Организационная структура фирмы может быть представлена в виде иерархической пирамиды управления. В тех случаях, когда фирма представляет собой комплекс предприятий, ее организационная структура управления имеет вид двухступенчатой пирамиды. Основу этой пирамиды составляет администрация предприятий, вершину —высшая администрация. По мере развития фирм и превращения их в сложный производственный комплекс организационная структура усложняется и приобретает вид трехступенчатой пирамиды. В этой структуре между высшей администрацией и руководством предприятий появляется еще один управленческий уровень—администрация производственных отделений, задачей которой является руководство деятельностью группы своих предприятий.
Современные крупнейшие концерны западных стран характеризуются четырехступенчатой организационной структурой управления. Между высшей администрацией концерна и руководством производственных отделений формируется администрация производственных групп, которая осуществляет управление деятельностью производственных отделений.
Важным вопросом формирования организационных структур является выявление круга вопросов, которые должны решаться на различных уровнях управления. Так, например, при четырехступенчатой организационной структуре высший уровень управления определяет общую политику фирмы, второй уровень осуществляет распорядительные и координационные функции, на третьем уровне функциональные штабы и службы вырабатывают рекомендации, и четвертый уровень— исполнительный.
Крупные фирмы, как правило, являются акционерными обществами (корпорациями). Высшим органом управления корпорации является собрание акционеров. На нем акционеры избирают совет директоров, вносят в случае необходимости изменения в устав, решают вопросы о слиянии с другими фирмами или о роспуске корпорации, о продаже, сдаче в аренду, обмене или ином распоряжении всем ее имуществом, о размере дивидендов и другие наиболее важные вопросы.
Главная ответственность за управление делами корпорации возлагается на совет директоров. Он избирается ежегодно в среднем в составе 11—15 человек. Включает внешних и внутренних членов. Внутренние члены совета избираются из состава корпоративной администрации. В крупных корпорациях их, как правило, двое: председатель совета директоров и президент корпорации. Внешние члены (обычно около четверти состава) избираются не из числа работников корпорации. Ими становятся крупные акционеры, представители банков, инвестиционных компаний, фирм, продающие товары и услуги данной корпорации, адвокаты, представители общественных организаций, бывшие руководители фирмы. Наличие внешних членов делает совет директоров более независимым и объективным. Внешние члены совета директоров способствуют налаживанию и укреплению связей корпорации с другими фирмами, организациями и учреждениями, помогают ей лучше учитывать влияние внешних факторов: рыночной конъюнктуры, позиции правительственных учреждений, общественности и т. д.
Совет директоров заседает раз в неделю, месяц, квартал или через равные промежутки времени (это зависит от особенностей корпорации). Некоторые важные вопросы решаются на неформальных совещаниях. Его функции и полномочия реализуются также через создаваемые комитеты.
Совет директоров осуществляет три основные функции: назначение администрации; рассмотрение и принятие важнейших общекорпоративных актов; контроль за деятельностью администрации.
Первоочередной задачей совета является подбор опытных, знающих администраторов на ключевые посты. Он назначает на один год главных руководителей компании: президента, одного или нескольких вице-президентов, главного юридического советника, казначея и др.
Совет директоров обязан так организовать управление делами корпорации, чтобы предприятие было прибыльным и акционеры получали достаточно высокий доход на акции. Он должен обеспечить управление, гарантирующее развитие и рост компании.
Администрация обязана представлять членам совета всю необходимую информацию о состоянии дел в корпорации и за ее пределами. Совет директоров оценивает работу членов администрации и вправе уволить их. Последнее имеет место обычно в кризисных ситуациях, когда дела компании идут плохо. Руководители корпорации ежегодно отчитываются перед советом директоров. Дважды в год совет директоров проверяет ход выполнения хозяйственных планов. Члены совета в свою очередь предоставляют акционерам, государственным служащим и общественности информацию о своей работе и о положении дел в корпорации. Акционеры, в частности, могут ознакомиться с финансовыми и другими документами компании. Члены совета несут перед акционерами индивидуальную и коллективную ответственность. В случае банкротства они привлекаются к административной или судебной ответственности.
Состав высшей администрации компании может различаться в зависимости от ее организационной структуры. Общей тенденцией является развитие коллективизма в руководстве фирмой. По словам П. Дракера, «эра одного человека, «Наполеона промышленности» окончилась. Маленький цезарь стал анахронизмом. Единоличное высшее управление - главный тормоз в развитии бизнеса».
Развитие коллективистских начал нашло свое проявление в создании комитетов при совете директоров. Это коллегиальные координационные совещательные органы. Они включают полномочных менеджеров, а иногда ведущих специалистов. Комитеты являются посредниками между администрацией и советом. Главные руководители администрации обсуждают проекты распоряжений, бюджетов, важнейшие текущие мероприятия сначала в комитетах, а затем материалы с предложениями и замечаниями членов комитетов поступают в совет. Члены комитетов консультируют администрацию и оказывают ей помощь в руководстве корпорацией. Как правило, создаются исполнительный, финансовый, ревизионный комитеты. Исполнительный комитет является верховным «штабом» компании. Здесь разрабатывается ее генеральная политика, общие программы производственно-хозяйственной деятельности, материальной базы. Исполнительный комитет утверждает решения социального характера и бюджет расходов производственных отделений. В помощь комитету создаются комиссии. Финансовый комитет определяет финансовую политику корпорации, санкционирует политику цен, рассматривает и оценивает планы капитальных расходов.
В последнее время многие корпорации создали офисы главы корпорации. ОГК включает, как правило, от двух (председатель совета директоров и президент) до шести человек (председатель совета директоров, президент и некоторые вице-президенты). Это не совещательный, а полномочный решать важнейшие вопросы орган.
В помощь высшей администрации создаются центральные службы (штабы). Каждая из них выполняет какую-то определенную функцию: исследовательскую, информационную, маркетинговую. Количество центральных служб колеблется в зависимости от специфики корпорации.
Основным звеном оперативного управления в организационной структуре крупных фирм являются производственные отделения. Во главе отделений стоят вице-президенты, которым предоставлена исполнительная власть и право принятия окончательных решений по текущим вопросам. Руководитель отделения, исходя из общекорпоративных задач, разрабатывает перспективную и текущую программы действий, организует кооперацию предприятий, сбыт их продукции и снабжение сырьем, осуществляет подбор и расстановку кадров. Круг полномочий управляющих отделениями меняется в зависимости от экономических условий, специфики организационной структуры корпорации. В помощь управляющим отделениями в крупных фирмах организованы функциональные службы контроля, НИОКР, сбыта, трудовых отношений и т. д.
Аппарат управления предприятием включает линейную администрацию и весь персонал инженерно-технических работников, занятых в производственных подразделениях и службах. К линейному руководству предприятия относятся: директор, управляющий производством, начальники и мастера цехов. Директор в системе управления крупной фирмы относится к среднему звену управляющих и отвечает перед фирмой за успех производства.
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
|
Схема 5. Уровни управления в корпорации
I – уровень, определяющий общую политику корпорации;
II – распорядительство и координация;
III – органы оказания услуг, выработки рекомендаций;
I\/ -- исполнительный уровень.
4. Внутрифирменное планирование
Планирование является самой важной из всех управленческих функций. Его цели: устранить отрицательный эффект неопределенности и изменчивости среды функционирования фирмы, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль.
Внутрифирменное планирование включает выявления перспектив развития внешнего окружения фирмы, формулирование целей и вероятных стратегий, определение первостепенных задач, а также действий для их достижения. Процесс планирования охватывает все уровни управления и создает предпосылки для обеспечения достижения целей корпорации. Результатом планирования является система планов долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных.
В ходе долгосрочного планирования определяются общие цели фирмы и стратегия. Основная задача среднесрочного планирования (на 5 лет) – выбор средств для выполнения намеченных целей. В этих планах определяется общая кадровая политика, общая производственная стратегия, общая финансовая политика и др. краткосрочное планирование – это планирование использования физических ресурсов. Планы разрабатываются на один-два года с детализацией по кварталам и месяцам.
После утверждения планов их представляют в цифрах – составляют бюджет. Бюджет представляет собой финансовый план, который служит руководством и средством контроля над будущими операциями. Обычно разрабатывается много видов бюджетов, которые объединяют в несколько групп: 1) смета доходов; 2)смета затрат времени, материалов; 3) смета капитальных расходов; 4) кассовый бюджет; 5) балансовая смета. Бюджет выполняет и еще одну важную функцию – координации действий, интеграции различных направлений деятельности корпорации.
Внутрифирменное планирование как составная часть управления отличается большим разнообразием организационных форм. В фирмах с централизованным управлением производства планирование обычно также централизовано. При высшей администрации имеется центральная служба планирования, которая подчиняется непосредственно президенту или вице-президенту и занимается разработкой перспектив и занимается разработкой перспективных и текущих планов для предприятий, входящих в корпорацию. Эта схема используется, как правило, в фирмах с небольшим числом предприятий одинакового и близкого производственного профиля.
В крупных децентрализованных корпорациях (концернах) работа по перспективному планированию сосредоточена в производственных отделениях и производственных группах. Высшая администрация определяет лишь общее направления развития: размещение и структуру капиталовложений, общий объем производства и прибыли. Центральная плановая служба разрабатывает форму планов и доводит до отделений те ограничения, которые накладываются общекорпоративными целями (например, лимиты капиталовложений).
Перенос центра тяжести в перспективном планировании на отделения объясняется их большой самостоятельностью, широкими масштабами деятельности и спецификой производства. Координацию и контроль за работой плановых служб отделений осуществляет центральная служба планирования. На каждом предприятии имеется отдел производственного планирования и контроля, который занимается составлением детальных оперативных планов и осуществляет контроль за их выполнением.
В последние три десятилетия в корпорациях высокоразвитых стран Запада происходит процесс адаптации систем планирования и управления к внешней среде, которая становится все более динамичной, сложной, слабопредсказуемой.
Меняется сам исходный принцип составления общекорпоративных планов — от будущего к настоящему, а не от прошлого к будущему. Долгосрочное планирование превращается в стратегическое планирование. В 70-е годы большинство крупных фирм имели специальное подразделение общекорпоративного стратегического планирования. К новым методам, используемым здесь, относилось построение сценариев, разработка планов на ситуационной основе (т.е. применительно к разным гипотезам о будущем), построение матриц оценки различных вариантов хозяйственного поведения и т. д.
Но быстро выявились трудности, связанные с несогласованностью, «разрывом» между подразделениями общекорпоративного планирования и структурными единицами корпорации — предприятиями, научно-исследовательскими лабораториями, т. е. теми, кто непосредственно проводит планы в жизнь. Путь к исправлению положения был найден в концепции стратегического управления. Она была разработана консультационной фирмой «Мак Кинзи» и внедрена в «Дженерал Электрик», ИБМ, «Тексас Инструменте», «Армко» и др. В 80-х гг. ее широко использовали крупнейшие фирмы.
В стратегическом управлении планируется потенциал фирмы (на ситуационной основе) и ее стратегия.
В условиях внешней нестабильности уровня E1 возможен ряд стратегий, обеспечивающих успех: от S'o до S'n. Пользуясь методом анализа отклонений от целей, фирма выбирает ту стратегию S'f, которая лучше всего отвечает ее целям. Успех стратегии фирмы зависит от ее возможностей. Существуют две взаимодополняющие группы таких возможностей: функциональные (НИОКР, маркетинг, производство и др.) и общеуправленческие. Таким образом, пока уровень внешней нестабильности сохраняет для фирмы значение E1 успешная реализация стратегии требует возможностей С'f и С'м.
Если из анализа факторов нестабильности видно, что в дальнейшем ее уровень будет повышаться (или понижаться) до точки Е2, значения наилучших для фирмы стратегий будут располагаться между точками S2o и S2n. В результате фирма должна будет не только перейти к стратегии S2f, но и располагать возможностями С2 f и С2м.
«С одной стороны, интенсивная конкуренция, ускорение связи и транспортировки в глобальном масштабе требуют быстрых реакций на изменение спроса, действия конкурентов, вопросы, связанные с продукцией и технологией. С другой стороны, задачи по развитию новых видов продукции, новой технологии и маркетинга приведут к изменениям, которые все меньше будут связаны с прошлым. Более короткий жизненный цикл технологии и спроса превратит стратегическое управление скорее в обычный (а не исключительный) метод обеспечения прибыльности фирмы в будущем» - так оценивает перспективы стратегического управления известный американский специалист по вопросам управления промышленными корпорациями И. Ансофф.
Управление трудом
По своему характеру труд всегда является процессом, общественным. А любой общественный труд требует определенной организации и порядка. Кто-то должен ставить, перед работниками цель, распределять задания, следить за их выполнением, так или иначе побуждать людей к труду, согласовывать их действия. Характер управления трудом, его методы и средства не остаются неизменными. В конечном счете они определяются уровнем развития самого производства и его общественной формой. В западной литературе этапы развития управления трудом часто связывают с работами теоретиков менеджмента XX века Ф. Тейлора, Э. Мэйо, Р. Ликерта и др. Некоторые исследователи предлагают выделять ремесленный, технократический, инновационный виды управления трудом, соответствующие доиндустриальному, индустриальному и научно-техническому вариантам экономического роста. Такая периодизация имеет серьезные основания.
Таблица 1.
Ремесленный вид представлял собой простую форму управления трудом. Ломая рамки цехового строя, мануфактура комбинировала ремесла, бывшие ранее самостоятельными, вводила разделение труда в непосредственный производственный процесс. Тем самым появлялась необходимость, с одной стороны, иерархического разграничения самих рабочих, а с другой—подчинения прежде самостоятельного рабочего единой команде и дисциплине. Задачи управления трудом в тех условиях заключались в поддержании сложившейся организации труда, системы оплаты и режима работы, осуществлении надзора и контроля за исполнителями. С переходом к машинному производству произошли качественные изменения в формах обобществления труда. Формируется технократическое управление трудом. Оно базируется на принципах максимального разделения труда и специализации работников, отделения труда исполнительского от организаторского с выделением управленческого труда, ориентации на жесткие формы экономического принуждения. В ходе эволюции данный вид претерпевал заметные изменения под воздействием технического прогресса, сдвигов в системе трудовых отношений, под влиянием политики государства и теоретических изысканий ученых и организаторов производства.
В конце XIX — начале XX вв. происходило выделение функционального кадрового управления и его обособление в рамках организационных структур. Первоначально кадровые службы занимались только вопросами найма, но с 20-х. годов и вопросами организации и учета труда, материального стимулирования работников и повышения их квалификации.
На предприятиях ведущих фирм все шире осуществлялись меры по рациональному использованию труда, анализу приемов и методов работы с установлением их оптимального сочетания, контролю рабочего времени, затрат труда, по применению систем оплаты. Эти новшества позволяли предпринимателям значительно интенсифицировать труд. Теоретической базой этой деятельности были работы Ф. Тейлора, Г. Эмерсона, Ф. Гилбрета и др.
Ф. Тейлор разработал методы, по которым для каждого вида работы, для каждой операции с помощью хронометража и тщательного изучения движений рабочего устанавливался единственный, самый рациональный способ выполнения заданной работы. Устранялись все ошибочные, бесполезные движения, отбирались наиболее совершенные. По словам известного французского физика Ле Шателье, это была математика, примененная к организации труда в промышленности. Использовалось экономическое принуждение к высокопроизводительному труду:
— особая система сдельной заработной платы (повышенные тарифные ставки и расценки для выполнивших и перевыполнивших нормы, для невыполнивших - пониженные на 20—30% ставки, штрафы);
— создание условий, максимально способствующих выполнению и перевыполнению заданий: тщательный инструктаж, планирование труда до мельчайших подробностей, обеспечение специальным инструментом, учет, контроль.
На предприятиях, использовавших систему Ф. Тейлора, средняя производительность труда за три года выросла в два раза. За первые тридцать лет эта система распространилась достаточно широко, ее использовали компании почти во всех высокоразвитых странах. Ф. Тейлор разработал свою систему в условиях, когда успех производства зависел в первую очередь от самого работника, его физической силы. В современной экономике на первый план выдвинулась техника. И тем не менее его система по-прежнему лежит в основе рационализации производства. Она и сегодня широко используется, особенно на предприятиях с повторяющимися операциями.
Последователи Ф. Тейлора в США и других странах совершенствовали и развивали, а кое-где и подправляли его систему. От изучения отдельных производственных операций они переходили к изучению всего производственного процесса и методов его регулирования. Ближайший помощник Ф. Тейлора Г. Гант разработал своеобразный график, на котором каждый рабочий мог видеть результаты своего заработка за любое время. На графике также отражались временные связи между разделами производственной программы и ход выполнения задания. Этот график, по мнению многих, произвел революцию в управлении трудом в то время. Он лег в основу оперативного планирования производственного процесса в рамках предприятия, а также сетевых графиков, которые были разработаны позднее.
Современник Ф. Тейлора Ф. Гилбрет считается изобретателем хронометража. Управляющий одной из американских компаний Р. Вулф ввел ряд новых материальных стимулов повышения производительности труда и привлек рабочих к решению некоторых вопросов управления. Социолог М. Фол-лет занялась проблемой конфликтов на предприятии, а также стилем руководства. Профессор Гарвардского университета Г. Мюнстероерг подчеркнул зависимость производительности труда от психологических факторов. Он был автором первого теста и первого систематического очерка инженерной психологии, положил начало научному подходу к выбору профессий. Наряду с инженерами и другими специалистами производства психологи занялись проблемой предотвращений аварий и травм, а также исследованием влияния на производительность труда окружающих физических условий — освещения, отопления, вентиляции и т. п. Их идеи получили развитие в современной науке, которую в Европе называют эргономикой, в США — социальной инженерией.
Сформулированные в работах этих ученых принципы «научной организации труда» на многие годы стали основой технократического управления трудом. В первую очередь это положения об ориентации руководства на индивидуального работника; введение нормативного подхода в организацию и стимулирование труда; организация планирования и контроля трудового процесса; проведение отбора и подготовки работников; введение разделения труда в управленческую деятельность и выделение специализированных кадровых подразделений. Высшего развития технократическое управление трудом получило на заводах Г. Форда. Благодаря тщательной организации поточно-конвейерного производства, централизации руководства и научному подходу к труду Г. Форд и его последователи в других компаниях добились значительного снижения издержек производства и повышения выработки. В фордизме в то время смыкались наиболее авторитетные по своему проявлению технико-экономические и социальные аспекты технократического управления трудом.
В 30—40-х годах внимание предпринимателей привлекли рекомендации таких промышленных психологов и социологов, как Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер. С их помощью кадровые службы корпораций стремились активизировать работников в повышении производительности, улучшать социальную атмосферу на предприятиях и сглаживать конфликты между трудящимися и администрацией. В тот период социально-психологические методы не меняли принципиальных основ технократического управления трудом, более многообразными становились лишь его формы.
В тот же период в западных странах усиливается государственное воздействие на сферу использования наемного труда. Одно из главных направлений — установление общих принципов занятости и трудовых отношений в промышленности. Государство регулирует деятельность предприятий в сфере труда с помощью законодательных ограничений. В США, например, в 30-х годах были приняты законы, устанавливающие нормы социального обеспечения, минимальный уровень оплаты труда, оплату сверхурочных часов, условия техники безопасности и охраны труда в ряде областей производства.
Целостная система руководства трудом, основу которой составляют технократические принципы, отвечающие требованиям индустриального типа экономического развития, сложилась в промышленно развитых странах на уровне крупных компаний в начале 50-х годов.
В 50—60-х годах повышается роль научно-технических факторов, происходит технологическая модернизация производства. Однако в этот период перестройке управления трудом не уделялось должного внимания. Основные усилия менеджмента в области кадровой политики сосредоточились вокруг разработки многочисленных внутрифирменных стандартов и нормативных материалов, регламентирующих организацию и оплату труда, вокруг юридического обеспечения системы трудовых отношений в корпорациях. А между тем, в условиях интенсификации НТП, проявилось несоответствие технократического руководства рабочей силой потребности производства. Оно выразилось в усилении отчужденности работников, заметном падении удовлетворенности трудом, высокой текучести кадров и т. п. Негативные тенденции первую очередь ощутили те корпорации, которые стратегически ориентировались на ускорение НТП. Предпринятые ими контрмеры — это эксперименты в области организации и стимулирования труда на производстве, связанные с внедрением ориентированных на отдельного работника методов «обогащения труда», «расширения трудовых функций», «ротации работ». Например, по программам «обогащения труда» рабочие наделяются дополнительными полномочиями по принятию решений, по вопросам текущей деятельности; устраняются жесткие меры контроля и повышается самоконтроль рабочими своей деятельности, повышается ответственность за выполняемую работу; вводятся более разнообразные и сложные задания, повышающие интерес к работе; обеспечивается для каждого работника хорошая «обратная связь» со своим руководством; предпринимаются необходимые организационные изменения.
Но требовались и более глобальные изменения в управлении трудом. Корпорации, по сути, столкнулись с необходимостью пересмотра принципиальных основ управления трудом. В первую очередь это касается отношения к работнику, системы вознаграждения, а также его участия в управлении корпорацией.
Видный последователь Э. Мэйо Д. Макгрегор в книге «Человеческая сторона предприятия» (1960) доказал, что авторитарный режим на производстве устарел. Он считал, что существуют две теории, два взгляда на человека, на "работника: «теория X», согласно которой человек по природе ленив, его надо подгонять, грозить ему наказаниями и лишениями, и «теория У»— людям нравится привлекательная работа, они хотят самостоятельности, участия в решениях, рады проявить инициативу, изобретательность, им нужны уважение, доброжелательность, формы одобрения. Отсюда— нужно отказаться от мелочной опеки, создать условия для проявления творческих устремлений и самостоятельности, внедрить «человеческие отношения» в производство. Д. Макгрегор утверждает, что «теория X» устарела, менеджеры должны взять на вооружение «теорию У» — «человеческие отношения» окупятся.
В передовых корпорациях менеджмент, учитывая эти рекомендации, да и ощущая негативные последствия жесткого автократического управления трудом, перестраивает режимы работы, внедряя такие новшества, как «сжатая рабочая неделя», «сдвинутые графики работ» и другие формы, предполагающие значительную самостоятельность исполнителя в установлении временных границ своей трудовой деятельности; менеджеры отходят от дифференцированных тарифных сеток, усиливая зависимость вознаграждения от конечных результатов работы, да и деятельности компании в целом, внедряют формы «участия в прибылях».
Сильный импульс процессам эволюции управления трудом придали экономические потрясения 70—80-х годов и последовавший за этим переход к новому технологическому способу производства. Логика развития производства в этих условиях поставила на повестку дня вопрос о глубокой перестройке управления трудом на инновационных принципах. Без резкого усиления технологической и организационной гибкости фирмы не могут занимать ведущие позиции. Но такие адаптивные производства невозможны в рамках традиционной структуры занятости, технократической организации и стимулирования труда. Перед менеджментом встала как первоочередная задача привлечения высококвалифицированной рабочей силы, гибкой, подвижной, способной принимать решения, вовлеченной в достижение общих целей фирмы управлению трудом.
Инновационное управление трудом является наиболее адекватным научно-техническому типу экономического роста. Это управление направлено на обеспечение высокой производительности и качества работы, повышение творческой организаторской активности персонала, на гибкое и адаптивное использование «человеческого ресурса», на обеспечение необходимой лояльности трудящихся фирме.
Инновационное управление трудом ориентировано на квалифицированный труд, на рабочую силу высокого качества. Менеджмент проводит дифференцированную политику трудовых ресурсов. В корпорациях выделяется «ядро» постоянного высококвалифицированного персонала и «периферия»— работающие по индивидуальным контрактам, на принципах временной, частичной занятости. Фирмы, как правило, сами осуществляют отбор, повышение квалификации кадров, выявляют и продвигают новаторов. Менеджеры учитывают стремление современных работников к творческому труду, реализации выдвинутых идей, адекватному вознаграждению и признанию. Важным моментом организации и управления трудом является расширение участия исполнителей в подготовке и принятии хозяйственных решений, самоуправление работников и рабочих групп.
В современных корпорациях используются многообразные формы групповой работы. Это — совместное решение частичных задач (обслуживание производства, контроль качества, рационализаторство, обучение), осуществление производственного процесса в целом (автономные и полуавтономные бригады), выполнение «сквозных» работ в процессе нововведений (целевые, проектные группы) и т. д. Сегодня менеджеры признают, что хорошо организованные группы позволяют аккумулировать большой объем знаний, обеспечивают лучшее восприятие, и понимание проблем, выявление альтернативных подходов в процессе подготовки и принятии решений.
Из многообразия форм групповой работы в корпорациях, с точки зрения повышения эффективности производства, в первую очередь выделяются «кружки качества» и автономные (полуавтономные) рабочие группы на предприятиях. «Кружки качества» сочетают в себе элементы групповой организации труда с коллективными поисками резервов производительности и качества, а также совместным обучением работников. Они применяются на предприятиях более чем в 50 странах мира. Наибольшую известность получил опыт Японии, где около 1 млн. «кружков» объединяют более 10 млн. работников.
«Кружок качества» обычно создается в цехе или на производственном участке и объединяет до 25 работников — рабочих, специалистов, руководителей низшего звена. Первостепенное внимание на заседаниях уделяется вопросам рациональной организации производственного процесса, снижения брака и экономии ресурсов, рационализаторства. «Кружки» являются также базой для совместного обучения работников. Групповой анализ дел рабочими, мастерами, техническими специалистами — важнейший источник выявления узких мест и трудностей на производстве. На основе такого анализа определяются наиболее важные проблемы и разрабатываются детальные планы их решения. Там, где широко используются «кружки качества», происходит резкое снижение брака, появляется возможность сокращения служб технического контроля.
Групповая (бригадная) организация труда, пожалуй, в наибольшей степени аккумулирует современные требования инновационного управления трудом. Здесь достигается необходимая согласованность трудовых функций, эффективное взаимодействие работников, коллективная ответственность. В развитом виде группа обладает технико-технологической и организационной целостностью, объединена определенным заданием, несет ответственность за конечный результат его выполнения, самостоятельна в решении вопросов организации и стимулирования. Степень автономности группы зависит от того, насколько круг вопросов передается в ее непосредственное ведение. Бригады имеют свою специфику в непрерывном, поточном производстве, в научно-исследовательских подразделениях. Самостоятельные рабочие группы получили в 80-х годах широкое распространение в корпорациях Западной Европы, США, Японии. Широко известен! опыт ведущих компаний «Вольво», «Форд», «Тоёта», ИБМ,| АТТ, «Сименс» и др.
Организуя деятельность таких относительно самостоятельных подразделений, крупные корпорации перенимают лучшие стороны мелкого предпринимательства, внедряют предпринимательский стиль ведения дел. Внутреннее пред принимательство, или интрапренерство, отличается большой инициативой, направленной на создание новых изделий, новых рынков. На начальных этапах процесса нововведений в компаниях, как правило, используются разнообразные слабоструктурированные и малоформализованные группы. Например, временные технические группы, включающие высококвалифицированных специалистов, инженеров, которые быстро воспринимают предложения исследователей-теорем ков и развивают их в требуемом направлении. В других случаях формы, ориентированные на создание новшества, получают достаточно четкое организационное содержание как новаторские продуктовые группы. В случае успешных результатов группы могут получать дополнительные кадровые и материально-финансовые ресурсы, обретать статус венчурных образований и самостоятельных подразделений развитию новых сфер бизнеса.
Как правило, основой эффективности «внутренних венчуров» является деятельность новаторов, изобретателей - интрапренеров. Это, по сути, внутрифирменные предприниматели, новаторы с задатками энергичного руководителя, которые выдвигают свои и поддерживают чужие идеи. Они способны искать и находить нестандартные решения, настойчиво преодолевать трудности и доводить идею до реального воплощения. Как правило, это люди, обладающие богатой интуицией, фанатично преданные своей идее, инициативные, не боящиеся риска.
Сегодня руководство корпорацией стремится поддержать таких талантливых, предприимчивых людей. Оно обеспечивает материальные и организационные условия для развития их инициативы, предприимчивости:
— перестраивается формальный механизм коммуникаций, чтобы он способствовал более быстрому распространению и поддержке выдвигаемых идей;
— разрабатываются, создаются гибкие бюджетные механизмы для изыскания ресурсов;
— создается благоприятный психологический климат;
— выявляются и преодолеваются (или ограничиваются) факторы, блокирующие творческие усилия и совместную поисковую работу персонала внутреннего венчурного подразделения;
— расширяются полномочия новатора - интрапренера;
— поощряются неформальные контакты и коммуникации;
— деятельность подразделения постоянно поддерживается высшим руководством и т. д.
Важным моментом внутреннего предпринимательства в корпорациях является разработка различных форм стимулирования труда новаторов, членов их групп. При страновых и корпоративных различиях систем поощрения они имеют ряд общих черт: вознаграждаются конкретные идеи в зависимости от их полезности для данной фирмы; материальное поощрение тесно связывается с другими формами поддержки, с моральным стимулированием. На цели материального поощрения, как правило, используется 10—25% экономического эффекта в первый год и до 10% в последующий. Создаются специальные премиальные фонды из прибыли по новым продуктам. Для стимулирования используются премии акциями, продажа их по льготным ценам, другие формы, ранее распространявшиеся лишь на высших управляющих. Среди других средств поощрения новаторов используется увязка творческих усилий и поисков с карьерой, расширение возможностей дополнительной подготовки и повышения квалификации, присвоение почетных титулов и званий, право представлять фирму на научно-технических мероприятиях, особые знаки внимания высшего руководства.
Проводя линию на расширение «степени свободы» и передачи полномочий непосредственным участникам инновационной деятельности, менеджмент активно содействует поддержанию высокой интенсивности потока научно-технических новшеств. Обеспечивается быстрота и гласность рассмотрения заявок; процедуры четко и ясно определены; поощряется подача как индивидуальных, так и групповых предложений. Мощные и полномочные технические отделы отвечают за патентование заявок и сбор передовой научно-технической информации. «Советы по изобретениям» в составе ведущих ученых, специалистов и представителей администрации оценивают значимость идей. Комиссии экспертов рассматривают результаты конкурсов, смотров, выставок. В японских корпорациях эффективно аккумулируются многочисленные мелкие идеи, «вторичные инновации». Эти мелкие предложения способствуют быстрому обновлению продукции посредством незначительных модификаций, снижению себестоимости, повышению качества изделий и т. п.
Менеджмент ведет постоянные поиски рычагов и стимулов активизации новаторской деятельности.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 191.