Управленческие и организационные аспекты функционирования мелкого бизнеса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Мелкий бизнес уже давно стали считать анахронизмом. Но в последние десятилетия в высокоразвитых странах За­пада происходит бум мелкого предпринимательства. Сегодня он является важным источником экономического роста, уве­личения рабочих мест, фактором научно-технического прогрес­са. Существует целый ряд производственно-технических, ор­ганизационно-управленческих, мотивационных моментов, определяющих эффективность мелких фирм в современных условиях. НТР открыла возможности для развития неболь­ших узкоспециализированных предприятий, способных обес­печить выпуск новой сложной техники, состоящей из функ­циональных узлов и модулей. Небольшие размеры фирм по­зволяют им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и адаптировать новую технологию. Часто мелкие исследо­вательские фирмы весьма успешно конкурируют с крупны­ми. Они активнее проводят исследования и разработки, у них быстрее темпы внедрения достижений научно-техниче­ского прогресса. Такие фирмы успешно действуют в новей­ших отраслях. Например, на рынок персональных компью­теров первыми вышли именно мелкие фирмы.

Среди факторов, определяющих преимущества неболь­ших фирм, можно назвать более гибкую реакцию на изме­нение рыночной конъюнктуры, знание клиентуры. Часто они ориентируются на те секторы рынка, которые из-за малой емкости не вызывают интереса у крупных компаний (например, производство потребительских товаров, быто­вых услуг). Другое экономическое преимущество мелких фирм заключается в относительной дешевизне их продукции. У них есть возможности сокращения издержек произ­водства за счет узкой специализации, более полного исполь­зования оборудования, экономии на административно-управ­ленческих расходах.

В США и других западных странах мелкий и крупный бизнес сегодня не взаимоисключают, а дополняют друг дру­га. Мелкий бизнес ведет хозяйственную деятельность во всех сферах экономики, а в ряде отраслей он даже домини­рует (сельское хозяйство, строительство, оптовая и рознич­ная торговля).

Как известно, существуют три правовые фирмы органи­зации частных фирм: единоличные фирмы, партнерства, кор­порации. Для мелкого бизнеса наиболее простой формой является фирма, находящаяся в единоличном владении. Для ее открытия, например, в США достаточно иметь разреше­ние (сертификат) от местных властей или властей штата и зарегистрировать торговое имя. Эти фирмы составляют большинство в общем числе фирм — в США более 60%. Такая мелкая фирма управляется собственником, который берет на себя весь риск предпринимательства. Глава фирмы часто сам занимается бухгалтерским учетом и финансами, сбытом и снабжением, ценами и рекламой. Многое зависит от его целеустремленности и работоспособности. По мере роста размера предприятия, объема продаж создается управленческая группа. Она может включать управляюще­го-собственника, агента по снабжению, часто выполняющего функции технолога, мастера, в подчинении которого находят­ся рабочие. Для временной работы приглашается бухгалтер. Совмещение профессий, управленческих функций, родствен­ные или семейные отношения на таких предприятиях способствуют экономному использованию ресурсов.

Многие фирмы являются партнерствами. Они создаются двумя или большим количеством лиц путем заключения контракта на совместное владение предприятием. Каждый из партнеров несет равную ответственность и является до­веренным лицом других партнеров, на каждого распределя­ются прибыли и убытки. Однако как юридическое лицо партнерство не выплачивает подоходный налог, его платит каждый партнер в зависимости от доли в доходе. Фирмы этой правовой формы не имеют какой-либо специфики с точ­ки зрения управления и организации.

Мелкие и средние фирмы могут создаваться и как кор­порации (акционерные общества). Самая простая управлен­ческая структура включает здесь президента, вице-президента, специалиста по сбыту. Общее руководство в небольшой корпорации осуществляет совет директоров в составе, как правило, пяти человек, в том числе трех внешних директо­ров (ими являются банкиры, управляющие крупных фирм, юристы, которые могут хотя бы частично компенсировать недостаток опыта управляющего такой корпорации, помочь решать трудные проблемы).

При общей простоте организационно-управленческих структур мелких фирм многие из них сталкиваются со слож­ными проблемами. Долгие годы успех функционирования таких фирм основывался по сути на личном мастерстве и энтузиазме управляющего. В современных условиях только энтузиазма недостаточно. В 80-х годах одним из основных факторов, способствующих разорению мелких фирм, явля­лась нехватка управленческих знаний у владельцев этих, предприятий, у их управляющих. Поэтому все чаще они вынуждены прибегать к услугам консультационных фирм, наемных менеджеров. Жизнеспособными сегодня оказыва­ются те мелкие фирмы, которые внедряют формы и методы управления, основанные на стратегии предприимчивости. Успех деятельности таких фирм обеспечивают систематиче­ские инновации в области продукции или услуг, позволяю­щие создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Стиль управления в таких фирмах отличается нацеленно­стью на поиск, вовлеченностью всех работников фирмы в этот процесс. Управляющий становится «создателем команды», «распространителем опыта», а не «контролером, стоящим над людьми». Такие фирмы отличает демократи­ческий стиль управления, отсутствие жестких регламента­ции, неформальное общение, взаимное доверие и понимание. Именно такие мелкие фирмы добиваются успеха в настоя­щее время.

Условно мелкие фирмы в западных странах можно разделить на две группы: 1) экономически и юридически независимые от крупных концернов, корпораций, 2) компании, имеющие тесные связи с концернами. Вторая группа офици­ально выступает как самостоятельные организации, она тес­но связана обширной сетью производственных и научно-тех­нических, снабженческих, сбытовых, финансовых отношений с крупными корпорациями. Функционирование этих мелких фирм отличается значительной спецификой. Их деятельность обусловлена следующим. Опыт последних десятилетий позволил крупным корпорациям, концернам сделать вывод о том, что поглощение мелкой фирмы в современных условиях хозяйствования далеко не всегда дает экономический эффект. В мелких фирмах, включаемых в состав концерна, примерно на 1/з сокращается производительность труда, в 1,5 раза уменьшаются доходы, существенно снижаются тем­пы нововведений. Одна из причин этого — ослабление их самостоятельности, отрицательное влияние громоздких управленческих надстроек над предприятиями и т. д. Кроме того, часто концернам невыгодно организовывать в своих рамках узкоспециализированные производства, вносящие большое разнообразие в их номенклатуру, усложняющие управление, отвлекающие технический персонал на решение относительно второстепенных задач. Поэтому решение по­добных проблем они передоверяют мелким фирмам, уста­навливая с ними отношения субподряда, субпоставки. Си­стема «привязки» мелкого бизнеса к крупному стала одной из важных особенностей организационной структуры про­мышленности стран Запада.

В области производства одной из организационных форм взаимодействия крупных и мелких компаний является конт­рактная система. Она представляет собой долгосрочные до­говорные отношения в области снабжения между крупной компанией и множеством мелких предприятий, работающих на основе подетальней, поузловой, технологической, модуль-. ной специализации производства изделий. Контракт о постав­ке оформляется в виде четкой договоренности о качестве то­варов и обслуживания, ценах, сроках и объемах поставок. Основой для долгосрочных контрактов является перспектив­ный план развития производства концерна. Небольшим пред­приятиям такая кооперация выгодна, поскольку шансы само­стоятельно закрепиться на рынках у них малы. Особенно это касается технологически сложной продукции, организация производства и сбыт которой требуют больших управленче­ских, финансовых и технических усилий, которыми мелкие фирмы не располагают. Крупные компании предоставляют им ряд льгот: гарантируют закупку большой доли произво­димой продукции, поставляют или дают в аренду средства производства, определяют льготные условия приобретения и доставки сырья и материалов, разрешают использовать тор­говую марку компании. Нередко они выполняют для мелких фирм-поставщиков работы по конструированию и проектиро­ванию новых изделий, улучшению технологии их производ­ства, по разработке эффективных методов контроля качест­ва продукции. В заключаемых контрактах может быть пре­дусмотрено оказание помощи в организации управления, в обучении занятых в использовании результатов рыночных исследований.

Контрактная система особенно развита в отраслях мас­сового сборочного производства. Наиболее плодотворны та­кие отношения с узкоспециализированными фирмами, осна­щенными современной технологией. Отсутствие у них гро­моздких организационных систем управления способствует гибкости в принятии решений, высокой степени личного уча­стия руководителей в выполнении подрядных работ.

В области обслуживания производства также существует и развивается сложная система хозяйственных отношений между крупными и мелкими фирмами. Многие крупные предприятия постепенно освобождаются от вспомогательных и заготовительных цехов, закрывают ремонтные и строитель­ные цехи, передавая их функции узкоспециализированным предприятиям. Небольшие специализированные фирмы за­ключают договоры с крупными фирмами как на планово-предупредительный ремонт, так и на текущее обслуживание оборудования. Крупные компании могут заключать договор одновременно с несколькими мелкими фирмами, каждая из которых специализируется на ремонте и обслуживании от­дельного вида оборудования.

Таким образом, сохраняя свою финансовую и организа­ционную самостоятельность, мелкие фирмы на деле действу­ют в заранее заданных условиях и их отношения с крупными корпорациями скорее напоминают отношения филиалов и головных компаний.

В сфере торговли и услуг наиболее распространенной формой хозяйственной интеграции малого и крупного бизне­са стала система договорных отношений, известная во всем мире под названием «франчайзинг» (от французского слова «франшиз» — льгота, привилегия). Суть ее состоит в том, что крупная компания (франчайзер) заключает договор с мел­ким самостоятельным предприятием (оператором) о предоставлении ему исключительного права на создание и сбыт под ее торговой маркой на конкретном рынке определенных видов товаров и услуг. Как правило, франчайзер требует от предприятия-оператора единовременного первоначального вознаграждения за право действовать на рынке от его имени.

Капиталовложения в дело осуществляются за счет как передачи в аренду фирме - оператору основных фондов, находящихся в собственности компании-франчайзера, так и собственных или заемных средств оператора. Причем головная компания может сама предоставить мелкому предприятию кредит, взять для него заем в банке или быть его поручителем при получении гарантированного займа. Во многих случаях фирма-оператор целиком владеет фондами своего пре приятия и расплачивается с головной компанией лишь за ее полуфабрикаты и готовую продукцию, подлежащую реализа­ции под торговой маркой компании.

Как правило, в контракте оговариваются нормативы или фиксированные объемы текущих платежей и отчислений от прибыли (2—3% от ежемесячных продаж оператора). Го­ловные компании в большинстве своем требуют также от опе­ратора регулярных выплат за пользование рекламой под их торговой маркой (в среднем от 1 до 5% выручки), так как только крупные фирмы могут позволить себе осуществлять дорогостоящие рекламные мероприятия. Во многих случаях в контракте ставится и такое условие: оператор должен брать в аренду помещение, оборудование, сырье и материалы исключительно у головной компании. Головная компания ого­варивает в контракте обязательство фирмы-оператора отве­чать за качество товаров и услуг, их оформление, за репута­цию торговой марки. В свою очередь, она оказывает опера­тору бухгалтерскую помощь, дает рекомендации по страте­гии сбыта, организует управленческие консультации и обучение персонала. Обычно договор между сторонами за­ключается на срок 5—10 лет. Если же оператор нарушит принятые стандарты, головная компания вправе в любой мо­мент расторгнуть с ним договор даже без предварительного уведомления.

С организаторской точки зрения сегодня система договор­ных отношений строится на использовании двух форм. Пер­вая основана на том, что мелкие предприятия торгуют про­дукцией головной компании или предоставляют услуги от ее имени, получая определенную долю от объема продаж. Но риск, связанный с реализацией, несет собственник мелкого предприятия. Типичной областью применения этой формы контрактных отношений является продажа и обслуживание грузовых и легковых автомобилей, услуги бензоколонок, продажа безалкогольных напитков.

В последнее десятилетие стала популярной вторая форма контрактных отношений — корпоративная. Помимо использо­вания торговой марки, продукции и услуг она предусматри­вает подключение фирмы-оператора в полный цикл хозяй­ственной деятельности головной компании. Предприятия-операторы действуют в таком случае в соответствии с рыноч­ной стратегией корпорации, с ее правилами планирования и организации управления, соблюдают ее технические требо­вания, стандарты и условия обеспечения качества, участвуют в программах обучения и развития производства, в единой системе обмена информацией и целиком отвечают за эконо-1мические результаты своей работы. Корпоративная форма чаще всего используется при организации предприятий питания, розничной торговли промышленными товарами, в обслу­живании бизнеса, в бытовых услугах.

Сферой активной деятельности мелких фирм в последние годы становятся деловые услуги: услуги по обработке инфор­мации, канцелярской работе, охране предприятий и т. п. Сфера этих услуг быстро развивается, так как усиливающая­ся конкуренция заставляет фирмы экономить на админист­ративном персонале, добиваться максимальной отдачи от каждого работника. В условиях громоздких бюрократических структур это во многих случаях сделать невозможно. Поэто­му происходит процесс сокращения управленческого и ин­женерно-технического персонала на крупных фирмах и в то же время развитие более экономичной и гибкой формы в виде сети мелких предприятий, оказывающих деловые услуги. Эти предприятия действуют как в рамках договорной (контракт­ной) системы, так и самостоятельно.


Используемая литература:

 

Рыночная экономика: Учебник. В3 т.Т.2. Часть 1/ Основы бизнеса.—М.: «Соминтек», 1992 – 160 с.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 176.