Внутриполитическая обстановка в Грузии в 90-е годы характеризовалась как сложная и противоречивая. В значительной мере она формировалась под влиянием растущей социально-экономической напряженности, кризисного состояния экономики республики, сохранения и периодического усиления настроений региональной обособленности, удаления национальных районов и политико-административных образований страны от Тбилиси, а также отсутствия видимых перспектив урегулирования грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов. Обострению политической ситуации в Грузии способствовало противостояние главных политических сил страны в ходе президентских выборов.
Общая экономическая ситуация в Грузии в 90-е годы ухудшилась. Не работало большинство предприятий, страну преследовал многолетний энергетический кризис, нередки были перебои с обеспечением населения электроэнергией, теплом, водой, росли цены на бензин, керосин другие виды топлива. Собственный урожай зерновых обеспечивал лишь немногим более трети потребностей. Сделанные осенью 1999 года предвыборные заявления ее руководства об успехах в экономике республики оказались блефом, так же как и обещания правящей партии погасить все задолженности по зарплатам и пенсиям. Более того, во многих районах и сферах хозяйства долги не только не сокращались, но даже и росли.
Крайне неблагоприятным оставалось финансовое положение республики. Надежды на улучшение ситуации были связаны в основном с ожиданием новых займов и кредитов от международных организаций. В 1999 году один лишь Всемирный банк выделил Грузии 100 миллионов долларов. Относительная устойчивость достигалась исключительно за счет заимствований, хотя уже сейчас внешний долг Грузии превысил три миллиарда долларов.
О кризисных тенденциях в экономике Грузии красноречивее всего говорят данные о динамике инвестиций и внешнеторгового оборота. Так, в 1999 году объем инвестиций в экономику страны по сравнению с 1998 годом снизился на 43 процента; при этом доля иностранных заимствований в основной капитал составила 42,7 процента от всех инвестиций. В общем объеме иностранных инвестиций на долю отдельных стран пришлось: США - 30,4 процента, Австралии - 13,3, Великобритании - 12,5, Азербайджана и России - по 6,2, Норвегии - 5,3 процента (см. рис. 1.1.).
Усилившийся в 90-е годы вслед за российским экономический кризис, безудержный рост цен серьезно обострили социальные проблемы. Нищенские зарплаты и пенсии (не более семи-десяти долларов) не обеспечивали даже минимального уровня жизни. Счета за электроэнергию были способны оплатить лишь 13 процентов населения. Доход, превышающий прожиточный минимум, имели менее трети граждан. Из-за остановки большинства промышленных предприятий многие горожане остались без работы. Более
Рис.1.1. Доля отдельных стран в общем объеме иностранных
инвестиций в экономику Грузии в 1999 году
миллиона грузин покинули страну в поисках заработка. Социальную напряженность усиливают около 300 тысяч беженцев, коррупция и преступность.
Львиная доля более чем скромного несбалансированного бюджета уходило на содержание административного аппарата и силовых структур. Небезынтересно, что каждый четвертый трудоспособный мужчина состоял в полиции, армии, госбезопасности, охранной структуре и т.д., зачастую без содержания, но с правом пользоваться служебными полномочиями.
Невиданных масштабов достигла коррупция. Все приносящие какой-либо доход сферы коммерческой деятельности были поделены и розданы в управление влиятельным кланам, близким к политической элите. Стремясь отгородиться от вопиющего беспредела по разграблению собственности, Э. Шеварднадзе вынужден признать коррупцию в качестве главного внутреннего зла, парализовавшего еще не состоявшуюся и уже дышащую на ладан рыночную экономику. Он объявил о “предстоящем историческом сражении с коррупцией и мафией”. Между тем, многие эксперты полагают, что один из главных и самых состоятельных кланов - именно клан Шеварднадзе, который контролирует большинство наиболее прибыльных отраслей экономики, поэтому в Грузии мало кто верит в успех антикоррупционных мер.
В конце столетия правительство Грузии продолжало курс рыночных реформ и приведения законодательства страны в соответствие с рекомендациями МВФ, других международных финансовых, экономических и правовых институтов. Однако, несмотря на попытки вывести страну из системного кризиса, позитивные изменения были ничтожны. В этой обстановке грузинское руководство вынуждено лавировать, усиливать идеологический, пропагандистский компонент своей внутренней политики, в которой начинает доминировать антироссийская тенденция. Тем не менее, в целом, несмотря на развитие кризисных явлений и рост недовольства в обществе, благодаря сосредоточению всех рычагов власти в одних руках, позиции Э. Шеварднадзе и возглавляемого им “Союза граждан Грузии” остаются и в настоящее время достаточно сильными, что продемонстрировали итоги голосования и расстановка сил в новом парламенте, а также выборы Шеварднадзе президентом на новый срок.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 218.