Кафедра Новой и Новейшей истории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Исторический факультет

Кафедра Новой и Новейшей истории

Головачева Евгения Андреевна

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГРУЗИИ

 В 90-Е ГОДЫ XX ВЕКА

Курсовая работа студентки III курса

Научный руководитель:

Начальник кафедры Новой и Новейшей истории

Кандидат исторических наук, доцент

 

Тверь 2002 г



Оглавление

Введение……………………………………………………………

Глава I. Направления внутренней и внешней политики Грузии

в 90-ые годы…………………………………………………………..…..

1.1. Истоки внутриполитической напряженности………………

1.2.Расстановка основных политических сил……………………

1.3. В Европу или в НАТО?……………………………………….

Глава II. Особенности развития отношений России и Грузии

в 90-ые годы………………………………………………………………

2.1.Российское военное присутствие в Грузии………………….

2.2. "Чеченский фактор"…………………………………………..

2.3. Грузино-абхазский конфликт…………………………………

2.4.Особые отношения с СНГ……………………………………..

2.5. "Фактор Путина" уже срабатывает…………………………..

Заключение………………………………………………………….



Введение

Важность той роли, которую сегодня играет Грузия в зоне Южного Кавказа, не в последнюю очередь определяется особенностями региональной политики Тбилиси. Грузинское руководство и вся современная грузинская политическая элита стремятся играть роль политического лидера региона, предлагая себя в качестве стратегического союзника и проводника региональных интересов западных стран. Именно по этой причине любые общественно-политические и социально-экономические процессы в Грузии важны с точки зрения их влияния не только на ситуацию в республике, но и в Кавказском регионе в целом.

В геополитическом и геостратегическом отношении Грузия сегодня может по праву считаться ключевым государством в зоне Южного Кавказа (Закавказья). Ее статус (как ключевого государства региона) определяется географическим положением, богатым историческим наследием, высоким уровнем культуры и образования населения, широкими внешними связями, известностью и определенным авторитетом на Западе нынешнего грузинского руководства. Отношения с Грузией важны для России, поскольку они в значительной мере воздействуют на всю нашу политику в этом регионе. Между тем, отношения эти в последнее время заметно осложнились. Что послужило тому причиной и что надо предпринять, чтобы между нашими странами и народами воцарился дух традиционного взаимопонимания и согласия?

Поэтому основная цель работы может быть сформулирована следующим образом: на основе обобщения материалов различных источников раскрыть направления внутренней и внешней политики Грузии в 90-е годы, обратив особое внимание на взаимоотношения России и Грузии в этот период и на ближайшую перспективу.

Для достижения этой цели необходимо последовательно решить следующие задачи:

дать общую характеристику источников внутриполитической напряженности и расстановке основных политических сил в Грузии в 90-е годы; проанализировать направленность военно-политического курса официального Тбилиси в регионе Кавказа;

установить причины двойственности действий руководства Грузии в российско-грузинских отношениях;

определить предложения, касающиеся российской политики на грузинском направлении в начале XXI века.

При решении указанных задач были использованы материалы, опубликованные в следующих источниках и литературе.

Для характеристики внутренней и внешней политики были рассмотрены материалы периодической печати и ряда статей известных авторов доктора исторических наук Арутюнян Ю.В.[1], министра экономики ГрузииПапава В.В.[2], профессора Старкова В.А.[3], в которых раскрыты особенности экономической, политической и социальной сфер деятельности Грузии в конце 90-х годов.

Большую роль в исследовании сложившихся в конце столетия взаимоотношений между Россией и Грузией оказали материалы генерального директора Центра стратегического развития Гушер А.В1,которых автор показал динамику развития причин двойных стандартов действий руководства Грузии к инициативам России и стран Запада, а также высказал свою точку зрения по решению российско-грузинских пограничных конфликтов.

 Особое внимание в работах аспиранта Дипломатической академии МИД РФ Борисова И.Н.2 и профессора Шимова Я.И.3 уделено рассмотрению последовательной и целеустремленной политики грузинского руководства, направленная на вытеснение российских вооруженных сил из Закавказья с целью разрешения внутренний территориальных конфликтов по своему специфическому сценарию.

При решении задач, поставленных в работе, были использован логический метод исторического исследования для выявления общих закономерностей и тенденций политического развития Грузии в 90-е годы, а также проблемно-хронологический метод, позволивший сформулировать предложения по развитию российко-грузинских отношений на ближайшее время.


 


ГРУЗИИ В 90-ые ГОДЫ

В Европу или в НАТО?

Как уже отмечалось выше, среди факторов, формирующих политическую ситуацию в Грузии в 90-е годы и вокруг нее, важнейшие - это направленность военно-политического курса официального Тбилиси в регионе Кавказа, а также место и роль, которые отводились грузинскому государству в стратегии и планах Запада.

В 1997 году парламент Грузии принял “Концепцию укрепления стабильности общественной жизни, государственного суверенитета и безопасности, восстановления территориальной целостности Грузии”. В ее основе лежит тезис о европейской ориентации Грузии. Критически оценивая в историческом контексте роль России, авторы документа указывают на решающее значение НАТО в обеспечении безопасности в современной Европе приветствуют курс на расширение альянса. Цель концепции – показать наличие альтернативы сотрудничеству с Россией. Все это давало основания Западу рассматривать Грузию в качестве одного из основных региональных партнеров, поощрять и стимулировать ту часть политической элиты, которая выступает за удаление от России. В этой связи на российско-грузинские отношения все больше накладывала отпечаток линия США и Турции, которые использовали экономические, финансовые и другие рычаги воздействия на Тбилиси1.

Со своей стороны грузинское руководство демонстрировало в конце 90-х годов встречное намерение сблизиться с Западом, стать полноправным членом атлантической системы безопасности. Западное присутствие в Грузии приобретало опасные для интересов России масштабы и тенденции. Была завершена подготовительная работа по поэтапной интеграции Грузии в систему Североатлантического союза, республика стала одним из наиболее активных и заинтересованных членов натовской программы “Партнерство ради мира”. Участие в этой программе грузинским военно-политическим руководством рассматривалось как прелюдия к полномасштабному вступлению страны в НАТО.

На практике это выражалось в предоставлении Грузии права на приобретение в странах блока оружия и военной техники, в создании адаптированной к стандартам НАТО системы ПВО, принятии грузинской стороной обязательств выделить в распоряжение НАТО в случае необходимости некоторые свои военные объекты и элементы инфраструктуры - аэродромы, полигоны, морские порты, в участии Грузии в совместных с западными партнерами военных учениях и т.д. Политика и практические действия руководства Грузии способствуют реализации планов США и НАТО по превращению черноморско-каспийского региона в зону своего реального стратегического присутствия. Тбилиси выступает в поддержку идеи дальнейшего расширения альянса на восток и в будущем видит себя среди его членов.

Специальной программой двустороннего военного сотрудничества между Тбилиси и Вашингтоном пред систематические и откровенные контакты и консультации, проведение более двух десятков совместных учений. содействие в обеспечении вооруженных сил Грузии средствами армейской связи.

Фактически вооруженные силы Грузии полностью находятся и в настоящее время под патронажем натовских инструкторов. В 1999 году в рамках сотрудничества Грузии и НАТО было проведено более полутора сотен различных мероприятий, в том числе крупномасштабные военно-морские учения. Взявшись за Кавказ “всерьез и надолго”, США работают на перспективу, последовательно и целенаправленно утверждая в регионе свои интересы и выдавливая из него Россию. И грузинское руководство им в этом усердно помогает. Можно сказать, что Вашингтон фактически уже приступил к активному подключению республики к структурам НАТО. Военные специалисты и советники из США и НАТО стали частыми гостями на Кавказе. Создан постоянный Совет международных советников по вопросам безопасности Грузии во главе с отставным британским генералом Г. Джонсоном.

Впрочем, дело не в формальном акте вхождения Грузии в альянс. По существу США и военные структуры НАТО добились того, чего хотели, и чувствуют себя на грузинской земле достаточно свободно; руководство же республики было готово идти так далеко, как этого потребует альянс. Однако - и это представляется важным - НАТО не считало необходимым ввязываться в достаточно щекотливые проблемы восстановления территориальной целостности Грузии, на что определенно рассчитывал Э. Шеварднадзе.

Закрепляясь при посредстве Грузии на Кавказе, НАТО выдвигало перед Тбилиси ряд требований. Во-первых, Грузия должна будет освободиться от российского военного присутствия (пограничники уже выдворены, на очереди - военные базы). Во- вторых, грузинская армия должна быть подогнана под натовский шаблон, что успешно осуществляется. Наконец, и это самое главное - Тбилиси должен урегулировать свои от ношения с автономиями.

Грузии дали понять: пока не будет решен вопрос со статусом Абхазии и Южной Осетии, стучаться в двери НАТО преждевременно. Тбилиси же строит свою политику несколько иначе, стремясь максимально приблизить внимание к абхазской проблеме Совета Безопасности ООН, ОБСЕ, Совета Европы, Евросоюза, а также созданной по инициативе Шеварднадзе на саммите НАТО в Мадриде в 1997 году региональной группы Южного Кавказа. Эта группа, как замышляют в Тбилиси, могла бы использовать в Абхазии имеющийся у НАТО большой опыт “миротворческих операций”. Стремление активизировать международное сообщество в урегулировании грузино-абхазского конфликта осуществляется и сегодня на фоне усиления критики миротворческой роли России на Кавказе.

Грузия интенсивно развивает сотрудничество по военной линии с соседней натовской Турцией. В 1999году Турция направила в Грузию военного имущества на два миллиона долларов, общий же взнос Турции в военное строительство Грузии составил 20 миллионов долларов.

Несмотря на декларации о намерении строить с Россией отношения на условиях долгосрочного стратегического партнерства, Грузия склонна участвовать в коалициях, создаваемых на антироссийской основе или способных приобрести антироссийскую направленность.

В конце 90-х последовательно наращивается участие Грузии в реализации планов создания евроазиатского транспортного коридора, которое воспринимается как еще одна возможность отдаления от России. Грузинское руководство рассматривало этот всемерно поощряемый Западом проект в качестве главного условия экономического возрождения республики и делало все, чтобы Грузия играла в нем роль ключевого звена. Проект, в котором больше политики, нежели экономики, обрел некоторые реальные черты за счет ввода новых транспортных объектов. Главная его цель - создание альтернативных российским грузопотоков между странами Европы, Закавказья и Центральной Азии. В конце 1998 года состоялась церемония открытия нового автомобильного моста через реку Храни, соединившего Грузию н Азербайджан, на которой присутствовали президенты обеих стран, подчеркивая своим участием важность этого события. Мост построен при финансовой поддержке Евросоюза. Другим важным событием стал ввод в строй нефтепровода от Баку до нефтяного терминала Супса стоимостью 600 миллионов долларов; 370 километров этой “трубы” проходит по территории Грузии. Участие страны в реализации перспективных нефтяных проектов обсуждалось президентом республики с находившимся в Тбилиси бывшим госсекретарем США Генри Киссинджером. Кстати, последний прямо заявил: “В наших стратегических интересах особенно важно не допустить возрастания роли России на Кавказе и в Закавказье. Для этого необходимо поддерживать усилия президента Грузии Шеварднадзе, направленные на отбрасывание Рос сии”.

Естественно, что все вышеизложенное вызывает много вопросов, и прежде всего: каковы истинные цели и задачи политики Грузии в отношении России и СНГ?

 

 

И ГРУЗИИ В 90-ые ГОДЫ

Российско-грузинские отношения остаются важным компонентом внешней политики России в Закавказье. Наша страна ставит целью поддержание с Грузией отношений стратегического партнерства и добрососедства. При этом в расчет принимается объективная взаимосвязь ситуации в Грузии и в Закавказье в целом с положением на российском Северном Кавказе.

Российско-грузинские торгово-экономические отношения развиваются не просто. Оборот взаимной торговли в конце 90-х годов существенно сократился и составил, по предварительным оценкам: в 1999 году - 172,5 миллиона долларов против 290 миллионов в 1997-м, 265,4 миллиона долларов в 1998 году (см. рис.2.1). При этом доля России во внешней торговле Грузии продолжает падать, в то время как, например, доля Турции - расти.

Вообще говоря, доля Грузии во внешнеторговом балансе России ничтожна - 0,6 процента. В то же время Грузии российский рынок жизненно необходим: более 20 процентов учтенного грузинского товарооборота падает на Россию и, как считают эксперты, значительно больший объем неучтенного. На Россию приходится 53 процента учтенного экспорта чая, 72 - вина, 80 - минеральной воды “Боржоми”, 90 процентов - ферроспланов. Учитывая, что ассортимент грузинского экспорта, по существу, этим и ограничивается, торговать ей больше нечем и не с кем

 

Т

     
 

 

 


                                                                                                          гг.

Рис.2.1.Оборот взаимной торговли России и Грузии

в конце 90-х годов

 

 

Российский экспорт в основном базируется на ключевых, жизненно важных для самого существования республики позициях - поставках электроэнергии и газа (от Турции и США этот товар Грузия не получит).

Вообще говоря, поддержание такой важной отрасли жизнеобеспечения страны, как энергетика, в рабочем состоянии, в значительной степени зависит от России, которая до сих пор почему-то не превратила её в серьезный рычаг российской политики на южном направлении. Прекращение либо возобновление российских поставок электроэнергии, нефти и газа не увязываются с политическими процессами в двусторонних отношениях. Между тем, наблюдатели считают, что уменьшение Россией поставок газа и электроэнергии в находящуюся в долговой яме Грузию неизбежно сказалось бы на политической ситуации в республике и на позиции грузинского руководства в отношении нашей страны.1

Россия заинтересована во взаимовыгодном сотрудничестве с Грузией по вопросам транспортировки энергоносителей из каспийских месторождений. Вместе с тем приходится констатировать, что в этих вопросах Тбилиси отдает предпочтение своим партнерам в ущерб России. В этих условиях Россия направляет усилия на то, что бы сохранить контроль странами региона над энергоресурсами Каспия и одновременно избежать соперничества с Западом на черноморско-каспийском пространстве.

 


Грузино-абхазский конфликт

Осложняющим в двусторонних отношениях обстоятельством является то, что Тбилиси увязывает дальнейшее углубление российско-грузинского сотрудничества с урегулированием грузино-абхазского конфликта исключительно по собственному сценарию. В результате тупиковая ситуация в конфликте сохраняется, а конца ему не видно. По существу, весь комплекс двусторонних связей с Россией и в рамках СНГ Тбилиси рассматривало прежде всего в интересах получения односторонних выгод в процессе восстановления суверенитета над всей ее территорией.

Несмотря на громадный вклад российских миротворцев в поддержание мира между Тбилиси и Сухуми, выполнение ими в сложных условиях своих обязанностей в полном объеме в соответствии с предписанным статусом нейтрального посредника (в том числе ценой немалых потерь в личном составе - за четыре года погибло 65 российских солдат - и значительных финансовых затрат, которые Россия несет в одиночку), грузинское руководство постоянно выражало недовольство их действиями, пытаясь возложить на них не свойственные им функции по принуждению Абхазии к принятию условий урегулирования, которые ей навязывает Тбилиси. Требуя вывода российского миротворческого контингента, власти республики готовили почву для замены российских миротворцев на многосторонние силы по поддержанию мира под эгидой ООН1. При этом, как вариант, рассматривался и план принуждения Абхазии по боснийскому или косовскому сценарию. Между тем, исходя из складывающейся обстановки, можно было предположить (и это подтверждали высказывания серьезных грузинских и абхазских политиков, а также командования миротворческими силами), что вывод российских миротворцев из зоны конфликта неизбежно должно привести к новой войне. Не в этом ли заключается тайный замысел Тбилиси?..

Грузинским руководством уже сейчас создавались условия, значительно затрудняющие жизнедеятельность российских военных объектов в Грузии и Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ) в целом.

Таким образом налицо последовательная и целеустремленная политика грузинского руководства, направленная на вытеснение российских вооруженных сил из Закавказья, создание таких условий, при которых России просто ничего не оставалось бы, кроме как закрыть свои военные базы в Грузии и вывести все свои воинские части за пределы этой страны.

Вывод российских войск с грузинской территории будет способствовать укреплению как в Грузии, так и в Закавказье в целом американских и турецких позиций, вытеснению России из региона, возникновению угроз ее национальной безопасности на южном направлении, что приобретает особую опасность в свете расширения НАТО на восток1.

Правящая элита, западные партнеры Грузии, средства массовой информации действовали и действуют в настоящее время настолько скоординированно, что не остается никаких сомнений: в стране ведется активная пропагандистская кампания по дискредитации России, что бы заставить население поверить в то, что альтернативы сближению с США и НАТО у Грузии нет. Думать о том, насколько отвечает такая альтернатива национальным интересам Грузии, здесь не хотят.

 

Особые отношения с СНГ

Своеобразен подход Грузии к развитию ее отношений со странами СНГ. По мнению Тбилиси, необходимо новое переосмысление путей и методов интеграции на постсоветском пространстве, а самому Содружеству еще предстоит определить свою роль в формировании будущего стран-участниц1. В конце 1999 года Грузия впервые внесла взносы в СНГ, что вроде бы свидетельствует о ее намерении не порывать с Содружеством. Однако главная цель ее присутствия в этой организации - добиться усиления роли СНГ в урегулировании абхазской проблемы. Президенту Шеварднадзе понравилась идея создания оперативной группы СНГ для ежеквартального рассмотрения хода урегулирования конфликта. Грузинская сторона, по видимому, намерена использовать механизмы Содружества для того, чтобы воспрепятствовать введению визового режима на границе с Грузией, открытой для проникновения чеченских боевиков. Эта предложенная Россией мера вызвала в Грузии крайнюю обеспокоенность и нервозность, поскольку может поле конец бесконтрольному пересечению границы грузинскими гражданами, которых на территории России насчитывается свыше одного миллиона, и паразитированию Грузии за счет российского рынка.

Откровенная слабость до последнего времени президентской власти в России негативно сказывалась на престиже Россию в ближнем зарубежье, и в первую очередь, в Грузии, где антироссийская риторика перешла всякие границы. В связи с этим российский МИД был вынужден в конце 1999 года выступить с решительным заявлением против инсинуаций официального Тблиси по поводу позиций и действий России в Чечне. Это важный шаг, свидетельствующий о том, что теперь, с приходом В. Путина, Россия не будет торговать своими политическими и экономическими интересами ради

слишком дорогостоящей “личной дружбы” с представителями бывшей советской номенклатуры, среди которой оказалось немало тайных скрытых “диссидентов”. Но это пока только наше предположение...

 

 

Заключение

 

Ключевым государством в Закавказье в настоящее время считается Грузия, которая имеет специфическое географическое положение, богатое историческое наследие, высокий уровень культуры и образования населения и авторитет на Западе нынешнего грузинского руководства. Отношения с Грузией важны для России, поскольку они в значительной мере воздействуют на всю нашу политику в этом регионе.

Обострение экономической ситуации и неблагоприятное финансовое положение обострили в конце 90-х годов социальные проблемы внутри страны.

Вместе с тем, все более становится очевидным антироссийская направленность деятельности грузинского руководства. Расстановка политических сил показывает, что и по настоящее время идет ожесточенная борьба за власть, хотя итоги последних парламентских выборов говорят о попартии власти.

Серьезным фактором, подрывающим внутриполитичекую жизнь страны является стремление регионов к обособлению и суверенитету. Острейшей проблемой оставалось сохранение государственной и территориальной целостности Грузии. Главными дестабилизирующими факторами в этой проблеме - абхазский и южноосетинский конфликты. Война привела к фактическому выходу Абхазии и Южной Осетии из состава Грузии.

Принятая в 1997 году “Концепция укрепления стабильности общественной жизни, государственного суверенитета и безопасности, восстановления территориальной целостности Грузии” определяет европейскую ориентации политики Грузии.

Вместе с тем, наша страна ставит целью поддержание с Грузией отношений стратегического партнерства и добрососедства. При этом в расчет принимается объективная взаимосвязь ситуации в Грузии и в Закавказье в целом с положением на российском Северном Кавказе.

Так называемый “фактор Путина” в конце 90-х годов внес некоторые коррективы в позицию грузинских руководителей, в том числе и в чеченском вопросе. Однако предстоит еще приложить немало усилий в том, чтобы возродить между Россией и Грузией подлинно дружеские и взаимовыгодные отношения. Сформулированные предложения по развитию таких отношений показывают основные направления политики нашего государства во всех сферах деятельности


 

Список источников и литературы:

1.Арутюнян Ю.В. Грузия: перемены в общественном сознании// Социс. 1997.№12. С. 71-76.

2. Борисов И.Н. Грузино-Осетинский конфликт //Азия и Африка сегодня.2001.№ 4.С 2-8.

3.Гласность: Насущные вопросы и необходимые ответы/ под ред. Старкова В.А. М.: Политиздат, 1989.-с.431-433.

4.Гушер А.В. Утраченное доверие //Азия и Африка сегодня. 2000. № 6.С 2-9.

5.Гушер А.В. Утраченное доверие //Азия и Африка сегодня. 2000. № 7.С 10-18.

6.Искандарян А.А. Три вопроса из Цхинвала или Пока вновь не спущен курок…//Новое время.1997.№20.С10-14.

7.Ковалев Б.Н. Миротворческие операции в СНГ. - Независимое военное обозрение.28 ноября 1998г.

8. Межнациональные отношения в России и СНГ.- М:1998.С.321.

9.Папава В.В. О ходе реформ и перспективах развития экономики Грузии// Общество и экономика.1998.№2.С29-30.

10.Страны мира: Энциклопедический справочник. - Смоленск.: Россия, 2001.-С.24.

11.Филосовский словарь/ под ред. Пчелкина В.В. – М: Русский язык, 1979. С.398.

12. Шимов Я.И. Потерянный край. - Известия. 31 января 1998 г.

 

 


[1].Арутюнян Ю.В. Грузия: перемены в общественном сознании// Социс. 1997.№12. С. 71-76.

 

[2].Папаева В.В. О ходе реформ и перспективах развития экономики Грузии// Общество и экономика.1998.№2.С29-30.

 

[3] 3.Гласность: Насущные вопросы и необходимые ответы/ под ред. Старкова В.А. М.: Политиздат, 1989.-с.431-433.

 

1 Гушер А.В. Утраченное доверие //Азия и Африка сегодня. 2000. № 6.С 2-9.

 

2 Борисов И.Н. Грузино-Осетинский конфликт //Азия и Африка сегодня.2001.№ 4.С 2-8.

 

3 Шимов Я.И. Потерянный край. - Известия. 31 января 1998 г.

 

1.Гушер А.В. Утраченное доверие //Азия и Африка сегодня. 2000. № 6.С 3

 

1 Арутюнян Ю.В. Грузия: перемены в общественном сознании// Социс. 1997.№12. С. 73-74.

 

1 .Гушер А.В. Утраченное доверие //Азия и Африка сегодня. 2000. № 7.С 14.

 

1 Папава В.В. О ходе реформ и перспективах развития экономики Грузии// Общество и экономика.1998.№2.С29-30.

 

1 Гушер А.В. Утраченное доверие //Азия и Африка сегодня. 2000 № 7.С 17.

 

1.Гушер А.В. Утраченное доверие //Азия и Африка сегодня. 2000.№ 7.С 14-15.

 

1 Ковалев Б.Н. Миротворческие операции в СНГ. - Независимое военное обозрение.28 ноября 1998г.

 

1  Межнациональные отношения в России и СНГ.- М:1998.С.321.

 

1 Гушер А.В. Утраченное доверие //Азия и Африка сегодня. 2000.№ 7.С 17.

 



МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Исторический факультет

Кафедра Новой и Новейшей истории

Дата: 2019-05-28, просмотров: 231.