Окружение молодого царя
"Воспитателем был боярин Борис Иванович Морозов, проведший при нем безотлучно тринадцать лет. Молодой Алексей сильно привязался к своему воспитателю; царь Михаил также очень любил и уважал Морозова и, умирая, поручил ему сына. Морозов был человек умный, ловкий, по тому времени образованный, понимавший новые потребности государства, но не умевший возвыситься до того, чтоб подчинить свои частные интересы общему. В самом начале царствования можно было видеть, что правление находится в руках человека, умеющего распоряжаться умно и с достоинством: немедленно были решены два тяжелых дела, оставшихся от предшествовавшего царствования: королевич Вальдемар был с честью отпущен в Данию, Луба - в Польшу. Самое сильное влияние после морозова оказывал думный дьяк Назар Чистой, бывший прежде купцом в Ярославле.Морозов и Чистой пользовались, как говорят, советами заводчика Виниуса: первый пример иностранца, получившего влияние на государственные дела."
Здесь можно заметить, что первые годы царствования Алексей Михайлович не имел непосредственной власти, не распоряжался самостоятельно делами, но около него находились грамотные люди. в частности хороший управленец Морозов, к которому Алексей Михайлович был предан до смерти боярина в 1661 году. Кроме того, юный царь не оказался в положении Ивана Грозного, не был свидетелем борьбы за власть, а значит, его сердце не было ожесточено. Однако при таких обстоятельствах нашлось немало желающих нажиться, то были: И.Д. Милославский, судья земского приказа Леонтий Плещеев, пушкарского - Траханиотов. Это неизбежно вызвало волнения народа и "Соляной бунт", в ходе которого Алексею Михайловичу пришлось впервые себя проявить.
Ещё более царь проявил себя, когда не успокоился по прекращению бунта, а решил бороться с его причинами - вскоре появилось "Соборное Уложение".
Вскоре, после ухода Морозова на второй план, его место занял Никон - священник, на которого особое внимание обратил сам молодой царь, когда тот был в Москве. По своей молодости и религиозности Алексей Михайлович быстро подпал под сильное влияние Никона. В 1652 году Никон был избран в патриархи на своей правде, причём царь, лёжа на полу в Успенском соборе вместе с толпой и боярами, умолял Никона принять этот пост. Никон спрашивал: Будут ли почитать его как архипастыря и отца, и дадут ли ему устроить церковь?- Все клялись, что будут. Наверное здесь Никон впервые проявил перед всеми свой властный характер, что приведёт в дальнейшем к известному конфликту.
Сергей Михайлович Соловьёв, как мне кажется, определил первые девять лет царствования Алексея Михайловича - до тринадцатилетней войны, как молодость царя, время, когда его личность ещё не сформировалась, когда он был подвержен влиянию других людей. Он был аккуратен, скромен, предан, боялся обидеть кого-либо. Но многое изменится, когда его дух закалиться под стенами Смоленска, у границ польских земель.
Женитьба
В начале 1647 года царь задумал жениться; из 200 девиц выбрали шесть самых красивых, из этих шести царь выбрал одну: дочь Рафа, или Федора, Всеволожского; узнавши о своем счастье, избранная, от сильного потрясения, упала в обморок; из этого тотчас заключили, что она подвержена падучей болезни, и несчастную вместе с родными сослали в Сибирь, откуда уже в 1653 году перевели в дальнюю их деревню касимовского уезда. От первого брака, на Марье Ильиничне Милославской, царь имел шесть дочерей и пять сыновей; но все сыновья отличались болезненностию; двое царевичей - Димитрий и Алексей - умерли при жизни отца и матери; в марте 1669 года умерла царица Марья Ильинична; за нею в том же году последовал третий царевич, Симеон. 22 января 1672 года Алексей Михайлович женился в другой раз, на Наталье Кирилловне Нарышкиной, воспитаннице думного дворянина Артамона Сергеевича Матвеева.
Любопытно, что и здесь С.М. Соловьёв связывает "западничество" и склонность к преобразованиям Петра с личностью его деда по материнской линии - А.С. Матвеева: "В продолжение нашего рассказа мы часто встречались с Матвеевым, одним из самых приближенных людей к царю. Недостаточность источников неофициальных, именно записок (мемуаров), не дает нам возможности объяснить, каким образом дьячий сын Матвеев мог приблизиться к царю и сделаться его другом. Если можно догадываться, то, по всем вероятностям, это сближение произошло посредством Морозова. Матвеев, подобно Ордину-Нащокину, Ртищеву и другим видным лицам царствования Алексея Михайловича, отличался любовию к новизнам иностранным: дом его был убран по-европейски, картинами, часами; жена его не жила затворницею, сын получил европейское образование; из дворовых людей своих Матвеев составил труппу актеров, которые тешили великого государя театральными представлениями. "Это типично для великого историка, который определил поиск причин явлений в их связи главной задачей своего титанического труда.
Начало войны
Еще летом 1653 года государь почел нужным внушить войску о возможности скорого похода; 28 июня он делал смотр своему двору на Девичьем поле. В начале 1654 года началось движение войск: 27 февраля отпущен был в Вязьму наряд с боярином Далматовым-Карповым; 15 марта в присутствии казацких послов был смотр на Девичьем поле рейтарскому и солдатскому ученью; 17 марта был повещен поход в Брянск князю Алексею Никитичу Трубецкому с товарищами. 23 апреля в Кремле было большое торжество по поводу отпуска и угощения Трубецкого. Начало войны было очень успешным, были взяты: Невль, Белая, Дисна, Орша, Гомель, Могилёв, Чечерск, Шклов, Друя. Самым же главным событием было взятие Смоленска войсками, которые возглавлял сам царь Алексей. Несколько огорчала крайняя медлительность, иногда даже бездеятельность Хмельницкого.
Так или иначе, к 1656 году, благодаря успехам Бутурлина, Шереметева, Черкасского, Борятинского, Россия овладела большей часть территории Речи Посполитой. Но в это время у Москвы появился соперник – король Шведский Карл Десятый Густав, воспользовавшись бедственным положением Польши вторгся в неё, овладел Варшавой и Краковым, Ян Казимир был вынужден бежать в Силезию. Это было покушением не только на существование Речи Посполитой, но и на завоевания Москвы, таким образом новая война была неизбежна. Летом 1656 года Швеции была объявлена война, а в октябре было заключено перемирие с Речью Посполитой.
Так прошли первые два года тринадцатилетней войны. Сергей Михайлович Соловьёв описывает подробно всю стратегическую карту, действия воевод. Он признаёт эти два года самыми удачными, объясняя это неистощенной ещё казной, бодростью духа, воодушевлением от побед. Далее война стала затягиваться в бесконечность.
1656-1662 Война со Швецией также началась удачно, были взяты города Кокенгаузен и Динабург. Примечательно, что Соловьёв повествуя о донцах, посланных промышлять против шведов на берег Финского залива, так упоминает об этом месте: “Где только спустя полвека суждено было встать русским твёрдою ногою”. 23 августа сам царь осадил Ригу, но вынужден был отступить. Вскоре был взят Дерпт, но на этом все приобритения в Ливонии завершились.
В 1657 году умер Богдан Хмельницкий. Новым Гетманом был избран бывший шляхтич, а потом писарь Хмельницкого Иван Выговский. Собственно, его предательство, а также патриотический подъём населения позволили Польше возобновить войну. 29 июня 1659 года Иван Выговский (16 тысяч войска) с крымским войском под командованием Мехмеда IV Гирея (30 тысяч) под Конотопом нанёс поражение отряду русского войска, состоявшему из конницы князей Пожарского и Львова (4-5 тысяч сабель), а также казаков наказного гетмана Войска Запорожского Ивана Беспалого (2 тысячи сабель). Но после нападения запорожского кошевого атамана Ивана Серко на ногайские улусы союзники крымского хана ногаи, составлявшие более половины его войска, ушли защищать свои кочевья, и Мехмед IV Гирей вынужден был уйти в Крым, оставив Выговского одного. Осенью 1661 году русская армия потерпела поражение при Кушликах, зимой 1662 — потеряли Могилёв, летом — Борисов, и за ними оставалась только территория в районе Витебска. Большое влияние на неудачи русского войска оказали внутриполитические волнения в России — экономический кризис, Медный бунт, Башкирское восстание. В этот период продолжается героическая полуторогодовая оборона Вильны русским гарнизоном. Русские отбили пять приступов и сдались только в ноябре 1661 года, когда в живых осталось только 78 защитников крепости.
Что касается Швеции, то после 1658 года, когда была возобновлена война с Польшей, стало невозможно и бессмысленно воевать на два фронта. В 1658 году состоялось Валиесарское перемирие, которое предусматривало сохранение Россией части территорий в Ливонии, но в 1661 году Россия не смогла подписать вечный Кардисский мир на тех же условиях, по причине угрозы войны на два фронта, в итоге были потеряны все завоевания в Ливонии.
С.М. Соловьёв сетует на то, что война зашла в тупик, превратилась в бессмысленное кровопролитие, не имевшее конца и рисует очень мрачную картину: ” Мир был тяжёлый, потому что условиями своими вполне отражал бесплодность войны. Но при тогдашних обстоятельствах возможность окончательно развязать руки относительно Швеции была благодеянием для Москвы: Малороссия опять волновалась, Польша брала верх, боярин московский сидел в оковах у крымского поганца, война затягивалась в бесконечность, и казна царская пустела всё более и более”.
Церковный раскол
Русь восприняла христианство из Византии, только Византия была её наставником в духовных делах. Более того, основа русской культуры – то есть книги, храмовое строение, иконопись - также была заимствована из православной Греции. В свою же очередь Россия внесла очень мало нового, безнадёжно отставая по развитости культуры, как от Византии, так и от стран Западной Европы. И, несмотря на то, что после падения Восточной Римской Империи Москва провозгласила себя третьим Римом, центром всего православного мира, отсталость эта, выраженная, в том числе и в недостаточной грамотности духовенства, не давала России средства быть источником «правоверного» учения, духовным знаменем. Находящийся под властью турок-мусульман Константинополь, по-прежнему оказывал огромное влияние на Москву и, в конечном счёте, определял критерии истинности облика православия.
Окостенелость, невосприимчивость к новизнам были чертой и всего русского общества, вот, что пишет по этому поводу С.М. Соловьёв: “Горизонт русского человека был до крайности тесен, жизнь проходила среди немногочисленного ряда неизменных явлений; эта неизменность явлений необходимо приводила к мысли об их вечности, божественном освящении, они получали религиозный характер, религиозную неприкосновенность, изменение их считалось делом греховным: так жили деды и отцы, изменение их образа жизни есть греховное оскорбление их памяти. При отсутствии просвещения, дающего возможность различать существенное от несущественного, перемена во внешнем, могущем изменяться, кажется изменением существенного, изменением религии; мысль, что перемена есть исправление, не допускается: предки, святые отцы так молились и спаслись, угодили Богу, прославились чудесами, а теперь говорят, что надобно молиться не так; говорят, что святые молились не так, как надобно!” Из этого высказывания видно, что Соловьёв объясняет возникновение сильного противления реформам крайней консервативностью быта русского народа, неприятием перемен. В этом можно усмотреть и параллели с эпохой Петровских реформ, их необходимостью, а там вера играла не последнюю роль, вспомнить хотя бы то, как часто реформатора называли антихристом.
В то время, как Никон занял патриарший престол назрели острые проблемы: ошибки в богослужебных книгах, несогласованность и беспорядочность ведения службы в храмах, происходили споры и по другим обрядовым вопросам. Решили исправлять, исправителями были: Иван Неронов, Аввакум, Лазарь и другие. В своих исправлениях они не отходили от принципов стоглавого собора, подтвердили двуперстное сложение и сугубое аллилуйя. В итоге книги были признаны не исправленными, а испорченными. На соборе русской церкви 1654 года патриарх Никон предложил новые богослужебные книги вместо старых, которые и были приняты.
Соловьёв в целом положительно относится к реформе: «Мудрёный вопрос о книжном исправлении не мог быть доступен многим, но лучшим людям бросался в глаза страшный беспорядок в богослужении: в одно время в церквах пели и читали в два, в три и несколько голосов, так, что ничего нельзя было разобрать…» Но он осуждает самого патриарха, поведение которого привело в дальнейшем ко многим бедствиям. Во-первых очевидно различие между духовным сознанием русского патриарха и константинопольского. Когда Никон просил мнение последнего по поводу обрядового вопроса, тот «высказывал взгляд греческой церкви на обряд как на несущественную часть религии, могущую иметь и имевшую разные формы. Что касается ответа на вопрос о троеперстии, то Паисий уклонился от определённого ответа, ограничившись лишь объяснением того смысла, который греки вкладывают в троеперстие. Никон понял в желательном ему смысле ответ Паисия, так как не мог возвыситься до греческого понимания обряда. Паисий же не знал обстановки, в которой проводилась реформа и той остроты, с которой ставился вопрос об обрядах. Греческий богослов и русский книжник не могли понять друг друга». Во-вторых Соловьёв обвиняет Никона во властолюбии и злостной неумеренности характера: «Никон не был из числа тех людей, которые умеют останавливаться, не доходить до крайности, умеренно пользоваться своей властью. Необыкновенное счастье разнуздало его совершенно и неприятные стороны его характера выступили резко наружу. При недостатке христианского начала, духа кротости и смирения, обстановка святительской власти, глубокое уважение со стороны царя и всех подражавших царю легко отуманили Никона, заставили его считать себя вязателем и решителем во всех делах, обладающим высшими духовными дарами.» Это привело к конфликту с царём, удалению самого Никона и усугубило церковную реформу. Имеются в виду меры, которые принимал Никон против старых порядков, как например надругание над иконами. Соборы 1666 и 1667 годов уже без Никона определили новые обрядные правила, основные из которых – это троеперстное сложение и тройное «аллилуйя», и книжные исправления.
Церковный раскол привёл к расслоению общества лишь на время, навёл порядок в богослужении, что стало одним из символов обновления России. Так и с точки зрения С.М. Соловьёва это явление имело весьма прогрессивный характер.
Народные бунты
Царствование Алексея Михайловича известно своим неспокойствием, постоянным народным волнением, бунтами и даже особого рода внутренней войной. Основной причиной были тяжёлые налоги, лёгшие на тягловое население, которое должно было обеспечивать средствами государство в условиях опустошения казны слишком длительной войной, а также повинности крепостных крестьян, заставлявшие их бежать на Дон, на Волгу, где этих вольных беглецов к тому времени накопилось уже много.
Соляной бунт
В 1648 году, вскоре после взошествия Алексея Михайловича на престол произошёл «соляной бунт». Дело в том, что соль тогда была основным консервантом, а на неё был наложен высокий налог, вследствие чего продукты быстро портились, повышались и другие налоги. Недовольство населения возрастало, а непосредственным толчком приведшим к бунтом стали уже упомянутые ранее злоупотребления высокопоставленных служащих – начальников приказов и политика Морозова.
Толпа требовала расправы отставки судьи Земского приказа Леонтия Плещеева и других виновных в повышении налогов и, что примечательно, стала расходиться после обещания царя выполнить данную просьбу. Но, когда приближённые Плещеева стали отчитывать народ, бить людей нагайками, те рассвирепели, и в итоге дело закончилось смертью Плещеева, отставкой Морозова и разорением многих домов придворных людей.
С.М.Соловьёв видит несколько причин случившегося бунта, среди которых самая интересная «намекает» на принятый вскоре судебник: «Внутреннее состояние Московского государства было далеко не удовлетворительно: народ томился под тяжестью налогов, купечество было бедно вследствие той же причины, вследствие физических бедствий – неурожая и скотского падежа, наконец, вследствие дурного состояния правосудия»
Медный бунт
«Медный бунт», произошедший в Москве в 1662 году, был следствием усталости страны от войны с Речью Посполитой. Соловьёв так начинает повествование: “Неудачный поход на Ригу был началом несчастий, смуты малороссийские затянули войну, принявшую дурной оборот: Конотоп, Чудново, поражения Хованского тяжело отдавались в Москве и хотя не имели таких гибельных следствий, каких можно было ожидать с первого взгляда, однако война продолжалась и не видно было ее конца - страшное бедствие для государства бедного, малонаселенного, которое едва успело оправиться после Смутного времени, в котором недавно еще происходили волнения вследствие тяжкого состояния промышленного класса, которое недавно опустошено было моровою язвою. ”В общем, Соловьёв говорит о недостаточной прочности государства, но за этими словами можно усмотреть ещё одно важное положение – «Россия молодая», явно, что речь идёт не о возрасте страны, но о новых её качествах, которые зарождались в то время и нашли своё развитие во время правления Петра Великого.
Теперь перейдём к непосредственным причинам бунта. Торговые люди были истощены выплатой пятой деньги на жалованье войску, несмотря на то, что и тому сильно недоставало средств. Чтобы исправить положение, государь, по совету Ртищева, приказал выпускать медные деньги по стоимости серебряных, но через некоторое время это вызвало рост цен. Помимо необеспеченности стоимости самих монет, рост цен был вызван незаконной чеканкой. В этом злодеянии опять были повинны государственные служащие, которые ещё и позволяли богатым торговым людям чеканить фальшивые купюры за взятки. То были: И.Д. Милославский, Василий Шорин, сам Ртищев и многие другие. Как и во время Соляного бунта, толпа требовала от государя устроить сыск и вновь удовлетворившись согласием его разошлась с миром. Но нашлась вторая более рьяная толпа, против которой было употреблено стрелецкое войско.
В 1663 году вышел царский указ, возвращавший в хождение серебряные деньги и запрещавший медные. Судя по всему, Соловьёв считает этот бунт логичным следствием общего состояния Московского государства середины семнадцатого века в связи с трудностями, которые пришлось ему преодолевать, естественно затрачивая свою прочность, ресурсы.
Соборное уложение.
В 1649 году было издано Соборное Уложение – свод законов и положений, ценнейший памятник древнерусского права. Алексей Михайлович увидел необходимость упорядочить все раннее принимавшиеся нормативно-правовые акты (выражаясь современным языком).
Соборное положение охватывало разные отрасли права, подробно рассматривая каждое.
Например в государственном праве определялся статус главы государства — царя, самодержавного и наследного монарха, в уголовном праве преступления разделялись на преступления против церкви, государственные, против порядка управления, должностные, против личности и другие.
Таким образом, с точки зрения юридического мастерства и грамотности Соборное Уложение выполнено для своего времени профессионально и его можно рассматривать очень подробно, с разных сторон, в смысле значения для русской истории.
Но к сожалению, Сергей Михайлович Соловьёв не сделал этого. В 59 главе 1 части «Истории России с древнейших времён» даются причины принятия уложения, суть процесса самой работы по созданию, общее положение о том что же собственно такое Соборное положение и пример жалобы на белые слободы, которую государь принял и запретил белые слободы, всё тяглое население городов вновь стало принадлежать царю, платило обычное тягло. Можно сказать, что в данном труде учёного юридический вопрос рассмотрен не достаточно подробно.
Экономическое развитие.
Во время царствования Алексея Михайловича экономика развивалась: формировался всероссийский рынок, происходила специализация районов, существовали крупные ярмарки (Ирбитская, Нижегородская), развивалось мануфактурное производство на основе разделения труда, были приняты протекционистские торговые уставы.
С.М. Соловьёв рассказывает о направлениях ведения торговли русскими купцами. О том, что они не могли выдерживать конкуренции с европейскими купцами по причине собственной неграмотности и просили помощи у государя, тот в свою очередь запретил иностранным купцам торговать оптом, торговать с нерусскими купцами, установил пошлины не только на ввоз товара в страну, но и за проезд внутрь страны на определённое расстояние.
С.М. Соловьёв упоминает о принятии торгового устава, но слабо освещает другие компоненты развития экономики, в чём некоторые усматривают недостаток “Истории России с древнейших времён”
Заключение
Сергей Михайлович Соловьёв очень подробно изучил царствование Алексея Михайловича, потому что именно к этому времени он протянул нити логической связи предметов и явлений со времён Древней Руси. Всё повествование этого великого учёного пронизано объяснением причин того или иного исторического события. Соловьёв рассказал о значении географических условий в истории России, детально изучил историю Украйны (разумеется не в смысле госуарства) как очень важной составляющей самой России. Объяснил, как сформировались, сословия, систематизировал и обосновал огромный исторический материал, бывший несвязным до появления его труда. Завершение царствования Алексея Михайловича С.М. Соловьёв считает завершением истории древней России, вручая, таким образом, всю ответственность и славу за новую Россию преобразователю Петру Великому.
Царствование Алексея Михайловича в “Истории России с древнейших времён” Сергея Михайловича Соловьёва
Работу выполнил
ученик 119 группы
общеэкономического факультета
Воротников М.П.
2010
Царствование Алексея Михайловича в “Истории России с древнейших времён”
Сергей Михайлович Соловьёв и "История России с древнейших времён."
Сергей Михайлович Соловьёв (1820-1879) - крупнейший и самый знаменитый историк России - родился в Москве в семье священника. Глубоко религиозное воспитание глубоко отразилось на формировании личности будущего учёного и сказалось на том, какое значение он придавал религии в жизни народов, в особенности, когда дело касалось православия и России.
Интерес к области знаний, которой предстояло стать делом всей его жизни, обозначился у Соловьёва очень рано: к тринадцати годам он успел перечитать капитальный труд Н.М. Карамзина (1766-1826) "История государства Российского" не менее десяти раз.
В 1838 году Соловьёв поступил в Московский университет. Годы учёбы на первом отделении философского факультета (1838-1842) прошли у Соловьёва под сильным влиянием Т.Н. Грановского(1813-1855), профессора всеобщей истории, одного из основателей русской школы изучения европейского средневековья. Курс Грановского постепенно привёл Соловьёва к убеждению о необходимости изучать русскую историю в контексте общемировых процессов, отказавшись от соблазнительной мысли об обособлённости российского пути развития. Именно под влиянием лекций Грановского у Соловьёва возникло стремление рассматривать исторические события в непосредственной связи с духовной жизнью эпохи и устойчивый интерес к вопросам религии, права, политики, этнографии и литературы, который не покидал его на протяжении всей научной деятельности.
Закончив университет в 1842 году, Соловьёв отправился в поездку за границу в качестве домашнего учителя семьи графа А.П. Строганова. В течении двух лет он побывал в Германии, Бельгии, во Франции и в Чехии, слушал лекции многих именитых европейских учёных - выдающегося философа Фридриха Шеллинга (1775-1854), историка Леопольда Фон Ранке (1795-18860, географа Карла Риттера (1779-1859), широко применявшего географический фактор в объяснении исторических судеб народов. Это отразилось "Истории России с древнейших времён": "Задолго до начала нашего летоисчисления знаменитый грек, которого зовут "отцом истории", посетил северные берега чёрного моря; верным взглядом взглянул он на страну, на племена, в ней жившие, и записал в своей бессмертной книге, что племена эти ведут образ жизни, какой указала им природа страны.
Прошло много лет, несколько раз племена сменялись одни другими, образовалось могущественное государство, но явление, замеченное Геродотом, остаётся по-прежнему в силе: ход событий постоянно подчиняется природным условиям. " - Так начинает свой труд великий историк.
Вскоре после возвращения из-за границы в 1845 году он блестяще защитил магистерскую диссертацию "Об отношениях Новгорода к великим князьям" и стал преподавать в Московском университете русскую историю. Свою вторую книгу "История отношений между русскими князьями Рюрикова дома" соловьёв защитил в качестве докторской диссертации. В 1866 году его слушателем стал наследник престола, будущий император Александр ІІІ.
Согласно концепции Соловьёва, исследователь должен "не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм; не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин, прежде чем выделить его из общей связи событий и подчинить внешнему влиянию".
Эта концепция, воплощённая в "Истории России с древнейших времён", оказала громадное влияние на последующее развитие русской историографии. Прежнее деление на эпохи, основанное на внешних признаках, лишённое внутренней связи, потеряло смысл; его заменило членение истории по стадиям развития. Постепенный переход родового быта в государственный, последовательное превращение племён в княжества. а княжеств в единое государственное целое - вот, по мнению Соловьёва, основной вектор движения русской истории.
Государство по Соловьёву - это сам народ, нация в её развитии; одно неотделимо от другого. История России, таким образом, - это история государственности, но не правительства и его органов, как полагал Карамзин, а жизни народа в целом, во всех её общественно значимых проявлениях. Главный труд всей жизни Соловьёва, "История России с древнейших времён" как раз и представляет собой последовательную реализацию этой теории на конкретном историческом материале.
Около тридцати лет работал С.М.Соловьёв над этим трудом, славой его жизни и гордостью российской исторической науки. Окончательный объем этого труда - 13000 страниц.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 192.