Первобытное состояние характеризуется синкретизмом (нерасчлененностью, целостностью): там нет расчленения личности и общества (индивида и рода), материальной и духовной жизни (танец – преддверие действия), нет религии как таковой (танец – это и религия и искусство, некоторое знание).
Переход к цивилизации – преодоление синкретизма, появляется расчлененность: личность – общество, материальное производство - духовная жизнь, государство как организатор производства, сакральные ценности, религиозные организации. Различаются отдельные формы духовной жизни: наука, философия, этика, религия, искусство.
Переход от нецивилизованного к цивилизованному состоянию в разных местах проявлялся по-разному. Возникали уникальные социальные организации. Тойнби: произошли изменения географического характера, которые поставили на грань существования первобытное общество – появились группы людей, которые бросили вызов этим условиям (пустыня – Египет, море – минойская цивилизация, тропические леса - майя).
Египет, Вавилон, американский континент: – возникли религия, зачатки наук, искусство, т. е. возникла цивилизация (упорядоченное социальное производство жизни).
Но: не появилась философия.
Возникновение философии – Индия, Китай и Греция. Именно в этих цивилизациях в это время человек столкнулся с границами бытия. Он осознал свое одиночество, поставил вопрос о смысле бытия и пытался на него ответить. Иначе: человек сформировался как личность, наделенная самосознанием. Здесь в какой мере преодолен синкретизм, в какой то мере философия отделена от религии, искусства и т.д.
Отличия философий обусловлены отличиями этих трех цивилизаций (трех типов личности). С тремя типами личности связаны три типа рефлексии (размышления).
Различие личностей в разных цивилизациях:
Индийская личность – ушедшая внутрь себя; стремление подчинить свое тело своему духу; "измени себя – и изменится мир".
Китайская личность – на первом плане – служение небу, а в первую очередь – государству (так как небо – это продолжение государства), служение общему делу; это подчинение, связанное с деянием; это проблемы человеческого общежития в рамках единого государства (в данном случае имеется в виду элита; элита создает все это, а нетворческое меньшинство - лишь копирует).
Эллинская личность – свободная, действующая на свой страх и риск, является самоответственной личностью, строит отношения с другими людьми на основе договора, диалога; мышление рационально, логика доминирует.
Происхождение философии.
Все философии возникли из мифологий, причем наиболее развитых. Философия – это попытка рациональными средствами объяснить мифологические сюжеты, дать альтернативу простому принятию их на веру. Философия появляется как размышление человека о границах своего бытия.
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Веды – это сборники песнопений, заклинаний. В них изложена мифология ариев. Их создание – 2000 лет до н.э. Веды – четыре сборника, самый главный – Ригведа. Но кроме песнопений и заклинаний в них содержится мировоззренческий элемент. В Ведах заложено начало учения о закономерности всего существующего (Рита). Ведические сюжеты пытались проявить границы мира, в котором действует человек.
Размышления по поводу содержания ведических гимнов приводит к появлению философии. Первоначально (IX-VI в.в. до н.э.) философия появилась в форме "Упаншиад" (буквально означает "сидеть около") – передача знаний от учителя к ученику. Все божества представляются теперь лишь проявлениями (эманациями) единого бога. Брахман-атман – это и божество и некая единая сущность всего мира (в синкретичной форме). "Упаншиады" записывались на протяжении столетий. Было сформировано понятие о некоторой мировой закономерности (дхарма), а также концепция переселения душ (сансары) и воздаяния за прошлые деяния (карма). Здесь же говорится о том, как человек должен жить: овладение собой, своими чувствами, своим телом. Тот, кто достиг Атмана, свободен от страсти, жадности и прочих недостатков, а обладает достоинствами.
Это приводит в VI в. до н.э. к появлению первого религиозно-философского учения – буддизма. Это и размышление, и практика – философия и религия. Особенность: первоначало мира – Брахман – уходит на второй план. Мир представляет собой взаимосвязь процессов – нет ничего постоянного. Человек должен победить свою привязанность к земной жизни. Состояние: угасание, затухание страстей и желаний – нирвана. Бирма, Таиланд, Вьетнам, Корея, Япония – различные формы буддизма продолжают существовать по сей день. Буддизм выступает против двух крайностей: погони за мирскими наслаждениями и аскетическим умерщвлением плоти (например, монах может иметь семью и детей).
Особенности Индийской философии:
1. Индийская философия принципиально не персонифицирована (нет ни одного имени). Отказ от приоритета, от своего личного вклада - анонимность.
2. Философия проявлена, но она не отделена от религиозной практики. Она синкретична (связана с искусством, этикой).
3. Философия направлена внутрь человека. Это философия духовного перерождения.
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
II-нач. I тысячилетия до н. э. наметилась тенденция китайских этносов к объединению.
Особенности Китая
Государственные люди особенно ценятся, основное условие для управления государством: образование. Китай – многонациональная страна, письменный язык (иероглифы) является единым для всей страны. Человек, знающий этот язык, становился кандидатом на государственный пост.
Если человек вошел в элиту, то он в ней останется, даже если подвергнется гонениям и преследованиям. Во времена Мао Цзе-дуна учение Конфуция критиковали, преследовали, но не изъяли из библиотек. Мао критиковал Конфуция, и для чтения этой критики надо было знать Конфуция. У нас – если госуд. деятеля сняли, то его все топчут, а у них – Мао Цзе-дун сейчас превратился в объект поклонения.
Китайская мифология формируется коренными народами. Китайская мифология носит арелигиозный характер. В китайской мифологии отсутствует некое личностное сакральное существо. У них есть небо – как опора всего. Она огосударствленная. Поклоняясь небу, китаец поклоняется государству.
Китайская философия тоже возникла из мифологии. Первый письменный памятник "Ицзин" – книга перемен. Это книга устроения государственной жизни. Китайская философия предстает в виде комментария к этой книге. Эти комментарии рациональны и персонифицированы. Это - творчество индивидуальностей. Здесь главным объектом философствования становится государство, порядки в обществе (этого не было в Индийской философии), человек в государстве, семье, обществе. Кит. фил. направлена на рационализацию общественной жизни людей. Это авторитарная философия. Здесь только диалоги ученика и учителя. Нет спора, столкновения разных мнений. Рациональность здесь – это действие по правилам, по которым должен действовать государственный человек. Философы учат как вести государственные дела. Китайская философия – это некий пласт этико-правовых норм (нерасчлененность).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 221.