуациях. |
9. Распределитель | Решает вопросы распределения разнообразных ресурсов организации (составление графиков, бюджетов, программирование работы подчиненных). |
10. Ведущий переговоры | Участие в переговорах и заключение соглашений с разными партнерами (поставщики, служащие, потребители, профсоюзы), отстаивание и адекватная презентация интересов организации. |
Качества менеджера
(по результатам анализа зарубежной литературы)
· Формирование эффективной команды.
· Способность выслушать.
· Самостоятельность в принятии решений.
· Энергичность.
· Способность к внедрению нововведений.
· Наблюдательность.
· Высокие проявления этики в отношениях.
· Сильная воля.
· Интернациональная направленность.
· Умение разбираться в новых технологиях.
· Умение производить хорошее впечатление на окружающих.
· Честолюбие.
· Представительный внешний вид.
· Демократизм.
· Образование.
Предприниматель — владелец собственного дела, несущий весь риск его претворения в жизнь.
Предприниматель, в деле которого принимают участие подчиненные ему работники, выполняет все функции менеджера.
Отличие предпринимателя от менеджера может состоять лишь в степени самостоятельности и ответственности. Менеджеры высшего уровня почти ничем не отличаются от предпринимателей. Если политика высшего менеджмента направлена на достижение максимальной децентрализации управления, обязанности и функции менеджеров среднего уровня приближаются по своему характеру к предпринимательским.
План
1. Понятие организации. Законы организации. Жизненные стадии и циклы организации
2. Внутренняя и внешняя среда организации
3. Уровни управления. Менеджер – профессиональный управляющий
Понятие организации. Законы организации. Жизненные стадии и циклы организации
Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде.
Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником жизненной силы организации. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.
Организация − первичное хозяйственное звено в экономике, совокупность долговременных норм и правил построения и функционирования рациональных структур и производственных процессов предприятия, обеспечивающих достижение установленных целей перспективного развития.
Организацию характеризуют следующие элементы:
Уровни организации :
· мировая система;
· народное хозяйство;
· отрасли народного хозяйства;
· объединения предприятий;
· предприятия;
· подразделения (цех, участок, отдел, служба и т.п.);
· рабочее место.
Предметные области организации:
· сочетание процессов живого труда с материальными элементами производства в пространстве (пространственная организация производства);
· то же во времени (временная организация производства).
Основные категории организации:
· типы организации;
· формы организации;
· методы организации;
· принципы организации.
Субъекты организации - персонал предприятия, осуществляющий производственную деятельность в соответствии со своими должностными обязанностями.
Объектом менеджмента, его основополагающей категорией является организация − сознательно координируемое сообщество людей для достижения установленных целей.
Критерии организации
· Готовность двух или более людей совместно работать.
· Существование одной или нескольких общих целей (желаемый результат, конечное состояние).
· Обмен информацией.
Создание организации как структуры необходимо для того, чтобы работники эффективно выполняли свою работу в соответствии с планом, знали свое место и цели, причем их цели должны совпадать с целями организации в целом.
Организация обладает следующимиобщими признаками:
· наличие внутреннего центра – персонала и менеджеров, – который определяет её характер, координирует деятельность с целью обеспечения единства действий;
· объединение процессов, которые взаимодействуют нецеленаправленно и эффективно;
· сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации и реагирования работника и менеджера;
· определенная, зависящая от процесса гибкость, саморегулирование деятельности – принятие самостоятельных решений, творческое преломление внешних команд, что обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях;
· обособленность – замкнутость внутренних процессов, наличие границ;
· единство рабочих процессов и процессов управления, как результата разумного разделения труда;
· наличие цели (целей) – объединяет участников, придает смысл их деятельности;
· организационная культура – совокупность норм, традиций, верований, ценностей, определяющих поведение людей.
Для четкой работы организации необходимо, чтобы при ее создании и функционировании соблюдались следующие требования:
· цели должны быть понятны всем работникам;
· система целей должна реализовывать глобальную цель;
· информационные каналы связи не должны иметь «узких» мест;
· работники должны иметь четкие рабочие инструкции, регламентирующие их деятельность;
· удовлетворенность в работе должна обеспечиваться выбранной системой мотивации.
Организация - это согласованная система сознательно координированной деятельности или взаимодействие двух или более людей для достижения общей цели. (Честер Барнард, Президент "Нью-Джерси Белл Телефон" 1938г.)
Виды организаций
причина существования менеджмента
Организации объект менеджмента
основа мира менеджеров
Юридическое лицо - это организация, которая:
· имеет обособленное имущество в собственности в хозяйственном ведении, в оперативном управлении;
· отвечает имуществом по своим обязательствам;
· может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права;
· может быть истцом и ответчиком в суде;
· имеет самостоятельный баланс или смету.
Общие характеристики организаций:
· ресурсы ― люди, капитал, материалы, сырье, энергия, технология, информация;
· зависимость от внешнего окружения (потребители, поставщики, правительства, профсоюзы, акционеры, законодательные акты и др.);
· горизонтальное разделение труда ― разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специализированные задания, позволяющие организовать изготовление продукции в значительно большем объеме и продуктивнее, чем при самостоятельной работе такого же количества людей;
· подразделения ― отдельные части организации, объединяющие группы людей, которые выполняют конкретные специфические задания, достигают отдельных целей как составляющих общих целей организации;
· вертикальное разделение труда ― выделение специальной деятельности для координации действий, связанных с горизонтальным разделением труда;
· управление ― особая деятельность определенной группы людей для согласования и координации, с целью продуктивного достижения установленных целей.
Законы организации
Закон − это отражение объективных и устойчивых связей между компонентами системы, проявляющихся в природе, обществе, человеческом мышлении.
Синергия ― особенное свойство открытых систем, организаций продуцировать в результате взаимодействия их составляющих элементов (подразделений, людей и др.) эффект значительно больший, чем сумма результатов, независимых действий этих элементов. Формула синергии:
S = 2 + 2 = 5, 6, …. n
Выделяют такие виды синергии как рыночная, затратная, технологическая, управленческая. В основе управленческой синергии лежит соединение знаний, навыков и опыта всех членов организации, каждый из которых может воспользоваться для достижения организационных целей преимуществами других членов.
Закон единства анализа и синтеза: процессы анализа (разделения, дифференциации и т. д.) дополняются синтезом, т. е. противоположными процессами соединения, интеграции и т. п. Сначала проводится анализ, затем — синтез.
Закон информированности, упорядоченности: в организационном целом порядка не может быть больше, чем информации.
Закон композиции : цели организации должны быть согласованы и направлены на поддержание основной цели более общего характера.
Закон конкуренции— объективный процесс "вымывания" с рынка некачественных товаров. Закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижения ее удельной цены.
Закон масштаба — закон, согласно которому увеличение масштаба производства продукции за счет ее унификации или реализации других факторов ведет к снижению себестоимости. Существует точка насыщения, когда при увеличении программы выпуска себестоимость (трудоемкость) продукции не снижается, так как этот фактор исчерпал себя.
Закон наименьшего звена : структурная устойчивость целого определяется наименьшей устойчивостью какой либо из его частей. Например, прочность цепи определяется (при прочих равных условиях) наименее прочным звеном.
Закон онтогенеза: каждая организация проходит в своём развитии следующие фазы жизненного цикла: становление, расцвет, угасание.
Закон пропорциональности: отражает, необходимость соотношения между частями целого, а также их соразмерность, соответствие или зависимость.
Закон самосохранения: любая естественная или искусственная система стремится сохранить себя как целостное образование и, следовательно, экономнее использовать свой ресурс.
Закон экономии времени — закон экономии суммы затрат прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта товара за его жизненный цикл. Этот закон отражает экономические процессы в динамике, за весь жизненный цикл товара.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 197.