Способы приведения сравниваемых показателей в сопоставимый вид
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Способ сравнения предъявляет определенные требования к сравниваемым показателям - они должны быть сопоставимы и качественно однородна, особенно если рассматриваются разные периоды времени и разные предприятия. Их несопоставимость может быть вызвана следующими факторами, которые оказывают влияние на изменение всех стоимостных показателей хозяйственной деятельности предприятия (объем произведенной и реализованной продукции, себестоимость продукции, сумму прибыли, рентабельность произведенной продукции и т.д.): изменением стоимостных, объемных, качественных и структурных факторов; отрезками времени, за которые они могли быть исчислены; исходными условиями производства (техническими, климатическими имеют существенное значение для сельского хозяйства) и методикой расчета показателей.

Большинство требований очевидно» Их выполнение не вызывает трудностей, за исключением обеспечения сопоставимости по стоимостным, объемным, качественным и структурным факторам. Поэтому рассмотрим методы обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей по названным факторам,

В машиностроительном комплексе и в том числе на предприятиях, производящих радиоэлектронную продукцию, не планируются базисные показатели качества отдельных изделий. Нейтрализация влияния качественных отличий изделий здесь решается через нейтрализацию влияния структурного фактора.

Общую методику нейтрализации стоимостного, объемного и структурного факторов рассмотрим на примере объема произведенной продукции в стоимостном выражении – ТП. Нейтрализация этих факторов необходима для того, чтобы правильно определить влияние изменений объема, структуры производства и оптовых цен отдельных изделий на изменение стоимости произведенной продукции.

Объем произведенной продукции в стоимостном выражении

по плану:

фактический:

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

где ,  - объем производства всех и i-х изделий в натуральных или условно-натуральных единицах соответственно по плану и фактический;

,  - удельный вес объема выпуска i-х изделий в общем их выпуске по плану и фактический, в долях.

.

В качестве сопоставимых цен при сравнении с планом – принимаются плановые цены;

при сравнении с фактическим периодом прошлого года в качестве сопоставимых для обоих периодов принимаются цены, сложившиеся на предприятии после первого их изменения в январе отчетного периода;

при сравнении с базой – цена базового периода  - плановая и фактическая оптовая цена i-го изделия.

Для нейтрализации влияния

1. Объемного фактора  стоимость произведенной продукции по плану пересчитать на фактический физический объем . Получим (способ цепных подстановок):  - фактический объем произведенной продукции по плановой структуре и плановым ценам (первый условный показатель ТП).

Сравнение  с 1.1. ;

1.2. .

Сравнение показывает: нейтрализовано влияние физического объема производства, влияет на изменение ТП объема произведенной продукции.

1.1. Структура произведенной продукции .

1.2. Структура произведенной продукции и оптовые цены .

2. Структурного фактора: надо  фактический объем произведенной продукции в сопоставимых ценах пересчитать на плановую структуру производства изделий .

Получим .

Сравним с .

Сравнение показывает: нейтрализацию влияния структурного и стоимостного факторов, влияет на изменение ТП объема произведенной продукции:

Физический объем произведенной продукции .

3. Стоимостного фактора: надо  - фактический объем произведенной продукции в действующих ценах пересчитать в сопоставимые, получим .

Сравним его с .

Сравнение показывает нейтрализацию влияния стоимостного фактора, влияет физический объем и структура произведенной продукции

.

Рассмотрим конкретный пример нейтрализации объемного, структурного и стоимостного факторов. Исходные данные приведены в табл. 4.

Таблица 4

Исходные данные

 

Изделия

Объем производства изделий, N, шт.

Оптовая цена, Ц, тыс.р./шт.

Структура произведенной продукции, %

Объем произведенной продукции, млн р., ТП

план факт план факт план факт план факт
1 2 3 4 5 6 7 8=2×4 9=3×5
А1 1000 1200 150 160 45,45 50,0 150,0 192,0
А2 1000 1000 180 180 45,45 41,67 180,0 180,0
А3 200 150 100 110 9,1 6,25 20,0 16,5
А4   50   200   2,08   10
Итого 2200 2400     100,0 100,0 350,0 398,5

 

В нашем примере общее изменение объема произведенной продукции за счет объемного, структурного и стоимостного факторов составляет 48,5 млн р.

1. Нейтрализация объемного фактора – влияет структура произведенной продукции

2. Нейтрализация структурного фактора – влияет физический объем производства

3. Нейтрализация стоимостного фактора – влияет изменение объема и структуры произведенной продукции

4. Влияние изменения оптовых цен на продукцию



Дата: 2019-05-28, просмотров: 200.