Фактор Путина” уже срабатывает
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Избрание В. Путина президентом России было встречено в Тбилиси напряженным вниманием. Для грузинского руководства имели огромное значение подтверждение В. Путиным верности демократическим ценностям, а также его шаги и инициативы, имеющие отношение к кавказской проблематике. Э. Шеварднадзе выразил надежду, что на этапе сотрудничество двух стран примет более активный и конструктивный характер, а рамочный Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанный еще 1994 году, будет, наконец, ратифицирован Госдумой.

Так называемый “фактор Путина” в конце 90-х годов внес некоторые коррективы в позицию грузинских руководителей, в том числе и в чеченском вопросе. Важным обстоятельством при этом стал выход федеральных сил к грузинской границе и практически ее переход под их полный контроль. В этой связи главы МВД России и Грузии 24 января 2000 года подписали в Тбилиси меморандум о сотрудничестве в борьбе с терроризмом и экстремизмом1. Они отметили особую важность подобных документов в контексте событий в Чечне. Стороны пришли также к согласию о необходимости проведения на чеченском участке границы совместной антитеррористической операции. Руководство Грузии поспешило сгладить впечатление от недавних скандальных заявлений в адрес России. Шеварднадзе, в частности, подтвердил готовность развивать с Россией добрососедские отношения и выполнять обязательства перед СНГ.

Впрочем, в то время как Э. Шеварднадзе встречался с В. Путиным в Москве, в Тбилиси начала распространяться откровенно антиироссийская “Чеченская правда”, издаваемая информационным  центром при Кавказском информационном бюро при содействии Ассоциации журналистов свободной прессы Грузии. В информационной войне с Россией Тбилиси, таким образом, занимает вполне определенную позицию - на чеченской стороне.

Поэтому частности и отдельные шаги Тбилиси не должны заслонять от нас главное: в условиях нарастания в регионе влияния США и Турции нынешнее грузинское руководство предпочитает идти по пути постепенного свертывания накопленных веками экономических, культурных и духовных связей между нашими странами, разрушения самой основы для возрождения отношений дружбы и сотрудничества между грузинским и российским народами. Это создает тревожную ситуацию для российских интересов в Закавказье, затрудняет поддержание здесь обстановки стабильности, взаимного доверия и конструктивного сотрудничества. Ситуация на Кавказе и кризис российско-грузинских отношений не могут не побудить Россию к корректировке своей политики в отношении Грузии в направлении отказа от слепой благотворительности с целью учета и осознания первоочередной значимости российских государственных интересов в этом регионе.

Обобщая изложенный выше материал можно сделать ряд выводов о тенденциях развития внутренней и внешней политики Грузии в 90-е годы и сформулировать предложения, касающихся российской политики на грузинском направлении.

Первое. Большое влияние на Грузию финансового кризиса 1998 года в РФ лишний раз подтвердило ее глубокую экономическую зависимость от России. Вместе с тем российско-грузинские торгово-экономические связи в их нынешнем состоянии для России являются невыгодными. Получив за все годы от Запада полтора миллиарда долларов помощи, Грузия ежегодно имеет из России сумму близкую к этой, паразитируя на российском внутреннем рынке. Подобная “благотворительность” по отношению к отдаляющейся от нас Грузии вряд ли выглядит уместной и, кажется, осознается новыми руководителями России. На Московском саммите СНГ в январе 2000 года российская сторона, отдав должное “абсолютному приоритету” во внешней политике стран ближнего зарубежья, дала понять, что ее не устраивает такое положение дел, когда долги наших партнеров по СНГ по их просьбе реструктуируются, а в ответ мы получаем в свой адрес оскорбительные выпады и не- дружественные действия. В. Путин дал понять, что подобного положения больше не будет. Эта ремарка в первую очередь, как представляется, относится к Грузии.

Второе. Россия должна строить свою политику таким образом, чтобы наши экономические возможности служили защите российских интересов в Грузии. В этой связи Россия должна ужесточить свою политику по отношению к Тбилиси, строить ее действительно на равноправной и взаимовыгодной основе. Среди возможных мер могло бы быть резкое ограничение перекачки денежных средств из России в Грузию всеми возможными способами. Необходимо также упорядочить перемещение продукции сельского хозяйства и других товаров традиционного грузинского экспорта, усилить контроль за деятельностью российских коммерческих структур, работающих с грузинской стороной.

Третье. Следует дать понять Тбилиси, что пока торгово-экономические отношения с Грузией не приносят России ничего, кроме убытков. В связи с тем, что отсутствие российского рынка восполнить будет не чем, экономические привилегии, поставки в Грузию электроэнергии, газа и других энергоносителей должны компенсироваться предоставлением в собственность России хозяйственных равноценных объектов, дополняться политическим и военно-политическим компонентом, в том числе, например, за счет сохранения на грузинской территории российских военных баз. Резонно также поставить вопрос о сокращении экспорта в Россию грузинской рабочей силы. Такой экспорт, как свидетельствует мировая практика, дает экспортеру наивысшую норму прибыли, но нередко невыгоден принимающей стороне. Кстати, западные страны, с которыми Грузия ведет себя много дружественнее, не пускают к себе грузинских рабочих и специалистов, не говоря уже о торговцах.

Желательно укрепить сильные позиции России в энергетике Грузии. Перед руководством республики пора поставить вопрос о необходимости погасить долги за электроэнергию (50 миллионов долларов) и за газ (60 миллионов долларов).

Четвертое. Введение визового режима для граждан Грузии желательно не только на время антитеррористической операции в Чечне, но на постоянной основе, что позволит хотя бы частично сократить вывоз в Грузию российских капиталов.

Пятое. Следует воздержаться от ратификации Договора между Российской Федерацией и Грузией о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве до разрешения грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов, принимая во внимание, что юрисдикция Тбилиси в настоящее время не распространяется на всю территорию республики, что делает невозможным выполнение грузинской стороной условий Договора в полном объеме.

Шестое. Целесообразно продолжать усилия и изыскивать новые возможности для стратегического закрепления российского присутствия в Закавказье, используя для этого имеющиеся у нашей страны пока еще довольно значительные экономические рычаги влияния. У России имеется немало и других возможностей для усиления своих позиций во взаимоотношениях с Грузией, которые отвечали бы как российским, так и грузинским национальным интересам.

 

 

Заключение

 

Ключевым государством в Закавказье в настоящее время считается Грузия, которая имеет специфическое географическое положение, богатое историческое наследие, высокий уровень культуры и образования населения и авторитет на Западе нынешнего грузинского руководства. Отношения с Грузией важны для России, поскольку они в значительной мере воздействуют на всю нашу политику в этом регионе.

Обострение экономической ситуации и неблагоприятное финансовое положение обострили в конце 90-х годов социальные проблемы внутри страны.

Вместе с тем, все более становится очевидным антироссийская направленность деятельности грузинского руководства. Расстановка политических сил показывает, что и по настоящее время идет ожесточенная борьба за власть, хотя итоги последних парламентских выборов говорят о попартии власти.

Серьезным фактором, подрывающим внутриполитичекую жизнь страны является стремление регионов к обособлению и суверенитету. Острейшей проблемой оставалось сохранение государственной и территориальной целостности Грузии. Главными дестабилизирующими факторами в этой проблеме - абхазский и южноосетинский конфликты. Война привела к фактическому выходу Абхазии и Южной Осетии из состава Грузии.

Принятая в 1997 году “Концепция укрепления стабильности общественной жизни, государственного суверенитета и безопасности, восстановления территориальной целостности Грузии” определяет европейскую ориентации политики Грузии.

Вместе с тем, наша страна ставит целью поддержание с Грузией отношений стратегического партнерства и добрососедства. При этом в расчет принимается объективная взаимосвязь ситуации в Грузии и в Закавказье в целом с положением на российском Северном Кавказе.

Так называемый “фактор Путина” в конце 90-х годов внес некоторые коррективы в позицию грузинских руководителей, в том числе и в чеченском вопросе. Однако предстоит еще приложить немало усилий в том, чтобы возродить между Россией и Грузией подлинно дружеские и взаимовыгодные отношения. Сформулированные предложения по развитию таких отношений показывают основные направления политики нашего государства во всех сферах деятельности


 

Список источников и литературы:

1.Арутюнян Ю.В. Грузия: перемены в общественном сознании// Социс. 1997.№12. С. 71-76.

2. Борисов И.Н. Грузино-Осетинский конфликт //Азия и Африка сегодня.2001.№ 4.С 2-8.

3.Гласность: Насущные вопросы и необходимые ответы/ под ред. Старкова В.А. М.: Политиздат, 1989.-с.431-433.

4.Гушер А.В. Утраченное доверие //Азия и Африка сегодня. 2000. № 6.С 2-9.

5.Гушер А.В. Утраченное доверие //Азия и Африка сегодня. 2000. № 7.С 10-18.

6.Искандарян А.А. Три вопроса из Цхинвала или Пока вновь не спущен курок…//Новое время.1997.№20.С10-14.

7.Ковалев Б.Н. Миротворческие операции в СНГ. - Независимое военное обозрение.28 ноября 1998г.

8. Межнациональные отношения в России и СНГ.- М:1998.С.321.

9.Папава В.В. О ходе реформ и перспективах развития экономики Грузии// Общество и экономика.1998.№2.С29-30.

10.Страны мира: Энциклопедический справочник. - Смоленск.: Россия, 2001.-С.24.

11.Филосовский словарь/ под ред. Пчелкина В.В. – М: Русский язык, 1979. С.398.

12. Шимов Я.И. Потерянный край. - Известия. 31 января 1998 г.

 

 


[1].Арутюнян Ю.В. Грузия: перемены в общественном сознании// Социс. 1997.№12. С. 71-76.

 

[2].Папаева В.В. О ходе реформ и перспективах развития экономики Грузии// Общество и экономика.1998.№2.С29-30.

 

[3] 3.Гласность: Насущные вопросы и необходимые ответы/ под ред. Старкова В.А. М.: Политиздат, 1989.-с.431-433.

 

1 Гушер А.В. Утраченное доверие //Азия и Африка сегодня. 2000. № 6.С 2-9.

 

2 Борисов И.Н. Грузино-Осетинский конфликт //Азия и Африка сегодня.2001.№ 4.С 2-8.

 

3 Шимов Я.И. Потерянный край. - Известия. 31 января 1998 г.

 

1.Гушер А.В. Утраченное доверие //Азия и Африка сегодня. 2000. № 6.С 3

 

1 Арутюнян Ю.В. Грузия: перемены в общественном сознании// Социс. 1997.№12. С. 73-74.

 

1 .Гушер А.В. Утраченное доверие //Азия и Африка сегодня. 2000. № 7.С 14.

 

1 Папава В.В. О ходе реформ и перспективах развития экономики Грузии// Общество и экономика.1998.№2.С29-30.

 

1 Гушер А.В. Утраченное доверие //Азия и Африка сегодня. 2000 № 7.С 17.

 

1.Гушер А.В. Утраченное доверие //Азия и Африка сегодня. 2000.№ 7.С 14-15.

 

1 Ковалев Б.Н. Миротворческие операции в СНГ. - Независимое военное обозрение.28 ноября 1998г.

 

1  Межнациональные отношения в России и СНГ.- М:1998.С.321.

 

1 Гушер А.В. Утраченное доверие //Азия и Африка сегодня. 2000.№ 7.С 17.

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 162.