Что есть ф.? Что она изучает?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Что есть ф.? Что она изучает?

Все философы: Философия – это такая сфера сознания, которая ориентирована на предельно общие вопросы бытия. Энгельс: наиболее общие законы природы, общества и мышления. Но: законов ф. не формулирует, а природу, общество и мышление изучают другие науки. Платон: ф. изучает мир идей. Три идеи – истина, добро и красота. Кант: вопросы – что я могу знать? что я должен делать? на что я смею надеяться? Эти три вопроса сводятся к четвертому, основному – что есть человек?

 

Следовательно, если философия изучает мир, то всегда сквозь призму человека (человеческое измерение мира). Философия изучает мир, поскольку в нем живет и действует человек; философию изучает человек, поскольку он живет и действует в мире. Философия – это взаимосвязь мира и человека. Кант: "есть два предмета, которые вызывают изумление: звездное небо надо мною и нравственный закон во мне".

 

Философское знание - не есть знание в привычном научном смысле. Это мудрость. Греки говорили, что мудрость не в многознании. Мудрость в том, что человек размышляет о том, что есть знание и т. п. (рефлексия). Вообще, философия – не наука.

Что есть культура?

Культура – В широком смысле: это все, что создано человеком (духовное и предметное). Это духовно-предметный эфир, в котором существуем все мы. В узком кантовском смысле: это внутренняя жизнь человека, ее внутренние потребности; культура – индивидуально адресована.

 

а) Философия в системе культуры.

У философии есть своя ниша в культуре. Философия есть рефлексия культуры по поводу своих оснований. Культура переосмысливается во взаимосвязи всех своих оснований.

 

Это происходит, когда культура оказывается расчлененной на отдельные компоненты. Философия стремится этот мир культуры связать в некую целостность. Философия появляется там, где это расчленение культуры приобретает четко выраженный характер. Это происходит в Древней Греции, поэтому в чистом виде философия появляется именно там. Греция и Европа – философия евро-центристская.

 

В Древней Индии рациональность не вычленяется.

Русская философия – это и философия, и не философия. Это в какой-то мере богословие.

 

(б) Природа философского знания.

Философия занимает промежуточное положение между наукой и религией как путями познания непознанного. Б. Рассел: "философия занимает ничейную территорию между наукой и религией".

 

С наукой философию сближает лишь принцип рациональности (построения рассуждений).

Но: Наука имеет дело с истинами и заблуждениями, а философия – не имеет. Научные знания опровергаемы, а любая из совершенных философских систем не может быть ни доказана, ни опровергнута. Философия не опирается на эксперимент. В ней большое значение имеют интуиция и жизненный опыт человека. В философии не может быть математики. Философия стремится к умозрению. Ф. творит некие идеальные миры, пытается обсуждать проблемы абсолюта.

 

Философия близка религии, этике, искусству. Ф. имеет дело с ценностями. Ф. обладает значимостью. Ф. можно сопоставить с искусством: произведения философов уникальны (философские концепции, системы, воззрения, идеи и т. п.). Каждая из совершенных философских систем не может быть ни доказана, ни опровергнута. Ее, как и в искусстве (или религии), надо принимать или не принимать, сообразуясь со вкусом.

Но: Отличие философия от религии: рациональный подход.

 

 

Но: не появилась философия.

 

Возникновение философии – Индия, Китай и Греция. Именно в этих цивилизациях в это время человек столкнулся с границами бытия. Он осознал свое одиночество, поставил вопрос о смысле бытия и пытался на него ответить. Иначе: человек сформировался как личность, наделенная самосознанием. Здесь в какой мере преодолен синкретизм, в какой то мере философия отделена от религии, искусства и т.д.

 

Отличия философий обусловлены отличиями этих трех цивилизаций (трех типов личности). С тремя типами личности связаны три типа рефлексии (размышления).

 

Происхождение философии.

Все философии возникли из мифологий, причем наиболее развитых. Философия – это попытка рациональными средствами объяснить мифологические сюжеты, дать альтернативу простому принятию их на веру. Философия появляется как размышление человека о границах своего бытия.

 

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Веды – это сборники песнопений, заклинаний. В них изложена мифология ариев. Их создание – 2000 лет до н.э. Веды – четыре сборника, самый главный – Ригведа. Но кроме песнопений и заклинаний в них содержится мировоззренческий элемент. В Ведах заложено начало учения о закономерности всего существующего (Рита). Ведические сюжеты пытались проявить границы мира, в котором действует человек.

 

Размышления по поводу содержания ведических гимнов приводит к появлению философии. Первоначально (IX-VI в.в. до н.э.) философия появилась в форме "Упаншиад" (буквально означает "сидеть около") – передача знаний от учителя к ученику. Все божества представляются теперь лишь проявлениями (эманациями) единого бога. Брахман-атман – это и божество и некая единая сущность всего мира (в синкретичной форме). "Упаншиады" записывались на протяжении столетий. Было сформировано понятие о некоторой мировой закономерности (дхарма), а также концепция переселения душ (сансары) и воздаяния за прошлые деяния (карма). Здесь же говорится о том, как человек должен жить: овладение собой, своими чувствами, своим телом. Тот, кто достиг Атмана, свободен от страсти, жадности и прочих недостатков, а обладает достоинствами.

 

Это приводит в VI в. до н.э. к появлению первого религиозно-философского учения – буддизма. Это и размышление, и практика – философия и религия. Особенность: первоначало мира – Брахман – уходит на второй план. Мир представляет собой взаимосвязь процессов – нет ничего постоянного. Человек должен победить свою привязанность к земной жизни. Состояние: угасание, затухание страстей и желаний – нирвана. Бирма, Таиланд, Вьетнам, Корея, Япония – различные формы буддизма продолжают существовать по сей день. Буддизм выступает против двух крайностей: погони за мирскими наслаждениями и аскетическим умерщвлением плоти (например, монах может иметь семью и детей).

 

Особенности Индийской философии:

1. Индийская философия принципиально не персонифицирована (нет ни одного имени). Отказ от приоритета, от своего личного вклада - анонимность.

2. Философия проявлена, но она не отделена от религиозной практики. Она синкретична (связана с искусством, этикой).

3. Философия направлена внутрь человека. Это философия духовного перерождения.

 

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

II-нач. I тысячилетия до н. э. наметилась тенденция китайских этносов к объединению.

Особенности Китая

Государственные люди особенно ценятся, основное условие для управления государством: образование. Китай – многонациональная страна, письменный язык (иероглифы) является единым для всей страны. Человек, знающий этот язык, становился кандидатом на государственный пост.

 

Если человек вошел в элиту, то он в ней останется, даже если подвергнется гонениям и преследованиям. Во времена Мао Цзе-дуна учение Конфуция критиковали, преследовали, но не изъяли из библиотек. Мао критиковал Конфуция, и для чтения этой критики надо было знать Конфуция. У нас – если госуд. деятеля сняли, то его все топчут, а у них – Мао Цзе-дун сейчас превратился в объект поклонения.

 

Китайская мифология формируется коренными народами. Китайская мифология носит арелигиозный характер. В китайской мифологии отсутствует некое личностное сакральное существо. У них есть небо – как опора всего. Она огосударствленная. Поклоняясь небу, китаец поклоняется государству.

 

Китайская философия тоже возникла из мифологии. Первый письменный памятник "Ицзин" – книга перемен. Это книга устроения государственной жизни. Китайская философия предстает в виде комментария к этой книге. Эти комментарии рациональны и персонифицированы. Это - творчество индивидуальностей. Здесь главным объектом философствования становится государство, порядки в обществе (этого не было в Индийской философии), человек в государстве, семье, обществе. Кит. фил. направлена на рационализацию общественной жизни людей. Это авторитарная философия. Здесь только диалоги ученика и учителя. Нет спора, столкновения разных мнений. Рациональность здесь – это действие по правилам, по которым должен действовать государственный человек. Философы учат как вести государственные дела. Китайская философия – это некий пласт этико-правовых норм (нерасчлененность).

 

ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Б. Рассел: Во всей истории нет ничего более удивительного и ничего более трудного для объяснения, чем возникновение цивилизации в Греции. Греки изобрели науку и философию.

 

В греческой культуре определенно преодолевается момент синкретизма, происходит расчленение, и принцип рациональности используется во всей его мощи (как принцип объяснительный). Мифология существует наряду с философией, но ей уже отводится определенное место. Миф – не опровергаем, его можно принять или не принять. Рациональность приводит к появлению истины, доказываемой или опровергаемой, причем без ссылки на авторитеты. Греки вводят размышления в форме диалога. Это не только диалог между людьми, но и диалог внутри человека (вся европейская философия – диалогична – опять принцип парности).

 

Демокрит

Чувственный мир нужно объяснить на основе некоторых умопостигаемых принципов: в данном случае атомов и пустот. В этой теории недостает эксперимента. Математика присутствует в скрытом виде, отличия атомов чисто математические.

 

Платон

Достоверное познание возможно только об идеях. О чувственных вещах возможно только вероятностное мнение. Между идеями и чувственными вещами находятся математические объекты, доступные рассудочному познанию.

 

 

4) Ранняя греческая философия (досократика). Фалес и др. милетцы, Пифагор, Гераклит, Парменид. Утверждения принципа рациональности.

 

Греческая философия возникает как альтернатива мифологии. Ареал: Великая Греция, полисы, которые находятся на границах Великой Греции (города Малой Азии). Близость к старым цивилизациям (Египет, Вавилон, Сирийская цивилизация).

 

Натурфилософия (время - V-I V в.в. до н.э.):

1. Главным объектом является природа;

2. Философия еще не отделена от науки; это форма рационального рассуждения, которая строится по образцу полисного устройства и пользуется методом математики.

3. Главная проблема - проблема начала (откуда все взялось).

 

Досократические философские школы:

1. Милетская школа (Ионическая): 1) Фалес; 2) Анаксимандр; 3) Анаксимен.

2. Гераклит Эфесский.

3. Пифагор и Пифагорейский союз (имена пифагорейцев не всегда известны, т.к. все приписывается Пифагору).

4. Элейцы (Ксенофан и .......): 1) Парменид; 2) Зенон (его ученик и «любовник»).

 

Милетская школа

Философия возникла во второй половине VI в. до н.э. Фалеса причисляли к 7 мудрецам. Он занимался в т. ч. астрономией, которая в Греции была неразвита (а в Афинах - даже за-прещена).

 

Проблема начала: Фалес - вода. Анаксимандр - неопределенное первовещество. Анаксимен - воздух. Они пытаются дать некоторый механизм, путем которого из первоначала формируется космос. Все они писали одну работу «О природе» (до нас дошли лишь фрагменты).

 

Гераклит (504-501 г.г. до н.э.)

 

Проблема начала: огонь - символ текучести, изменчивости всего и вся. «Этот космос, тот же сам для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерно разгорающимся и мерно угасающим».

 

Приписываемый Гераклиту тезис «все течет, все изменяется» адекватно отражает его философию. Причину этой текучести Г. видит в борьбе противоположностей (все, что обсуждает Г., обращает внимание на это).

 

Главное: Г. вводит понятие закона («логос»). Все подчинено некоторому правилу, закону (первым, кто перенес полисное устройство на космос, был Г.). Сущность мира: динамизм, изменение, преобразование, подчиняющиеся некоторому закону. Это гимн чувственному миру.

 

Пифагор

Основал школу - закрытая школа для учения, раннее учение П. было тайным. Сплав мистицизма, идущего от религии орфиков (предопределенность судьбы человека + переселение душ) и математической рациональности ума. Пифагорейцы мистифицировали и мир чисел. Они считали, что числа и геометрические фигуры - это и есть истины, и именно они составляют подлинный мир. Пифагор освободил математику «от служения делу купцов». Они (пифагорейцы) обращали внимание не на сами геометрические фигуры и числа, а на их логические определения (понятия). Математика у П. нужна для интеллектуального созерцания мира. Они не знают 0 (нуля), т. к. 0 - это ничто, а греки живут в телесном мире (аналогично они не знают отрицательных чисел).

Программа П.: вывести из мира чисел чувственный мир, объяснить космос, вселенную, мироздание и природу. Тезис пифагорейцев: не «все из числа», а «все сообразно числу» (Диоген Лаэртский), т. е. все в мире подчиняется некоторым математическим законам. С помощью математики пифагорейцы объяснили музыкальный ряд. Они мистифицировали числа (1-начало, 2 - ..., 3 - возможность построить фигуру, ....., 10 - гармония). С помощью чисел пытались гармонизировать структуру планет.

 

Элейская школа

Противостояние этих двух миров привело к тому, что натурфилософия превратилась в философию. Это произошло благодаря Элейской школе.

 

Парменид был современником Гераклита (тоже 504-501 г.г. до н.э.). Он был последователем Ксенофана (о нем мы не гов.) и Пифагора и противником Гераклита. Главное произведение - «О природе» (в поэтической форме). Диоген Лаэртский: Парменид освободил мышление от обмана воображения и засилья чувств. «Одно и то же есть мысль и бытие». Мысль отождествляется с реальным объектом, например, абстрактное понятие точка - это конкретная точка, которая существует где-то в уме математика. Бытие едино, лишено множественности движения и изменения, оно вне времени и пространства.

 

Зенон - толкование и комментарии Парменида. Парменид четко различает два мира: Пифагора и Гераклита. Он аксиоматически отрицает существование мира Гераклита и утверждает существование мира Пифагора.- «Бытие есть, небытия нет». «Бытие» - это мир науки, то, что человек видит «глазами ума». Можно ли проложить мост между мирами Гераклита и Пифагора? (это вопрос науки). Эту парадоксальность выявил Зенон (апории).

 

Апория “Ахилл и черепаха”. Быстроногий Ахилл соревнуется в беге с черепахой и благородно предоставляет ей фору. Пока он пробежит расстояние, отделяющее его от точки отправления черепахи, последняя проползет дальше; расстояние между Ахиллом и черепахой сократилось, но черепаха сохраняет преимущество. Пока Ахилл пробежит расстояние, отделяющее его от черепахи, черепаха снова проползет еще немного вперед, и т. д. Если пространство бесконечно делимо, Ахилл никогда не сможет догнать черепаху. Этот парадокс построен на трудности суммирования бесконечного числа все более малых величин и невозможности интуитивно представить себе, что эта сумма равняется конечной величине.

 

Апория “Дихотомия”. Прежде чем пройти некоторый отрезок, движущееся тело вначале должно пройти половину этого отрезка, затем половину половины, и так далее до бесконечности.

 

Парадокс “Стрела” основан на предположении, что пространство и время составлены из неделимых элементов, скажем “точек” и “моментов”. В некий “момент” своего полета стрела находится в некоторой “точке” пространства в неподвижном состоянии. Поскольку это верно в каждый момент ее полета, стрела вообще не может находиться в движении. Здесь затронут вопрос о мгновенной скорости.

 

Таким образом, движение и множественность доказать невозможно. Возникает парность (двоичность):

· сущность (умопост.) – явление (чувств,);

· общее – единичное;

· необходимость – случайность;

· причина – следствие

 

Обнажается парность философских категорий, появляется главный вопрос философии: Каков мир вне сознания человека и познаваем ли мир с помощью чувств? Эту проблему решают элеаты.

 

 

5) Поиски единой начала всего сущего в античной философии (Фалес, Пифагор, Гераклит, Парменид, Платон, Аристотель)

 

Античные философы пытались найти механизм, посредством которого и некоего первоначала формируется космос.

 

Фалес

Первый выдвинул идею единой первоосновы и попытался ее найти без посредства мифов. Он видел начало всего во влаге. Вода пронизывает собой всё, всё происходит из воды и в воду обращается (идея сохранения). Þ Вода является носителем всех изменений и превращений. Ф. впервые пришла мысль о единстве мироздания.

 

Пифагор

Согласно космологии ранних пифагорейцев, мир слагается из предела и беспредельного. Это сфера, возникающая в беспредельной пустоте и “вдыхающая” ее в себя, тем самым, расширяясь и расчленяясь. Так возникает мировое пространство, движение, время и вся множественность вещей.

 

Число, т.е. множество единиц, возникает тоже из соединения предела и беспредельного. Мир мыслится пифагорейцами как нечто завершенное, замкнутое (предел), а окружающая его пустота - как нечто аморфное, неопределенное, лишенное границ - беспредельное. С соотношением предела и беспредельного они связывают и иные соотношения свойств элементов окружающего мира: покоящееся - движущееся, прямое - кривое, единое - множество, свет - тьма, правое - левое, хорошее - дурное, мужское – женское и т. д. Из этих противоположностей строится все существующее. При этом, кстати, пифагорейцы говорят не только о противопоставлении противоположностей, но и об их единстве.

 

Гераклит (504-501 г.г. до н.э.)

Проблема начала: огонь - символ текучести, изменчивости всего и вся. «Этот космос, тот же сам для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерно разгорающимся и мерно угасающим». Приписываемый Гераклиту тезис «все течет, все изменяется» адекватно отражает его философию. Причину этой текучести Г. видит в борьбе противоположностей (все, что обсуждает Г., обращает внимание на это). Главное: Г. вводит понятие закона («логос»). Все подчинено некоторому правилу, закону (первым, кто перенес полисное устройство на космос, был Г.). Сущность мира: динамизм, изменение, преобразование, подчиняющиеся некоторому закону. Это гимн чувственному миру.

 

Парменид (VII-VI в до н.э.)

Философ и политический деятель. Центральная фигура Элейской школы. Сущее П. считал лишенным изменчивости и многообразия. Мир – неподвижный и сплошь заполненный шар. Истинное бытие едино, вечно, неподвижно, неизменно. «Только бытие есть, небытия нет». Без бытия нет мышления.

 

У мира два начала:

1. Активное – огненное, светлое.

2. Инертное – темное.

 

Платон

Первооснова – мировая душа. Материал – материя.

 

Существует особый мир – мир идей (мир вневременной и внепространственный). Идеи располагаются в виде пирамиды. Подножие – это идеи вещей (идея кошки, дерева и т.п.). Далее – идеи родов, классов вещей. Выше - классы классов. И т.д. Наверху – три идеи: истина, добро и красота (соразмерность). Для объединения их вводится понятие «блага». В качестве начала небытия Платон вводит понятие материи. Материя – это начало хаоса, неупорядоченности. Мир идей – это структурная упорядоченность. Из материи согласно миру идей строится, упорядочивается чувственный мир.

 

Аристотель

Единицей бытия выступает первая сущность. Идея внутренне присуща конкретной вещи (это заземление платоновской философии). Каждая первая сущность определена 4 причинами:

1) Формальная причина – суть вещи (план дома в голове архитектора).

2) Материальная причина – возможность (стройматериалы).

3) Движущая причина – фактор, слепляющий частички вместе (руки рабов).

4) Целевая причина – то, что вписывает эту вещь в окружающий мир (дом, чтобы в нем жить).

 

Потом Европа оставит из 4-х только одну - материальную причину. Это и есть наука.

 

Начало всех начал – Бог. Он доказал бытие Бога, исходя из принципа причинности. Ряд причин не может быть бесконечным или безначальным. Должна быть причина, сама себя обуславливающая и ни от чего не зависящая: причина всех причин.

 

Космос строится божеством из хаоса на основе 4-х элементов: огонь, воздух, вода, земля.

 

 

Эпикур

Возродил атомизм Левкиппа-Демокрита. Внес в него изменения. У Демокрита – механистический детерминизм. У Эпикура – соотношение необходимости и случайности. Атомы обладают способностью спонтанного (внутренне обусловленного) отклонения от прямой линии.

 

 

7) Софисты и Сократ. Диалектика (истина в диалоге). Выдвижение на передний план проблемы человека. Сократ о принципах нравственности.

Cофисты

В Древней Греции был очень высок культ знания. Очень ценилось образование. Появляются философы, которые обучали за отдельную плату (софисты). Они обратили внимание на человека, на его способность быть духовным существом, познающим существом. Это привело их к выводу, что весь мир находится в человеке (имена звезд – в человеке, без человека звезды безымянны). Протагор: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существуют, что они не существуют». Включенность человека в систему мира в качестве центрального звена.

 

Софисты пошли по пути безбрежного субъективизма. Это вызвало к жизни Сократа как противника софистов.

 

Сократ (469-399 г.г. до н.э.)

Сократ сам говорил, что он плебейского происхождения, мать его – повитуха. От рождения он был физически крепким, в ученичестве был скульптором, был неплохим воином. Сократ стал философом, который не написал ни строчки. Он не преподавал (в форме монолога), а беседовал с учениками (в форме диалога). Он побеждал их словами и физически. Дельфийский оракул: «В Древней Греции не было и нет человека мудрее Сократа». Сократ был известен в Греции еще при жизни. Он привлекал людей духовной силой. Алкивиад говорил о том, что Сократ помог одержать крупную победу (своими советами).

 

Сократ прославился как один из родоначальников диалектики – нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров С. заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и наведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности. В спорах С. стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека.

 

Мир вещей непознаваем. Познать можно только себя самих. Высшая задача знания не теоретическая, а практическая – искусство жить. Раскрываются понятия через определения, а обобщаются – через индукцию. Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличается в противоречиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а ум ввергается в беспокойство, что побуждает мысль к поискам подлинной истины.

 

Сократ вводит диспозицию: «я – ты». Внешний диалог стимулирует работу внутреннего диалога. Исходный тезис: «Я знаю, что я ничего не знаю». Другой тезис, которому Сократ придал новое звучание: «Познай самого себя» . У человека есть внутренний оппонент, который разрушает химерные построения и вынуждает двигаться дальше.

 

Сократ в процессе диалога открывает общезначимое в человеке – идея добра. Зло от незнания. Эта постановка свойственна древним грекам. В соответствии с полученным знанием человек должен строить свою жизнь. Сократ возводит на пьедестал рациональное знание, в том числе, и в вопросах этики. Он считает, что человек знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Принцип самоответственности личности: личность, открывающая в себе внутренние основания в процессе диалога, утверждает себя в форме нравственной личности и самоответственной личности, способной действовать на свой страх и риск, не скрываясь за авторитетами. Главное: принцип субъекта, наделенного самосознанием. Самосознание – первично по отношению к сознанию.

Философия Платона.

Платон (427 – 347 г.г. до н.э.)

Великий древнегреческий философ, основоположник объективного идеализма. Родился в знатной семье, в 20 лет познакомился с Сократом, стал его учеником. После смерти Сократа бежал, путешествовал, установил дружеские связи с пифагорейцами, вернулся в Афины и основал большую философскую школу (которая существовала до времени императора Юстиниана). Школа получила название Академии (т.к. в саду стояла статуя героя Академа). Вход был украшен лозунгом: «Не знающий математики не вхож сюда».

 

Первая работа Платона «Апол. Сокр.» - повесть, остальные работы – в форме диалога, главным действующим лицом в них был Сократ. Ранние работы Платона «Протагор». Самая известная работа - «Государство». Платон развивает учение Сократа, но развивает так, что это уже анти-Сократ. Сократ утверждал: «Познай самого себя». Платон задумывается о духовном начале человека. Оно располагается где-то вне человека. Это особый мир – мир идей (мир вневременной и внепространственный). В диалогах Платон именем Сократа строит свое философское учение, которое опровергает Сократа, т.к. является антиличностным.

 

Платоновский мир идей.

Идеи располагаются в виде пирамиды. Подножие – это идеи вещей (идея кошки, дерева и т.п.). Далее – идеи родов, классов вещей. Выше - классы классов. И т.д. Наверху – три идеи: истина, добро и красота (соразмерность). Для объединения их вводится понятие «блага». В качестве начала небытия Платон вводит понятие материи. Материя – это начало хаоса, неупорядоченности. Мир идей – это структурная упорядоченность. Из материи согласно миру идей строится, упорядочивается чувственный мир. Ипостаси мира идей: причина, образец, цель, понятие (знание). (Рассел: каждая кошка внутренне нацелена, чтобы выразить идею кошачести, но т.к. она сделана из тленной материи, то она обречена погибнуть.) Платон вводит неопределенное 3-е начало – мировая душа. Это - некоторый ваятель (бог). Ваяние основано на геометрических фигурах (на математике).

Человек отличается от других живых существ тем, что он обладает душой, индивидуальность которой есть идея. (До рождения человека она существовала в мире идей). Это дает возможность Платону объяснить познание. (Сократ считал, что чем больше человек знает, тем он добрее).

 

Теория познания Платона

Достоверное познание возможно только об идеях. О чувственных вещах возможно только вероятностное мнение. Между идеями и чувственными вещами находятся математические объекты, доступные рассудочному познанию. П. подошел к познанию с позиций диалектики. Познание осуществляет человек, обладающий душой, умом и чувствами. Чувствами он не познает, он лишь фиксирует материальную оболочку вещей. Но чувства выступают толчком для работы ума, погруженного одной стороной в душу. Работа ума происходит в форме диалога с душой (диалектика). Это дает возможность уму вспоминать то, что запечатлела душа до рождения. Теория познания – это теория воспоминания. В уме человека возникает логическая нагруженность. Ум должен в процессе диалога с душой искать понятие, т.е. познавать. П. отличал знание от субъективного ощущения.

 

Помимо диалектики познания П. разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя. Он признавал, что все чувственное «вечно течет», непрестанно изменяется Þ не подлежит логическому уразумению.

 

Теория познания

Первые сущности – это единство духовного и субстратного (физического) начала. Человек - это тоже сочетание духовного и субстратного начала. А духовное начало - это сочетание пассивного ума и активного ума (энтелехия души).

 

Уровни познания:

1. Эмпирия - самый низший – опыт;

2. Техно – умение, обобщение на пальцах;

3. Эпистемия - научное знание - знание ближайших причин связей и отношений;

4. Софос - знание конечных причин, основания мира.

 

Парменид

Диоген Лаэртский: Парменид освободил мышление от обмана воображения и засилья чувств. «Одно и то же есть мысль и бытие». Мысль отождествляется с реальным объектом, например, абстрактное понятие точка - это конкретная точка, которая существует где-то в уме математика. Бытие едино, лишено множественности движения и изменения, оно вне времени и пространства.

 

Разум играет главенствующую роль в процессе познания, а чувства – подсобную. Истина основана на рациональном познании, а на чувствах – лишь мнение, а не истинная сущность. Не доверяйте чувствам, но разумом исследуйте высказанные доказательства.

 

Демокрит

Древнегреческая мифология: боги – как люди, которые правят как цари; но есть богини судьбы - мойры, их волю не в состоянии предотвратить даже боги.

 

Случайность – это то, сущность чего мы не можем познать. Человек познает на уровне своих чувств (начало концепции сенсуализма) – это темное познание. От вещей истекают маленькие предметики, которые воздействуют на органы чувств. Но темное познание – это познание только мира случая (т.е. мира небытия). Светлое познание – это познание умом. Ум преодолевает темное познание, отталкиваясь от него для познания мира атомов.

 

Субъект здесь созерцатель, обладающий темным и светлым познанием. Он познает космос, который находится вне него (сам человек не включен в этот космос). Если включен, то только путем редуцирования к этому миру. По существу, Демокрит дает каркас построения научной теории. Чувственный мир нужно объяснить на основе некоторых умопостигаемых принципов: в данном случае атомов и пустот. В этой теории недостает эксперимента. Математика присутствует в скрытом виде, отличия атомов чисто математические.

 

Сократ

Внешний диалог стимулирует работу внутреннего диалога. Исходный тезис: «Я знаю, что я ничего не знаю». Другой тезис, которому Сократ придал новое звучание: «Познай самого себя». У человека есть внутренний оппонент, который разрушает химерные построения и вынуждает двигаться дальше.

 

Теория познания Платона

Человек отличается от других живых существ тем, что он обладает душой, индивидуальность которой есть идея. (До рождения человека она существовала в мире идей). Это дает возможность Платону объяснить познание. (Сократ считал, что чем больше человек знает, тем он добрее).

 

П. подошел к познанию с позиций диалектики. Познание осуществляет человек, обладающий душой, умом и чувствами. Чувствами он не познает, он лишь фиксирует материальную оболочку вещей. Но чувства выступают толчком для работы ума, погруженного одной стороной в душу. Работа ума происходит в форме диалога с душой (диалектика). Это дает возможность уму вспоминать то, что запечатлела душа до рождения. Теория познания – это теория воспоминания. В уме человека возникает логическая нагруженность. Ум должен в процессе диалога с душой искать понятие, т.е. познавать. П. отличал знание от субъективного ощущения.

 

Теория познания Аристотеля

Первые сущности – это единство духовного и субстратного (физического) начала. Человек - это тоже сочетание духовного и субстратного начала. А духовное начало - это сочетание пассивного ума и активного ума (энтелехия души).

 

Уровни познания:

5. Эмпирия - самый низший – опыт;

6. Техно – умение, обобщение на пальцах;

7. Эпистемия - научное знание - знание ближайших причин связей и отношений;

8. Софос - знание конечных причин, основания мира.

 

 

12) Нравственно-этическое и мировоззренческое кредо христианства. Заповеди Моисея и Нагорная проповедь (различия).

 

Перелом: от Античности к Европе – через средневековье. Гегель: философию можно рассматривать как круг круга. Пример: проблема человека: Сократ – Платон – Аристотель - снова возврат к проблеме человека, только на более высоком уровне. В средневековой философии - аналогично. Августин (состояние неустроенности человека) – Фома Аквинский (покой и уют) – Паскаль (состояние неустроенности).

 

Средние века - время уныния, обесценения смысла жизни в греческом смысле (наслаждение жизнью). Цицерон: как могут быть идолы богами. Это уныные было свойственно и иудеям. В таких условиях появляется христианство. Христианство – эллинистическая редакция иудаизма. Христианство – синтез двух культур:

1. Греческая – культура зрения.

2. Восточная – культура слуха.

 

Особенности христианства

1. Иисус – бог, имеющий телесные черты. И для Востока, и для Греции это невозможно.

2. Духовный смысл придается земной жизни человека. Живя в этом мире, человек способен совершать действия, наполненные высшим смыслом, дистанцированные от плотских страстей.

3. Христианство – это еще и община. Коллективизм. Общими усилиями мир может быть изменен.

 

Заповеди Моисея

1. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не сотвори себе кумира

3. Не произноси имени Господа напрасно.

4. Помни день субботний.

5. Почитай отца твоего и мать твою.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего и др.

 

В Ветхом Завете Господь дал Закон в бесплодной пустыне, на горе Синае. Тогда грозное, темное облако закрывало вершину горы, гремел гром, сверкали молнии и раздавался трубный звук. Никто не смел приблизиться к горе, кроме пророка Моисея, которому Господь вручил десять заповедей Закона. Теперь же Господь среди ясного весеннего дня, при тихом веянии прохлады с Галилейского озера, на склонах горы, покрытой зеленью и цветами, окружен тесною толпою народа. Все стараются подойти ближе к Нему и прикоснуться, хотя бы к краю одежды Его, чтобы получить от Него благодатную силу. И никто не уходит от Него без утешения.

 

Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а Ново-Заветный закон Христов - закон Божественной любви и благодати, который дает людям силу исполнять Божий Закон. Сам Иисус Христос сказал: "Я пришел не нарушить закон, но исполнить".

 

Нагорная проповедь

1. Блаженны нищие духом (смиренные): потому что их есть (т. е. дано им будет) Царство Небесное.

2. Блаженны плачущие (о грехах своих), потому что они утешатся.

3. Блаженны кроткие, потому что они наследуют (получат во владение) землю.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды (желающие правды); потому что насытятся.

5. Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут.

6. Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят.

7. Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены (названы) сынами Божиими.

8. Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть царство небесное.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, потому что велика ваша награда на небесах.

 

1. Не заботьтесь (излишне) о том, что вам есть и что пить, или во что одеться", сказал Спаситель. "Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу, и Отец ваш Небесный питает их; а вы не гораздо ли лучше их?

2. не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены. Потому что каким судом вы судите, таким и вас будут судить

3. Прощайте, и прощены будете

4. Иисус Христос велел любить не только близких своих, но всех людей, даже обидевших нас и причинивших нам зло

5. во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди (а мы, конечно, хотим, чтобы все люди любили нас" делали нам добро и прощали нас), так поступайте и вы с ними

6. Если мы будем с усердием молиться Богу и просить Его помощи, то Бог сделает все, что послужит для нашей истинной пользы.

7. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

8. для вступления в Царство Божие недостаточно только одних добрых чувств и желаний, а необходимы добрые дела

 

 

13) Проблема соотношения веры и знания в схоластической философии (Августин, Ансельм, Ф.Аквинский, Д.Скотт, В.Оккам.)

 

Человек должен совершить сознательный выбор между добром и злом. (Этой проблемы нет у Сократа, для которого добро и истина - одно и тоже). Христианство – это вера, которая не исключает разума и коррелирует с ним.

 

Схоластика возникла из потребности католической церкви. Нужно было средствами размышления обосновывать кредо христианской веры, распутывать противоречия (в Св. Писании), обосновывать деяния Церкви и деятелей церкви. Схоластика преследует образовательные цели: те же священники должны уметь размышлять, чтобы словами защищаться. Главная проблема схоластики - обустроение человека в христианском мире. Этот мир – теоцентрический.

 

Возникла проблема языка. Язык религии оказался неадекватным философии. Поэтому они обратились к языку греческих философов. Язык Платона оказался слишком абстрактным. Аристотеля сначала запрещали, потом разрешили, а затем его канонизировали и называли просто «философом».

 

Особенность схоластики – авторитарное мышление (ссылка на авторитет).

 

Августин (354-430 г.г.)

Чтобы познавать, нужно верить.

 

Ансельм Кентерберийский.

Чтобы верить, нужно иметь разум. Онтологическое обоснование бытия Бога. Предположим, что какой-то безумец утверждает, что Бога нет - он все равно знает, о чем он говорит, он имеет понятие Бога, как некоего совершенного существа, которому он отказывает в существовании. Hо что мешает подумать о новом существе и приписать ему существование? Но это тавтология.

 

Фома Аквинский

Мир сакрального можно открывать двумя путями (для номиналистов этими путями открываются два различных мира):

1. Разум

2. Божественные откровения

 

Фома Аквинский пытается доказать, что Священное Писание является наукой. Он считает, что можно, исследуя телесный мир, логически доказать бытие Бога. Доказательство пятью путями:

1. Движение – приходит к первопричине, которая недвижима, но все движет.

2. Первичная производящая причина – субстанция несотворенная, кот. все соответствует.

3. Случайность и необходимость: выбирают ту субстанцию, которая необходима – это Бог.

4. Степени совершенства: есть некоторое существо, которое является причиной блага и всякого совершенства – Бог.

5. Все предметы в природе подчиняются некоторой целесообразности, но она подчиняется некой высшей цели – цели высшего существа

 

Фома Аквинский пытается ранжировать все в мире. Бог – ангелы – человек – живые организмы – неорганическая природа.

 

Дунт Скотт

Бунт против томизма. Нельзя полагать, что Бог – это разум. Это воля, деяния, преобразование и др. Разум – это лишь одно из воплощений Бога. Рационально нельзя познать Бога. Надо просто глубоко верить. Знания нужны лишь для ориентации человека в этом мире.

 

Вильям Оккам

Универсалии не могут существовать вне сознания. В таком случае они были бы единичными вещами, что противоречит их природе как общих сущностей.

 

Бритва Оккама (критика схоластического реализма):

1. Не следует умножать сущности без необходимости.

2. Без необходимости не следует говорить многое. То, что можно выразить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего (экономия мышления).

 

 

14) Проблема единичного и общего в средневековой философии. Номинализм и реализм.

 

Вопрос был поставлен одним из ранних схоластов Порфирием, который опубликовал работу Аристотеля «Категории». Он поставил вопрос: категории – это понятия или слова, которые обозначают эти категории. Это спор о природе общих понятий (универсалий).

 

«Иван – человек». Иван существует, а человек? Þ Можно ли знать Бога с помощью мысли?

 

Можно ли знать Бога с помощью мысли? Можно ли с помощью логики обосновать Бога, его бытие и результаты его деяний, т.е. можно ли мыслью открыть то, что дает Библия? Ответ на этот вопрос разделил философов на: номиналистов и реалистов.

 

Реализм (Оптимизм).

Ответ: да, можно, т.к. универсалии реально существуют. Универсалии существовали до вещей в качестве идей Бога. Гипотетическая физика, химия, алхимия: качества, входящие в предметы, меняя их свойства. Возникают различные направления реализма (от крайних до умеренных).

Фома Аквинский. Три вида существования универсалий:

1. «До вещей» в божественном разуме.

2. «В самих вещах» как их сущность или форма.

3. «После вещей» в человеческом разуме как результат абстракции и обобщения.

 

Умеренная форма реализма: универсалии не существуют, но Бога познать можно.

 

Эмпиризм и рационализм

Эмпиризм

Островного происхождения, сформировался в Англии, которая стремилась к созданию нового порядка. Именно в Англии протестантизм стал практически общенациональным, Англия создала свою национальную экономику, Англия дала Ньютона. XVII в. в Англии – период радикальной перестройки общества. Пуританская революция, установление диктатуры Кромвеля, заканчивается компромиссом 1888 г. (монархия). Они дали урок: все европейские сообщества могут развиваться только на основе компромисса. Эмпиризм близок к практике, к зарождающейся рыночной экономике, к промышленности, т.е. рационально-организованному производству, и соответственно к природе.

 

Эмпиризм предполагал, что все знания – из чувств, из опыта. Опыт – генерализация (обобщение). Задача метода: упорядочить переход знания от чувства к мысли.

 

См. 17, 22.

 

 

Рационализм

Схема: от мысли к чувству. Он ориентирован на теоретическое естествознание (фундаментальная наука). Опора на математику.

 

См. 19, 20, 21.

 

 

Монадология

Если Спиноза выступал с позиций монизма (существование единой субстанции), то Лейбниц предложил концепцию плюрализма, то есть существование множества субстанций. Он считал, что мир состоит из замкнутых областей – монад (его работа – «Монадология»). Каждая монада – самодостаточная субстанция, которая лежит в основе всего. Монада это идеальная одухотворенная сущность самой вещи (принцип провозглашения идеальной сущности). Принцип плюрализма: монад бесконечно много. Принципы: иерархичности (выстраивается иерархия монад), непрерывности (не может быть вакуума между монадами), предустановленной гармонии (каждая монада развивается самостоятельно, каждая сама по себе, а мир устроен разумным образом, значит, монады синхронизированы между собой, гармонизированы Богом). «Мы живем в лучшем из миров, и все, что ни делается, делается к лучшему». «Бог, создавая мир, имел возможность различных вариантов, он мог бы создать мир без зла, но почему он создал мир таким? Другой мир был бы несовершенен». Принцип органицизма. Весь мир это совокупность бесконечного количества организмов, каждый из которых развивается по своим законам. Монады обладают активностью и самостоятельностью, находятся в непрерывном изменении.

 

Монады разделяются по степени активности:

1) Монады, которые не отделяют себя от себя и себя от всех (неорганический мир и растения). Им присущи лишь смутные представления.

2) Монады, которые отделяют себя от всех, но не отделяют себя от себя (животные). У них представления достигают ступени ощущений.

3) Монады, которые отделяют себя от всех и отделяют себя от себя, т.е. обладают самосознанием (человек). У него представления достигают ясного понимания, осмысления. Именно человек, способен творить духовные и материальные вещи.

 

Лейбниц развил учение об индивидуальной монаде как концентрированном мире, как зеркале единой и бесконечной Вселенной.

 

Джордж Беркли (1685-1753)

Беркли первичные и вторичные качества приписал субъекту Þ опустошил объект. Познание идет от чувственных переживаний, и эти переживания есть единственная реальность (плотность и форма – такие же переживания, как цвет и вкус). Он отказался от понятия материи. Наше восприятие каждой вещи полностью разлагается на восприятие набора отдельных ощущений. Где же тут материя? Ее как таковую ощутить невозможно. «Быть – значит быть воспринимаемым».

 

«Мир для нас является таким, каким мы его воспринимаем». Вопрос: Как отличить реальные переживания от галлюцинаций? Чем объяснить, что разные люди переживают одинаково? Ответ: Реальные переживания одновременно являются переживаниями сверхсубъекта (Бога), т.е. это интерсубъективная реальность. Если эту березу никто не видит, значит, ее нет? Нет, она есть, ее видит Бог.

 

Дэвид Юм (1711-1776)

Концепция европейского скептицизма. Юм согласен с Локком, что все знания из чувств и с Беркли, что существовать – значит быть воспринимаемым. Но Юм полагает, что за ощущениями скрыта реальность, которую человек не в состоянии познать. «Трактат о человеческой природе». Интуиции нет. Есть только дедукция. Материал для нее добывается чувственным опытом. Все знания из опыта (из чувственных переживаний). Эти знания из опыта (явления) есть единственная реальность. Эту чувственную реальность мы обобщаем и строим на основе нее суждения, а та реальность, которая скрыта за чувствами, нам просто не дана. Человек не только разумное, но и деятельное существо. Человек должен освободиться от туманного знания (метафизических предмета), которые мешают познанию. Их 3:

1) Природа как механизм

2) Душа как механизм

3) Бог

 

Разуму доступны лишь 2 рода объектов:

1) Факты идущие от впечатлений.

2) Отношения между объектами ума (чисто мыслительными объектами). Это не реальные объекты, а лишь инструменты познания.

 

Суждение носит вероятностный характер. Необходимое знание – это знание арифметики, геометрии, т.е. то, что никакого отношения к опыту не имеет (т.к. это отношения между идеями). Пример. 2´2=4 – необходимая истина, потому что она определена не устройством мира, а устройством нашей арифметики. Необходимые истины являются инструментом познания окружающего мира. Необходимое знание имеет лишь правила формирования языка.

 

3 принципа связи явлений (типов отношений) в процессе познания:

1) сходство во времени;

2) сходство в пространстве;

3) причинность.

 

Ограничение Юма:

1) Он абсолютизировал знания, проигнорировав, что, кроме знаний, люди нуждаются в ценностях (любовь, дружба и т. п.). Юм считал, что знания нужны, чтобы упорядочивать жизнь людей. Он сводит жизнь человека к простой выживаемости.

2) С помощью чувств человек не может познать Бога, природу, материю, душу и т.д. (соглашаясь с Юмом), но он должен сохранить их в своей вере (опровергая Юма).

3) Юм отвергает интеллектуальную интуицию.

 

 

25) Коперниканский переворот в философии, совершенный Кантом. Кантовское понимание предмета философии.

 

Кант (1724-1804) родился, учился и умер в г. Кенигсберге (Калининград). Свою должность (профессора) он занимал с высочайшего соизволения Елизаветы Петровны, следовательно, мы можем считать его русским философом (Восточная Пруссия была негласно под протекторатом России). В конце жизни Кант - ректор Кенигсбергского университета.

 

Творчество Канта - 2 периода:

1. Докритический.

2. Критический ("Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения").

 

Недостатки

1. Исчезает субъект и минимизируется роль духовности.

2. Европоцентризм

 

 

31) Философский пессимизм Шопенгауэра.

 

Артур Шопенгауэр - последователь Канта, противник Гегеля. Гегель увидел у Канта чистый разум, а Шопенгауэр исходит из практического разума. Берет за основу волю. Основатель философии пессимизма. Основная работа «Мир как воля и представление».

 

Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей.

Составляющие мира:

1. Представление - исходная точка распадения на объект и субъект. Представление возникает на ответ движения организмов в поисках пищи. В историческом плане появляется с появлением первого класса, хотя бы класса насекомых. «Нет объекта без субъекта также как и нет субъекта без объекта». Развитие форм представлений происходит на уровне живой природы (для нас).

2. Воля - некая иррациональная сила. Воля - порыв к жизни. Она не только в человеке. Она простирается на всю Вселенную как эфир. Воля наиболее кристаллизованно проявляется в человеке, в его бытии. Существует исходный резервуар волевого начала – абсолютная воля. Исходная мировая воля носит агрессивный, злой характер. Все живое должно двигаться, чтобы найти пищу. Так как этот процесс объективный, то в таком же направлении развивается и мир. Все к худшему. Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего поделать, так устроен мир. «Все к худшему в этом худшем из миров» (в противоположность Лейбницу). Философия глобального пессимизма.

 

Созидательная деятельность человека – мыльные пузыри. В любом случае человека ждет смерть. Говорил о упанишадах и буддизме (минимум деяний, чтобы не углублять страдания) как о основах своей философии. Крайне негативно относился к христианству. Нужно пытаться укрощать свои потребности. Этика: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла. Критика общества массового потребления. Одним из первых считает такой путь развития общества тупиковым. Предрекает гибель всего телесного мира.

 

 

32-33) Философские взгляды Ницше. Личности в философской концепции Ницше (белокурая бестия, воля к власти). Ниспровержение им традиционной системы ценностей.

 

Фридрих Ницше (1844-1900). Ницше по образованию и призванию - филолог (человек совершенно другого склада ума, чем его предшественники). Ницше не пишет классических философских работ, не использует классического философского языка. Он пишет в форме эссе, использует афоризмы. Произведения: «Так говорил Заратустра», По ту сторону добра и зла», «Антихрист – проклятие христианству». Взрывает философский язык.

 

У Шопенгауэра воля к жизни, у Ницше – воля к власти. Это инструмент самоутверждения человека, возможность воплотить всё задуманное. Политическая власть, в науке - власть над природой, власть Вагнера над звуком, власть писателя над материей слова и т.д. У слабых это воля к свободе, у сильных – воля к большей власти или справедливости, и самых сильных – любовь к человечеству (маскировка стремления к подавлению чужой воли). Ницше переносил идеи Дарвина о борьбе за существование животных на жизнь человека. Он подчеркивал в человеке биологическое начало. Интеллект не познает мир, а лишь схематизирует его в той мере, в какой это нужно для практической потребности.

 

У Шопенгауэра человек – беспроблемен, а у Ницше человек – проблема. Все проблемы в самом человеке. Человек – несостоявшееся животное, и потому несчастен. Человек – нечто текучее и пластичное. Из него можно сделать все что угодно. Ницше углубляет тему иррациональности в жизни человека.

 

Философствование определило интерес Ницше к античности. Исследует прародину Европы – древнюю Грецию, родину тотальной рациональности. Первая работа - «Рождение трагедии или эллинизм и пессимизм» (1872г). Казавшаяся единой для европейского мыслителя античная культура (и цивилизация ) на самом деле двойственна:

1. 1-ое начало, доминирующее – аполлоновское (созерцательно-спокойное, логически размышляющее, интеллектуализированное начало); но это начало само по себе мертво, оно живо лишь потому, что находится в единстве со вторым.

2. 2-ое начало - дионисийское, вакхическое (жизнеутверждающее, чувственно эмоциональное, оргиистическое).

 

Вера (2) сочетается со знанием (1). С этого сочетания и начинается Европа. Завершается она тем, что философия и культура тотально рационализируются. (Пример – гегелевская философия, которая неуютна для Шопенгауэра, Ницше). Эта рациональность ведет к тому, что мистический компонент окончательно и бесповоротно изживается. Наука побеждает и изживает религию. Это Ницше выражает афоризмом: «Бог умер». Люди сами «погубили» Бога, тем самым, обессмыслив свою жизнь. Ницше считал, что религию нужно упразднить, и она фактически упразднена. Компенсацией Бога может быть для человека творчество различных типов (научное, художественное и т.п.).

 

Религия, мораль, наука – путы человека. Христианство – религия обесчеловеченных людей. Христианская мораль - восстание рабов морали. Христианство переворачивает традиционные понятия добра и зла. Добро до Сократа ассоциировалось с силой, властью, аристократизмом. Христианство устраивает переворот. Евреи - самый зловредный народ из-за их морали. Добро ассоциируется с бедностью, и т.п. При жизни Христа христианство было другим.

 

Ницше предложил выйти за пределы этой реальности, встать «по ту сторону добра и зла», освободиться от христианской морали. Должен появиться новый тип людей – «белокурая бестия». Они будут вести себя по законам этой расы, а по отношению к другим так, как хотят. Принцип всё разрешается (проще всего тем, у кого наибольший потенциал воли – они должны выжить). Вся культура построена на страхе и жестокости. Так давайте признаем это. Политика - власть вне морали. Ницше восхищается людьми, которые наворотили больше всего трупов. Концентрация на появление таких людей. Этот великий человек дальше и толкает историю. Больной - паразит общества. Слабого нужно толкнуть, помочь ему упасть.

 

Этапы (ипостаси) духовного развития человека (Заратустра).

1. Верблюд - животное покладистое. Я должен везти все, что положат и терпеть все лишения.

2. В пустыне трансформируется во льва - я хочу, я имею право, я могу. Разрушительный характер.

3. Далее, после утоления желания, лев превращается в ребенка. Ребенок создает. Высшая стадия. Наступит только после первых двух - рабской зависимости и злого начала.

 

Ницше не призывает к аморализму. Он предлагает быть свободным от морали, чтобы «суметь морально жить» Т.е. нужно обрести базовое свойство человека - свободу.

 

 

34-35) Социокультурные предпосылки и характерные черты русской философии.
В. С. Соловьев. Н. А. Бердяев

 

Философия зарождается в древней Греции и, пройдя путь по Западной Европе, выступает в самостоятельной роли. Религия — диалог с высшей субъективностью; философия — принцип свободы. Философия развивается только в условиях свободы, как внутренней, так и внешней. Следовательно, Европа естественный наследник античной философии (латынь скалькировала греческий философский язык).

 


Теория познания

Познание мира – познание всеединства сущего. Оно достигается лишь цельным знанием, включающим в себя:

1. Рациональное (философское) знание.

2. Эмпирическое (научное) знание.

 

Основа цельного знаниямистическое знание, включающее в себя:

1. Вера в безусловное существование предмета познания.

2. Интуиция – дает истинную идею предмета.

3. Творчество – реализация истинной идеи в данных опыта.

 

Свободная теократия

Богочеловеческий союз всех людей, преодоление эгоизма и вражды, создание на земле царства божьего, где будут разрешены все социальные противоречия. Свободная теократия может быть результатом объединения Католической и Православной церквей в рамках церковно-монархической государственности.

 

В конце жизни разуверился в возможности свободная теократия и пришел к идее катастрофического конца истории.

 

Бердяев

С начала 20-ого века один из главных идеологов богоискательства. Цель общественного развития – осуществление идеалов правильно понимаемого нового христианства. Религиозные идеалы (вечная жизнь и др.) могут быть осуществлены на земле.

 

Главная проблема: смысл существования человека и в связи с ним смысл бытия в целом. Ее решение может быть только антропоцентрическим - философия “познает бытие из человека и через человека”, смысл бытия обнаруживается в смысле собственного существования. “Объективной реальности не существует, это иллюзия сознания, существует лишь объективация реальности. Объективированный мир не есть подлинный реальный мир. Объект есть порождение субъекта. Лишь субъект экзистенциален, лишь в субъекте познается реальность.”

 

Два главных принципа

1. Принцип объективации

2. Примат свободы над бытием. Бытие вторично. Это есть уже необходимость, объект. Человек осознает неподлинность эмпирического мира.

 

Объективация - трансформация духа в бытие, вечности - во временное, субъекта - в объект, порождение неподлинного мира явлений, где результаты духовной активности человека приобретают формы пространства и времени, начинают подчиняться причинно-следственным отношениям и законам формальной логики. Соответствует грехопадению, отлучению от Бога.

Осмысленное существование - это существование в истине, достижимое человеком на путях спасения (бегства от мира) или творчества (активного переустройства мира культурой, социальной политикой).

Свобода. Человеческая иррациональная свобода коренится из “ничто”, но это не пустота, это первичный принцип, предшествующий Богу и миру.

Бог присутствует лишь в свободе и действует лишь через свободу. Бог во мне, и, если я умираю, умирает и Бог.

Зло содержится в добытийственном хаосе. Бог за него не ответственен.

Творчество – также происходит из свободы и является его реализацией. Противоборство зла и творчества составляет сущность новой эпохи.

Человек – дитя Божие, цельное его подобие, но и дитя свободы, над которой бессилен Бог. Личность первичнее бытия. Бытие – несвобода, дух – свобода.

Необходимость – сущность материи. В ней – природное зло. Слепой механический мир необходимости порабощает и губит человека.

Назначение истории – реализация божественного в человеке, создание богочеловечества.

Богочеловечество – социальная организация людей на религиозной основе.

Три этики

1. Этика закона

2. Этика искупления

3. Этика творчества

 

 

36) Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма.

 

Экзистенциализм – «философия существования». Одно из самых модных философских течений в середине ХХ века. Выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего.

 

Задача философии – заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций: озабоченность страх, сознание приближающегося конца своего бытия.

 

Мартин Хайдеггер (1880-1976)

Основатель немецкого экзистенциализма. Книга "БЫТИЕ И ВРЕМЯ" ознаменовала возникновение этого направления философии. Феноменологический метод (заимствован у феноменологии Гуссерля).

 

Феномен - "то, что себя обнаруживает", "самообнаруживающееся", "открытое", "себя-в-самом-себе-обнаруживающее". Феномен сам по себе есть цель познания. Это не то же, что явление. Явление указывает на нечто, лежащее за ним - сущность, а феномен - на самого себя.

Экзистенции - сущность человеческого бытия.

Эзистенциалы - понятия, посредством которых Хайдеггер описывает структуру бытия человека. Он отличает их от "категорий", с помощью которых описывала бытие традиционная философия, начиная с Аристотеля.

 

Работа «Бытие и время». Основная мысль - о человеческом существовании как исходном моменте осмысления всего сущего. Эта мысль развертывается в учении о "бытии человека". Вопрос о смысле бытия забыт традиционной философией. Человек не может смотреть на мир иначе, чем сквозь призму своего бытия (экзистенции), разума, чувств, воли. Структура человеческого бытия - "забота".

 

Составляющие единого феномена заботы (модусы времени):

1. бытие в мире" (модус прошлого),

2. "забегание вперед" (модус будущего),

3. "бытие при внутримировом сущем" (модус настоящего).

 

Два способа существования человека:

1. Подлинный - перевес моментов будущего; направленность к смерти; осознание человеком своей историчности, конечности и свободы; бытие достижимо только "перед лицом смерти".

2. Неподлинный - перевес моментов настоящего; "мир вещей" заслоняет от человека его конечность; бытие целиком поглощено своей средой, предметной или социальной; бытие склонно рассматривать себя как вещь; возникает так называемый объективный взгляд на личность; возникает феномен усредненности: "средний", простой человек ставится на место действительного человека и принимается за такового; индивиды полностью "взаимозаменяемы".

 

Человек вырывается за пределы неподлинного существования, ощутив "экзистенциальный страх". Страх - "основная настроенность" человеческого бытия. Этот страх не есть боязнь чего-то конкретного. "То, чего страшится страх, есть само бытие в мире"

 

Неподлинное существование влечет за собой также неподлинный способ философствования - метафизику. Истоки метафизики восходят к Платону и даже Пармениду. Метафизика мировоззренчески подготавливает новую науку и технику. Их цель – подчинение всего сущего человеку. Они порождают современный стиль жизни (урбанизация, массовая культура). Платон и Парменид: мышление – созерцание вечных реалий. Хайдеггер: мышление – «вслушивание» в бытие. Бытие нельзя просто созерцать – ему можно и нужно только внимать.

 

Хайдеггер определяет свой метод как герменевтическую феноменологию. Традиционная рационалистическая философия усматривала критерий истинности мышления в очевидности мыслимого, то Хайдеггер настаивает на том, что истинное мышление не руководствуется принципом очевидности. Надо преодолеть метафизическое мышление, вернуться к «истине бытия», к досократовской Греции. Это возможно, т. к. «забытое» бытие еще живет в самом интимном лоне культуры – в языке. Но и язык сейчас умирает, технизируется. Язык, открывающий истину бытия, продолжает жить, прежде всего, в произведениях поэтов. Предметом исследования позднего Хайдеггера становится главным образом поэзия.

 

В последние годы жизни в поисках бытия Хайдеггер все чаще смотрел на Восток.

 

Карл Ясперс (1883-1969)

Настоящая философия – сам процесс философствования – размышления, в котором вопросы преобладают над ответами. В наше время невозможно возвести стройную философскую систему, а должно довольствоваться лишь фрагментарными прозрениями. Но при этом философствование дает нам шанс как-то осмыслить наше существование, наполненное «бедственностью» и «неизбывной заботой». Существование – прежде всего сознание, духовное бытие личности.

 

Тройственное членение бытия (и философствования):

1. Предметное бытие, существование, экзистенция, внешний уровень бытия, бытийное ядро личности. Экзистенция особенно сильно открывается человеку, когда тот осознает конечность своего существования. Именно тогда человек может открыть трансцендентный мир и осветить свою экзистенцию новым смыслом.

2. Прояснение экзистенции, озарение, осознание души.

3. Чтение шифров транценденции – глубинная задача философствования, осознание Бога.

 

Итог философствования – философская вера. Религиозная вера – основана на откровении. Философская вера – результат размышления. Вера не противоречит разуму, не есть иррациональное. Вера существует в единстве с разумом. Философская вера находится на границе между религиозной верой и научным знанием.

 

Жан-Поль Сартр (1905-1980)

Представитель французского радикального атеистического экзистенциализма. Главный философский труд - докторская диссертация "БЫТИЕ И НИЧТО" (1943г.). Воплощал свои философские воззрения в основном в художественных произведениях.

 

Отказ от рационалистического понимания соотношения сущности и существования. Основная идея экзистенциализма - существование предшествует сущности.

 

Онтология Сартра - противопоставление двух основных категорий

1. "Я" - "бытие-для-себя" - единственный источник качественного многообразия и носитель жизни и движения. Всякая активность есть отрицание, негативность (отсутствие, неприязнь, отвращение, сожаление, рассеянность, тревога, беспокойство и т.д.).

2. "не-Я" - "бытие - в - себе". Абсолютная пассивность. Темный фон бытия.

 

Диалектика, как ее понимает Сартр, есть всецело негативная диалектика. Она воплощается в отрицании, негации, аннигиляции. "Человек есть существо, благодаря которому в мир приходит отрицательность".

 

Человек обладает свободой воли Þ каждый человек несет ответственность за все, что твориться в мире. А где мера причастности?

 

Говорит о «пустом сознании». Это противоречит философской традиции. Непрофессионализм.

 

 

37) (а) Позитивизм. (б) Неопозитивизм. (в) Постпозитивизм.

 

а) Позитивизм

Основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках. Философия со времен своего возникновения стремилась постигнуть "первые начала бытия и познания". Современная "позитивная" наука должна отказаться от этих попыток. "Положительная наука" противопоставляются в позитивизме традиционной философии как "метафизике". Ставиться задача развить философию нового типа - позитивную философию.

 

Методы и приемы естествознания позитивизм переносит на общественные и гуманитарные науки, специфика которых никак не учитывается. Эта особенность составила специфическую ограниченность позитивистского метода.

 

Огюст КОНТ.

Главное произведение "Курс позитивной философии" (1830-1846). Попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами.

 

"Закон трех стадий".

Человечество в своем стремлении познать окружающий проходит стадии:

1. Теологическая. Человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.

2. Метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но объяснение явлений мира достигается сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

3. Позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками. На третьей стадии полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Наблюдение - универсальный метод приобретения знаний.

 

Т.к. в основе науки лежит наблюдение, а наблюдать мы можем только явления или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным. "Истинный позитивный дух состоит преимущественно в ... замене слова почему словом как". Научное знание имеет преимущественно описательный характер.

 

Принцип относительности к субъекту: «Мы должны изучать наблюдаемые явления, это изучение всегда должно быть зависимым от нашей организации (телесной) и нашего положения во Вселенной».

 

Критерий осмысленности: «Всякое утверждение, которое недоступно точному превращению в описание наблюдаемых фактов не имеет научного смысла».

 

Принцип наблюдаемости: «Всякие концепции нашего воображения, по своей природе недоступные нашему наблюдению, не могут подлежать ни отрицанию, ни подтверждению». В истории науки было немало понятий, которые оказались фикцией.

 

Конт стремится построить " позитивную " науку об обществе - социологию (его термин), которая была чем-то вроде "социальной физики." Три раздела:

1. Социальная статика - учение об условиях существования общества;

2. Социальная динамика - учение об изменении социальных систем;

3. Социальная политика - программа социального действия. Основной тезис - это превращение " позитивной философии " в религию всего человечества.

 

Эрнст Мах

Основатель второго позитивизма (эмпириокритицизма).

Действительным знанием является содержание положительных наук (от Конта).

 

Программа "очищения опыта" - выработка критериев, способных отсеять то, что включено в состав опытного знания, так сказать, по недосмотру.

 

"Принципиальная координация" субъекта и объекта. Не существует объекта без субъекта и не существует субъекта без объекта. Принцип "нейтральности элементов опыта". "Элементы опыта" можно характеризовать и как объективное, и как субъективное в зависимости от того, в каком отношении их рассматривать.

 

Принцип экономии мышления. В этом принципе соединяются биологизм (познание как биологически экономное приспособление к среде), позитивизм (познание как экономное "чистое описание" явлений) и субъективизм (критерий экономии в познании определяется субъектом, предшествуя всякому опыту).

 

Теоретические понятия – только знаки для обозначения совокупности чувственных данных.

 

б) Неопозитивизм (Логический позитивизм)

Бертран РАССЕЛ, Людвиг Витгенштейн (предшественнимки), Мориц ШЛИК, Рудольф КАРНАП, Ганс РЕЙХЕНБАХ. Логические позитивисты продолжили и развили позицию Юма (насчет брось в огонь). Прежняя философия, "метафизика", объявляется неопозитивистами бессмыслицей.

 

Два допущения:

1. Существует некий базисный уровень знания, множество так называемых протокольных предложений. Их истинность подтверждается опытом.

2. Отношения между научными понятиями исчерпываются связями формально-логического характера

 

Верификация высказывания (проверка его истинности) заключается в получении конечного числа высказываний, фиксирующих данные наблюдений (протокольных предложений), из которых логически следует данное высказывание.

 

Позитивным знанием о мире является знание, выраженное в высказываниях, содержание которых сводимо к содержанию протоколов наблюдения.

 

Задача философа - с помощью определенной логической техники совершить переход от высказываний конкретных наук к предложениям, которые могут быть сопоставлены с чувственными данными.

 

Математическое знание не нуждается в опытной проверке и строится иначе, чем знание физики, потому что оно построено на логических тавтологиях (1=1, cos2+sin2=1). Математическое знание заранее истинно (Витгенштейн).

 

Все суждения, которые когда-либо высказывались людьми, логические позитивисты делят на два взаимоисключающих класса:

1. Осмысленные высказывания, т.е. те, которые могут быть выражены в логически совершенном языке,

2. Бессмысленные высказывания, в которых нарушаются правила логики. К ним относятся традиционно философские, "метафизические" высказывания.

 

Осмысленные высказывания делятся на:

1. Аналитические - тавтологичны по своей природе и не несут содержательной информации. Например, высказывания логики и математики.

2. Синтетические. Например, все положения опытных наук.

 

Проблема: В содержание теории всегда входят формулировки общих законов. Может ли общий закон рассматриваться как логическая конструкция из наблюдаемых фактов? Факт касается единичного события, а закон касается всех событий. Следовательно, общие законы являются бессмысленными, или постулаты логического позитивизма нуждаются в пересмотре. Логические позитивисты выбрали второе, так как очень уважали теоретическую физику.

 

в) Постпозитивизм

Поппер

Не существует строгой логики научного открытия. Есть только психология научного открытия. Гипотезу, что теорию надо подтверждать фактами, отбрасывает. В логике есть правило: для опровержения какого-либо утверждения нужен один единственный факт (как с белыми лебедями).

 

Проблема демаркации – проблема отделения научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации.

 

Принцип фальсификации – любое утверждение, относящееся к науке, должно быть в принципе опровергаемо. Альтернатива принципу верификации.

 

Принцип фаллибилизма - любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания (деятельность ученого) состоит в:

1. Выдвижении смелых гипотез.

2. Осуществлении их решительных опровержений.

 

Теория трех миров. Существуют три мира:

1. Мир объектов

2. Мир субъектов

3. Мир объективного знания. Порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них.

 

Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть предмет философии науки.

 

Имре Лакатос

В данный момент времени может существовать несколько теорий, которые одинаково хорошо согласуются со всей суммой известных фактов. Эквивалентные теории существуют короткое время, а потом из них остается одна. Отбор происходит не путем сравнения с фактами, а путем выявления преимуществ исследовательских методологий. Наука развивается путем смены ряда связанных исследовательских программ.

 

Компоненты научно-исследовательской программы:

1. Жесткое ядро - словно неопровергаемые фундаментальные допущения.

2. Защитный пояс гипотез – вспомогательные гипотезы, обеспечивающий сохранность "жесткого ядра" программы от опровержений. Защитный пояс гипотез может быть частично или полностью заменен при столкновении с контрпримерами.

3. Эвристика - система нормативных правил, предписывающих, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования ("позитивная эвристика"), а каких путей следует избегать ("негативная эвристика").

 

Позитивизм Локатоса

Реальное знание – это знание фактов. Теория – это лишь формальный инструмент, который из одних фактов выводит другие факты.

 

 

Сдвиг Локатоса с точки зрения классического позитивизма:

1) Науку следует рассматривать в развитии. Каждая методология, которая на некотором этапе была прогрессивной, на некотором этапе становится регрессивной.

2) Преимущество теории определяется всеми ее сторонами и, прежде всего тем, насколько она прогрессивна. Но модель Лакатоса не дает до конца удовлетворительного решения вопроса о выборе наиболее прогрессивной теории.

 

Т. Кун

История науки - конкурентная борьба между научными сообществами.

 

Парадигма – совокупности теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, мировоззренческих установок, принимаемых членами данного научного сообщества.

 

Нормальная наука - период господства некоторой парадигмы Этот период заканчивается, когда парадигма "взрывается" изнутри под давлением "аномалий". Наступает кризис, или революционный период, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис разрешается победой одной из них, что знаменует начало нового "нормального" периода, и весь процесс повторяется заново.

 

Аномалия - проблема, неразрешимая в рамках данной парадигмы.

 

Задачи-головоломки – путем решения таких задач в период нормальной науки происходит постепенное кумуляционное развитие научного знания.

 

Несоизмеримость парадигм - невозможно установление каких-либо логических отношений между сменяющими друг друга теориями. Этот тезис связан с утверждением того, что не существует фактов, независимых от парадигмы, и, следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдения. Напротив, ученые, овладевая содержанием парадигмы, учатся "видеть мир" сквозь ее призму. Не факты судят теорию, а теория определяет, какие именно факты войдут в осмысленный опыт. С этим связано отрицание Куном преемственности в эволюции науки: знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения, а научные сообщества просто вытесняют друг друга.

Что есть ф.? Что она изучает?

Все философы: Философия – это такая сфера сознания, которая ориентирована на предельно общие вопросы бытия. Энгельс: наиболее общие законы природы, общества и мышления. Но: законов ф. не формулирует, а природу, общество и мышление изучают другие науки. Платон: ф. изучает мир идей. Три идеи – истина, добро и красота. Кант: вопросы – что я могу знать? что я должен делать? на что я смею надеяться? Эти три вопроса сводятся к четвертому, основному – что есть человек?

 

Следовательно, если философия изучает мир, то всегда сквозь призму человека (человеческое измерение мира). Философия изучает мир, поскольку в нем живет и действует человек; философию изучает человек, поскольку он живет и действует в мире. Философия – это взаимосвязь мира и человека. Кант: "есть два предмета, которые вызывают изумление: звездное небо надо мною и нравственный закон во мне".

 

Философское знание - не есть знание в привычном научном смысле. Это мудрость. Греки говорили, что мудрость не в многознании. Мудрость в том, что человек размышляет о том, что есть знание и т. п. (рефлексия). Вообще, философия – не наука.

Что есть культура?

Культура – В широком смысле: это все, что создано человеком (духовное и предметное). Это духовно-предметный эфир, в котором существуем все мы. В узком кантовском смысле: это внутренняя жизнь человека, ее внутренние потребности; культура – индивидуально адресована.

 

а) Философия в системе культуры.

У философии есть своя ниша в культуре. Философия есть рефлексия культуры по поводу своих оснований. Культура переосмысливается во взаимосвязи всех своих оснований.

 

Это происходит, когда культура оказывается расчлененной на отдельные компоненты. Философия стремится этот мир культуры связать в некую целостность. Философия появляется там, где это расчленение культуры приобретает четко выраженный характер. Это происходит в Древней Греции, поэтому в чистом виде философия появляется именно там. Греция и Европа – философия евро-центристская.

 

В Древней Индии рациональность не вычленяется.

Русская философия – это и философия, и не философия. Это в какой-то мере богословие.

 

(б) Природа философского знания.

Философия занимает промежуточное положение между наукой и религией как путями познания непознанного. Б. Рассел: "философия занимает ничейную территорию между наукой и религией".

 

С наукой философию сближает лишь принцип рациональности (построения рассуждений).

Но: Наука имеет дело с истинами и заблуждениями, а философия – не имеет. Научные знания опровергаемы, а любая из совершенных философских систем не может быть ни доказана, ни опровергнута. Философия не опирается на эксперимент. В ней большое значение имеют интуиция и жизненный опыт человека. В философии не может быть математики. Философия стремится к умозрению. Ф. творит некие идеальные миры, пытается обсуждать проблемы абсолюта.

 

Философия близка религии, этике, искусству. Ф. имеет дело с ценностями. Ф. обладает значимостью. Ф. можно сопоставить с искусством: произведения философов уникальны (философские концепции, системы, воззрения, идеи и т. п.). Каждая из совершенных философских систем не может быть ни доказана, ни опровергнута. Ее, как и в искусстве (или религии), надо принимать или не принимать, сообразуясь со вкусом.

Но: Отличие философия от религии: рациональный подход.

 

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 214.