При фактическом увеличении абсолютного значения числа пользователей Интернета в России темпы роста аудитории имеют тенденцию к снижению (табл. 2). Этот процесс является обычным для любого рынка услуг, когда происходит удовлетворение спроса. Подобная картина наблюдается в США, где в 2001 г. прирост пользователей составил 29% и также имеет тенденцию к снижению.
Таблица 2. Изменение прироста пользователей в США и России в 1998-2001 гг.
Год | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. |
Прирост пользователей в России, % | 57 | 62 | 79 | 47 |
Прирост пользователей в США, % | 42 | 31 | 14 | 29 |
Социально-демографические характеристики пользователей Интернета в России.
В качестве источников данных о социально-демографических характеристиках пользователей Интернета в России использованы результаты исследований, проведенных в 2001 г. The Internet Monitoring, Комкон-2.
В обобщенном виде портрет российской аудитории Интернета выглядит следующим образом.
Основная часть пользователей Интернета в России - в возрасте от 16 до 34 лет (64%), из них с высшим образованием (68%).
Среди тенденций изменения социально-демографических характеристик следует отметить, что распределение пользователей по возрасту и по полу в течение 1999-2001 гг. остается стабильным (табл. 3, 4). Происходящие изменения имеют колебательный характер относительно среднего значения и не превышают нескольких процентов.
Таблица 3. Распределение пользователей Интернета по возрасту
Россия 1999 г. | Россия 2000 г. | Россия 2001 г. | Европа 2001 г. | |
До 25 лет | 38 | 42 | 37 | 25 |
25-34 года | 27 | 30 | 27 | 30 |
35-44 года | 20 | 17 | 18 | 24 |
45-54 года | 12 | 8 | 12 | 15 |
более 54 лет | 3 | 3 | 6 | 7 |
Источник: TIM-2001 г. (The Internet Monitoring)
Таблица 4. Распределение пользователей Интернета по полу, %
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | |
Мужчины | 60 | 59 | 59 |
Женщины | 40 | 41 | 41 |
Источник: TIM-2001 г. (The Internet Monitoring)
По качественным показателям в российском интернете остается преобладание молодежи (до 25 лет - 37%). Пока еще недостаточно пользователей в возрасте от 25 до 44 лет, являющихся основными производителями материальных ценностей в стране и кроме того, представляющих наиболее активную часть населения, потребляющую товары и услуги. Для сравнения в табл. 2 приведены соответствующие показатели по Европе.
Отмечается устойчивый рост среди Интернет-пользователей руководителей высшего и среднего звена, а также студентов и учащихся. Это, в свою очередь, подтверждает изменение распределения числа пользователей по месту доступа в Сеть (табл. 5) , где количество пользователей, имеющих доступ в Интернет с работы и учебы (63%) превышает число выходящих в Сеть из дома и других мест (друзья, знакомые, места коллективного доступа).
Таблица 5. Распределение пользователей по виду занятости и должностному статусу, %
Должностной статус | Доля в аудитории Интернета 1999 г. | Доля в аудитории Интернета 2000 г. | Доля в аудитории Интернета 2001 г. |
Руководители высшего и среднего звена | 17 | 18 | 20 |
Высококвалифицированные специалисты, в т.ч. технический персонал | 43 | 37 | 36 |
Студенты и учащиеся | 23 | 27 | 30 |
Другие | 17 | 18 | 14 |
Источник: Комкон-2
Средний доход российского пользователя (физические лица) Интернета в большинстве своем не превышает 200 долл. на члена семьи в месяц.
Таблица 6. Распределение пользователей в 2001 г. по доходам на члена семьи в среднем по России, %
Доходы на члена семьи | % |
Более 3000 руб. | 27 |
1250-3000 руб. | 35 |
750-1250 руб. | 25 |
Менее 750 | 13 |
Источник: Комкон-2
География Рунета.
Территориально российская Интернет-аудитория продолжает концентрироваться в городах Москве и Санкт-Петербурге. На их долю приходится 66,3% интернет-пользователей и более 72% доменов второго уровня. Тем не менее, в 2000-2001 гг. отмечался и некоторый рост активности в регионах. Экономическое развитие ряда из них способствовало повышению спроса на услуги связи, в том числе и на Интернет-техологии. Из табл. 7 видно, что на регионы с благоприятным инвестиционным климатом (потенциал не ниже среднего, умеренный или минимальный риск) приходится от одного процента пользователей Рунета и более.
Таблица 7. Географическое распределение российских пользователей Интернета по городам России, %
Регион | Пользователи, % от всего Рунета | Инвестиционный рейтинг региона |
Москва | 57,2 | Максимальный потенциал - минимальный риск |
Санкт-Петербург | 9,1 | Высокий потенциал - умеренный риск |
Новосибирск | 2,8 | Средний потенциал - умеренный риск |
Екатеринбург | 2,4 | Высокий потенциал - умеренный риск |
Краснодар | 1,7 | Средний потенциал - умеренный риск |
Владивосток | 1,3 | Средний потенциал - умеренный риск |
Иркутск | 1,3 | Средний потенциал - умеренный риск |
Нижний Новгород | 1,1 | Средний потенциал - умеренный риск |
Самара | 1,0 | Средний потенциал - умеренный риск |
Остальные города | 22,1 |
Источник: SpyLog, МИС-Информ, Эксперт-регионы
Дата: 2019-05-28, просмотров: 224.