Действующая система налогов с владельцев транспортных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение.

           

       Эта тема избрана автором не случайно, так как с начала 90-х годов XX-го века в России, а в последствии и в Российской Федерации начал, несмотря на все препятствия и преграды, формироваться так называемый «средний класс», который, как показывает опыт зарубежных стран должен стать в будущем основным слоем населения, в руках которого будет сосредоточена значительная часть всех богатств страны. Представители «среднего класса» имеют в большинстве своём довольно высокий уровень доходов и, естественно, имеют возможность приобретения для пользования в личных и предпринимательских целях транспортные средства.

    В процессе, проводимых в нашей стране экономических реформ, ситуация в сфере экономики постепенно стабилизируется, и к середине рокового 1998-го года, уровень доходов большинства населения достигает того уровня, когда граждане имеют финансовые возможности для приобретения и последующего обслуживания не только автомобилей отечественного производства, но и иностранного. Парк автомобилей стремительно увеличивается. В частности, парк легковых автомобилей на 1 января 1999 года в Вологодской области составил 145 510 автомобилей, из которых 14 128 автомобилей иностранного производства (9,7 % от всего количества легковых автомобилей). Прирост, по сравнению с той же датой 1998 года, составил 14,8 %. К слову, Вологодская область находилась в тот период на седьмом месте среди регионов Российской Федерации с наибольшими темпами автомобилизации, обогнав такие крупные субъекты федерации, как Ленинградскую, Московскую и Ярославскую области, республики Удмуртию и Татарстан.[1]

Рассмотрев статистические данные, можно сказать, что не только в таких богатых и преуспевающих субъектах федерации, как Москва, автомобилизация происходит быстрыми темпами. В других регионах, пусть и не настолько экономически – развитых автомобилизация с каждым годом, несмотря на кризисные явления, происходящие в нашей стране, набирает обороты. Автомобиль уже не рассматривается как роскошь, а активно используется в трудовой деятельности, в сфере предпринимательства, в личных целях.

    Таким образом, всё большее количество физических и юридических лиц сталкивается с проблемами налогообложения, которые возникают при покупке, эксплуатации, прохождении ежегодного технического осмотра, в процессе использования автомобиля в предпринимательской деятельности, платы за парковку в центре города и другими. В данной работе сделана попытка раскрыть содержание и сущность каждого из предусмотренных законодательством налогов и сборов, проблемами, с которыми сталкиваются владельцы транспортных средств, и объяснить экономическую необходимость введения этих налогов. Эта тема интересна и тем, что в своей настоящей и будущей работе в качестве юриста автор сталкивается, и будет сталкиваться с проблемами налогообложения владельцев автомобилей, которые появляются в связи с нашим далёким от совершенства налоговым законодательством. 

 


1. Сущность и проблемы налоговой системы, связанной с налогообложением средств транспорта.

    Для разных целей мы приобретаем автомобиль. Одни покупают его для редких поездок на дачу, другой – для постоянных разъездов по делам, третьему – просто нужно средство передвижения, а четвёртый – только ради факта обладания автомобилем, ради повышения социального статуса в глазах окружающих. Организациям транспортные средства требуютя, чаще, для обеспечения производственного процесса. Все цели приобретения автомобиля не перечислить.

    Однако, большинство владельцев и потенциальных приобретателей не предполагают, во что им обойдётся содержание автомобиля – имеется в виду не только техническое обслуживание, стоимость запасных частей, сложность ремонта, распространённость определённых марок автомобилей, престижность, привлекательность для угонщиков и другие подобные факторы, связанные с технической стороной обладания автомобилем. Сложность вызывают правовые факторы, а точнее законодательство обо всех тех налогах и сборах, которые лягут на плечи новоиспечённого обладателя автомобиля.

    Действительно, о чём думает потенциальный покупатель, если намеревается приобрести автомобиль – разумеется, о технических факторах (см. выше – М.Б.), а о правовой стороне вопроса часто забывают. Что же ждёт будущего обладателя автомобиля?

    Прежде всего, ему потребуется зарегистрировать свой автомобиль в ГИБДД, а за получение паспорта, свидетельства о регистрации, государственных номерных знаков транспортного средства и прохождение технического осмотра нужно платить, причём платить немало. В Вологодской области так называемые специальные сборы ГИБДД предусмотрены в Приложении к Постановлению Губернатора Вологодской области от 17 июля 1996 года №528 «О вопросах, связанных с эксплуатацией автотранспортных средств в Вологодской области»[2].

Они составляют (на сегодняшний день):

§ выдача паспорта транспортного средства – 70 руб 98 коп;

§ выдача свидетельства о регистрации транспортного средства – 67 руб 98 коп;

§ выдача государственного номерного знака:

- на автотранспортные средства – 306 рублей;

- на прицепы – 171 рубль;

- на мототранспортные средства – 216 рублей;

§ выдача акта технического осмотра – 37 руб 98 коп;

§ прохождение технического осмотра – 54 руб 90 коп;

§ выдача талона технического осмотра – 34 руб 92 коп.

Все вышеперечисленные затраты не относятся напрямую к налогам. Они лишь предназначены для того, чтобы оплатить труд и материальные затраты на изготовление указанных документов ГИБДД.

    Система налогов же, которыми облагаются собственники и пользователи транспортных средств следующая:

- налог с владельцев транспортных средств;

- налог на пользователей автодорог;

- сбор за парковку автомобилей.

Налог с владельцев транспортных средств и налог на пользователей автодорог предусмотрены Законом «О дорожных фондах в РФ» от 18 октября 1991 года с последними изменениями от 05 августа 2000 года[3]. В Вологодской области ставки налога установлены Законом Вологодской области «О территориальном дорожном фонде», утверждённым Законодательным собранием Вологодской области №517 от 15.11.2000 года[4] и вступившим в силу с 01 января 2001 года.

    Сбор за парковку автотранспорта был установлен Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ»[5] от 27 декабря 1991 года с последними изменениями от 05 августа 2000 года[6], который действует в субъекте РФ, если не введён им налог с продаж.

Два первых налога и сбор за парковку действуют в РФ уже долгое время.

Представленная работа предлагает и анализирует материал о налогах, предусмотренных действующим законодательством, о существенных изменениях в налоговом законодательстве в последние годы, а также о сборе за парковку автотранспортных средств.




Заключение.

В предыдущих главах выпускной квалификационной работы автором были рассмотрены налоги и сборы, которые ложатся на плечи обладателей транспортных средств. Закономерно задать вопрос: «Куда же уходят деньги, собранные в виде налогов?» Закон «О дорожных фондах в РФ» устанавливает, что «средства Федерального дорожного фонда РФ направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, а также затрат на управление дорожным хозяйством» (п.3 ст.1 Закона), а средства территориальных дорожных фондов (дорожных фондов субъектов РФ) – «на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящиеся к собственности республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краёв, областей, а также затрат на управление дорожным хозяйством» (п.4 ст.1 Закона).

Необходимо заметить, что налоги с владельцев и на приобретение транспортных средств относятся к категории налогов со 100%-й собираемостью, а ведь они платятся «живыми» деньгами, а не соляркой или щебёнкой, как происходило с уплатой налога на пользователей автомобильных дорог и налога на реализацию горюче-смазочных материалов (вследствие неплатёжеспособности предприятий). В наши трудные времена денег всегда не хватает, поэтому средства, собранные дорожным фондом нередко используются не по назначению.

В 1999 году на лицевые счета Федерального дорожного фонда России поступило 17,5 млрд. рублей. За это время возведено 917 км новых автодорог, почти 10 км новых мостов и путепроводов – в три раза больше, чем в 1998 году. Свыше 57 млн. рублей направлены на ремонт федеральной дороги М-29 «Кавказ» (в Чеченской республике – М.Б.), причём по просьбе (!?) председателя кабинета министров Чеченской республики. Скорее всего, эти деньги просто «растворились» где-то в предгорьях Северного Кавказа. Сам руководящий аппарат тоже в расходах на себя не скупился, превысив свой бюджет на 4 с лишним млн. рублей. На кровные деньги 28 тысяч автомобилистов «закупили мебель, холодильники, телевизоры и компьютеры для кабинетов руководителей фонда, оплачивалась сотовая связь, аренда автомобилей и т.д.»[53].

Со средствами территориальных дорожных фондов дела обстоят не лучшим образом. «По данным Счётной палаты РФ, в Алтайском крае, Камчатской и Нижегородской областях на эти деньги отремонтировали аэропорты, в Архангельской области – железную дорогу, в Красноярске строили метрополитен. И конечно же, «дорожные деньги» уходили и на социальную сферу (в Липецкой, Воронежской, Курской областях, Приморском крае и др.)»[54].

На федеральном уровне, вообще, при обсуждении проекта федерального бюджета-2000 Правительство предложило ликвидировать дорожные фонды. Всё равно, ежегодно миллионы рублей уходят на выплату пенсий, хотя существует, созданный для этих целей Пенсионный фонд. «В прошлом году миллиард (!?) рублей ушёл на выплату пенсий»[55].

Выступая по телевидению Президент РФ Путин В.В. отметил, что на Вооружённые Силы тратится денег меньше, чем собирается в дорожный фонд, поэтому и в проекте бюджета-2000 5,5 млрд. рублей из дорожного фонда предлагалось потратить на закупку вооружений. А ведь закон «О дорожных фондах в РФ» чётко предписывает в пункте 2 статьи 1, что «средства Федерального дорожного фонда РФ и территориальных дорожных фондов имеют специальное назначение и не подлежат изъятию и расходованию на нужды, не связанные с содержанием и развитием автомобильных дорог общего пользования». Одним словом, федеральный центр подаёт регионам пример, как надо нарушать собственные законы, а последние не упускают возможности этим воспользоваться.

В заключении, можно сделать вывод, что налоги, которыми обременены владельца транспортных средств, далеко не всегда являются законно установленными, некоторые противоречат действующему законодательству и Налоговому Кодексу. К тому же, они частенько не выполняются, а точнее – нарушаются, причём государственными органами, а не гражданами и организациями. Остаётся пожелать, чтобы собираемость налогов с владельцев транспортных средств оставалась на прежнем уровне, а средства, полученные от них, расходовались на цели, установленные Законом РФ «О дорожных фондах в РФ».

 

 

17 апреля 2001 года



Библиография.

1. Налоговый Кодекс РФ (часть 1) от 31.7.98г. в редакции от 02 января 2000 года.

2. Налоговый Кодекс РФ (часть 2) от 05 августа 2000 года.

3. Федеральный закон «О введении в действие части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» от 05 августа 2000 года №118-ФЗ.

4. Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91г. с изменениями и дополнениями на 05 августа 2000 года.

5. Закон РФ «О дорожных фондах в РФ» от 18.10.91 по состоянию на 24 марта 2001 года.

6. Федеральный закон «О налоге на отдельные виды транспортных средств» от 8.7.99г.

7. Федеральный закон «О введении в действие части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» от 24 марта 2001 года.

8. Приказ МНС РФ от 22.12.99г. №АП-3-08/408 «Об утверждении положения о порядке проведения контроля за расходами физических лиц».

9. Инструкция ГНС РФ от 04 апреля 2000 года № 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды».

10.  Письмо МНС от 21.12.99г. №АП-6-07/10308 «О налоге на отдельные виды транспортных средств».

11. Письмо ГНС от 13.2.97г. №ВК-6-11/131 «О сроке уплаты налога на пользователей автомобильных дорог».

12. Постановление главы г.Вологды от 24.2.99г. №374 «О зонах платной парковки автотранспорта в г.Вологде» + Положение «О порядке взимания платы за пользование участками городских дорог в границах зон платной парковки».

13. Постановление президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.10.96г. №3355/96.

14. Телеграмма МНС РФ от 3.9.99г. №АП-6-07/702@

15. «Парк легковых автомобилей на 1.01.99г.»; журнал «За рулём», №5, 99г., стр.59.

16. Моржаретто Игорь, «Дорогая моя дорога...»; журнал «За рулём», №12, 99г., стр.32-33.

17. Леонтьев Дмитрий «Всем привет от Роллс-ройса»; журнал «За рулём», №2, 2000г., стр.25.

18. «Главное о налогах»; журнал «За рулём», №5, 98г., стр.164.

19. Елена Варшавская «Снова – роскошь?»; журнал «За рулём», №9, 98г., стр. 3.

20. Елена Варшавская «Игра в «кубики»»; журнал «За рулём», №8, 99г.,

стр. 6.

21. Дмитрий Леонтьев «Что у вас, ребята, в кошельках?»; журнал «За рулём», №3, 2000-й год, стр.16.

22. Попов Михаил и Худяков Вадим «Контроль за расходами»; Автомобильная газета «Клаксон», январь 2000г., стр.16-17.

23. Кузнецов Андрей и Моржаретто Игорь «Дорога-кормилица»; журнал «За рулём», №3, 2001 год, стр.112-113.

24.  Леонтьев Дмитрий «Паркирование отменяется»; журнал «За рулём», №2, 2001 год, стр.12-13.

25.  Мирошниченко М.Ю. Комментарий к письму МНС РФ от 21 декабря 1999 года № АП-6-07/1030 «О налоге на отдельные виды транспортных средств», справочно-информационная система «Гарант».

26.  Ильин М.В. «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды». Комментарий к новой Инструкции МНС РФ, справочно-информационная система «Гарант».

27.  Котов А.А. «Техосмотр для автомашин»; газета «Пятачок» от 16.01.2001г., стр.4.

28.  Крутякова Т. Комментарий к Инструкции МНС РФ от 04.04.2000 г. №59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды», справочно-информационная система «Гарант».

29.  Комарова Е.Н. «… по налогам на пользователей автодорог»; журнал «Налоговые известия Вологодской области», №5, 2000 год, стр.15.

30.  Малахова И.А. «Новое в порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды»; журнал «Налоговые известия Вологодской области», №9, 2000 год, стр.13.

 

 


[1] – журнал «За рулём», май 1999 года, стр.59.

 

[2] Рекламно-информационная газета «Пятачок», №1 от 17.01.2001 года, стр.4

[3] Правовая информационная система «Гарант-Максимум» с региональным законодательством, версия 4.0

[4] Рекламно-информационная газета «Пятачок», №1 от 17.01.2001 года, стр.4

[5] Правовая информационная система «Гарант-Максимум» с региональным законодательством, версия 4.0

[6] Там же

[7] Правовая информационная система «Гарант-Максимум» с региональным законодательством, версия 4.0

[8] Там же.

[9] Сборник нормативных актов «Автотранспортные средства», Москва, 2000 год, Издательство ПРИОР», стр.158.

[10] Собрание Законодательства РФ, 1995 год, № 48, ст.4561.

[11] «Российская газета» от 10 августа 2000 года, стр.2.

[12] «Дорога-кормилица», Андрей Кузнецов, Игорь Моржаретто, журнал «За рулём», 2001 год, №3, стр.112-113.

[13] Там же.

[14] «Дорога-кормилица», Андрей Кузнецов, Игорь Моржаретто, журнал «За рулём», 2001 год, №3, стр.112-113.

[15] Российское дорожное агентство

[16] «Дорога-кормилица», Андрей Кузнецов, Игорь Моржаретто, журнал «За рулём», 2001 год, №3, стр.112-113.

[17] Там же.

[18] «Российская газета» от 27 марта 2001 года, стр.4.

[19] Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 4, ст.367

[20] Правовая информационная система «Гарант-Максимум» с региональным законодательством, версия 4.0

[21] Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 1, ст.1

[22] Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 4, ст.368

[23] Правовая информационная система «Гарант-Максимум» с региональным законодательством, версия 4.0

[24] Правовая информационная система «Гарант-Максимум» с региональным законодательством, версия 4.0

[25] Правовая информационная система «Гарант-Максимум» с региональным законодательством, версия 4.0

[26] Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3826; 1999, N 14, ст.1661

[27] Правовая информационная система «Гарант-Максимум» с региональным законодательством, версия 4.0

[28] Д.Леонтьев «Паркирование» отменяется», журнал «За рулём», 2001 год, №2, стр.12.

[29] Правовая информационная система «Гарант-Максимум» с региональным законодательством, версия 4.0

[30] Д.Леонтьев «Паркирование» отменяется», журнал «За рулём», 2001 год, №2, стр.12.

[31] Там же.

[32] Там же.

[33] механические транспортные средства, имеющие не менее 2-х колёс, рабочий объём двигателя более 50 куб. см. и максимальную скорость более 50 км/ч, а также прицепы и полуприцепы различной грузоподъёмности.

 

[34] «Контроль за расходами», Автомобильная газета «Клаксон», январь 2000 год, стр.16-17.

 

[35] Там же.

[36] Там же.

[37] «Контроль за расходами», Автомобильная газета «Клаксон», январь 2000 год, стр.16-17.

[38] Там же.

[39] Правовая информационная система «Гарант-Максимум» с региональным законодательством, версия 4.0

[40] Сборник нормативных актов «Автотранспортные средства», Москва, 2000 год, Издательство ПРИОР», стр.156.

[41] «Российская газета», 1998 год, 7 июля.

[42] Елена Варшавская «Снова роскошь?»; журнал «За рулём», №9, 98г., стр. 3.

 

[43] Правовая информационная система «Гарант-Максимум» с региональным законодательством, версия 4.0

[44] Там же

[45] Сборник нормативных актов «Автотранспортные средства», Москва, 2000 год, Издательство ПРИОР», стр.200.

[46] Правовая информационная система «Гарант-Максимум» с региональным законодательством, версия 4.0

[47] Сборник нормативных актов «Автотранспортные средства», Москва, 2000 год, Издательство ПРИОР», стр.158.

[48] Правовая информационная система «Гарант-Максимум» с региональным законодательством, версия 4.0

[49] Игорь Моржаретто «Всем привет от «Роллс-Ройса»!»; журнал «За рулём», №2, 2000г., стр.25.

[50] Там же

[51] автотранспортные средства, предназначенные для перевозки и использования на нём специального оборудования.

[52] Сборник нормативных актов «Автотранспортные средства», Москва, 2000 год, Издательство ПРИОР», стр.158.

[53] Игорь Моржаретто «Дорогая моя дорога...»; журнал «За рулём», №12, 1999г., стр.32-33.

[54] Там же

[55] Там же

 


Введение.

           

       Эта тема избрана автором не случайно, так как с начала 90-х годов XX-го века в России, а в последствии и в Российской Федерации начал, несмотря на все препятствия и преграды, формироваться так называемый «средний класс», который, как показывает опыт зарубежных стран должен стать в будущем основным слоем населения, в руках которого будет сосредоточена значительная часть всех богатств страны. Представители «среднего класса» имеют в большинстве своём довольно высокий уровень доходов и, естественно, имеют возможность приобретения для пользования в личных и предпринимательских целях транспортные средства.

    В процессе, проводимых в нашей стране экономических реформ, ситуация в сфере экономики постепенно стабилизируется, и к середине рокового 1998-го года, уровень доходов большинства населения достигает того уровня, когда граждане имеют финансовые возможности для приобретения и последующего обслуживания не только автомобилей отечественного производства, но и иностранного. Парк автомобилей стремительно увеличивается. В частности, парк легковых автомобилей на 1 января 1999 года в Вологодской области составил 145 510 автомобилей, из которых 14 128 автомобилей иностранного производства (9,7 % от всего количества легковых автомобилей). Прирост, по сравнению с той же датой 1998 года, составил 14,8 %. К слову, Вологодская область находилась в тот период на седьмом месте среди регионов Российской Федерации с наибольшими темпами автомобилизации, обогнав такие крупные субъекты федерации, как Ленинградскую, Московскую и Ярославскую области, республики Удмуртию и Татарстан.[1]

Рассмотрев статистические данные, можно сказать, что не только в таких богатых и преуспевающих субъектах федерации, как Москва, автомобилизация происходит быстрыми темпами. В других регионах, пусть и не настолько экономически – развитых автомобилизация с каждым годом, несмотря на кризисные явления, происходящие в нашей стране, набирает обороты. Автомобиль уже не рассматривается как роскошь, а активно используется в трудовой деятельности, в сфере предпринимательства, в личных целях.

    Таким образом, всё большее количество физических и юридических лиц сталкивается с проблемами налогообложения, которые возникают при покупке, эксплуатации, прохождении ежегодного технического осмотра, в процессе использования автомобиля в предпринимательской деятельности, платы за парковку в центре города и другими. В данной работе сделана попытка раскрыть содержание и сущность каждого из предусмотренных законодательством налогов и сборов, проблемами, с которыми сталкиваются владельцы транспортных средств, и объяснить экономическую необходимость введения этих налогов. Эта тема интересна и тем, что в своей настоящей и будущей работе в качестве юриста автор сталкивается, и будет сталкиваться с проблемами налогообложения владельцев автомобилей, которые появляются в связи с нашим далёким от совершенства налоговым законодательством. 

 


1. Сущность и проблемы налоговой системы, связанной с налогообложением средств транспорта.

    Для разных целей мы приобретаем автомобиль. Одни покупают его для редких поездок на дачу, другой – для постоянных разъездов по делам, третьему – просто нужно средство передвижения, а четвёртый – только ради факта обладания автомобилем, ради повышения социального статуса в глазах окружающих. Организациям транспортные средства требуютя, чаще, для обеспечения производственного процесса. Все цели приобретения автомобиля не перечислить.

    Однако, большинство владельцев и потенциальных приобретателей не предполагают, во что им обойдётся содержание автомобиля – имеется в виду не только техническое обслуживание, стоимость запасных частей, сложность ремонта, распространённость определённых марок автомобилей, престижность, привлекательность для угонщиков и другие подобные факторы, связанные с технической стороной обладания автомобилем. Сложность вызывают правовые факторы, а точнее законодательство обо всех тех налогах и сборах, которые лягут на плечи новоиспечённого обладателя автомобиля.

    Действительно, о чём думает потенциальный покупатель, если намеревается приобрести автомобиль – разумеется, о технических факторах (см. выше – М.Б.), а о правовой стороне вопроса часто забывают. Что же ждёт будущего обладателя автомобиля?

    Прежде всего, ему потребуется зарегистрировать свой автомобиль в ГИБДД, а за получение паспорта, свидетельства о регистрации, государственных номерных знаков транспортного средства и прохождение технического осмотра нужно платить, причём платить немало. В Вологодской области так называемые специальные сборы ГИБДД предусмотрены в Приложении к Постановлению Губернатора Вологодской области от 17 июля 1996 года №528 «О вопросах, связанных с эксплуатацией автотранспортных средств в Вологодской области»[2].

Они составляют (на сегодняшний день):

§ выдача паспорта транспортного средства – 70 руб 98 коп;

§ выдача свидетельства о регистрации транспортного средства – 67 руб 98 коп;

§ выдача государственного номерного знака:

- на автотранспортные средства – 306 рублей;

- на прицепы – 171 рубль;

- на мототранспортные средства – 216 рублей;

§ выдача акта технического осмотра – 37 руб 98 коп;

§ прохождение технического осмотра – 54 руб 90 коп;

§ выдача талона технического осмотра – 34 руб 92 коп.

Все вышеперечисленные затраты не относятся напрямую к налогам. Они лишь предназначены для того, чтобы оплатить труд и материальные затраты на изготовление указанных документов ГИБДД.

    Система налогов же, которыми облагаются собственники и пользователи транспортных средств следующая:

- налог с владельцев транспортных средств;

- налог на пользователей автодорог;

- сбор за парковку автомобилей.

Налог с владельцев транспортных средств и налог на пользователей автодорог предусмотрены Законом «О дорожных фондах в РФ» от 18 октября 1991 года с последними изменениями от 05 августа 2000 года[3]. В Вологодской области ставки налога установлены Законом Вологодской области «О территориальном дорожном фонде», утверждённым Законодательным собранием Вологодской области №517 от 15.11.2000 года[4] и вступившим в силу с 01 января 2001 года.

    Сбор за парковку автотранспорта был установлен Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ»[5] от 27 декабря 1991 года с последними изменениями от 05 августа 2000 года[6], который действует в субъекте РФ, если не введён им налог с продаж.

Два первых налога и сбор за парковку действуют в РФ уже долгое время.

Представленная работа предлагает и анализирует материал о налогах, предусмотренных действующим законодательством, о существенных изменениях в налоговом законодательстве в последние годы, а также о сборе за парковку автотранспортных средств.




Действующая система налогов с владельцев транспортных средств.

    2.1. Налог с владельцев транспортных средств.

    Налог с владельцев транспортных средств был установлен законом РФ «О дорожных фондах» от 18 октября 1991 года №1759-1[7] (далее- Закон «о дорожных фондах» - М.Б.). Он регулируется статьёй 6 настоящего закона. Также необходимо отметить, что Инструкцией Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 04 апреля 2000 года № 59[8] (далее – Инструкция № 59 – М.Б.) в главе 3 которой, разъяснён порядок исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств. Хотя инструкция и не является, согласно пункту 1 статьи 1 Налогового Кодекса, нормативным актом и не относится к налоговому законодательству, но ею всё равно руководствуются при уплате налога налогоплательщики и налоговые органы – при его взыскании.

    Плательщиками налога являются (п.1 ст.6 Закона «О дорожных фондах»):

- юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения) – далее «организации» (М.Б.);

- граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее «предприниматели» – М.Б.);

- граждане Российской Федерации;

- иностранные граждане и юридические лица;

- лица без гражданства,

имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу.

Налог уплачивается ежегодно.

Ставки и объект налога с владельцев транспортных средств установлены следующие (п.1 ст6 Закона «О дорожных фондах»):

Объект налогообложения. Размер годового налога.
1.Легковые автомобили с мощностью двигателя: - до 100 л.с. (лошадиных сил) - свыше 100 л.с.       50 коп 1 руб 30 коп
2.Мотоциклы и мотороллеры. 3.Автобусы. 4.Грузовые автомобили и тракторы с мощностью двигателя: - до 100 л.с. включительно - от 100 до 150 л.с. - от 150 до 200 л.с. - от 200 до 250 л.с. - свыше 250 л.с. 5.Другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельскохозяйственных комбайнов) 30 коп 2 руб     2 руб 4 руб 4 руб 80 коп 5 руб 20 коп 7 руб 15 коп     2 руб

 

    Ставки налога, относительно ставок, указанных выше, увеличиваются, в связи с изменением уровня цен и заработной платы, или полностью освобождаются отдельные категории граждан и организаций от уплаты налога законодательными органами власти субъектов РФ (п.50 Инструкции № 59).

    По транспортным средствам, приобретённым во втором полугодии, налог уплачивается в половинном размере (п.51 Инструкции № 59).

    В случаях, когда транспортное средство находится на отдельном балансе участников совместной деятельности, уплату налога производят собственники данного транспортного средства, соразмерно их доле собственности на транспортное средство (п.47 Инструкции № 59)

    Иностранные дипломатические и консульские представительства и приравненные к ним международные организации, сотрудники указанных учреждений, а также члены их семей не являются плательщиками налога с владельцев транспортных средств.

    В тех случаях, когда транспортное средство находится в долевой собственности, налог уплачивается каждым из собственников, соразмерно их доле собственности на это транспортное средство.

    Налог взимается с владельцев транспортных средств, подлежащих регистрации, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 года №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ»[9]. Фактически, сборщиками налога выступают органы ГИБДД, военной автоинспекции, госсельхознадзора, министерства и ведомства, выдающие государственные регистрационные знаки, при регистрации и перерегистрации, технических осмотрах. Налог уплачивается в отделениях Сбербанка РФ за текущий год, а квитанция предъявляется при вышеперечисленных действиях. Если же в прошлом году технический осмотр не проходился, то должны быть предъявлены квитанции за текущий и прошлый годы, иначе будет отказано в указанных действиях. В случае, если владелец освобождён от уплаты налога, то подаётся заявление, где указывается, что он не является плательщиков данного налога.


Льготы по уплате налога с владельцев транспортных средств.

От уплаты налога освобождаются (п.4 ст.6 Закона «О дорожных фондах в РФ» и п.58 Инструкции МНС РФ № 59 от 04.04.2001г.:

- категории граждан, подвергшиеся воздействию радиации, вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.91г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»[10], а также иные категории граждан, на которые распространяется в соответствии с законодательством Российской Федерации действие указанного Закона;

- герои СССР, РФ, граждане, награждённые орденом Славы трёх степеней, а также их общественные объединения, использующие приобретаемые транспортные средства для выполнения своей уставной деятельности;

- колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и более процентов;

- предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования, у которых удельный вес доходов от осуществления этой деятельности составляет 70 и более процентов общей суммы их доходов;

- организации автотранспорта общего пользования по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси);

- иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;

- профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

- органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы МВД РФ;

- российские и иностранные юридические лица, выполняющие в качестве инвесторов работы по соглашениям о разделе продукции;

- владельцы транспортных средств, использующие их исключительно для непосредственного осуществления безвозмездной помощи.

Юридические лица – плательщики налога (п.38 Инструкции № 59), представляют налоговой инспекции, а также организации, ведущей учёт поступления налогов, по месту своего нахождения налоговою декларацию ежегодно в сроки, установленные для представления бухгалтерской отчётности за соответствующий год, в котором был уплачен налог (подлежит уплате), а для предпринимателей – в срок, установленный для представления декларации о доходах. Физические лица уплачивают налог ежегодно в учреждения банков в сроки, установленные для юридических лиц. Регистрация, перерегистрация или технический осмотр транспортных средств без предъявления квитанции или платёжного поручения об уплате налога не производится.

Сумма платежей по налогу с владельцев транспортных средств включаются налогоплательщиками – юридическими лицами в состав затрат по производству и реализации продукции, выполненных работ и предоставленных услуг, а предпринимателями – в состав расходов декларации о доходах.

Налог с владельцев транспортных средств полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 173.